История развития специальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 02:09, реферат

Краткое описание

Возникла спец психология (от греч. особенный) как самостоятельная отрасль психологической науки и практики в 60-ых гг XX столетия. Тогда она появилась в перечне научных специальностей учебных вузов в разделе «Психология». Но было лишь формальное закрепление продолжавшегося уже многие десятилетия становления этой своеобразной отрасли психологии, которая вобрала в себя накопившиеся научные достижения и практический опыт — все, что касается изучения феноменологии, механизмов и условий психического развития человека под воздействием различных групп патогенных факторов, а также закономерностей протекания компенсаторных и коррекционных процессов.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по специальной.docx

— 249.23 Кб (Скачать файл)

 

 

82 (12). Опишите психологический «портрет» ребенка-сироты.

Одной из основных характеристик психологии личности детей-сирот является агрессивность как следствие дефицита теплоты и принятия в общении. Другой существенной особенностью в психологии воспитанников детских домов исследователи называют гиперсексуальность. Она проявляется в повышенном интересе к половой жизни, в ранних сексуальных связях, нецензурной брани. Причиной этого является недостаточная общая способность детей-сирот к торможению своих первичных чувственных влечений. К этому приводит неумение ребенка реализоваться в обществе, труде, творчестве.

Психология детей-сирот характеризуется отсутствием стабильности, присущей семейным отношениям, необходимостью постоянно приспосабливаться и заслуживать хорошее отношение окружающих. А все это значительно снижает у детей-сирот активное отношение к жизни, у них не формируются собственные ценности и принципы, но при этом в их психологии развивается конформность – зависимость от мнения других людей, повышенная внушаемость и подверженность влиянию группы, часто негативному. У детей-сирот складывается заниженная самооценка, неприятие себя, недоверие к себе, отсутствует ощущение собственной уникальности.

Психология развития личности детей-сирот носит специфический характер, заключающийся в повышенной агрессивности, ранимости и неуверенности ребенка. Поэтому основной задачей специалистов в области психологии и педагогики, работающих в детских домах, является изменение форм общения детей-сирот со сверстниками и взрослыми.

 

83 (13). Проведите дифференциальную диагностику  между умственной отсталостью  легкой  и средней степени тяжести.

Умеренная умственная отсталость (варианты имбецильности легкой и средней степени)

 Больные овладевают  навыками самообслуживания, могут  быть приучены к простейшему  труду путем тренировки подражательных  действий. Их словарный запас  богаче, они в состоянии изъясняться  простыми фразами, поддерживать  простую беседу. Относительная адаптация  больных с умеренной умственной  отсталостью возможна лишь в  хорошо знакомых им условиях, любое изменение ситуации может  поставить их в затруднительное  положение из-за невозможности  перехода от конкретных, полученных  при непосредственном опыте, представлений  к обобщениям, позволяющим переносить  имеющийся опыт в новые ситуации. Больные не могут жить самостоятельно, нуждаются в постоянном руководстве  и контроле. Некоторые из них  могут выполнять простейшую работу  в специально созданных условиях (например, в лечебно-трудовых мастерских). Коэффициент умственного развития  этих пациентов находится в  пределах 35-49.

 Легкая  степень умственной отсталости (дебильность).

Познавательные расстройства у этих больных заключаются в затруднении формирования сложных понятий и обобщений, невозможности или затруднении абстрактного мышления. Мышление у них преимущественно конкретно-описательное, достаточно развита обиходная речь. Больные легкой степенью умственной отсталости способны к усвоению специальных программ, основанных на конкретно-наглядном обучении, которое проводится в более медленном темпе, а также способностью к овладению несложными трудовыми и профессиональными навыками. Благодаря относительно более высокому, чем при других степенях умственной отсталости, темпу психического развития у больных с дебильностью во многих случаях возможна удовлетворительная адаптация к обычным условиям жизни. Часто эти больные обнаруживают хорошую практическую осведомленность. Многие больные с легкой умственной отсталостью заканчивают специализированные школы и профессиональные училища, продуктивно работают, заводят семьи, самостоятельно ведут хозяйство. По сравнению с другими степенями олигофрении черты личности и характера больных отличаются большей дифференцированностью и индивидуальностью. Однако эти больные с трудом формируют собственные суждения, но легко перенимают чужие взгляды, иногда попадая под нездоровое влияние окружающих (например, могут вовлекаться в бредовые переживания психически больных с формированием индуцированного бреда, или становиться орудием в руках злоумышленников, манипулирующих ими для получения собственной выгоды). Коэффициент умственного развития этих пациентов находится в пределах 50-69.

Дифференцировать умственную отсталость необходимо с состояниями, обусловленными педагогической запущенностью и прогредиентными психическими заболеваниями (в первую очередь с шизофренией и эпилепсией, манифестирующими в раннем детском возрасте).

 

 

 

 

 

84 (14). направления работы по социализации умственно отсталого ребенка(не уверенна в правильности).

Социализация— процесс усвоения индивидом образцов повед., психолог. установок, соц. норм и ценностей, знаний, навыков, позвол-х ему успешно функционир-ть в обществе. 

Осн. направления:

Нравственное направление.

 Регулирование отношений  между людьми. Знакомство с правилами  поведения и общения. Обеспеч. правильного  обращения детей к взрослым  и сверстникам; Заклад-е основ  сотрудничества, взаимопомощи. Формир-е  уважения к старшим, родителям.

Национально-патриотическое направление

 Воспитание любви к  своей семье, родственн., родному  дому. Знакомство с терминами "гражданин", "патриот" и т.п. Знание государственной  символики. Знание названия страны, столицы, места жительства

Экономическое направление

 Знакомство с понятиями "деньги", "цена", "стоимость", формирование правил поведения  вторговыхучреж-х, обеспечение сохранн. мебели, учеб., одежды. Экскурсии в  магазин, на рынок, почту, темат. беседы  о повед. в торговыхучреж-х, ролевые  игры, связанные с покупками.

Правовое направление

  Знакомство с правилами, нормами повед-я в обществен.местах. Борьба с воровством. Внушение  недопуст. присвоения чужого имущества. Изучение прав и обязанностей. Заучивание правил поведения  в школе, на улице, в транспорте  и др. общественных местах. Чтение  поучительных рассказов, сказок. Беседы  о правилах поведения.

Трудовое направление

 Освоение начальных  учебных навыков, приучение к  дисциплине во время урока  и самоподготовки. Чтение сказок, рассказов о важности труда  в жизни человека. Рассказы родителей  о своей профессии. Организация  самообслуживания.

Эстетическое направление

Знакомство с основными видами художественного творчества. Знакомство с произведениями выдающихся художников, композиторов, поэтов, писателей. Участие в самодеятельности.

Физическое направление

 Знакомство с основами  гигиены. Включение в распорядок  дня обязательных гигиенических, закаливающих процедур. Организация  подвижных игр.

 

85 (15).  Роль школьного психолога, логопеда и учителя в совместной работе по коррекции нарушений письменной речи.

Задачами логопедической службы является коррекция нарушенной письменной речи, предупреждение обусловленной ею не успеваемости, распространение основных логопедических знаний среди педагогов и родителей.

Взаимосвязь работы учителя-логопеда и педагога-психолога предполагает:                                                                                           составление совместных программ коррекционной работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания;

проведение дифференцированных занятий;

совместный мониторинг по результатам обследования и совместной коррекционно-развивающей деятельности;

разработку рекомендаций для педагогов и родителей по вопросам психического развития учащихся с нарушениями речи.

Важное значение в процессе коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями речи имеет взаимодействие учителя-логопеда с родителями учащихся.

Задача педагогического коллектива заключается в том, чтобы предупредить возможную школьную дезадаптацию детей с речевыми проблемами. Главная роль в этом отводится учителю-логопеду. Педагоги начальных классов и родители, чьи дети имеют речевые проблемы, в полной мере осознают значение логопедической коррекции речевых нарушений для повышения успешности обучения детей в школе.

Одним из самых важных направлений в деятельности логопеда является коррекция и профилактика нарушений письменной речи учащихся.

Традиционные диагностические пробы помогают выделить ведущие механизмы языковых затруднений в нарушении письменной речи у детей и определяют ведущие стратегии ее коррекции. Недостаточность же неязыковых функций, входящих в сложную системную организацию письма, за исключением оптико-пространственных, в структуре дисграфии и дислексии не выделяется и не рассматривается. В этом проявляется некоторый разрыв между логопедической теорией и потребностями практической деятельности логопедов.

