Исследование представлений работников предприятия о деятельности организационного психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Работая над данной темой, мне хотелось исследовать природу мотиваций и потребностей. Почему люди работают и не хотят работать? Что побуждает зарабатывать деньги? Почему одни делают легкую работу плохо, а другие делают тяжелую работу с удовольствием? Что же делать для того, чтобы люди работали лучше и производительнее? Ответов может быть множество. Понятно, что основным мотивирующим фактором является заработная плата, но существует множество и других факторов, побуждающих человека работать.

Вложенные файлы: 1 файл

Образец курсовой 2 М.docx

— 93.66 Кб (Скачать файл)

Для более  глубокого анализа данных используем критерий Фишера для сравнение дисперсий, после чего используем сравнение  по критерию Стьюдента для двух выборок средних значений. Полученные результаты показывают, что во всех мотивационных факторах область среднего определена, это поможет уточнить результаты предыдущей методики. Анализ определил, что у работников молодого поколения карьерный рост и заработная плата имеют более высокую значимость различия средней, в то время как у работников старшего поколения более высокую значимость различия средней имеет профессиональный рост. Такие мотивационные факторы как интерес к работе и условия труда имеют одинаковую значимость средней у обоих групп испытуемых. 

2.4. Выводы.

На основании  полученных результатов нами были сделаны  следующие выводы:

  1. Выявлена взаимосвязь особенностей мотивации профессиональной деятельности и принадлежности к определенному поколению.
  2. Выявлено, что у работников, чья профессиональная зрелость пришлась на советский режим, наиболее выраженными мотивационными факторами являются: потребность в чётком структурировании работы, наличии обратной связи и информации, позволяющей судить о результатах работы; потребность в снижении неопределённости; потребность в совершенствовании, росте и развитии как личности; профессиональный рост; потребность в ощущении востребованности в интересной общественно полезной работе; условия труда.
  3. Установлено, что у современной молодёжи, то есть работников, чья профессиональная зрелость приходится на наше время, преобладают следующие мотивационные факторы: потребность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении, желание иметь работу с хорошим набором льгот и надбавок; карьерный рост; потребность в разнообразии, переменах, стимулировании; стремление избегать рутины и скуки; потребность быть креативным, анализирующим, думающим работником, открытым для новых идей; интерес к работе.
  4. Используя математический анализ по критерию Фишера и Стьюдента установлено, что у молодого поколения наиболее высокую значимость различия средней имеют такие мотивационные факторы как: разнообразие, креативность, карьерный рост, заработная плата. У старшего поколения наиболее высокую значимость различия средней имеют такие мотивационные факторы как: самосовершенствование, профессиональный рост. Одинаковую значимость различия средней  у обоих групп имеют такие мотивационные факторы как: интерес к работе, условия труда.
  5. Таким образом, основная гипотеза подтвердилась. Частные гипотезы подтвердились частично.

Особенности мотивации трудовой деятельности обусловлены  принадлежностью к определенному  поколению.

При помощи методик, использованных в данной работе, можно разработать рекомендации, для повышения эффективности  работы сотрудников компании. Рекомендации заключаются в том, что необходимо строить систему мотивации в  зависимости от того, на работников каких возрастов ориентированна ваша компания. Если же вашей компании нужны кадры разного возрастного  состава, стоит разрабатывать мотивационную систему, опираясь на обе категории мотивационных факторов, являющихся ключевыми в соответсвующих возрастных группах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Задачи исследования решены. Полученные результаты имеют значимость.

Основная  гипотеза подтвердилась. Частные гипотезы подтвердились частично.

Таким образом, мотивация в практике управления занимает центральное место. Сложность  мотивирования связана с действием  и проявлением человеческого  фактора в организации.

Правильная  мотивация работников со стороны  руководителей влечет за собой адаптацию  работника в организации, что  является залогом успешной деятельности последней. В практических целях  руководители всех уровней управления должны иметь представление о  возможных путях мотивирования  своих подчиненных, а также самих  себя. Знание теорий трудовой мотивации  для руководителей является необходимым  для применения в практической деятельности.

Руководство организации может разработать  прекрасные планы и стратегии, построить  оптимальную структуру организации, установить в ней самое современное  оборудование, использовать самые совершенные  технологии, однако все это будет  сведено на нет, если члены организации  не будут работать должным образом, не будут справляться со своими обязанностями, не будут правильно вести себя в коллективе, стремиться своим трудом способствовать достижению организацией ее целей и выполнению ею своей  миссии. А этого можно не допустить, если руководитель определит, какие  потребности лежат в основе внутреннего  побуждения к действиям, обеспечит  работнику способы удовлетворения этих потребностей с помощью подходящей для него работы.

