Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 02:09, реферат
Возникла спец психология (от греч. особенный) как самостоятельная отрасль психологической науки и практики в 60-ых гг XX столетия. Тогда она появилась в перечне научных специальностей учебных вузов в разделе «Психология». Но было лишь формальное закрепление продолжавшегося уже многие десятилетия становления этой своеобразной отрасли психологии, которая вобрала в себя накопившиеся научные достижения и практический опыт — все, что касается изучения феноменологии, механизмов и условий психического развития человека под воздействием различных групп патогенных факторов, а также закономерностей протекания компенсаторных и коррекционных процессов.
82 (12). Опишите психологический «портрет» ребенка-сироты.
Одной из основных характеристик психологии личности детей-сирот является агрессивность как следствие дефицита теплоты и принятия в общении. Другой существенной особенностью в психологии воспитанников детских домов исследователи называют гиперсексуальность. Она проявляется в повышенном интересе к половой жизни, в ранних сексуальных связях, нецензурной брани. Причиной этого является недостаточная общая способность детей-сирот к торможению своих первичных чувственных влечений. К этому приводит неумение ребенка реализоваться в обществе, труде, творчестве.
Психология детей-сирот характеризуется отсутствием стабильности, присущей семейным отношениям, необходимостью постоянно приспосабливаться и заслуживать хорошее отношение окружающих. А все это значительно снижает у детей-сирот активное отношение к жизни, у них не формируются собственные ценности и принципы, но при этом в их психологии развивается конформность – зависимость от мнения других людей, повышенная внушаемость и подверженность влиянию группы, часто негативному. У детей-сирот складывается заниженная самооценка, неприятие себя, недоверие к себе, отсутствует ощущение собственной уникальности.
Психология развития личности детей-сирот носит специфический характер, заключающийся в повышенной агрессивности, ранимости и неуверенности ребенка. Поэтому основной задачей специалистов в области психологии и педагогики, работающих в детских домах, является изменение форм общения детей-сирот со сверстниками и взрослыми.
83 (13). Проведите дифференциальную диагностику между умственной отсталостью легкой и средней степени тяжести.
Умеренная умственная отсталость (варианты имбецильности легкой и средней степени)
Больные овладевают
навыками самообслуживания, могут
быть приучены к простейшему
труду путем тренировки
Легкая степень умственной отсталости (дебильность).
Познавательные расстройства у этих больных заключаются в затруднении формирования сложных понятий и обобщений, невозможности или затруднении абстрактного мышления. Мышление у них преимущественно конкретно-описательное, достаточно развита обиходная речь. Больные легкой степенью умственной отсталости способны к усвоению специальных программ, основанных на конкретно-наглядном обучении, которое проводится в более медленном темпе, а также способностью к овладению несложными трудовыми и профессиональными навыками. Благодаря относительно более высокому, чем при других степенях умственной отсталости, темпу психического развития у больных с дебильностью во многих случаях возможна удовлетворительная адаптация к обычным условиям жизни. Часто эти больные обнаруживают хорошую практическую осведомленность. Многие больные с легкой умственной отсталостью заканчивают специализированные школы и профессиональные училища, продуктивно работают, заводят семьи, самостоятельно ведут хозяйство. По сравнению с другими степенями олигофрении черты личности и характера больных отличаются большей дифференцированностью и индивидуальностью. Однако эти больные с трудом формируют собственные суждения, но легко перенимают чужие взгляды, иногда попадая под нездоровое влияние окружающих (например, могут вовлекаться в бредовые переживания психически больных с формированием индуцированного бреда, или становиться орудием в руках злоумышленников, манипулирующих ими для получения собственной выгоды). Коэффициент умственного развития этих пациентов находится в пределах 50-69.
Дифференцировать умственную отсталость необходимо с состояниями, обусловленными педагогической запущенностью и прогредиентными психическими заболеваниями (в первую очередь с шизофренией и эпилепсией, манифестирующими в раннем детском возрасте).
84 (14). направления работы по социализации умственно отсталого ребенка(не уверенна в правильности).
Социализация— процесс усвоения индивидом образцов повед., психолог. установок, соц. норм и ценностей, знаний, навыков, позвол-х ему успешно функционир-ть в обществе.
Осн. направления:
Нравственное направление.
Регулирование отношений между людьми. Знакомство с правилами поведения и общения. Обеспеч. правильного обращения детей к взрослым и сверстникам; Заклад-е основ сотрудничества, взаимопомощи. Формир-е уважения к старшим, родителям.
Национально-патриотическое направление
Воспитание любви к своей семье, родственн., родному дому. Знакомство с терминами "гражданин", "патриот" и т.п. Знание государственной символики. Знание названия страны, столицы, места жительства
Экономическое направление
Знакомство с понятиями "деньги", "цена", "стоимость", формирование правил поведения вторговыхучреж-х, обеспечение сохранн. мебели, учеб., одежды. Экскурсии в магазин, на рынок, почту, темат. беседы о повед. в торговыхучреж-х, ролевые игры, связанные с покупками.
Правовое направление
Знакомство с правилами,
нормами повед-я в обществен.
Трудовое направление
Освоение начальных учебных навыков, приучение к дисциплине во время урока и самоподготовки. Чтение сказок, рассказов о важности труда в жизни человека. Рассказы родителей о своей профессии. Организация самообслуживания.
Эстетическое направление
Знакомство с основными видами художественного творчества. Знакомство с произведениями выдающихся художников, композиторов, поэтов, писателей. Участие в самодеятельности.
Физическое направление
Знакомство с основами
гигиены. Включение в распорядок
дня обязательных
85 (15). Роль школьного психолога, логопеда и учителя в совместной работе по коррекции нарушений письменной речи.
Задачами логопедической службы является коррекция нарушенной письменной речи, предупреждение обусловленной ею не успеваемости, распространение основных логопедических знаний среди педагогов и родителей.
Взаимосвязь работы учителя-логопеда
и педагога-психолога предполагает:
проведение дифференцированных занятий;
совместный мониторинг по результатам обследования и совместной коррекционно-развивающей деятельности;
разработку рекомендаций для педагогов и родителей по вопросам психического развития учащихся с нарушениями речи.
Важное значение в процессе коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями речи имеет взаимодействие учителя-логопеда с родителями учащихся.
Задача педагогического коллектива заключается в том, чтобы предупредить возможную школьную дезадаптацию детей с речевыми проблемами. Главная роль в этом отводится учителю-логопеду. Педагоги начальных классов и родители, чьи дети имеют речевые проблемы, в полной мере осознают значение логопедической коррекции речевых нарушений для повышения успешности обучения детей в школе.
Одним из самых важных направлений в деятельности логопеда является коррекция и профилактика нарушений письменной речи учащихся.
Традиционные диагностические пробы помогают выделить ведущие механизмы языковых затруднений в нарушении письменной речи у детей и определяют ведущие стратегии ее коррекции. Недостаточность же неязыковых функций, входящих в сложную системную организацию письма, за исключением оптико-пространственных, в структуре дисграфии и дислексии не выделяется и не рассматривается. В этом проявляется некоторый разрыв между логопедической теорией и потребностями практической деятельности логопедов.
К традиционным направлениям логопедической
работы по преодолению нарушений письменной
речи относится прежде всего устранение
недостатков и недоразвития устной речи
детей (совершенствование фонематического
восприятия, коррекция нарушений звукопроизношения
и закрепление правильных звукобуквенных
связей; развитие лексики и совершенствование
грамматического оформления речи; формирование
у детей представлений о слове, звуке,
слоге, предложении и формирование навыков
языкового анализа и синтеза). Хорошо известна
логопедическая работа по развитию у детей
зрительных гнозиса, памяти, анализа и
синтеза.
86
(16) Назовите направления работы психолога
с ребенком с заиканием
Если заикание остается невыправленным и в школьном возрасте, оно часто становится причиной тяжелых переживаний ребенка, неуверенности в себе, застенчивости, мешающей общению с людьми. Поэтому у заикающихся детей надо воспитывать уверенность в своих силах и сознательное стремление преодолеть недостаток речи. Очень важно научить школьника управлять темпом речи, избегать его ускорения, говорить на выдохе, а не на вдохе. Спокойно и терпеливо поправляйте ребенка, сформируйте у него естественную, слегка замедленную, но не монотонную речь. Полезно беседовать с ребенком, например о книгах, задавать такие вопросы, на которые он мог бы отвечать, используя слова, содержащиеся в вопросе. Постепенно ребенка учат самостоятельно рассказывать что-нибудь в присутствии близких, а затем и в присутствии посторонних. От взрослых требуются большое терпение и выдержка. Для занятий надо отвести определенные часы, в остальное время поддерживать правильный речевой режим.
Лечение
заикания чрезвычайно
Для лечения заикания используются также гипноз, релаксация, медикаментозные средства, дыхательные упражнения и многое другое. Ряду больных удается помочь, но всегда сохраняется опасность рецидива. В большинстве случаев лечение в детском возрасте дает более надежные результаты, но в целом заикание остается одной из нерешенных проблем речевой патологии.
Дети, потерявшие слух, но сохранившие речь в связи с относительно поздним возникновением глухоты. Степень сохранности речи у П. д. зависит от времени наступления глухоты и условий развития. Дети, оглохшие в возрасте от 3 до 5 лет, не получившие специального дошкольного воспитания, ко времени поступления в школу чаще всего сохраняют небольшой запас слов, которые обычно произносят искаженно. При более позднем возникновении глухоты дети почти полностью сохраняют речевой запас (особенно в том случае, если глухота возникает у детей, уже овладевших письмом и чтением). При специальном педагогическом воздействии речь может сохраниться полностью и при сравнительно более ранней потере слуха.
Произношение позднооглохшего ребенка во всех случаях отличается характерными особенностями: нарушением модуляции голоса, неточным артикулированием некоторых звуков, ошибками в словесном ударении и др.
Обучение позднооглохшего ребенка тем сложнее, чем больше у него нарушена речь. Основная трудность, однако, связана с ограниченной возможностью восприятия ребенком обращенной к нему речи. Поэтому первоочередной задачей коррекциопного обучения такого ребенка является развитие навыков зрительного восприятия речи — чтение с губ.
Необходимо также возможно более ранее обучение грамоте, которая является важнейшей опорой в работе по сохранению и развитию речи ребенка.
Существенный раздел специальной работы с П. д. составляют упражнения, направленные на уточнение произносительной стороны речи. При значительной потере речи П. д. нуждаются в систематическом обучении, обеспечивающем накопление словарного запаса и развитие грамматического строя речи. Такое обучение осуществляется в спец. школе.
П. д. учатся в школе для слабослышащих и позднооглохших. В зависимости от степени сохранности речи их принимают в I или во II отд. такой школы.
Обучение П. д. в школе для глухих недопустимо.
Спец. дошкольное воспитание П. д. имеет исключительно важное корригирующее значение при условии, если в спец. детском саду они выделены в особую группу, где проводится организованная работа по развитию зрительного восприятия речи, сохранению имеющегося речевого запаса и обучению грамоте.