Клиническая психология. Ответы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 23:05, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на 40 вопросов.

Вложенные файлы: 1 файл

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 81.11 Кб (Скачать файл)
  1. Понятие медицинской и  клинической психологии. Предмет и задачи клинической психологии.

Медицинская психология-это отрасль психологической науки, изучающая проблемы медицины в психологическом аспекте, используя, методы психологии. В более широком смысле к ней относят предупреждение болезней - профилактику, и охрану здоровья.

Клиническая психология (от греческого kline - постель, койка) - это частная психологическая дисциплина, предметом которой являются психические расстройства и психические аспекты соматических расстройств (болезней). Уход за больным, особенности развития какой-либо болезни или расстройства, а также лечение этих расстройств.

Предмет изучения клинической  психологии:

а) расстройства (нарушения) психики и поведения;

б) личностные и поведенческие  особенности людей, страдающих различными заболеваниями;

в) воздействие психологических  факторов на возникновение, развитие и  лечение болезней;

г) особенности взаимоотношений  больных людей и социальной микросреды, в которой они находятся.

Задачи  клинической психологии:

— изучение влияния  психологических и психосоциальных  факторов на развитие поведенческих  и личностных нарушений у ребенка, их профилактику и коррекцию;

— изучение влияния  отклонений и нарушений в психическом  и соматическом развитии на личность и поведение ребенка;

— изучение специфики  и характера нарушений развития психики ребенка;

— изучение характера  отношений аномального ребенка  с ближайшим окружением;

— разработка принципов  и методов клинико-психологического исследования в педагогических целях;

— создание и изучение психологических методов воздействия  на психику ребенка в коррекционных  и профилактических целях. 

  1. Основные  разделы клинической  психологии.

Основными разделами  клинической психологии являются:

1.Патопсихология - наука, изучающая психические закономерности нарушения или распада психики при душевных заболеваниях, в сопоставлении с протеканием психических процессов в норме, то есть в отличие от медицины патопсихология знает основные закономерности.

2.Нейропсихология - отрасль клинической психологии, изучающая мозговые основы психической деятельности, или мозговую организацию психической деятельности.

3.Психосоматика - (греч. psyche - душа, soma - тело) - направление в медицине и психологии, занимающееся изучением влияния психологических (преимущественно психогенных) факторов на возникновение и последующую динамику соматических заболевании.

 Помимо этого в нее часто включают такие специальные разделы, как психотерапия, реабилитология, психогигиена и психопрофилактика, психология девиантного поведения, психология пограничных психических расстройств (неврозология).

   Клиническая психология тесно связана с такими дисциплинами, как психиатрия, психопатология, неврология, психофармакология, физиология высшей нервной деятельности, психофизиология, валеология, общая психология, психодиагностика, специальная психология и педагогика. Сферой пересечения научного и практического интереса клинической психологии и психиатрии является диагностика.

  1. История становления клинической психологии.

Сам термин «клиническая психология» появился в 1896 году, когда  американский психолог Лайтнер Уитмер, обучавшийся в Институте экспериментальной  психологии В. Вундта, по возвращении  из Лейпцига основал первую в мире психологическую клинику при  университете штата Пенсильвания в  США. Фактически эта клиника являлась психолого-педагогическим центром, в  котором обследовались и проходили  курс коррекции дети с плохой успеваемостью  и другими проблемами в обучении. Примечательно то, что термин «клиническая»  по отношению к деятельности своего психолого-педагогического центра был использован Л. Уитмером в  узком смысле: он подразумевал под  ним особый метод индивидуальной работы с проблемными детьми, в котором главенствующую роль играла диагностика их интеллектуальных способностей посредством специальных тестов. Уникальной особенностью клинико-психологического метода Л. Уитмер считал возможность его применения по отношению к любым людям — взрослым или детям, — которые отклоняются в какую-либо сторону от средних показателей психического развития, т. е. не вписываются в стандартные рамки образовательных и воспитательных программ.

Таким образом, клиническая  психология по Л. Уитмеру представляла собой особую форму психодиагностики, психологического консультирования и  психокоррекции, ориентированную на индивидуальные, нестандартные проявления психики ребенка и связанные  с ними отклонения в поведении. В  этом виде она и начала интенсивно развиваться в США, постепенно распространяясь  из сферы школьного образования  в область правосудия (психологические  клиники стали появляться при  судах, рассматривавших дела с участием несовершеннолетних) и здравоохранения (работа с умственно отсталыми  детьми).

После второй мировой  войны (1939-1945) это направление стало  называться «консультативной (прикладной) психологией», а клиническими психологами  в США стали считать только тех, кто работал в области  охраны психического здоровья.

На европейском  континенте, в том числе — в  России, термин «Клиническая психология»  не имел хождения вплоть до середины XX века. Впервые это словосочетание появилось в Европе в 1946 г. в названии книги немецкого психолога В. Гельпаха, в которой он рассматривал изменения психики и поведения  у больных соматическими заболеваниями. Соответственно, под клинической  психологией В. Гельпах понимал  только психологию соматических больных.

Только в 70-е годы XX в. клиническая психология приобретает  черты самостоятельной психологической  дисциплины прикладного характера, понимаемой шире, чем просто психология в клинике или психология для медиков. 

  1. Сфера практической деятельности клинических психологов.

Основные аспекты  деятельности клинического психолога  в воспитательных и образовательных  учреждениях — диагностический, коррекционный и профилактический.

