История развития специальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 02:09, реферат

Краткое описание

Возникла спец психология (от греч. особенный) как самостоятельная отрасль психологической науки и практики в 60-ых гг XX столетия. Тогда она появилась в перечне научных специальностей учебных вузов в разделе «Психология». Но было лишь формальное закрепление продолжавшегося уже многие десятилетия становления этой своеобразной отрасли психологии, которая вобрала в себя накопившиеся научные достижения и практический опыт — все, что касается изучения феноменологии, механизмов и условий психического развития человека под воздействием различных групп патогенных факторов, а также закономерностей протекания компенсаторных и коррекционных процессов.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по специальной.docx

— 249.23 Кб (Скачать файл)

 

 

 

88 (18) Назовите направления работы  психолога с позднооглохшим ребенком

 

  • Ранняя диагностика. Для приблизительной оценки слуха у детей в любом возрасте можно использовать “гороховый метод”, где в качестве источника звука служат пластмассовые коробочки, заполненные на 1/3 различной крупой: горохом (источник звука 70 – 80 дБ), гречей (источник звука 50 – 60 дБ), манкой (источник звука 30 –40 дБ). Данное исследование, благодаря его простоте и доступности, могут проводить педиатры, невропатологи, логопеды и другие специалисты. По его результатам можно предположить нарушение слуха, если у ребенка в возрасте до 3-х мес. отсутствует реакция на звук баночки с горохом, в 4 – 5 мес. отсутствует реакция на звук баночки с гречей, а в 6 мес. и старше - на звук баночки с манкой.
  • Переключение на новые способы восприятия (зрительный, тактильно-вибрационный и др.) устной речи в целях дальнейшего развития и предотвращения ее распада. Формирование словесной речи.

Без специального воспитания и обучения дети, потерявшие слух в возрасте 3-5 лет, к поступлению в школу оказываются почти без речи, сохранив лишь небольшой, искаженно произносимый запас слов. Глухота, возникшая на более позднем этапе, особенно при уже сформированных навыках письма и чтения, не нарушает словарный запас, но вызывает характерные затруднения произношения (нарушения модуляции голоса, неточная артикуляция звуков, слабая звучность, невнятность, ошибки в словесном ударении и окончании слов). Наиболее острой проблемой для позднооглохших является необходимость переключения на новые способы восприятия (зрительный, тактильно-вибрационный и др.) устной речи в целях дальнейшего развития и предотвращения ее распада. Наличие сформировавшейся речи как полноценного средства общения и основы познавательной деятельности обусловливает возможность их объединения для специального обучения со слабослышащими детьми с относительно сохранной речью.

  • Умственное воспитание: Формирование представлений и понятий об окружающем мире. Развитие познавательных психических процессов. Формирование первичных способов интеллектуальной деятельности.

 

Все задачи должны осуществляться в процессе игры, специального обучения и труда. Занятия проводятся с широким использованием наглядных пособий, натуральных предметов. Организовываются экскурсии,  просмотры кинофильмов. Параллельно проводятся занятия по развитию речи, где дошкольники закрепляют словарь.

 

      1. (19) Опишите психологический «портрет» раноослепшего ребенка.

 

Так, отсутствие визуальной ориентировки наиболее заметно сказывается на двигательной сфере и на содержании социального опыта. Своеобразным ориентиром для слепого ребенка служит реакция на звук -  является основным фактором ориентировки.

Потеря зрения является причиной своеобразия эмоционально-волевой сферы и характера. Так, у незрячего ребенка возникают трудности в игре, учении, овладении профессиональной деятельностью. Кроме того, у детей с нарушением зрения возникают различные проблемы бытового характера, что часто вызывает переживания и негативные реакции.

Слепой ребенок имеет все возможности для познания окружающего мира с опорой на сохранную анализаторную сеть. Благодаря этому развиваются высшие формы познавательной деятельности, которые и являются ведущими в компенсаторной перестройке восприятия.

Компенсация слепоты представляет собой целостное психическое образование, систему сенсорных, моторных, интеллектуальных компонентов, обеспечивающих ребенку адекватное и активное отражение внешнего мира, создающую возможность овладения различными формами деятельности на каждом возрастном этапе.