Имея  определенное расположение, желание  и настроение, человек каждую конкретную работу персонифицирует, придавая ей уникальный характер. Однако из этого не следует, что им невозможно управлять. Напротив, если хорошо знать и понимать, что  движет человеком, можно таким образом  построить управление, что он сам  будет стремиться выполнять свою работу наиболее результативно и  наилучшим образом.

    Если  российские компании хотят выходить на лидирующие позиции на мировом  рынке, независимо от вида деятельности, которым они занимаются, они должны уделять большее внимание своему персоналу и мероприятиям по совершенствованию  методов стимулирования работников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы.

  1. Антипина В. Методические рекомендации по внедрению нематериального стимулирования. - http://www.hr-portal.ru/article/metodicheskie-rekomendatsii-po-vnedreniyu-nematerialnogo-stimulirovaniya-sotsialno-psikholog
  2. Бандура А. Принципы социального научения. Современная зарубежная социальная психология. - М. 1984.
  3. Бессонова В. Что такое мотивация? Виды мотивации. - http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-13839/
  4. Васильев И.А., Магомед–Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. - М.: Изд–во МГУ. 1991.
  5. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: Изд–во МГУ. 1990.
  6. Волкова Н. Мотивация труда. - http://www.cfin.ru/encycl/motivation.shtml
  7. Дипроуз, Д. Мотивация. – М. : Эксмо. 2008.
  8. Иванова С.В. Мотивация на 100%: А где же у него кнопка? - М.: Альпина Бизнес Букс. 2007.
  9. Иванова. С.В. Самомотивация и ее развитие. Самоменеджмент. - http://www.iteam.ru/publications/human/section_48/article_3572/
  10. Казарин М. Мотивация персонала и эмоциональная компетентность. - http://www.iteam.ru/publications/human/section_48/article_3580/
  11. Калугин Р. Мотивация к успеху. - http://romankalugin.com/category/motivazija/
  12. Клуниченко Н.М. Некоторые социальные и социально-психологические факторы труда и руководства. - Барнаул. 2003.
  13. Козаченко А.В. Зарубежный опыт мотивации труда. - http://www.hr-portal.ru/article/zarubezhnyi-opyt-motivatsii-truda
  14. Кокорев В.П.  Мотивация в управлении. – Барнаул. 1997.
  15. Комисарова Т.А. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие. М.: Дело. 2002.
  16. Кручинецкий С.М. Методика формирования нематериальной мотивации. - http://www.iteam.ru/publications/human/section_48/article_3939/
  17. Крымов А.А. Вы - управляющий персоналом. - М.: Бератор. 2004.
  18. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М.: Педагогика. 2003.
  19. Лобанов Н. Мотивация сотрудников склада. Основа управления. - http://www.kadry.ru/articles/detail.php?ID=43021
  20. Магура М., Курбатова М. Процессуальные теории трудовой мотивации. - Управление персоналом. 2007.
  21. Мазо Б. Зарплата и соцпакет. Заработная плата как основной способ мотивации и стимулирования персонала. - Кадровик. Кадровый менеджмент. 2007.
  22. Маслоу А. Мотивация и личность. - Спб. 2006.
  23. Маслоу А.Х. Самоактуализация. Психология личности. Тексты. - М. 1982.
  24. Маусов Н.К., Королев И.А. Мотивация и карьера персонала. - М.: ИНФРА-М. 1998.
  25. Мещерякова Б.Г. Зинченко В.П. Большой психологический словарь. 3е издание  – Прайм-Еврознак. 2007.
  26. Милевич С. - Зачем мы ходим на работу? - http://stanislav-milevich.ru/2010-07-05-07-47-18/16-2010-10-25-17-34-24/67-zachem-my-xodim-na-rabotu
  27. Мухабетов Т.И. Мотивационный механизм управления трудом. Алма-Ата, «Камил», 2001.
  28. Немов Р. Психология. - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/nemov1/08.php
  29. Нюттен Ж. Мотивация. Экспериментальная психология.  Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. - М.: Прогресс. 1975.
  30. Обуховский К. Психология влечений человека. - М.: Прогресс. 1972.
  31. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. Краткий психологический словарь. – М.: Политиздат. 1985г.
  32. Прокофьева Н. Управление инициативой сотрудников - http://www.iteam.ru/publications/human/section_48/article_3316/
  33. Ребрин Ю.И. Управление качеством. - http://www.aup.ru/books/m93/4_3.htm
  34. Ричи Ш. Мартин П. Управление мотивацией. – М: Юнити. 2004.
  35. Самоукина, Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. – М. : Вершина, 2008.
  36. Солодянкина О.В. Мотивация и стимулирование труда работников на промышленных предприятиях. - Менеджмент в России и за рубежом. 2008.
  37. Успенская Е.А. Стратегия эффективной мотивации - http://www.iteam.ru/publications/human/section_48/article_3588/
  38. Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент. – М.: ЭКМОС. 2005.
  39. Филина Ф.Н. Наиболее эффективные методы мотивации персонала - http://www.iteam.ru/publications/human/section_48/article_4208/
  40. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М.: Педагогика. 1986.
  41. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь. – Феникс. 2006.
  42. Шахова В.А., Шапиро С.А. Мотивация трудовой деятельности. - М.: Альфа-Пресс. 2006г.
  43. Шикун А.Ф., Филинова И.М. Управленческая психология: Учебное пособие. - М.: Аспект-Пресс. 2002.
  44. Ямпoльcкaя Д., Зoниc М. Что такое мотивация. Процесс мотивации. - http://www.inventech.ru/lib/management/management-0027/
 
