Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 23:05, шпаргалка
Ответы на 40 вопросов.
Медицинская психология-это отрасль психологической науки, изучающая проблемы медицины в психологическом аспекте, используя, методы психологии. В более широком смысле к ней относят предупреждение болезней - профилактику, и охрану здоровья.
Клиническая психология (от греческого kline - постель, койка) - это частная психологическая дисциплина, предметом которой являются психические расстройства и психические аспекты соматических расстройств (болезней). Уход за больным, особенности развития какой-либо болезни или расстройства, а также лечение этих расстройств.
Предмет изучения клинической психологии:
а) расстройства (нарушения) психики и поведения;
б) личностные и поведенческие особенности людей, страдающих различными заболеваниями;
в) воздействие психологических факторов на возникновение, развитие и лечение болезней;
г) особенности взаимоотношений больных людей и социальной микросреды, в которой они находятся.
Задачи клинической психологии:
— изучение влияния
психологических и
— изучение влияния отклонений и нарушений в психическом и соматическом развитии на личность и поведение ребенка;
— изучение специфики и характера нарушений развития психики ребенка;
— изучение характера отношений аномального ребенка с ближайшим окружением;
— разработка принципов
и методов клинико-
— создание и изучение
психологических методов
Основными разделами клинической психологии являются:
1.Патопсихология - наука, изучающая психические закономерности нарушения или распада психики при душевных заболеваниях, в сопоставлении с протеканием психических процессов в норме, то есть в отличие от медицины патопсихология знает основные закономерности.
2.Нейропсихология - отрасль клинической психологии, изучающая мозговые основы психической деятельности, или мозговую организацию психической деятельности.
3.Психосоматика - (греч. psyche - душа, soma - тело) - направление в медицине и психологии, занимающееся изучением влияния психологических (преимущественно психогенных) факторов на возникновение и последующую динамику соматических заболевании.
Помимо этого в нее часто включают такие специальные разделы, как психотерапия, реабилитология, психогигиена и психопрофилактика, психология девиантного поведения, психология пограничных психических расстройств (неврозология).
Клиническая психология тесно связана с такими дисциплинами, как психиатрия, психопатология, неврология, психофармакология, физиология высшей нервной деятельности, психофизиология, валеология, общая психология, психодиагностика, специальная психология и педагогика. Сферой пересечения научного и практического интереса клинической психологии и психиатрии является диагностика.
Сам термин «клиническая
психология» появился в 1896 году, когда
американский психолог Лайтнер Уитмер,
обучавшийся в Институте
Таким образом, клиническая психология по Л. Уитмеру представляла собой особую форму психодиагностики, психологического консультирования и психокоррекции, ориентированную на индивидуальные, нестандартные проявления психики ребенка и связанные с ними отклонения в поведении. В этом виде она и начала интенсивно развиваться в США, постепенно распространяясь из сферы школьного образования в область правосудия (психологические клиники стали появляться при судах, рассматривавших дела с участием несовершеннолетних) и здравоохранения (работа с умственно отсталыми детьми).
После второй мировой войны (1939-1945) это направление стало называться «консультативной (прикладной) психологией», а клиническими психологами в США стали считать только тех, кто работал в области охраны психического здоровья.
На европейском
континенте, в том числе — в
России, термин «Клиническая психология»
не имел хождения вплоть до середины XX
века. Впервые это словосочетание
появилось в Европе в 1946 г. в названии
книги немецкого психолога В.
Гельпаха, в которой он рассматривал
изменения психики и поведения
у больных соматическими
Только в 70-е годы
XX в. клиническая психология приобретает
черты самостоятельной
Основные аспекты
деятельности клинического психолога
в воспитательных и образовательных
учреждениях — диагностический,
коррекционный и
Диагностический аспект деятельности заключается в уточнении роли психологических и психосоциальных факторов в возникновении проблемного поведения ребенка в самых разнообразных сферах: в обучении, в межличностных отношениях и т. д. Клинико-психологическое обследование помогает определить актуальные причины проблем, скрытые признаки нарушения развития, определить структуру этих нарушений и их взаимосвязь.