В работе доктора медицины В.И. Руднева «Психология слепого» (1910) автор на примере одного слепого рассматривает особенности психики, характерные для людей с нарушением зрения. В исследовании приводятся положения разных авторов, они сравниваются с результатами исследования конкретного слепого и либо подтверждаются, либо опровергаются. В результате детального исследования ослепшего в 8 месяцев пациента, на момент исследования взрослого мужчины, автор делает следующие выводы: 1. Главным анализатором для пациента является слух. 2. Воображение его отличается совершенно от воображения зрячего. В воображении преобладают слуховые и мышечно-осязательные образы

 

      1. (20) Назовите направления работы психолога с раноослепшим ребенком

 

Основные направления работы психолога закрытого детского учреждения.

1. адаптация: работа по восстановлению/обучению навыков самообслуживания, взаимодействия в социуме.

2. диагностика (актуального  состояния, депрессии, суицидальных  наклонностей)

3. работа с семьей.

Развитие слуховой памяти и слухового внимания способствуют развитию речи ребенка и достижению им нормативного уровня речевой деятельности, в том числе в овладении письменной речью, которую незрячие дети осваивают по системе Брайля (выпуклого шеститочия).

Основной задачей реабилитационной работы в целях интеграции индивидов по зрению в общество является установление или восстановление социальных контактов как со сверстниками, так и значимыми взрослыми людьми, расширение сферы деятельности (общественно-полезный труд, занятия спортом, музыкальным искусством и т.д.), то есть социально-психологическая адаптация.

Умственное воспитание: Формирование представлений и понятий об окружающем мире. Развитие познавательных психических процессов. Формирование первичных способов интеллектуальной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

91 (21). Опишите психологический «портрет» ребенка с ранним детским аутизмом в  возрасте 1 года.

уже у грудных детей наблюдается отсутствие свойственного здоровым детям "комплекса оживления" при контакте с матерью или воспитательницей, у них не появляется улыбка при виде родителей, иногда отмечается отсутствие ориентировочной реакции на внешние раздражители, что может приниматься за дефект органов чувств.

Ранние симптомы РДА

  • Невозможность принять удобную для обоих позу на руках у матери.
  • Необычная реакция на ежедневные звуки – ребенок может пугаться малейших шорохов.
  • Необычное поведение: ребенок может спокойно лежать в кровати с открытыми глазами, не требуя к себе никакого внимания. Родители могут удивляться, какой спокойный ребенок.
  • Ребенок избегает смотреть в глаза, не интересуется лицами, что у обычных детей наблюдается очень редко.
  • Отсутствие стремления «пойти на ручки».
  • Улыбка возникает не в ответ на улыбку близкого человека, а на приятные звуки или впечатления.
  • Очень долгое отсутствие реакции на свое имя.
  • Неадекватное восприятие эмоций близких, например плач в ответ на смех.  
  • необычная привязанность к одному лицу – чаще всего матери. Либо сверхсильная, при которой ребенок не может физически обходиться без нее, либо дозированная привязанность с кратковременными проявлениями, но по большей части индифферентным отношением. Может наблюдаться задержка формирования привязанности к одному лицу, когда ребенок до 1-1,5 лет показывает одинаковое расположение ко всем окружающим его взрослым.
  • Задержка речевого развития. Отсутствие лепета в 6-7 месяцев. Считается, что мальчики начинают говорить позже девочек. Интересно, что мальчики и аутизмом болеют в 3-4 раза чаще, чем девочки. Поэтому отсутствие лепета в год и речи в 2 года – это все же повод проконсультироваться, например, у детского психолога.

 

 

 

 

 

 

 

 

92 (22) Назовите направления работы психолога с ребенком с ранним детским аутизмом  в возрасте 5 – 6 лет.

Одна из главных задач психолога – помочь ребенку с РДА адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации и поэтому коррекционная работа с таким ребенком имеет два основных направления: 1) Преодоление аффективной патологии. Установление контакта с аутичным ребенком. 2) Формирование целенаправленной деятельности. Усиление психологической активности аутичных детей.

На первом этапе необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельно обследовать помещение комнаты для занятий. Убрать все яркие, крупные, звучащие игрушки и предметы, звукоизолировать комнату. Строго дозировать аффективные контакты с ребенком, т.к. может наступить пресыщение. Общение - негромким голосом, избегать прямого взгляда, резких движений.

На втором этапе аутичному ребенку необходима постоянная поддержка взрослого, его побуждение и ободрение, чтобы перейти к более активным и сложным отношениям с миром.. Необходимо вовлечь ребенка в совместную деятельность, чему будет способствовать использование с ребенком аутистом через обогащение его эмоционального и интеллектуального опыта.

