Исследование представлений работников предприятия о деятельности организационного психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Работая над данной темой, мне хотелось исследовать природу мотиваций и потребностей. Почему люди работают и не хотят работать? Что побуждает зарабатывать деньги? Почему одни делают легкую работу плохо, а другие делают тяжелую работу с удовольствием? Что же делать для того, чтобы люди работали лучше и производительнее? Ответов может быть множество. Понятно, что основным мотивирующим фактором является заработная плата, но существует множество и других факторов, побуждающих человека работать.

Вложенные файлы: 1 файл

Образец курсовой 2 М.docx

— 93.66 Кб (Скачать файл)

Желание - компонент,

  который превращает  горячую воду посредственности

  в пар выдающегося  успеха.

(Зиг  Зиглар)

Глава 2. Исследование ведущих мотивационных факторов трудовой деятельности у работников разных поколений

    1. Программа исследования

Проблематика  исследования заключается в создании универсальной системы мотивации для работников различных поколений. 

Объектом  исследования является мотивация трудовой деятельности работников. 

Предметом исследования являются особенности мотивации трудовой деятельности у работников различных поколений. 

Задачи  исследования:

-  проведение методик Ричи Мартина и Ф. Херцберга.

- выявить  ведущие факторы мотивации трудовой  деятельности у старшего поколения.

- выявить  ведущие факторы мотивации трудовой  деятельности у молодого поколения.

- провести  сравнительный анализ результатов  исследования.

- сделать  выводы на основании полученных  данных. 

Основная  гипотеза: особенности мотивации трудовой деятельности будут обусловлены принадлежностью к определенному поколению. 

Частные гипотезы:

  1. У работников, чья профессиональная зрелость пришлась на период СССР, основными мотивационными факторами трудовой деятельности будут: достижение цели, интерес к работе, возможность профессионального роста, признание.
  2. У работников, чья профессиональная зрелость пришлась на период после 1991 года, основными мотивационными факторами трудовой деятельности будут: карьерный рост, вознаграждение (заработная плата), власть, условия работы.
 

Выборка исследования:

В исследовании приняли участие две группы, по 14 человек каждая:

  1. Люди в возрасте от 50 до 87 лет, проживающие в Московском регионе, профессиональная зрелость которых пришлась на годы советской власти. Выборка приходится на людей, начавших свою трудовую деятельность во времена Советского Союза, работающих по сей день, на неработающих пенсионеров.
  2. Люди от 20 до 24 лет, проживающие в Московском регионе, профессиональная зрелость которых приходится на наше время. Выборка этой группы - студенты старших курсов, уже имеющие трудовой опыт, либо это недавние выпускники ВУЗов, имеющие сейчас работу.

Количество  участников исследования - 28 чел. 

Этапы исследования:

  1. Изучение методологической базы.
  2. Сбор данных.
  3. Анализ результатов исследования.
 

    Процедура исследования:

    Испытуемые  выполняли методики индивидуально. Либо им

    рассказывались  инструкции и давались тесты с  бумажными бланками для

    ответов. Либо испытуемым, которым было удобнее  пройти тесты в

интернете, предлагалось ответить на вопросы на сайте (http://www.start4you.ru/test/6/desc/loadTestCard/are), после чего нужно было скопировать результаты, написать свой возраст и прислать данные на электронную почту. В среднем методики занимали около 30-40мин.

    Испытуемые  проявляли большую симпатию к  методике Ф. Херцберга,

объясняя  это тем, что методика не занимала много времени и была проста в  выполнении и инструкциях. Методика Ричи Мартина была воспринята не

очень положительно, так как занимала много  времени, испытуемым не нравилось то, что повторяется смысл вопросов, испытывалась сложность в заполнении бумажных бланков ответов. Некоторые  из испытуемых после прохождения  тестов, интересовались своими результатами. 

    1. Описание методик

Методика «Мотивационный профиль» (Ричи, Мартин).

В основе методики лежат12 факторов, которые  могут быть использованы как мотиваторы в условиях трудовых коллективов. В эти 12 факторов входят: вознаграждение, условия работы, структурирование работы, социальные контакты, взаимоотношения, признание, достижения, власть и влиятельность, разнообразие, креативность, самосовершенствование, интерес к работе.

Анализ  каждого из мотивационных факторов, их сочетаемости и взаимного влияния  дает реальную картину потребностей человека.

Данная  методика позволяет получить общее  представление о методах управления работниками, с различными характерами, потребностями, целями.

Это - методика психологической диагностики, применяемая для изучения структуры мотивационной сферы личности и выявления значимых факторов, которые позволяют оказывать эффективное стимулирующее воздействие на работника в процессе трудовой деятельности.