Сюда включается тестирование психических функций, самостоятельное обследование структуры и специфики системы отношений личности проблемного ребенка опросными методами (самоотчеты, клиническое интервью, экспертные оценки и т. п.), а также анализ поведения проблемного ребенка в естественных условиях и его интерпретация, основывающаяся на понимании внутренних мотивов и побуждений, а не только нормативных требований.
Диагностический аспект
наиболее востребован в экспертной
деятельности клинического психолога
в составе психолого-медико-
Психокоррекция выступает частью воспитательного процесса, поскольку психолог воздействует на выходящие за пределы установленной нормы показатели психического (память, внимание, мышление, эмоции, воля) и личностного (мотивы, установки, ценностные ориентации) развития ребенка, приводя его к «оптимальному уровню» функционирования в обществе.
Профилактический аспект применения клинико-психологических знаний в образовательных и воспитательных учреждениях связан с предотвращением возникновения у здоровых детей и подростков нарушений в психической деятельности личности и поведении, а также с предупреждением развития обострений и психосоциальной дезадаптации у аномальных детей, имеющих личностные и поведенческие особенности, и у компенсированных детей, перенесших острые психические расстройства. Профилактической следует признать и деятельность, направленную на формирование в образовательных и воспитательных учреждениях толерантной среды по отношению к детям и подросткам, имеющим те или иные особенности личности, психологического статуса или развития.
Существует четыре метода клинико-психологического исследования: беседа (интервью), эксперимент, наблюдение за поведением пациента, анализ истории жизни (сбор анамнеза).
Клинико-психологическое интервью (беседа) — это метод получения информации об индивидуально-психологических особенностях личности и психологических состояниях. От обычного расспроса интервью отличается тем, что оно имеет направленный диалогический характер и направлено не только на идентификацию явно предъявляемых признаков патологии, но и на распознавание скрытых признаков, а также на более точное понимание существа проблемы.
Принципы клинико-
однозначность и точность вопросов; доступность; проверяемость и адекватность; беспристрастность.
Само интервью (беседа) состоит из двух частей. Первая часть — установление психологического контакта.
Вторая часть интервью — беседа во время эксперимента.
Клинико-психологический
эксперимент — это искусственное создание
условий, выявляющих особенности психической
деятельности человека в болезненных
состояниях. Он строится по принципу функциональных
проб. Роль специфической нагрузки в экспериментально-
Нестандартизированные методики получили название патопсихологических. Заключение при использовании этих методик делается не по результату, а по содержательному анализу способа выполнения целого ряда заданий.
Наблюдение за поведением — это способ оценки мыслей, чувств и поступков ребенка в определенном социальном окружении. Оно позволяет сформулировать гипотезу о природе проблемы и план ее коррекции. Если в интервью мы имеем дело с внутренней картиной расстройства или проблемы, в эксперименте мы моделируем различные ситуации, выявляющие особенности протекания психических процессов, то в наблюдении мы видим реальные проявления особенностей психики ребенка в ситуациях социального взаимодействия и реальные проблемы, связанные с этими особенностями, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни.
Анализ истории жизни включает в себя получение информации о потенциально значимых этапах развития и жизненных событиях, повлиявших на проявление симптомов расстройства. Эта информация обычно касается следующего круга вопросов:
— рождение ребенка и связанные с этим события (беременность, осложнения при родах, употребление матерью психоактивных веществ в течение беременности);
— развитие ребенка (возраст, в котором ребенок начал ходить, говорить, приучился к туалету, получил навыки самообслуживания);
— медицинская история (травмы, несчастные случаи, операции, сопутствующие заболевания, принимаемые в прошлом и сейчас медицинские препараты);
— характеристика и история семьи (возраст семьи и родителей, род занятий родителей, их образование, сведения о психических болезнях родственников);
— социальные навыки
ребенка (особенности его
— история образования
ребенка (когда пошел в детский
сад или школу, какова его успеваемость,
какие школы посещал ранее, имеет
ли дополнительные занятия, каковы отношения
с учителями и одноклассниками)
— информация о досуге и личных отношениях со сверстниками (если речь идет о подростке);
— описание попыток
справиться с расстройством до обращения
к психологу;
Патопсихология (греч. pathos - страдание, psyche - душа, logos - учение) - раздел медицинской психологии, изучающий закономерности распада психической деятельности и свойств личности в случае психических или соматических заболеваний.
Задачи патопсихологии: