Исследование компонентов структуры направленности личности подростков и юношей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:56, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является изучение структурных компонентов направленности личности подростков и юношей.
Объектом исследования является направленность личности.
Предметом исследования выступают компоненты структуры направленности личности в подростковом и юношеском возрастах.
Гипотеза: Мы предполагаем, что существуют различия в особенностях структуры направленности личности в подростковом и юношеском возрастах.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме направленности личности подростков и юношей;
2. Провести исследование структурных компонентов направленности личности подростков и юношей:
1) видов и типов направленности личности подростков и юношей (проявления направленности личности);

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа 2.doc

— 1.74 Мб (Скачать файл)

4. Среди терминальных ценностей на 1-м месте у подростков и юношей находится ценность «активная деятельная жизнь». У подростков наиболее значимые ценности распределились следующим образом: 2-е место – «свобода», 3-е место – «развитие». У юношей наиболее значимыми ценностями являются следующие: на 2-м месте – «красота природы и искусства», на 3-м месте – «здоровье».

5. Наименее значимыми для подростков являются ценности: «познание», «творчество», «жизненная мудрость», «материально обеспеченная жизнь». Наименее значимыми для юношей являются ценности: «счастливая семейная жизнь», «счастье других», «наличие хороших и верных друзей», « познание», «творчество». Эти ценности в иерархии ценностей стоят на последних местах.

6. Среди инструментальных ценностей  1-е место в подростковом возрасте занимает «аккуратность», 2-е место – «жизнерадостность», 3-е место – «воспитанность», «твердая воля» и «высокие запросы». В юношеском возрасте иерархия значимых ценностей следующая: 1-е место – «высокие запросы», 2-е место – «воспитанность», 3-е место – «аккуратность».

7. Наименее значимыми для подростков являются  ценности: «непримиримость к недостаткам в себе и других», «образованность», «рационализм», «самоконтроль», «терпимость». Наименее значимыми для юношей являются ценности: «честность», «рационализм», «эффективность в делах», «терпимость». Эти ценности в иерархии ценностей занимают последнее место.

8. При изучении  установок личности подростков  и юношей были получены значимые различия между выборками  по таким социально-психологическим установкам, как «результат», «эгоизм», «свобода» и «власть».

 

Выводы

1. Доминирующим типом направленности в подростковом является гуманистическая направленность с индивидуалистической акцентуацией и эгоцентрическая направленность с индивидуалистической акцентуацией. Тип направленности в подростковом возрасте обладает устойчивостью, определенным уровнем общественной значимости и широты.

2. Доминирующим  видом направленности в подростковом  возрасте является общественная направленность, т.е. направленность на других. Это говорит об устойчивости, широте и действенности направленности личности.

3. У подростков  доминирующим типом мотивации  является сотрудничество. Мотивы характеризуются устойчивостью, определенным уровнем общественной значимости и широты.

4. Значимыми  ценностями в подростковом возрасте  являются активная деятельная  жизнь и аккуратность. Ценности в подростковом возрасте характеризуются устойчивостью и определенным уровнем широты.

5. Доминирующими установками в подростковом возрасте являются установка на свободу, процесс и результат. Установки в подростковом возрасте характеризуются устойчивостью и определенным уровнем широты.

6. Доминирующим типом направленности в юношеском возрасте является гуманистическая направленность с индивидуалистической акцентуацией. Тип направленности в юношеском возрасте обладает устойчивостью, определенным уровнем общественной значимости и широты.

7. Доминирующим  видом направленности в юношеском  возрасте является личная направленность и направленность на дело. Это говорит об устойчивости, широте  направленности личности.

8. У юношей доминирующим типом мотивации является сотрудничество и приспособление. Мотивы характеризуются устойчивостью,  определенным уровнем общественной значимости и широты.

9. Значимыми ценностями в юношеском возрасте являются активная деятельная жизнь и высокие запросы. Ценности в юношеском возрасте характеризуются устойчивостью и определенным уровнем широты.

10. Доминирующими  установками в юношеском возрасте являются установка на свободу, процесс и результат. Установки в юношеском возрасте характеризуются устойчивостью и определенным уровнем широты.

11. Типы направленности  в подростковом и юношеском  возрастах характеризуются интенсивностью, устойчивостью, определенным уровнем общественной значимости и широты.

12. Виды направленности  в подростковом и юношеском  возрастах характеризуются устойчивостью, определенным уровнем общественной значимости и широты.

13. Мотивы направленности  личности в подростковом и юношеском возрастах характеризуются интенсивностью проявления, устойчивостью и широтой.

