Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 11:40, курсовая работа
Цель исследования: изучение стрессоустойчивости у современной студенческой молодежи.
Предмет исследования: психологические факторы, предопределяющие устойчивость к стрессу.
Объект исследования: студенты, в составе 40 человек, в возрасте от 18 до 22 лет.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что возможно уровень тревожности и внешний локус контроля (экстернальность) влияют на степень стрессоустойчивости студента.
Введение ………………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое введение в проблему изучения стрессоустойчивости у студенческой молодежи
§1.1. Проблема изучения стресса. ………………………………………..…..…………..7
§1.2. Особенности проявления стресса в учебной деятельности студентов …….......13
§1.3. Понятие устойчивости к стрессу ………………………………………………….18
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и локуса контроля со стрессоустойчивостью у студентов
§2.1. Результаты эмпирического исследования взаимосвязи стрессоустойчивости студенческой молодежи с локусом контроля и уровнем тревожности……………………..25
§2.2. Сравнительный анализ и обсуждение результатов эмпирического исследования……………………………………………………………………………………35
Выводы …………………………………………………………………………………………37
Заключение ……………………………………………………………………………………..38
Список литературы ………………………………
§2.2. Сравнительный анализ и обсуждение результатов эмпирического исследования
Вслед за обработкой полученных результатов нашего исследования мы приступили к сравнительному анализу полученных данных.
На основе получившихся показателей по все трем методикам мы построили общую таблицу, включающую значения каждого испытуемого по факторам «экстернальность», «интернальность», ситуативная тревожность», «личностная тревожность», «стрессоустойчивость». Кроме того, эти показатели были отсортированы в соответствии с уровнем стрессоустойчивости каждого студента (см. Таблицу 4.1. в Приложении).
У нас получилось 3 группы испытуемых по состоянию стрессоустойчивости: «хорошо», удовлетворительно», «плохо». Каждой группе мы присвоили по одному значению – 1, 2 и 3 соответственно.
Затем, с помощью программы SPSS мы осуществили корреляционный анализ по Пирсону. В результате этого мы получили следующее:
Correlations
|
экстерн |
интерн |
СТ |
ЛТ |
стрессоуст |
ряд | |
экстерн |
Pearson Correlation |
1 |
-1,000(**) |
,669(**) |
,209 |
,439(**) |
,368(*) |
|
Sig. (2-tailed) |
|
,000 |
,000 |
,196 |
,005 |
,019 |
|
N |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
интерн |
Pearson Correlation |
-1,000(**) |
1 |
-,669(**) |
-,209 |
-,439(**) |
-,368(*) |
|
Sig. (2-tailed) |
,000 |
|
,000 |
,196 |
,005 |
,019 |
|
N |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
СТ |
Pearson Correlation |
,669(**) |
-,669(**) |
1 |
,200 |
,341(*) |
,288 |
|
Sig. (2-tailed) |
,000 |
,000 |
|
,217 |
,031 |
,072 |
|
N |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
ЛТ |
Pearson Correlation |
,209 |
-,209 |
,200 |
1 |
,177 |
,105 |
|
Sig. (2-tailed) |
,196 |
,196 |
,217 |
|
,274 |
,520 |
|
N |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
стрессо уст |
Pearson Correlation |
,439(**) |
-,439(**) |
,341(*) |
,177 |
1 |
,921(**) |
|
Sig. (2-tailed) |
,005 |
,005 |
,031 |
,274 |
|
,000 |
|
N |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
ряд |
Pearson Correlation |
,368(*) |
-,368(*) |
,288 |
,105 |
,921(**) |
1 |
|
Sig. (2-tailed) |
,019 |
,019 |
,072 |
,520 |
,000 |
|
|
N |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
** Correlation is significant at the 0.01 level (2-tailed).
* Correlation is significant at the 0.05 level (2-tailed).
Опираясь на данную таблицу,
можно утверждать, что стрессоустойчивость
довольно значимо связана с
Что же касается влияния тревожности на устойчивость к стрессу, то тут результаты получились довольно интересные. Согласно таблице, на способность противостоять стрессовым воздействиям влияет главным образом ситуативная тревожность, а влияние личностной тревожности не значимо. Скорее всего, основой этому послужила, как уже упоминалось, специфика периода проведения нашего эмпирического исследования. Отталкиваясь от полученных результатов, мы можем утверждать, что тревожность оказывает влияние на стрессоустойчивость не в качестве личностного свойства, а в зависимости от насущной ситуации, в которой пребывает человек.
Проведение корреляционного анализа нам показалось недостаточным. Было решено проследить степень различия между выделенными ранее по состоянию стрессоустойчивости группами – 1, 2 и 3. Для этого мы предпочли использовать выделение U-критерия Манна-Уитни.
