Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 11:40, курсовая работа
Цель исследования: изучение стрессоустойчивости у современной студенческой молодежи.
Предмет исследования: психологические факторы, предопределяющие устойчивость к стрессу.
Объект исследования: студенты, в составе 40 человек, в возрасте от 18 до 22 лет.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что возможно уровень тревожности и внешний локус контроля (экстернальность) влияют на степень стрессоустойчивости студента.
Введение ………………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое введение в проблему изучения стрессоустойчивости у студенческой молодежи
§1.1. Проблема изучения стресса. ………………………………………..…..…………..7
§1.2. Особенности проявления стресса в учебной деятельности студентов …….......13
§1.3. Понятие устойчивости к стрессу ………………………………………………….18
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и локуса контроля со стрессоустойчивостью у студентов
§2.1. Результаты эмпирического исследования взаимосвязи стрессоустойчивости студенческой молодежи с локусом контроля и уровнем тревожности……………………..25
§2.2. Сравнительный анализ и обсуждение результатов эмпирического исследования……………………………………………………………………………………35
Выводы …………………………………………………………………………………………37
Заключение ……………………………………………………………………………………..38
Список литературы ………………………………
Как пишет в своей работе Селье, слово "стресс" пришло в английский язык из старофранцузского и средневекового английского и вначале произносилось как "дистресс". Первый слог постепенно исчез, и появилось 2 слова одного происхождения, но разного значения. Деятельность, связанная со стрессом, может быть как приятной, так и неприятной. Дистресс же всегда имеет негативную окраску [21, с.11]. Кроме того, есть и такая точка зрения, что слово «стресс» произошло от латинского stringere - затягивать. Как бы то ни было, в самом слове не содержится ничего нового для обозначения состояний человека. Новым был тот смысл, который в него вложил Селье. В окончательном варианте учение о стрессе как об общем адаптационном синдроме при действии повреждающих агентов было сформулировано Г. Селье, хотя и до него сходные явления наблюдали некоторые физиологи и клиницисты. Так, У. Кеннон в 1914 году описал нейроэндокринный феномен, который он назвал реакцией «бегства-защиты». Центральным органом, участвующим в этой реакции, является мозговой слой надпочечников. Сама реакция рассматривается Кенноном как «мобилизация организма, подготавливающая мышцы к действию в ответ на воспринимаемую угрозу». Этот механизм дает возможность индивиду либо бороться с угрозой, либо бежать от нее. Стоит отметить, что в некоторых работах отечественных ученых раскрыты механизмы неспецифической адаптации. Соответственно, у Г. Селье были предшественники, и его учение о стрессе как общем адаптационном синдроме создавалось не на пустом месте. Чем более модным становилось понятие «стресс», тем больше Селье отходил от первоначального понимания этого феномена. Эта эволюция его взглядов хорошо показана в работе В. Я. Апчела и В. Н. Цыгана (1999) [4, с. 86]. Важно отметить, что на первых этапах создания учения о стрессе Селье подчеркивал, что возникают не только функциональные изменения во внутренних органах, являющиеся обратимыми, но и морфологические необратимые изменения, т. е. серьезные заболевания. И этому есть много доказательств, когда в результате психической травмы у человека возникает патология внутренних органов, вплоть до онкологических заболеваний.
Постепенно по мере изучения стресса Селье пришел к пониманию в его развитии роли психологического фактора. Этому во многом способствовали работы ученых, обобщавших опыт Второй мировой войны. В публикациях все чаще стали появляться такие понятия, как «психический стресс», «эмоциональный стресс». Это привело к размыванию понятия «стресс», так как в их содержание стали включать и первичные эмоциональные реакции, возникающие при критических психологических воздействиях, и эмоционально-психические синдромы, порожденные телесными повреждениями, и аффективные реакции с сопутствующими им физиологическими механизмами [14, с 49.]. Это привело к смешению двух подходов к изучению стресса: психофизиологического и физиологического.
Одним из первых физиологическое и психологическое понимание стресса попытался развести Р. Лазарус (1970). Им была выдвинута концепция, согласно которой разграничивается физиологический стресс, связанный с воздействием реального физического раздражителя, и психический (эмоциональный) стресс, связанный с оценкой человеком предстоящей ситуации как угрожающей, трудной. Однако такое разделение тоже довольно условно, так как в физиологическом стрессе всегда есть элементы психического (эмоционального), а в психическом стрессе не может не быть физиологических изменений. Следовательно, речь должна идти скорее о причинах, вызывающих стресс (физических и психологических), чем о различиях в наблюдающихся изменениях в организме. В этом отношении более правомерна позиция В. Л. Марищука [17], считавшего, что любой стресс является и физиологическим, и психическим (эмоциональным).
На завершающей стадии разработки своего учения Г. Селье стал говорить о двух видах стресса - дистрессе, связанным с отрицательными эмоциональными реакциями, и эустрессе, связанном с положительными эмоциональными реакциями. Это привело к тому, что в сферу этих понятий вошли все физиологические явления, включая и сон. Так, Селье пишет, что даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс.
Опираясь на работы многих российских ученых, можно сказать, что термин «стресс» включает в себя аспекты, связанные с различного рода эмоциогенными ситуациями, экстремальными условиями окружающей среды, последствиями травматического опыта и т.п. Стресс, как особое состояние психики, не сводится только к эмоциональным феноменам, а отражается и в мотивационных, когнитивных, характерологических и других составляющих личности [18, с.3].
§1.2. Особенности проявления стресса в учебной деятельности студентов
Вы задумывались, что значит быть современным студентом? Это период в жизни, когда часы начинают идти быстрее: количество свободного времени резко уменьшилось, а объем занятости, интересов, потребностей, ответственности и поступающей информации во много увеличился. Это также влечет за собой необходимость в самоопределении, выборе направления изучаемой области знаний, будущей деятельности. Главным образом, будущее студенческой молодежи – это подготовка к трудовой деятельности выбранной профессии. Однако навыки и опыт не появляются из ниоткуда. Их приобретают в борьбе с мощным потоком научной информации, с прошлыми взглядами на собственные способности, с хронической усталостью, не умением организовать свое время и, конечно, ленью.
Существуют несколько групп трудностей, с которыми встречается студенческая молодежь. Классифицируются они в соответствии с содержанием причин, порождающих эти трудности:
1. Дидактические.
- Резкая смена содержания и объёма материала. Одна лекция содержит информацию в объеме пяти - десяти школьных уроков;
- Разнообразие новых (в сравнении со школьными) форм и методов преподавания (лекции, семинары, коллоквиумы, зачеты и т. д.);
- Сложный язык научных текстов и лекционного материала. Первокурсник оказывается неподготовленным к восприятию информации в такой форме;
- Отсутствие навыков самостоятельной работы. В какой-то степени эти навыки, конечно, приобретаются на первых курсах, но длительным и неэффективным путем проб и ошибок;
- Неподготовленность, обусловленная обучением, предшествующим вузовскому (например, в сельской школе), или большим перерывом в учебе [2, с. 98].
2. Социально-психологические.
- Перестройка сложившихся привычек и навыков: у многих изменяются место жительства, прежний уклад жизни, общественное окружение. Разрушаются старые привычки, представления, связи, а новые еще не окрепли. Не все переживают этот процесс безболезненно;
- Резкий переход к самостоятельной взрослой жизни. Встают новые материальные трудности, возрастает необходимость самообслуживания;
- Сомнения в своих способностях, неуверенность в силах, страх перед сессией, опасение быть отчисленным (слабый тип нервной системы, высокий уровень беспокойства-тревожности и т. д.).
3. Профессиональные.
Сомнения в правильности выбора вуза, специальности. (Часто возникают, когда ложно сформировавшаяся модель будущей деятельности сталкивается с реальностью);
Неумение увидеть
Чаще всего эти трудности прослеживаются в период адаптации студента - первокурсника к новой для него системе обучения.