14. Ценности  в подростковом и юношеском  возрастах характеризуются устойчивостью и широтой.

15. Установки  в подростковом и юношеском  возрастах характеризуются устойчивостью и широтой.

 

 

 

 

 

Заключение

Проблема направленности является одной из важнейших в  психологии формирования личности. Подростковый и юношеский возраст являются особым возрастным периодом для формирования направленности личности. Здесь особую роль начинает играть социальная направленность, что особенно проявляется в старшем юношеском возрасте, когда человек открыт на общество. Подростковый и юношеский возраст являются сенситивными периодами, когда начинают устанавливаться мотивы, ценности и установки личности. Следовательно, происходит установление направленности личности.

В дипломной  работе рассмотрены особенности  типов и видов направленности, особенности компонентов структуры  направленности, а именно мотивы, установки  и ценности подростков и юношей.

При изучении типов  направленности было выявлено, что  в  подростковом возрасте сочетается два типа направленности – гуманистическая направленность с индивидуалистической акцентуацией и эгоцентрическая направленность с индивидуалистической акцентуацией. В юношеском возрасте доминирует только один тип направленности – гуманистическая направленность с индивидуалистической акцентуацией.

При изучении видов  направленности было выявлено, что  в  подростковом возрасте доминирует общественная направленность, которая проявляется в сфере отношений, в юношеском возрасте доминируют два вида социальной направленности: направленность на дело и личная направленность.

При исследовании компонентов направленности личности подростков и юношей, мы выяснили, что  в подростковом возрасте доминирующим типом мотивации является «сотрудничество», наиболее значимыми ценностями являются – «активная деятельная жизнь» и «аккуратность», в юношеском возрасте сочетается два типа мотивации – «сотрудничество» и «приспособление», наиболее значимыми ценностями являются – «активная деятельная жизнь» и «высокие запросы».

Доминирующих  социально-психологических установок  в подростковом и юношеском возрастах  обнаружено не было.

Таким образом, направленность личности подростков и юношей характеризуется устойчивостью, интенсивностью, определенным уровнем общественной значимости и широты.

 

 

 

Библиографический список

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. / Г.М. Андреева. – М.: Аспект, 1996. – 376 с.
  2. Асмолов, А.Г., Ковальчук М.А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой.– М., 1977.– 145 с.
  3. Битянова, М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие / М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 576 с.
  4. Богословский, В.В. Общая психология. /В.В. Богословский. –  М.: «Просвещение», 1981.–321 с.
  5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Под реда. Д.И. Фельдштейна. 2–е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.– 352 с.
  6. Большой психологический словарь. / Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. – М.: Олма–пресс. 2004.– С. 280.
  7. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека/ В.К. Вилюнас.– М.: Изд–во МГУ, 1990.– 288 с.
  8. Додонов, Б.И. О системе «Личность» / Б.И. Додонов. // Вопросы психологии. – 1985. - №5.
  9. Додонов, Б.И. Потребности, отношения и направленность личности./ Б.И. Дадонов // Вопросы психологии, 1973, № 5, С. 18—28.
  10. Егорычева, И.Д. Личностная направленность подростка и метод ее диагностики / И.Д. Егорычева. // Мир Психологии. – 1999. - №1. – С. 264 – 277.
  11. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. – СПб.: Речь, 2003. – С. 403–412.
  12. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб., 2000.– 512 с.
  13. Ильин, Е. П. Мотивы человека: теория и методы изучения / Е.П. Ильин,– Киев, 1998.– 425 с. 
  14. Истратова, О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 375 с.
  15. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности/ В.И. Ковалев. – М., 1988.– 365 с.
  16. Кутейников, А.Н. Математические методы в психологии 
    Учебное пособие / А. Н. Кутейников.– СПб.: Речь, 2007.– 172 с.
  17. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев.– М., 1975. – 352 с.
  18. Леонтьев, В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования/ В.Г Леонтьев.– НГПУ, 2002. – 264 с.
  19. Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания: Учебное пособие / О.В. Лишин; под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. – 332 с.
  20. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2005. – 583 с.
  21. Надирашвили Ш.А. Понятие установки в общей и социальной психологии. – Тбилиси, 1974.
  22. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. / А.Д. Наследов. – 3-е изд., стереотип. – СПб.: Речь, 2007. – 392 с.
  23. Парыгин, Б.Д. Изучение ценностных ориентаций личности / Б.Д. Парыгин. // Проблемы личности. – М., 1969.
  24. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий /  Под. Ред. К.К. Платонова.– М.: Высшая школа, 1984. – 258 с.
  25. Платонов, К.К. Психология / К.К. Платонов, Г.Г. Голубев.  – М.: Высшая школа, 1977.
  26. Платонов, К.К. Структура и развитие личности. – М, 1986.
  27. Психология: Словарь. / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1990. – С. 193.
  28. Психология/ Учебник для технических вузов / под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер 2000. – 608 с..
  29. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Ред. и сост. Д.Я. Райгородский – Самара, 2001. – 720 с.
  30. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 720 с. 
  31. Сержантов, В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. – М., 1990. – 360с.
  32. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии. / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2006, - 350 с.
  33. Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов / сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 475 с.
  34. Тугаринов, В.П. Теория ценностей в марксизме. – CПб.: Изд-во ЛГУ, 1968. – 124 с.
  35. Узнадзе, Д.Н. Психология установки / Д.Н. Узнадзе.– СПб.: Питер, 2001.– 416 с.
  36. Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности. / Д.И. Фельдштейн. – М., 1994. – С. 164 – 174.
  37. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.М. Практическая психология. Инструментарий- Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2002.- 668 с.
  38. Шахова, И.П. Направленность – ведущая характеристика личности / И.П. Шахова // Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2003.
  39. Шахова, И.П. Проблемы направленности личности в возрастной психологии / И.П. Шахова // Теоретические и прикладные проблемы психологии личности: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза, 2005.
  40. Шахова, И.П. Ценностно-смысловая направленность студентов-психологов // Актуальные проблемы направленности личности. Межвузовский сборник научных трудов / Под редакцией Т.И. Шульги, И.П. Шаховой – Пенза: Изд-во ПЦНТИ, 2003. – 128 с.
  41. Шахова, И.П., Горбачева, О.П. Изучение компонентов структуры направленности личности в подростковом и юношеском возрастах // Теоретические и прикладные проблемы психологии: сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2009. – 120 с.
  42. Шпрангер, Э. Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – С. 55-60.
  43. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система // http://hpsy.ru/public/x2754/htm

