Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 11:40, курсовая работа
Цель исследования: изучение стрессоустойчивости у современной студенческой молодежи.
Предмет исследования: психологические факторы, предопределяющие устойчивость к стрессу.
Объект исследования: студенты, в составе 40 человек, в возрасте от 18 до 22 лет.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что возможно уровень тревожности и внешний локус контроля (экстернальность) влияют на степень стрессоустойчивости студента.
Введение ………………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое введение в проблему изучения стрессоустойчивости у студенческой молодежи
§1.1. Проблема изучения стресса. ………………………………………..…..…………..7
§1.2. Особенности проявления стресса в учебной деятельности студентов …….......13
§1.3. Понятие устойчивости к стрессу ………………………………………………….18
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и локуса контроля со стрессоустойчивостью у студентов
§2.1. Результаты эмпирического исследования взаимосвязи стрессоустойчивости студенческой молодежи с локусом контроля и уровнем тревожности……………………..25
§2.2. Сравнительный анализ и обсуждение результатов эмпирического исследования……………………………………………………………………………………35
Выводы …………………………………………………………………………………………37
Заключение ……………………………………………………………………………………..38
Список литературы ………………………………
Филиал Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова в г. Ташкенте
Факультет психологии
Курсовая работа
«Исследование стрессоустойчивости
у современной студенческой молодежи».
Выполнила:
Научный руководитель:
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретическое введение в проблему изучения стрессоустойчивости у студенческой молодежи
§1.1. Проблема изучения стресса. ………………………………………..…..…………..7
§1.2. Особенности проявления стресса в учебной деятельности студентов …….......13
§1.3. Понятие устойчивости к стрессу ………………………………………………….18
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и локуса контроля со стрессоустойчивостью у студентов
§2.1. Результаты эмпирического исследования взаимосвязи стрессоустойчивости студенческой молодежи с локусом контроля и уровнем тревожности……………………..25
§2.2. Сравнительный анализ и обсуждение результатов
эмпирического исследования………………………………………………
Выводы ……………………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Список литературы …………………………………………………………………………….
Приложение …………………………………………………
Введение
В настоящем все большие масштабы приобретает проблема психологического стресса населения. Это связано с непрерывным ростом экологической, социальной, экономической экстремальности нашей жизни и значительным увеличением объема воспринимаемой информации. Постоянное влияние неблагоприятных факторов на человеческий организм влечет за собой серьезные нарушения как физиологических, так и психологических функций. В связи с этим, одним из наиболее распространенных явлений, отражающих изменение психического состояния современного человека, является стресс.
Не все люди в равной степени сталкиваются с негативными эмоциогенными ситуациями, и все по-разному с ними справляются. Это зависит от самой личности - ее характера, типа темперамента, от рода деятельности, социальной ситуации развития и образа жизни в целом. Существуют, так называемые, «группы риска» подверженности стрессу, к которым относятся люди, наиболее часто встречающиеся лицом к лицу со стрессовыми ситуациями. Одна из таких – студенческая молодежь. В большинстве случаев студенческая жизнь принимается за «самое хорошее время». Для многих она представляется легкой и беззаботной. Однако это как раз тот период, когда молодые люди сталкиваются с новым ритмом их жизни, к которому необходимо адаптироваться. Студенты зачастую переживают множество проблем, в том числе и психологических. Большая нагрузка, мощный поток новой информации, новый коллектив, новые законы и порядки, приобретение большей ответственности, необходимость в формировании нового способа мышления – все это причины растущего эмоционального и психологического напряжения. Процесс обучения в высшем учебном заведении – это «тернистый путь» для многих молодых людей. Существует множество доказательств тому, что хронический стресс - спутник учебной деятельности. Стресс, испытываемый студентами, может сказываться на их способности к обучению (получению, анализу и практическому применению знаний), что, естественно, препятствует академической успеваемости. В свою очередь, проблемы с успеваемостью создают больший психологический дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается.
Изучение данной проблемы является весьма актуальным для современной системы образования. Значимость исследования темы учебного стресса студенческой молодежи заключается в возможности дальнейшей разработки программ борьбы со стрессом, способов его преодоления молодыми людьми и повышения эффективности обучения в ВУЗе.
Таким образом, мы можем обозначить предмет, объект, гипотезу, цель и задачи нашего исследования, а также использованные методы исследования и методологическую основу:
Цель исследования: изучение стрессоустойчивости у современной студенческой молодежи.
Предмет исследования: психологические факторы, предопределяющие устойчивость к стрессу.
Объект исследования: студенты, в составе 40 человек, в возрасте от 18 до 22 лет.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что возможно уровень тревожности и внешний локус контроля (экстернальность) влияют на степень стрессоустойчивости студента.
Задачи исследования:
1. На основе анализа
психологической литературы
2. Определить факторы развития эмоционального стресса в процессе обучения в ВУЗе.
3. Раскрыть проблему изучения стрессоустойчивости.
4. Спланировать и провести эмпирическое исследование с целью проверки выдвинутой гипотезы.
5. Обработать полученные результаты исследования и сделать на их основе соответствующие выводы.
Методы исследования:
Анализ научной
Эмпирическое психологическое исследование в рамках заданной темы.
Для проведения эмпирического исследования нами использовались следующие методики:
Методы математической обработки:
Обработка данных и построение графиков осуществлялась с помощью программы Microsoft Office Excel 2007. Статистическая обработка данных проводилась с помощью вычисления коэффициентов корреляции Пирсона и U-критерия Манна-Уитни. Все расчеты проводились с помощью программы SPSS v. 13.0 for Windows.
Методологическая основа исследования:
1. Принцип детерминизма (поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы).
2. Системно-структурный
принцип (любые психические
3. Принцип «восхождения
от абстрактного к конкретному»
(на конкретно-методическом
При написании курсовой работы было использовано 26 основных источников, преимущественно научного, научно-методического, периодического характера.
Глава 1. Теоретическое введение в проблему
§1.1. Проблема изучения стресса.
«Слово "стресс" так же как "успех", "неудача" и "счастье", имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать его определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь» - это слова Ганса Селье, который по праву считается основоположником теории стресса. Эндокринолог по роду деятельности, Селье занимался изучением физиологических механизмов адаптации организма к новым условиям. Он выдвинул гипотезу «общего адаптационного синдрома», согласно которой внешнее воздействие обладает потенциалом, содержащим выработанные в процессе эволюции механизмы адаптации. Селье представлял физиологический стресс в качестве реакции на любые предъявляемые организму требования, с которыми можно справиться либо активным способом (борьбой), либо пассивным (бегством или терпимостью). Важно отметить, что ученый предпочитал рассматривать стресс как реакцию, помогающую организму выжить. Но, со временем, понятие «стресс» претерпевало существенные изменения, вследствие чего стало значительно шире. Термин «стрессор» стали использовать для обозначения не только физического, но и психологического воздействия, а стрессом стали называть реагирование не только на физически вредные воздействия, но и на негативные эмоциогенные ситуации.
В своей концепции Селье выделил 3 стадии стресса: реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма; стадия сопротивления, когда организму удается успешно справиться с внешними воздействиями (может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость); стадия истощения, которая наступает, если влияние негативных факторов долго не удается преодолеть (снижается способность организма к адаптации). Несколько позднее ученый предложил различать дистресс (от английского слова distress – истощение, несчастье) и эустресс, который рассматривался как положительный фактор, источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. По мнению Селье, при эустрессе происходит активизации процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс же наступает лишь при очень частых и чрезмерных стрессах, в таких сочетаниях неблагоприятных факторов, когда преобладает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадёжности, сознание чрезмерности, непосильности и нежелательности, «обидной несправедливости» требуемых усилий [15, с 80].
Наглядность подхода Г. Селье к пониманию сущности
целого ряда патофизиологических феноменов
и эффективность его терапевтических
рекомендаций побудили многих ученых
сопоставить концепцию стресса с психическими
реакциями человека, возникающими в критических
условиях [14, с.21]. Психическим проявлениям
описанного Г. Селье синдрома было присвоено
наименование «эмоциональный стресс»,
который включает в себя и первичные эмоциональные
психические реакции, возникающие при
критических психологических воздействиях,
и эмоционально-психические симптомы,
возникающие в связи с телесными повреждениями,
аффективные реакции при стрессе и лежащие
в их основе физиологические механизмы.
Термин «эмоциональный стресс» в научной
литературе претерпевал ряд изменений,
сходных с теми, которым подвергался и
термин «стресс». Изначально некоторые
из авторов предпочитали понимать под
эмоциональным стрессом ситуацию, вызывающую
сильные эмоции, видимо основываясь на
английском значении этого слова - «нарушение
равновесия физических сил» [21]. Концепция
стресса ввиду своей направленности на
целостное понимание адаптивных реакций
организма привлекла внимание специалистов
по разработке режимов жизнедеятельности
человека в экстремальных условиях. Будучи
увлеченными изучением исключительно
неблагоприятных для организма проявлений
стресса, этим "термином они обозначали
те адаптационные эмоциональные реакции,
которыми сопровождались вредные организму
физиологические и психофизиологические
изменения [14, с.21]. Соответственно под
эмоциональным стрессом понимались аффективные
переживания, сопровождающие стресс и
ведущие к неблагоприятным изменениям
в организме человека. Когда же накопились
сведения о существовании большого круга
физиологических и психологических реакций,
сходных при отрицательных и положительных
эмоциональных переживаниях, т. е. о том,
что неспецифичность проявлений собственно
стресса сочетается со специфически дифференцированными
эмоциями, под «эмоциональным стрессом»
стали понимать широкий круг изменений
психических проявлений, сопровождающихся
выраженными неспецифическими изменениями
биохимических, электрофизиологических
и других коррелятов стресса [14, с.22].
Следует заметить, что Г. Селье склонен полагать, что «даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс... Полная свобода от стресса означает смерть» [21, с. 30]. Тем самым он подчеркивает, что неспецифическая адаптационная активность в биологической системе существует всегда, а не только в ситуациях, достигших какого-то критического опасного уровня взаимоотношений со средой. Являясь элементом жизненной активности, стресс способствуют как преодолению выраженной опасности, так созданию усилий для каждого шага жизненного развития.
Несомненно, описанная выше концепция сыграла очень важную роль в развитии психологических теорий стресса, однако не стоит забывать и о бесконечном множестве подходов к проблеме стресса и отсутствие единства научных взглядов. Представляется вполне возможным описать существующие теории и подходы к проблеме стресса, но в данной работе наиболее значимым будет формирование понятия стресса с точки зрения современной психологической науки.
Некоторые исследователи (Наенко, Овчинников, 1970) среди эмоциональных состояний выделяют эмоциональную напряженность, характеризующуюся повышенным уровнем активации (возбуждения). В. Л. Марищук в свое время предложил разделить понятия «эмоциональное напряжение» и «эмоциональная напряженность». Первое, с его точки зрения, характеризуется активизацией различных функций организма в связи с активными волевыми актами, второе приводит к временному снижению устойчивости психических процессов и работоспособности. Однако такое разделение является не логичным, т.к. эмоциональным напряжением автор называет волевое напряжение. Обычно учеными - психологами «эмоциональное напряжение» и «эмоциональная напряженность» не разводятся. По мнению Л. В. Куликова, добавлять к слову «напряжение» определение «эмоциональное» нет необходимости, потому что трудно представить себе какое-либо напряжение без участия эмоций. Возможно, это заявление слишком категорично, но по своей сути оно вполне справедливо. Выделение эмоционального напряжения, ведь, обусловлено не тем, что есть напряжение, сопровождаемое эмоциональными переживаниями, а тем, что причиной психического напряжения человека является развившаяся сильная эмоция. Недаром Н. И. Наенко и О. В. Овчинников выделили и операциональную напряженность, которая связана с высоким темпом работы. При этом виде напряженности эмоциональные переживания тоже могут иметь место, но они вторичны, а не первичны, как при эмоциональной напряженности. Эмоциональная напряженность может оказывать как положительное, так и отрицательное действие на эффективность деятельности. Например, по данным Е. А. Иванова, эмоциональная напряженность перед прыжком с парашютом увеличивает мышечную силу, но расстраивает моторную координацию.
В настоящее время все чаще вместо термина «эмоциональное напряжение» стал употребляться термин «стресс». Даже нажатие на динамометр, не говоря уже о сдаче экзамена, выступлении на соревновании, рассматривается как стресс. Естественно, это понятие постепенно теряет свое первоначальное значение, отведенное ему Г. Селье в его первых работах.
Очевидно, впервые термин «стресс», означающий не что иное, как напряжение, упоминается в 1303 году в стихотворении Роберта Маннинга Handlying Synne: «И эта мука была манной небесной, которую Господь послал людям, пребывающим в пустыне сорок зим и находящимся в большом стрессе».
Информация о работе Исследование стрессоустойчивости у современной студенческой молодежи