Среди множества предпосылок возрастания сложности современного обучения является, так называемый, информационный взрыв. Прогресс человеческой цивилизации влечет за собой ускоренный рост объема получаемой информации. Вследствие чего, учебные программы высших учебных заведений пополняются все большим объемом нового материала. Но возможности человеческого восприятия, ведь, не безграничны. Многие студенты жалуются на отставание в учебе, и они действительно не успевают. Большая перегруженность новой информацией нередко становится причиной стресса, нервного истощения. Естественно то, что справляться со всеми возникающими на пути обучения сложностями студент должен сам. Каждый вынужден искать конкретные пути к преодолению информационного барьера, решать практические задачи о том, как справиться со всей учебной программой, как эффективнее и правильнее усвоить ее. Выбранная тактика студента часто случайна и ошибочна. Само собой, постоянное неуспевание в течение каждого семестра превращает экзаменационную сессию для студента, беспокоящегося за результаты своего труда, в мощный стресс. И это опять-таки ведет к студенческим перегрузкам. Получается замкнутый круг. Да, со временем, ценой больших или меньших потерь, почти каждый осваивает рациональные приемы учения. Но для этого нужно много времени и сил. Нужен опыт.
Помимо всего
За весь период обучения студенческая
молодежь подвержена воздействию ряда
факторов - как неспецифических (климатогеографические,
экологические), так и специфических (возрастные,
физиологические и психологические особенности,
эмоциональные перегрузки, малоподвижный
образ жизни). Это сопровождается значительным
напряжением компенсаторно-
В период получения высшего образования труд является преимущественно умственным, и существенной чертой которого уменьшение объема интенсивной физической мышечной деятельности. Для студентов, как для людей умственного труда, это в основном повседневная двигательная активность с преимущественно статической нагрузкой. Ограничение двигательной активности человека (гипокинезия) приводит к негативным последствиям, в том числе, к ухудшению умственной работоспособности, снижению функций когнитивных процессов. Известно, что умственный труд также провоцирует функциональные изменениями в деятельности сердечнососудистой, эндокринной, нервной систем. Это обуславливает нервно-эмоциональное напряжение, приводящее к нарушению систем адаптации, что, в свою очередь, ведет к постоянному переутомлению и заметному нарушению здоровья. Структура и условия учебной деятельности студента, по сравнению со школьной, усложняются. Суммарная продолжительность рабочего времени студента (в вузе и дома) составляет 9-11 часов в день, а в отдельные периоды, например, в сессионные, может возрасти до 12 - 15 часов [1; c.112]. Умственная деятельность студентов протекает, как правило, на фоне выраженного эмоционального напряжения, которое у них значительно выше, чем у молодых представителей других социальных групп [25, c.117]. Такое напряжение обусловлено необходимостью одновременного изучения многих дисциплин за сравнительно короткий срок, большого количества зачетов и экзаменов, которые необходимо сдать студенту за годы обучения. В многочисленных физиолого-гигиенических исследованиях, проведенных в последние годы, отмечается ухудшение функционального состояния организма студентов в процессе адаптации к учебной деятельности.
Студенческая жизнь полна чрезвычайных и стрессогенных ситуаций, поэтому именно студенческая молодежь чаще подвержена стрессу и нервно-психическому напряжению. Стресс, как правило, развивается по причине большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре и, как правило, достигает своего апогея во время сессии. Эмоциональное напряжение у студентов начинается, по крайней мере, за 3-4 дня до начала сессии и сохраняется на всем ее протяжении, даже в самые спокойные дни. Весь экзаменационный период сопровождается непрерывным стрессом, вследствие чего может развиться невроз, т.е. функциональное заболевание нервной системы. Тогда ее ресурсы истощаются, при этом организм работает на пределе.
Среди факторов, оказывающих негативное воздействие на психику обучающихся можно отметить следующие:
Не стоит также сбрасывать со счетов личностные факторы, например, проблемы в семье, изменение ближайшего окружения, конфликты с одногруппниками и близкими людьми, внутриличностные конфликты, изменение финансового положения и другие факторы.
Подводя итоги, можно сказать, что стресс есть неотъемлемая часть повседневной жизни каждого студента. Реакция на стресс, как и распорядок дня, двигательная активность, качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими, составляют наш образ жизни. От самого студента зависит, каким будет его образ жизни, а, следовательно, как долго он будет пребывать в стрессовом состоянии.
Информация о работе Исследование стрессоустойчивости у современной студенческой молодежи