Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 23:05, шпаргалка
Ответы на 40 вопросов.
После выполнения задания экспериментатор делает вывод о работоспособности (истощаемости, врабаты-ваемости) и отмечает наличие или отсутствие расстройств внимания.
3. Отыскивание чисел
на таблицах Шульте. Для исследования
используются специальные
4. Модифицированная
таблица Шульте. Для исследования
переключения внимания часто
используется модифицированная
красно-черная таблица Шульте, которая
содержит 49 чисел (из них 25 черных
и 24 красных). Испытуемый по очереди
должен показывать цифры:
5. Отсчитывание. Испытуемый должен отсчитывать от ста определенное число (одно и то же). При этом экспериментатор отмечает паузы. При обработке результатов исследуют:
1) характер ошибок;
2) следование инструкции; 3) переключение;
4) сосредоточенность; 5) истощаемость
внимания.
Нарушение памяти – амнезия.
1.ретроградная, потеря памяти того, что предшествовало какому-т событию (стрессу, удару по голове)
2.антороградная, потеря памяти на то, что следовало за болезненным событием.
3.фиксационная, нарушение памяти на текущие события.
4.прогрессирующая, постепенное ослабление памяти.
5.парамнезия, ошибочные,
ложные воспоминания.
Одними из наиболее распространенных видов нарушений непосредственной памяти являются:
1) корсаковский синдром; 2) прогрессирующая амнезия.
Корсаковский синдром
– это нарушение памяти на текущие
события при относительной
Корсаковский синдром
может проявляться в
При прогрессирующей амнезии расстройства памяти распространяются как на текущие события, так и на события прошлого. Больные путают прошлое с настоящим, искажают последовательность событий. При прогрессирующей амнезии отмечены следующие признаки:
1. Интерферирующий
эффект – наложение событий
прошлого на события
2. Дезориентировка в пространстве и во времени. Пример: больной кажется, что она живет в начале ХХ в.; она думает, что недавно началась Октябрьская революция.
Такие нарушения
памяти часто отмечаются при психических
заболеваниях позднего возраста. Сначала
у больных снижается
Для исследования памяти используют следующие методики.
1. Десять слов
Испытуемому зачитывают десять простых слов, после чего он должен повторить их в любом порядке 5 раз. Полученные результаты экспериментатор вносит в таблицу. Спустя 20–30 мин испытуемого снова просят воспроизвести эти слова. Результаты также вносятся в таблицу.
Пример: вода, лес, стол, гора, часы, кошка, гриб, книга, брат, окно.
2. Метод пиктограмм
Испытуемому предъявляется 15 слов для запоминания. Для облегчения этой задачи он должен сделать карандашом зарисовки. Записей или буквенных обозначений делать не разрешается. Испытуемого просят повторить слова после окончания работы, а затем – еще раз через 20–30 мин. При анализе особенностей запоминания обращают внимание на то, сколько слов воспроизведено точно, близко по смыслу, неверно и сколько не воспроизведено вообще. Модификацией данного метода может служить тест А. Н. Леонтьева. Этот метод предполагает не рисование, а выбор предмета из предложенных готовых картинок. Методика имеет несколько серий, различных по степени сложности. Тест А. Н. Леонтьева можно использовать для исследования памяти у детей, а также у лиц с невысоким уровнем интеллекта.
3. Воспроизведение
рассказов Испытуемому
4. Исследование зрительной памяти (тест А. Л. Бентона).
Для проведения этого теста используется пять серий рисунков. При этом в трех сериях предлагается по 10 карточек одинаковой сложности, в двух – по 15 карточек. Испытуемому в течение 10с. показывают карточку, а затем он должен воспроизвести увиденные фигуры на бумаге. Анализ полученных данных проводится с помощью специальных таблиц Бентона. Этот тест позволяет получить дополнительные данные о наличии органических заболеваний головного мозга.
При проведении патопсихологического
эксперимента, направленного на исследование
нарушений памяти, обычно выявляются
особенности непосредственной и
опосредованной памяти.
Резонерство – это тенденция к непродуктивным многословным рассуждениям, склонность к так называемому «бесплодному мудрствованию». Они стремятся подвести любое явление (даже абсолютно незначительное) под какую-то концепцию. Аффективность проявляется в самой форме высказывания (больной говорит громко, с неуместным пафосом). Существует еще одна классификация, согласно которой расстройства мышления делятся на две группы: 1) по форме; 2) по содержанию.
