Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 06:41, курсовая работа
Актуальность. Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов.
К биологически обусловленным структурам личности относится, прежде всего, темперамент. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.
I
Введение
3
II
Общее понятие о темпераменте
5
II.1
История развития темперамента
5
II.2
Психологические механизмы темперамента. Современные исследования в области темперамента
8
II.3
Характеристика темпераментов.
18
III
Исследование темперамента детей младшего школьного возраста и его учет в учебно-воспитательной работе
26
III.1
Организация и проведение психодиагностического исследование темперамента младших школьников
26
III.2
Индивидуальный подход учителя к младшему школьнику с учетом типа темперамента
29
IV
Список использованной литературы
43
V
VI
Заключение
47
Из наблюдения мы выявили:
Полученные результаты проведенного исследования представлены в соответствии с рисунком 1.
II этап. При исследовании также использовалась методика А. Томаса – С. Чесс, которая помогла выявить 9 свойств темперамента:
Рисунок 1 – Распределение исследуемых по типам темперамента
Различные свойства темперамента имеют тенденцию образовывать синдромы свойств. Всего А. Томасом и С. Чессом было выделено три синдрома свойств:
1) Легкий темперамент характеризуется ритмичностью в возникновении биологических потребностей, положительной реакцией на новые стимулы (приближением), быстрой адаптацией к изменениям, преобладанием положительных эмоций и невысокой интенсивностью их выражения. Дети быстро привыкают ко времени кормления и сна, не боятся чужих людей.
2) Трудный темперамент характеризуется неритмичностью в возникновении биологических потребностей, отрицательной реакцией на новую ситуацию, длительной адаптацией к изменениям, преобладанием отрицательных эмоций с повышенной интенсивностью.
3) Темперамент с длительным привыканием характеризуется медленной адаптацией и отрицательной, но слабой по интенсивности реакцией на новые ситуации.
Детям с таким типом темперамента не нравится непривычная пища, новые люди, но их отрицательная реакция имеет слабое внешнее выражение и постепенно меняется на положительную.
Главная особенность методики А. Томаса – С. Чесс то, что тест проводится не с детьми, а с их родителями.
Распределение исследуемых по типам темперамента. Методика А. Томаса – С. Чесс представлено на рисунке 1.
Рисунок 2 – Распределение исследуемых по типам темперамента. Методика А. Томаса – С. Чесс
Результаты исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Результаты исследования по методике А. Томаса – С. Чесс
Ф.И. |
Т |
А |
Р |
П/У |
Ад |
ПР |
Не |
О |
ИР |
ОВ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Алия С. |
С |
0 |
2,5 |
5 |
0,5 |
3,5 |
4,5 |
4,5 |
2 |
0,5 |
Султан Б. |
Х |
3 |
3,5 |
4 |
4,5 |
1 |
6 |
7 |
1 |
2,5 |
Ольга Г. |
М |
1,5 |
2,5 |
0,5 |
2 |
5 |
2,5 |
3,5 |
1 |
2 |
Вова Т. |
С |
5 |
2 |
2 |
2 |
7,5 |
2,5 |
4 |
3 |
4,5 |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Руслан Т. |
С |
3 |
7 |
2,5 |
2,5 |
4 |
6,5 |
6,5 |
3 |
4,5 |
Света Г. |
Х |
3 |
1,5 |
2 |
1,5 |
4,5 |
4 |
1 |
0,5 |
3,5 |
Сауле М. |
С |
2,5 |
4,5 |
2 |
4 |
5 |
5 |
4,5 |
1,5 |
4 |
Толгат Б. |
Х |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3,5 |
3,5 |
3 |
4,5 |
Ваня С. |
Х |
3 |
3,5 |
4,5 |
3 |
5 |
3,5 |
2,5 |
2,5 |
1 |
Вера П. |
Ф |
2,5 |
2,5 |
2 |
1,5 |
1,5 |
5 |
5,5 |
2 |
2,5 |
С – сангвиник (Алия С., Вова Т., Руслан Т., Сауле М.) – 40%;
Х – холерик (Султан Б., Света Г., Толгат Б., Ваня С.) – 40%;
Ф – флегматик (Вера П.) – 10% ;
М – меланхолик (Ольга Г.) – 10%.
Исходя из полученных результатов исследования, будет целесообразно разработать рекомендации для учителя начальных классов по учету индивидуальных темпераментальных особенностей у младших школьников.