К традиционным направлениям логопедической работы по преодолению нарушений письменной речи относится прежде всего устранение недостатков и недоразвития устной речи детей (совершенствование фонематического восприятия, коррекция нарушений звукопроизношения и закрепление правильных звукобуквенных связей; развитие лексики и совершенствование грамматического оформления речи; формирование у детей представлений о слове, звуке, слоге, предложении и формирование навыков языкового анализа и синтеза). Хорошо известна логопедическая работа по развитию у детей зрительных гнозиса, памяти, анализа и синтеза. 
86 (16) Назовите направления работы психолога с ребенком с заиканием

Если заикание остается невыправленным и в школьном возрасте, оно часто становится причиной тяжелых переживаний ребенка, неуверенности в себе, застенчивости, мешающей общению с людьми. Поэтому у заикающихся детей надо воспитывать уверенность в своих силах и сознательное стремление преодолеть недостаток речи. Очень важно научить школьника управлять темпом речи, избегать его ускорения, говорить на выдохе, а не на вдохе. Спокойно и терпеливо поправляйте ребенка, сформируйте у него естественную, слегка замедленную, но не монотонную речь. Полезно беседовать с ребенком, например о книгах, задавать такие вопросы, на которые он мог бы отвечать, используя слова, содержащиеся в вопросе. Постепенно ребенка учат самостоятельно рассказывать что-нибудь в присутствии близких, а затем и в присутствии посторонних. От взрослых требуются большое терпение и выдержка. Для занятий надо отвести определенные часы, в остальное время поддерживать правильный речевой режим.

      Лечение  заикания чрезвычайно разнообразно. Многие методы дают немедленный  результат, но специалисты резко  расходятся в оценке их долговременных  эффектов. К числу основных приемов  относятся замедленная или же  ритмизированная речь и другие  изменения нормального стиля  речи. В некоторых методиках применяются  мягкие формы наказания за  заикание и награды за беглость  речи. Для страдающих заиканием  разработаны специальные устройства, либо отбивающие ритм, с которым  можно координировать речь, либо  создающие шум для блокировки  слуховой обратной связи.

     Для лечения  заикания используются также  гипноз, релаксация, медикаментозные  средства, дыхательные упражнения  и многое другое. Ряду больных  удается помочь, но всегда сохраняется  опасность рецидива. В большинстве  случаев лечение в детском  возрасте дает более надежные  результаты, но в целом заикание  остается одной из нерешенных  проблем речевой патологии.

 

  1. (17) Опишите психологический «портрет» позднооглохшего ребенка (П.д.).

Дети, потерявшие слух, но сохранившие речь в связи с относительно поздним возникновением глухоты. Степень сохранности речи у П. д. зависит от времени наступления глухоты и условий развития. Дети, оглохшие в возрасте от 3 до 5 лет, не получившие специального дошкольного воспитания, ко времени поступления в школу чаще всего сохраняют небольшой запас слов, которые обычно произносят искаженно. При более позднем возникновении глухоты дети почти полностью сохраняют речевой запас (особенно в том случае, если глухота возникает у детей, уже овладевших письмом и чтением). При специальном педагогическом воздействии речь может сохраниться полностью и при сравнительно более ранней потере слуха.

Произношение позднооглохшего ребенка во всех случаях отличается характерными особенностями: нарушением модуляции голоса, неточным артикулированием некоторых звуков, ошибками в словесном ударении и др.

Обучение позднооглохшего ребенка тем сложнее, чем больше у него нарушена речь. Основная трудность, однако, связана с ограниченной возможностью восприятия ребенком обращенной к нему речи. Поэтому первоочередной задачей коррекциопного обучения такого ребенка является развитие навыков зрительного восприятия речи — чтение с губ.

Необходимо также возможно более ранее обучение грамоте, которая является важнейшей опорой в работе по сохранению и развитию речи ребенка.

Существенный раздел специальной работы с П. д. составляют упражнения, направленные на уточнение произносительной стороны речи. При значительной потере речи П. д. нуждаются в систематическом обучении, обеспечивающем накопление словарного запаса и развитие грамматического строя речи. Такое обучение осуществляется в спец. школе.

П. д. учатся в школе для слабослышащих и позднооглохших. В зависимости от степени сохранности речи их принимают в I или во II отд. такой школы.

Обучение П. д. в школе для глухих недопустимо.

Спец. дошкольное воспитание П. д. имеет исключительно важное корригирующее значение при условии, если в спец. детском саду они выделены в особую группу, где проводится организованная работа по развитию зрительного восприятия речи, сохранению имеющегося речевого запаса и обучению грамоте.

Информация о работе История развития специальной психологии