Вот что у нас получилось:
Test Statistics(b) |
экстерн |
интерн |
СТ |
ЛТ |
стрессоуст | |
группы 1 и 2 |
Mann-Whitney U |
25 |
25 |
40 |
65,5 |
0 |
Wilcoxon W |
103 |
116 |
118 |
143,5 |
78 | |
Z |
-2,91323 |
-2,91323 |
-2,07694 |
-0,68387 |
-4,2598789 | |
Asymp. Sig. (2-tailed) |
0,003577 |
0,003577 |
0,037807 |
0,494059 |
2,045E-05 | |
Exact Sig. [2*(1-tailed Sig.)] |
0,002995 |
0,002995 |
0,039795 |
0,503319 |
3,846E-07 | |
группы 1 и 3 |
Mann-Whitney U |
35,5 |
35,5 |
49 |
75,5 |
0 |
Wilcoxon W |
113,5 |
155,5 |
127 |
153,5 |
78 | |
Z |
-2,69536 |
-2,69536 |
-2,03025 |
-0,70948 |
-4,4104388 | |
Asymp. Sig. (2-tailed) |
0,007031 |
0,007031 |
0,042331 |
0,478027 |
1,032E-05 | |
Exact Sig. [2*(1-tailed Sig.)] |
0,006269 |
0,006269 |
0,046866 |
0,48562 |
1,15E-07 | |
группы 2 и 3 |
Mann-Whitney U |
91 |
91 |
84 |
86,5 |
0 |
Wilcoxon W |
211 |
182 |
204 |
177,5 |
91 | |
Z |
-0,30429 |
-0,30429 |
-0,62662 |
-0,5093 |
-4,5055735 | |
Asymp. Sig. (2-tailed) |
0,760904 |
0,760904 |
0,530911 |
0,610539 |
6,619E-06 | |
Exact Sig. [2*(1-tailed Sig.)] |
0,785649 |
0,785649 |
0,5551 |
0,617726 |
5,342E-08 | |
a |
Not corrected for ties. |
|||||
b |
Grouping Variable: ряд |
Из данной таблицы мы можем сделать вывод, что группы
1 и 2 различаются между собой по значениям
экстернальности, интернальности и ситуативной
тревожности. То же самое можно сказать
и о группах 1 и 3. Однако в третьем случае,
между группами с удовлетворительной
и плохой стрессоустойчивостью (2 и 3) не
наблюдается значимой разницы. То есть,
группа 1 (с хорошей стрессоустойчивостью)
наиболее отлична от других двух групп
по показателям направленности локуса
контроля и ситуативной тревожности. Наверное,
студенты, более способные противостоять
стрессу, контрастно выделяются среди
остальных. Важную роль играют их стойкость
в убеждениях, эмоциональная стабильность,
адекватная оценка жизненных обстоятельств
и выраженный самоконтроль, которые
в меньшей мере доступны людям со средней
и плохой устойчивостью к стрессовым ситуациям.
Подводя итоги всему вышесказанному, мы можем утверждать, что выдвинутая нами гипотеза о влиянии локуса контроля и уровня тревожности на развитие стрессоустойчивости получила подтверждение.
Выводы
Основываясь на проведенной нами работе, можно сделать следующие общие теоретические выводы:
1. Студенческая молодежь
является группой риска
2. Существует ряд особенностей проявления стресса в процессе учебной деятельности студентов – как физиологических, так и психологических.
3. Уровень стрессоустойчивости студента зависит и от личностных свойств, и от частной жизненной ситуации.
Общие практические выводы:
1. В период экзаменационной сессии у студентов проявляется довольно высокий уровень ситуативной и личностной тревожности.
2. Преобладание у студента
внутреннего локуса контроля
способствует формированию
3. На уровень стрессоустойчивости студента может оказывать влияние ситуативная тревожность.
Заключение
В данной работе была раскрыта проблема изучения особенностей стресса в учебной деятельности студентов. Были проанализированы наиболее важные психологические аспекты студенческого стресса, выделены основные трудности, возникающие в процессе обучения в ВУЗе. Реализованное нами эмпирическое исследование, возможно, станет основой для дальнейшего более тщательного анализа механизмов противостояния эмоциогенным событиям. Полученные результаты представляют большой интерес в связи со спецификой выбранных для изучения свойств личности и особенностями проведения самого эмпирического исследования.
Анализ основных тенденций изучения переживания студенческой молодежью последствий стрессовых ситуаций позволяет заключить, что современной системе образования необходимо проведение соответствующих реформ для создания наименее травмирующей ситуации обучения. Выявление особенностей формирования стрессоустойчивости у молодежи способствует более глубокому пониманию копинг-механизмов. Это, в свою очередь, позволит лучше изучить специфику воздействия стрессовых жизненных событий на формирующуюся личность. Возможно, даже создать новую теорию, которая будет отражать особенности современных понятий о стрессе.
Проведенную нами работу вполне можно назвать успешной. Выдвинутая гипотеза в результате получила практическое подтверждение, что представляется довольно важным для нас, как для начинающих научных работников. Мы считаем, что добились поставленной цели. Надеемся на продолжение исследования в рамках этой области. В частности, в перспективах есть реализация формирующего эксперимента, направленного на формирование экстернальности (внешнего локуса контроля) у студентов, т.к. предполагается, что это может способствовать улучшению стрессоустойчивости. Это, в свою очередь, может стать хорошей основой для создания коррекционной программы борьбы со стрессом.
Список использованной литературы:
Приложение 1
Таблица 1.1. Распределение первоначальных баллов испытуемых по методике «Локус контроля» Дж.Роттера.
Экстерн |
20 |
17 |
16 |
16 |
16 |
14 |
14 |
14 |
13 |
13 |
13 |
13 |
13 |
13 |
13 |
13 |
13 |
13 |
Интерн |
3 |
6 |
7 |
7 |
7 |
9 |
9 |
9 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
преобладание экстернальности | ||||||||||||||||||
Экстерн |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
11 |
11 |
11 |
11 |
|||||||||
Интерн |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
12 |
12 |
12 |
12 |
|||||||||
одинаковое проявление факторов |
||||||||||||||||||
Экстерн |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
9 |
9 |
8 |
8 |
8 |
7 |
|||||
Интерн |
13 |
13 |
13 |
13 |
13 |
13 |
13 |
14 |
14 |
15 |
15 |
15 |
16 |
|||||
преобладание интернальности |
Информация о работе Исследование стрессоустойчивости у современной студенческой молодежи