 

Приложение 1

Таблица 1

Результаты  проведения диагностики направленности личности по методике И. Д. Егорычевой

№ п/п

Возраст

Типы направленности

Гуманистическая направленность

Эгоцентрическая направленность

Негативистическая направленность

Социоцентрическая направленность

1

2

3

4

5

6

7

8

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

1

11-12

0

0

7,1

24,3

10

27

1

2,7

2

5,4

1

2,7

0

0

0

0

2

13-14

9

7,1

18

14,2

13

10,2

10

7,9

2

1,6

1

0,8

0

0

0

0

3

15-17

9

4,8

52

27,5

27

14,3

5

2,6

0

0

1

0,5

2

1

2

1


 

1 – гуманистическая  направленность с альтруистической  акцентуацией

2 – гуманистическая  направленность с индивидуалистической  акцентуацией

3 – эгоцентрическая  направленность с индивидуалистической  акцентуацией

4 – эгоцентрическая направленность с эгоистической акцентуацией

5 – негативистическая  направленность с мизантропической  акцентуацией

6 – негативистическая  направленность с самоуничижительной  акцентуацией

7 – социоцентрическая  направленность с самоуничижительной акцентуацией

8 – социоцентрическая  направленность с конформистской  акцентуацией

 

 

Приложение 2

Таблица 2

Результаты  проведения диагностики направленности личности подростков по методике А. К. Осницкого

№ п/п

Возраст

Личная

Взаимодействие

Деловая

1

13

8

12

13

2

14

12

10

11

3

13

6

14

13

4

13

12

13

8

5

13

13

13

7

6

13

16

9

8

7

13

5

18

10

8

13

17

12

4

9

13

9

12

12

10

13

9

11

13

11

13

8

20

5

12

14

4

24

5

13

14

13

8

12

14

13

10

14

9

15

14

12

16

5

16

13

12

15

6

17

13

20

8

5

18

14

14

9

10

19

13

11

11

11

20

13

3

19

11

21

14

11

16

6

22

13

9

11

13

23

13

8

20

5

24

14

4

24

5

25

14

13

8

12

26

13

10

14

9

27

14

12

16

5

28

13

12

15

6

29

13

12

13

8

30

13

13

13

7

31

13

16

9

8

32

13

5

18

10

33

13

17

12

4

34

13

9

12

12

35

13

10

14

9

Информация о работе Исследование компонентов структуры направленности личности подростков и юношей