Сфера применения: разработка модели эффективного управления мотивацией работников в  организации, формирование кадрового  резерва, проектирование индивидуальной карьеры, профотбор, профконсультирование. При проведении организационного консалтинга  и кадрового аудита методика используется в батарее тестов наряду с другими  тестовыми методиками.

Методика  ориентирована на психологическое  обследование оптантов, представляющих различные социальные и возрастные, от 18 лет, группы. Отчет о результатах тестирования содержит подробную и доступную интерпретацию количественных показателей, не требующую дополнительной расшифровки практического психолога.

Методика  содержит 33 утверждения-характеристики (см. Приложение №1). Время тестирования не ограничено, но в среднем составляет 20-30 минут. Стимульный материал теста и отчет о результатах тестирования – на русском и украинском языках.

Результаты, полученные по показателям методики, делают более завершенным психо-мотивационный портрет личности оптанта, задают общий вектор для интерпретации результатов по другим факторам и, соответственно, позволяют оказывать более эффективное стимулирующее воздействие на работника в процессе трудовой мотивации.

Опросник  Ф. Херцберга.

Этот  опросник (см. Приложение №2) разработан для того, чтобы выявить факторы мотивации, которые высоко оцениваются работником, а также те факторы, которым работник придает мало значения. Опросник позволит получить представление о значимости различных мотивационных факторов трудовой деятельности.

Материал  базируется на мотивационной теории Херцберга, и используется для определения  мотивации в работе. С помощью  данной методики можно оценить групповую мотивацию сотрудников вашей организации или узнать про собственную мотивацию в работе. В результате вы узнаете насколько сильно или слабо выражены следующие элементы мотивации: финансовые мотивы, общественное признание, отношения с руководством и коллективом, ответственность, карьера и личные достижения, важность содержания работы. Полученные результаты помогут правильно сформировать стратегию и подобрать схему мотивации. 

2.3. Анализ данных

Рассмотрим результаты изучения мотивации трудовой деятельности по методике Ричи, Мартина. Первичные данные представлены в приложении №3. Обобщенные данные по среднему значению представлены в таблице №1.

    Результаты  исследования мотивации профессиональной деятельности в группах работников (в баллах).

    Таблица №1.

Мотивационные факторы  Группы  работников
Работники молодого поколения Работники старшего поколения
вознаграждение

 условия работы

структурирование  работы

социальные контакты взаимоотношения признание

 достижения

 власть и  влиятельность разнообразие

 креативность  самосовершенствование интерес  к работе

41

34

24

27

22

31

29

17

39

35

29

34 

34

30

37

23

25

30

33

23

26

27

36

39


Как видно  из таблицы, результаты показывают, что  у работников молодого поколения  преобладают такие мотивационные  факторы, как: вознаграждение, разнообразие креативность. А у работников старшего поколения выделяются такие мотивационные  факторы, как: структурирование работы, самосовершенствование, интерес к  работе.

Для более  глубокого анализа данных используем критерий Фишера для сравнение дисперсий, после чего используем сравнение  по критерию Стьюдента для двух выборок средних значений. Полученные результаты показывают, что в таких мотивационных факторах как: вознаграждение и структурирование работы область среднего не определена, что говорит о малом количестве испытуемых. Однако, анализ определил, что у работников молодого поколения разнообразие и креативность имеют более высокую значимость различия средней, в то время как у работников старшего поколения более высокую значимость различия средней имеет самосовершенствование. Такой мотивационный фактор как интерес к работе имеет одинаковую значимость средней у обеих групп испытуемых. 

    Рассмотрим результаты изучения мотивации трудовой деятельности по методике Ф. Херцберга. Первичные данные представлены в Приложении №4. Обобщенные данные по среднему значению представлены в таблице №2.

    Результаты  исследования мотивации профессиональной деятельности в группах работников (по рангу).

    Таблица №2.

Мотивационные факторы Группы  работников
Работники молодого поколения Работники старшего поколения
Достижение  цели

Заслуженное признание

Интерес к работе

Карьерный рост

Профессиональный  рост

Значимость ответственности

Взаимоотношения

Заработная плата

Справедливость  руководства

Правила в организации

Статус

Безопастность труда

Дружелюбие прямого  руководителя

Условия труда 
 

6

7

3

4

7

10

8

3

9

11

11

12

10

5

6

9

2

9

3

11

10

6

8

7

10

8

11

5


 

Как видно  из таблицы, результаты показывают, что  у работников молодого поколения  преобладают такие мотивационные  факторы, как: заработная плата, карьерный  рост, интерес к работе. А у  работников старшего поколения выделяются такие мотивационные факторы, как: профессиональный рост, условия труда, интерес к работе.

Информация о работе Исследование представлений работников предприятия о деятельности организационного психолога