Нарушения мышления по форме в свою очередь делятся на:
1) нарушения по темпу:
а) ускорение (скачка идей, которая обычно наблюдается в маниакальной фазе при МДП; ментизм, или мантизм, – наплыв мыслей, возникающий помимо воли больного при шизофрении, при МДП);
б) замедление – заторможенность и бедность ассоциаций, что обычно встречается во время депрессивной фазы при МДП;
2) нарушения по стройности:
а) разорванность – нарушение логических связей между членами предложения (при этом сохраняется грамматическая составляющая);
б) бессвязность – это нарушение в области речи, смысловой и синтаксической ее составляющих;
в) вербигерация – стереотипное повторение в речи сходных по созвучию отдельных слов и словосочетаний;
3) нарушения по целенаправленности:
а) резонерство; б) патологическая обстоятельность мышления; в) персеверация.
Нарушения мышления по содержанию делятся на:
1) навязчивые состояния
– различные непроизвольно
2) сверхценные идеи
– эмоционально насыщенные и
правдоподобные убеждения и
3) бредовые идеи
– ложные суждения и
а) паранойяльный бред – систематизированный и правдоподобный бред, протекающий без нарушений ощущений и восприятия;
б) параноидный бред– бред, обычно не имеющий достаточно стройной системы, протекающий чаще всего с нарушениями ощущений и восприятия;
в) парафренный бред
– систематизированный бред с
нарушениями ассоциативного процесса,
протекающий на фоне повышенного
настроения.
16. Методы исследования нарушений мышления.
1. Методика «Классификация
предметов» Задача испытуемого
заключается в том, чтобы
предметы к той или иной группе (например, «люди», «животные», «одежда» и т. д.). Потом испытуемому предлагается расширить образованные им группы (например, «живое» и «неживое»). Если на последнем этапе человек выделяет две-три группы, можно говорить о наличии у него высокого уровня обобщения.
2. Методика «Исключение
лишнего» Испытуемому
Выделение слишком обобщенных признаков, неспособность исключить лишний предмет свидетельствует об искажении процесса обобщения.
3. Методика «Образование
аналогий» Испытуемому
4. Методика «Сравнение и определение понятий»
Стимульный материал представляет собой однородные и разнородные понятия. Эта методика используется для исследования искажения процесса обобщения.
5. Толкование переносного смысла пословиц и метафор
Существует два варианта данной методики. В первом случае испытуемому предлагается просто объяснить переносный смысл пословиц и метафор. Второй вариант заключается в том, что для каждой пословицы нужно найти соответствующую по значению фразу.
6. Методика пиктограмм
Задача испытуемого
– запомнить 15 слов и словосочетаний.
Для этого ему нужно изобразить
легкий рисунок, чтобы запомнить
все словосочетания или слова. Затем
анализируется характер выполненных
рисунков. Обращается внимание на наличие
связей между стимульным словом и рисунком
испытуемого.
Причиной дефицита фонологической осведомленности (возможность различать основные звуки языка;
возможность распознавать связи между звуками и буквами (знаками); знание того, что звуки составляют различные слоги; определение ритма и аллитерации речи) может быть дисфункция задней части левого полушария, контролирующего способность обрабатывать фонемы, или левой височной доли, контролирующей артикуляцию. Также причиной ослабления функции речи могут быть временные слуховые проблемы, возникающие при хронических воспалениях органов слуха в возрасте до трех лет.
Выделяют четыре вида расстройств речи:
1. специфическое
расстройство речевой
2. расстройство экспрессивной речи (способность ребенка использовать выразительную разговорную речь заметно ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту).
3. расстройство рецептивной речи (характеризуется нарушением понимания ребенком обращенных к нему высказываний).
4. заикание (представляет
собой расстройство произвольной координации
движений языка, губ при артикуляции незнакомых
или трудно сочетаемых звуков в словах,
обусловленное нарушениями нейрофизиологических
процессов).
Интеллект обычно определяют как способность воспринимать абстрактные понятия, устанавливать их взаимосвязь, судить о них. Эта чрезвычайно сложная психическая функция включает множество компонентов — опыт, память, способность к научению, внимание, понимание, суждение, абстрактное и ассоциативное мышление, речь, математические способности, ориентацию и восприятие.
Умственная отсталость — это непрогрессирующее снижение интеллекта, обусловленное врожденной патологией либо нарушениями развития в раннем детстве и проявляющееся не менее чем в двух сферах адаптивного поведения. Выделяют 10 сфер: общение, самообслуживание, бытовые навыки, социальная активность, досуг, забота о своем здоровье и безопасности, самостоятельность поведения, академическая успеваемость, поведение в коллективе, трудовая деятельность. Таким образом, оценка интеллекта возможна лишь в контексте поведения человека в привычном кругу, в домашних условиях, в коллективе.
Умственная отсталость это олигофрения (глубокая УО-идиотия, средняя – имбецильность, легкая – дебильность).