 Диагностический аспект деятельности заключается в уточнении роли психологических и психосоциальных факторов в возникновении проблемного поведения ребенка в самых разнообразных сферах: в обучении, в межличностных отношениях и т. д. Клинико-психологическое обследование помогает определить актуальные причины проблем, скрытые признаки нарушения развития, определить структуру этих нарушений и их взаимосвязь.

Сюда включается  тестирование психических функций, самостоятельное обследование структуры и специфики системы отношений личности проблемного ребенка опросными методами (самоотчеты, клиническое интервью, экспертные оценки и т. п.), а также анализ поведения проблемного ребенка в естественных условиях и его интерпретация, основывающаяся на понимании внутренних мотивов и побуждений, а не только нормативных требований.

Диагностический аспект наиболее востребован в экспертной деятельности клинического психолога  в составе психолого-медико-педагогических консультативных центров (ПМПК), в  судах, рассматривающих дела с участием несовершеннолетних правонарушителей, в призывных комиссиях военкоматов.

Психокоррекция выступает частью воспитательного процесса, поскольку психолог воздействует на выходящие за пределы установленной нормы показатели психического (память, внимание, мышление, эмоции, воля) и личностного (мотивы, установки, ценностные ориентации) развития ребенка, приводя его к «оптимальному уровню» функционирования в обществе.

Профилактический  аспект применения клинико-психологических знаний в образовательных и воспитательных учреждениях связан с предотвращением возникновения у здоровых детей и подростков нарушений в психической деятельности личности и поведении, а также с предупреждением развития обострений и психосоциальной дезадаптации у аномальных детей, имеющих личностные и поведенческие особенности, и у компенсированных детей, перенесших острые психические расстройства. Профилактической следует признать и деятельность, направленную на формирование в образовательных и воспитательных учреждениях толерантной среды по отношению к детям и подросткам, имеющим те или иные особенности личности, психологического статуса или развития.

  1. Основные методы исследования в клинической психологии.

Существует четыре метода клинико-психологического исследования: беседа (интервью), эксперимент, наблюдение за поведением пациента, анализ истории  жизни (сбор анамнеза).

Клинико-психологическое  интервью (беседа) — это метод получения информации об индивидуально-психологических особенностях личности и психологических состояниях. От обычного расспроса интервью отличается тем, что оно имеет направленный диалогический характер и направлено не только на идентификацию явно предъявляемых признаков патологии, но и на распознавание скрытых признаков, а также на более точное понимание существа проблемы.

Принципы клинико-психологического интервью:

 однозначность и точность вопросов; доступность; проверяемость и адекватность; беспристрастность.

Само интервью (беседа) состоит из двух частей. Первая часть  — установление психологического контакта.

Вторая часть интервью — беседа во время эксперимента.

Клинико-психологический  эксперимент — это искусственное создание условий, выявляющих особенности психической деятельности человека в болезненных состояниях. Он строится по принципу функциональных проб. Роль специфической нагрузки в экспериментально-психологическом исследовании (ЭПИ) принадлежит заданиям, выполнение которых требует актуализации психических функций. ЭПИ осуществляется с помощью нестандартизированных и стандартизированных методик.

Нестандартизированные методики получили название патопсихологических. Заключение при использовании этих методик делается не по результату, а по содержательному анализу  способа выполнения целого ряда заданий.

Наблюдение  за поведением — это способ оценки мыслей, чувств и поступков ребенка в определенном социальном окружении. Оно позволяет сформулировать гипотезу о природе проблемы и план ее коррекции. Если в интервью мы имеем дело с внутренней картиной расстройства или проблемы, в эксперименте мы моделируем различные ситуации, выявляющие особенности протекания психических процессов, то в наблюдении мы видим реальные проявления особенностей психики ребенка в ситуациях социального взаимодействия и реальные проблемы, связанные с этими особенностями, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни.

Анализ  истории жизни включает в себя получение информации о потенциально значимых этапах развития и жизненных событиях, повлиявших на проявление симптомов расстройства. Эта информация обычно касается следующего круга вопросов:

— рождение ребенка  и связанные с этим события (беременность, осложнения при родах, употребление матерью психоактивных веществ  в течение беременности);

— развитие ребенка (возраст, в котором ребенок начал  ходить, говорить, приучился к туалету, получил навыки самообслуживания);

— медицинская история (травмы, несчастные случаи, операции, сопутствующие заболевания, принимаемые  в прошлом и сейчас медицинские  препараты);

— характеристика и  история семьи (возраст семьи  и родителей, род занятий родителей, их образование, сведения о психических  болезнях родственников);

— социальные навыки ребенка (особенности его межличностных  отношений с родителями, педагогами, медработниками, друзьями, другими  детьми, в какие игры играет, какую  деятельность предпочитает);

— история образования  ребенка (когда пошел в детский  сад или школу, какова его успеваемость, какие школы посещал ранее, имеет  ли дополнительные занятия, каковы отношения  с учителями и одноклассниками);

— информация о досуге и личных отношениях со сверстниками (если речь идет о подростке);

— описание попыток  справиться с расстройством до обращения  к психологу; 
 

  1. Патопсихология: предмет и задачи.

Патопсихология (греч. pathos - страдание, psyche - душа, logos - учение) - раздел медицинской психологии, изучающий  закономерности распада психической  деятельности и свойств личности в случае психических или соматических заболеваний.

Задачи  патопсихологии:

Информация о работе Клиническая психология. Ответы