В процессе работы в поведении аутика выявляются стимулы, на которые необходимо опираться в ходе коррекционной работы. Например, если ребенку нравится рвать и мять бумагу, то можно попробовать переориентировать его на аппликацию методом обрывания. Аутикам наиболее доступны схемы, и именно на них необходимо опираться в коррекционной работе.  Нужно вводить пальчиковые игры, релаксационные упражнения, песочную и музыкальную терапии, игры с водой.

!!!! игры/упражнения необходимо проводить несколько раз для закрепления.

Если после установления контакта специалист прервет коррекционную работу, то ребенок может снова “закрыться”, “уйти” в свой мир. Неизбежно и появление у него новых страхов, углубление его аутизма.

В настоящее время наиболее распространенным коррекционным подходом, в рамках которого получают помощь аутичные дети и их семьи, является поведенческая терапия и - программа ТЕАССН, цель - отработка у ребенка определенных бытовых и социальных навыков. Родителей учат выделять целевые проблемы и последовательно формировать у ребенка необходимые паттерны поведения, составляя пошаговую программу действий и отрабатывая ее с ребенком.

Матери аутичного ребенка сложно установить тесный контакт с ним, так как ребенок не подкрепляет ее инстинктивное поведение: не смотрит ей в глаза, не улыбается в ответ на ее улыбку - аутик в младенчестве недополучает такие важные виды стимуляции, как тактильная, зрительная (так как ребенок избегает полностью или частично контакта глазами), речевая..

Метод холдинг терапии: является актуализация ранней привязанности «мать-дитя», которая обеспечивает развитие ребенка в норме, и которая не формируется в достаточной степени между аутичным ребенком и его матерью. ХТ активирует 3 уровня аффективного развития: актуализирует младенческие аффективные стереотипы, отрабатывает психологический механизм экспансии («качели»), связанный с переживанием опасности, и провоцирует более глубокий эмоциональный контакт ребенка с матерью.

 

93 (23). Психологический «портрет» ребенка с невропатией.

В грудном и ясельном возрасте дети беспокойны, крикливы, медленно прибавляют в весе, плохо засыпают, просыпаются под действием незначительных тактильных и слуховых раздражителей, вздрагивают во сне. Нередко появляются неожиданные рвоты, срыгивания, поносы или запоры.

В дошкольном возрасте отмечаются нарушения аппетита, двигательная расторможенность или вялость, непоседливость, чрезмерная отвлекаемость.

Дети выглядят бледными, хрупкими, неумело пользуются навыками самообслуживания, равнодушно относятся к еде. Даже обычные дисциплинарные требования вызывают у них недовольство, страх или бурный протест с речевым возбуждением и слезами. Психические травмы и семейные конфликты явл. причинами преходящих или стойких психогенных нарушений, которые приобретают форму наиболее типичных для этого возраста невротических реакций: ночных страхов, боязни темноты, заикания, ночного недержания мочи. В более редких случаях может развиться упорная невротическая рвота. Дети склонны к истерич. реакциям, кот-е выражаются в виде приступов неудержимых рыданий, всхлипываний, громкого плача, демонстративных, размашистых движений руками и ногами. Реже встречаются истерический кашель, мутизм (задержка речи), судорожное глотание, обморочные состояния.

В шк. годы на первый план выступает психический компонент невропатии. Характерна эмоц. неустойчивость: лабильность настроения, несдержанность, повышенная раздражительность, обидчивость. Дети быстро утомляются, их работоспособность снижена, они легко увлекаются новыми идеями и занятиями, но редко доводят начатое дело до конца. В отношениях с окружающими может проявляться то упрямство и грубость, то неуместная стеснительность и тревожность. Невротич. реакции разнообразны и в большинстве случаев динамичны: тик, навязчивые страхи и движения, ипохондрические мысли, снижение или даже отсутствие аппетита (анорексия), беспредметное беспокойство. Психич. утомление сопровожд-ся чувством бессилия, физич. слабости, головной болью, головокружением. Часто проявл-ся функцион-е расстройства со стороны сердечно-сосудистой и пищеварит. сис-м, кот-е относятся к собирательному понятию «невроза органов» (невроз сердца, желудка, дискинезии желчевыводящих путей, спастический колит и т. д.).

Информация о работе История развития специальной психологии