 

Приложение  №1

Методика: Изучение мотивационного профиля личности (Ричи и Мартин).

Внимательно прочтите каждое утверждение. Оцените  в баллах его значимость, распределив 11 баллов между четырьмя предложенными  в каждом пункте вариантами завершения предложения. Для оценки каждого  из вариантов ( а, б, в, г ) в рамках приведенных  утверждений используйте все 11 баллов. Впишите свои оценки непосредственно  в таблицу ответов, в которой  номера горизонтальных строк соответствуют  номерам утверждений. Найдите в  каждой строке буквенное обозначение  варианта и поставьте рядом его  оценку. Следите, чтобы все 11 баллов были распределены.

На вопросы  следует отвечать быстро, не раздумывая подолгу.

1. Я  полагаю, что мог бы внести  большой вклад на такой работе, где…

а) хорошая  заработная плата и прочие виды вознаграждений;

б) имеется  возможность установить хорошие  взаимоотношения с коллегами  по работе;

в) я  мог бы влиять на принятие решений  и демонстрировать свои достоинства  как работника;

г) у  меня есть возможность совершенствоваться и расти как личность.

2. Я  не хотел бы работать там,  где…

а) отсутствуют  четкие указания, что от меня требуется;

б) практически  отсутствуют обратная связь и  оценка эффективности моей работы;

в) то, чем  я занимаюсь, выглядит малополезным и малоценным;

г) плохие условия работы, слишком шумно  или грязно.

3. Для  меня важно, чтобы моя работа…

а) была связана со значительным разнообразием  и переменами;

б) давала мне возможность работать с широким  кругом людей;

в) обеспечивала мне четкие указания, чтобы я знал, что от меня требуется;

г) позволяла  мне хорошо узнать тех людей, с  которыми я работаю.

4. Я  полагаю, что я не был бы  очень заинтересован работой,  которая…

а) обеспечивала бы мне мало контактов с другими  людьми;

б) едва ли была бы замечена другими людьми;

в) не имела  бы конкретных очертаний, так что  я не был бы уверен, что от меня требуется;

г) была бы сопряжена с определенным объемом  рутинных операций.

5. Работа  мне нравится, если…

а) я  четко представляю себе, что от меня требуется;

б) у  меня удобное рабочее место и  меня мало отвлекают;

в) у  меня хорошие вознаграждения и заработная плата;

г) позволяет  мне совершенствовать свои профессиональные качества.

6. Полагаю,  что мне бы понравилось, если…

а) были бы хорошие условия работы, и отсутствовало  бы давление на меня;

б) у  меня был бы очень хороший оклад;

в) работа в действительности была бы полезная и приносила мне удовольствие;

г) мои  достижения и работа оценивались  бы по достоинству.

7. Я  не считаю, что работа должна…

а) быть слабо структурированной, так что  непонятно, что же следует делать;

б) предоставлять  слишком мало возможностей хорошо узнать других людей;

в) быть малозначимой и малополезной для  общества или неинтересной для выполнения;

г) оставаться непризнанной или ее выполнение должно восприниматься как само собой разумеющееся.

8. Работа, приносящая удовлетворение…

а) связана  со значительным разнообразием, переменами и стимуляцией энтузиазма;

б) дает возможность совершенствовать свои профессиональные качества и развиваться  как личность;

в) является полезной и значимой для общества;

г) позволяет  мне быть креативным (проявлять творческий подход) и экспериментировать с новыми идеями.

9. Важно,  чтобы работа…

а) признавалась и ценилась организацией, в которой  я работаю;

б) давала бы возможности для персонального  роста и совершенствования;

в) была сопряжена с большим разнообразием  и переменами;

г) позволяла  бы работнику оказывать влияние  на других.

10. Я  не считаю, что работа будет  приносить удовлетворение, если…

а) в  процессе ее выполнения мало возможностей осуществлять контакты с разными  людьми;

б) оклад  и вознаграждение не очень хорошие;

в) я  не могу устанавливать и поддерживать добрые отношения с коллегами  по работе;

Информация о работе Исследование представлений работников предприятия о деятельности организационного психолога