III.2 Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, даёт возможность варьировать нужным образом приёмы воспитательных воздействий. Специально изучалось, как по-разному влияет на детей с одинаковой заинтересованностью учением, но при разном темпераменте, отрицательная оценка педагога. Оказалось, что если у ученика с сильной нервной системой обнаруживается стимулирующее действие отрицательной оценки, то у ученика со слабостью типа нервной системы после такой оценки бывали, заметны подавленность, растерянность, утрата веры в свои силы. Понятно, что столь различные реакции учеников требуют и различной педагогической тактики.
Учителя знают, что изменения школьного расписания, замена одного урока другим нарушают нормальную работу класса. Некоторые ученики легко и быстро осваиваются с такого рода изменениями, другие медленно. При объяснении подобных фактов также следует учитывать различия по темпераменту. Дети с некоторой инертностью не могут сразу включиться в новую деятельность, для них затруднительно переключаться с одного занятия на другое даже на уроке по одному и тому же предмету. В тоже время у детей с высокой подвижностью частые смены деятельности нередко поддерживают рабочее состояние на уроках.
Предметом особой заботы учителей чаще всего бывают дети – холерики и дети с меланхолическим темпераментом. В процессе учебно-воспитательной работы нужно стремиться у учащихся – холериков (Султан Б., Света Г., Толгат Б., Ваня С.) посредством тренировок развивать отстающий тормозной процесс. От этих учащихся следует постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении и в отношениях с другими людьми, аккуратности и порядка в работе. Надо помнить о том, что холерик не любит однообразной, кропотливой работы. При этом его страстность в работе, разумную инициативность следует поощрять. Поскольку холерик может довольно быстро перейти к состоянию аффекта, когда теряется контроль над поведением со стороны сознания, то при общении с ним не рекомендуется говорить на повышенных тонах. Это только усилит его возбуждение.
На учащихся меланхолического темперамента (Ольга Г.) надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью, поскольку чрезмерная строгость и резкое повышение требований к этим учащимся ещё больше затормаживает их, снижает работоспособность. Очень важно помочь им войти в коллектив, включиться в его общественную работу, почувствовать себя защищённым в коллективе. На занятиях этих учащихся надо чаще спрашивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку, большую роль при этом играют одобрение, похвала, подбадривание.
Внимание учителя должны привлекать учащиеся – флегматики (Вера П.), которым, к сожалению, обычно не уделяется достаточно внимания – они спокойны, никому не мешают. У флегматика следует развивать недостающие ему качества – большую подвижность, активность, важно не допускать потери у него интереса к деятельности, поскольку это порождает безразличие и вялость.
У сангвиников нужно воспитывать усидчивость, настойчивость, целеустремлённость (Алия С., Вова Т., Руслан Т., Сауле М.).
В соответствующих условиях воспитания и при слабом типе нервной системы может развиться сильная воля, и наоборот, при сильном типе нервной системы в условиях «тепличного» воспитания могут возникнуть признаки недостаточной энергии, беспомощности. Не всякий холерик решителен и не всякий сангвиник отзывчив. Такие свойства должны выработаться. Это предполагает и определённую саморегуляцию, самовоспитание.
Растущему человеку необходимо постепенно
научиться сознательно
Показательно, что черты темперамента могут проявляться в разных сферах жизни (например, в условиях школы и дома) в разной степени; определённые проявления темперамента могут ограничиваться в то или другое русло под воздействием вырабатываемых установок и привычек. Другими словами, темперамент сказывается на чертах поведения, но не предопределяет их; первостепенное значение имеют воспитательные воздействия и вся система отношений растущего человека к окружающему миру.
Задача учителя заключается не в том, чтобы попытаться переделать один тип темперамента в другой, а в том, чтобы путём систематической работы содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и корректировать отрицательные черты, которые могут быть связаны с данным темпераментом.
Зная характеристики типов темперамента и индивидуальные особенности детей в классе, мы можем создавать детям наиболее благоприятные условия обучения, устранять причины возможной дезадаптации, и, следовательно, помогать ребёнку справляться с его психологическими трудностями, активизировать его интеллектуальное развитие, сохранить учебную мотивацию, сделать интересной его жизнь.
Большую роль в обладании своим темпераментом играет самовоспитание сознательная установка учащегося на искоренение у себя отрицательных проявлений темперамента и закрепление положительных свойств. Поэтому мы предлагаем провести систему тренинговых занятий.
Цель программы: развитие навыков позитивного общения у младших школьников, формирование толерантности личности учащихся через самопознание, взаимопознание, взаимодействие и приобретение специальных знаний о толерантности и культуре общения.
Основные задачи занятий по данной программе направлены на: