Клиническая психология. Ответы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 23:05, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на 40 вопросов.

Вложенные файлы: 1 файл

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 81.11 Кб (Скачать файл)

Под деменцией понимают утрату ранее приобретенных интеллектуальных способностей. Она может возникать в любом возрасте и в последующем прогрессировать либо оставаться на прежнем уровне. О наличии или отсутствии деменции можно судить лишь в том случае, если у больного нет острых нарушений сознания, а также некоторых психических расстройств. Изолированное нарушение одной из корковых функций (например, афазию) обычно не относят к деменции, хотя при таких нарушениях возможно снижение интеллекта. 

  1. Расстройства  эмоций и настроения.

Настроение - это эмоциональное состояние, характеризующееся сменой радости и печали в зависимости от обстоятельств. Расстройства настроения характеризуются чрезмерной гипо- или гипертимией. К основным расстройствам настроения относятся депрессивные расстройства и биполярное аффективное расстройство.

Депрессия характеризуется переживанием глубокой печали, разочарования и уныния, которое сохраняется большую часть дня и почти ежедневно. Человек в депрессии не реагирует на внешние обстоятельства жизни, не проявляет интереса к выполнению всех или почти всех видов деятельности, не получает удовольствия от того, что раньше нравилось. Он отдаляется от своих друзей, семьи, предпочитая проводить время в одиночестве и размышлениях. Его размышления часто связаны с идеями или действиями, направленными на самоповреждение, самоуничижение. Будущее воспринимается мрачно и пессимистично. Человек с депрессией не чувствует в себе сил что-либо делать, склонен считать любые действия бессмысленными.

Биполярное аффективное расстройство характеризуется резкими, циклическими перепадами настроения между гипертимным и гипотимным полюсами. Бодрое настроение, повышенная энергичность и активность вдруг сменяются снижением настроения, понижением энергичности и активности. В зависимости от степени выраженности манического или депрессивного полюса в колебаниях настроения выделяют два типа биполярного аффективного расстройства. В случае выраженности маниакальных характеристик гипертимии речь идет о биполярном расстройстве первого типа. Если нарушение протекает в рамках гипоманиакальной формы гипертимии, речь идет о биполярном расстройстве второго типа.

Маниакальные (гипоманиакальные) эпизоды обычно начинаются внезапно и длятся от 2 недель до 4-5 месяцев. В это время человек проявляет сильную раздражительность и вспышки гнева или же просто ведет себя неразумно, легкомысленно. В общении он чрезвычайно болтлив и настойчив. Может "сорить" деньгами просто ради забавы, чрезмерно увлекаться азартными играми, стремиться к множественным сексуальным связям и флирту, браться за большой объем работы и с легкостью брать на себя чрезвычайную ответственность, легко возбуждаться в случае возникновения даже незначительных препятствий на своем пути. Может не чувствовать потребности в сне. В высказываниях прослеживается неадекватно завышенная самооценка, преувеличение собственной значимости и могущества, в намерениях полон грандиозных планов. Берется за множество идей сразу, не прорабатывая ни одну из них до конца, но вязко и детально рассуждая о частных аспектах своих мыслей. При этом также возникает рассеянность и постоянное переключение с одной мысли на другую. 

  1. Депрессии и их виды.

Депрессия характеризуется  переживанием глубокой печали, разочарования  и уныния, которое сохраняется  большую часть дня и почти  ежедневно. Человек в депрессии  не реагирует на внешние обстоятельства жизни, не проявляет интереса к выполнению всех или почти всех видов деятельности, не получает удовольствия от того, что  раньше нравилось. Он отдаляется от своих  друзей, семьи, предпочитая проводить  время в одиночестве и размышлениях. Его размышления часто связаны  с идеями или действиями, направленными  на самоповреждение, самоуничижение. Будущее  воспринимается мрачно и пессимистично. Человек с депрессией не чувствует  в себе сил что-либо делать, склонен  считать любые действия бессмысленными.

При диагностики  выделяют несколько подтипов:

- Атипичная депрессия характеризуется реактивностью и позитивностью настроения, значительным увеличением веса или повышенным аппетитом избыточным количеством сна или сонливостью, ощущением тяжести в конечностях и значительной нехваткой социализации.

- Меланхолическая депрессия,  характеризуется потерей удовольствия  от большинства дел, неспособность реагировать на доставляющие удовольствие стимулы, пониженное настроение, ухудшение симптомов в утренние часы, психомоторная заторможенность, чрезмерная потеря веса  или сильное чувство вины.

- Психотическая депрессия, длительный депрессивный период, в частности у меланхолической натуры, симптомы бредовые идеи, или реже галлюцинации.

- Депрессия застывающая - инволюционная - редкая и тяжёлая форма клинической депрессии, включающая расстройство двигательных функций и другие симптомы. В этом случае человек молчит и почти находится в состоянии ступора, и либо недвижим, либо совершает бесцельные или даже аномальные движения.

- Послеродовая депрессия относится к чрезмерной, устойчивой и иногда приводящей к потере дееспособности депрессии, переживаемой женщинами после рождения ребёнка.

- Сезонное аффективное расстройство, депрессия, имеющая сезонный характер, с эпизодом депрессии осенью или зимой, и возвращением к норме весной.

- Дистимия - хроническое, умеренное нарушение настроения, когда человек жалуется на почти ежедневное плохое настроение на протяжении, по крайней мере, двух лет.

- Повторяющееся скоротечное расстройство депрессивные эпизоды раз в месяц, с отдельными эпизодами, длящимися менее двух недель, а обычно менее 2-3 дней.

- Малая депрессия, при которой хотя бы два симптома присутствуют в течение двух недель.  

  1.  Нарушения сознания.

 «Сознание есть высшая форма отражения действительности, способ отношения к объективным закономерностям».

Нарушения сознания делят на две группы.

1. Состояния выключенного сознания;

2. Состояния расстроенного  сознания:

а) делирий;

б) онейроид;

в) сумеречное расстройство сознания.

  Состояния выключенного  сознания характеризуются резким повышением порога для всех внешних раздражителей. У больных замедляются движения, они безучастны к окружающему.

Делирий характеризуется нарушением ориентировки в пространстве и во времени (возникает не просто дезориентировка, а ложная ориентировка) при полной сохранности ориентировки в собственной личности. При этом возникают сценоподобные галлюцинации, обычно устрашающего характера. Как правило, дели-риозное состояние возникает вечером, а ночью усиливается.

Онейроид характеризуется дезориентировкой (или ложной ориентировкой) в пространстве, во времени и частично – в собственной личности. При этом у больных возникают галлюцинации фантастического характера.

После выхода из онейроидного состояния больные обычно не могут  вспомнить, что реально происходило  в той ситуации, а вспоминают лишь содержание своих грез.

Сумеречное  состояние сознания характеризуется дезориентировкой в пространстве, во времени и в собственной личности. Это состояние начинается внезапно и так же внезапно заканчивается. Характерной особенностью сумеречного состояния сознания является последующая амнезия – отсутствие воспоминаний о периоде помрачения. Часто при сумеречном состоянии сознания у больных отмечаются галлюцинации и бредовые идеи.

Один из видов  сумеречного состояния – «амбулаторный  автоматизм» (протекает без бреда  и галлюцинаций). Такие больные, выйдя  из дома с определенной целью, неожиданно для себя оказываются в другом конце города (или даже в другом городе). При этом они механически  переходят улицы, едут в транспорте и т. д. 

  1. Нарушения личности: классификация  по Б.В.Зейгарник. Характеристика нарушений опосредованности и иерархии мотивов.

Одним из видов нарушений  развития личности являются изменения  в мотивационной сфере. А. Н. Леонтьев утверждал, что анализ деятельности должен проводиться через анализ изменения мотивов. Психологический  анализ изменений мотивов является одним из способов исследования личности больного человека, в том числе  и особенностей его деятельности. Кроме того, как отмечает Б. В. Зейгарник, «патологический материал дает в  некоторых случаях возможность  не только проанализировать изменения  мотивов и потребностей, но и проследить процесс формирования этих изменений».

К основным характеристикам  мотивов относят:

1) опосредованный  характер мотивов; 2) иерархичность  построения мотивов.

У детей иерархическое  построение мотивов и их опосредование  начинает зарождаться еще до школы. Затем в течение всей жизни  происходит усложнение мотивов. Одни мотивы подчиняются другим: какой-либо один общий мотив (например, овладеть определенной профессией) включает в себя ряд  частных мотивов (овладеть необходимыми знаниями, усвоить определенные навыки и т. п.). Таким образом, деятельность человека всегда побуждается несколькими  мотивами и отвечает не одной, а нескольким потребностям. Но в конкретной деятельности всегда можно выделить один ведущий мотив, придающий всему поведению человека некий смысл. Дополнительные мотивы являются необходимыми, так как они непосредственно стимулируют человеческое поведение. Содержание какой-либо деятельности утрачивает личностный смысл, если нет ведущих мотивов, которые дают возможность опосредования мотивов в их иерархическом строении.

Б. С. Братусь указывает, что изменения происходят в первую очередь в мотивационной сфере (как пример – сужение круга интересов). В ходе патопсихологического исследования не обнаруживается грубых изменений познавательных процессов, но при выполнении некоторых заданий (особенно тех, которые требуют длительной концентрации внимания, быстрой ориентации в новом материале), больной не всегда замечает допущенные им ошибки (некритичность), не реагирует на замечания экспериментатора и не руководствуется ими в дальнейшем. Также у больного обнаруживается завышенная самооценка.

Под влиянием алкоголизма данного больного разрушается прежняя иерархия мотивов. Иногда у него появляются какие-то желания (например, устроиться на работу), и больной совершает какие-то действия, руководствуясь прежней иерархией мотивов. Однако все эти побуждения не носят стойкого характера. Главным (смыслообразующим) мотивом, который контролирует деятельность больного, в результате является удовлетворение потребности в алкоголе.

На основании проведенного анализа изменений опосредованности и иерархии мотивов можно сделать следующие выводы:

1) данные изменения  не выводятся непосредственно  из нарушений мозга;

2) они проходят  сложный и длительный путь  формирования;

3) при формировании  изменений действуют механизмы,  схожие с механизмами нормального  развития мотивов. 

  1. Нарушения личности: классификация  по Б.В.Зейгарник. Характеристика нарушений смыслообразования  и подконтрольности поведения.

Нарушение смыслообразующей и побудительной функций мотива.

Только при слиянии двух этих функций мотива можно говорить о сознательно регулируемой деятельности. Из-за ослабления и искажения данных функций происходит серьезное нарушение деятельности.

Данные нарушения были рассмотрены М. М. Коченовым на примере больных шизофренией. Им было проведено исследование, которое заключалось в следующем: испытуемый должен выполнить по собственному выбору три задания из девяти предложенных ему экспериментатором, затратив на это не более 7 мин. Задания были такими:

1) нарисовать сто  крестиков; 2) выполнить двенадцать строчек корректурной пробы (по Бурдону);

3) выполнить восемь  строчек счета (по Крепелину); 4) сложить один из орнаментов методики Коса;

5) построить из  спичек «колодец»; 6) сделать из канцелярских скрепок цепочку; 7) решить три различные головоломки.

Таким образом, больному было необходимо выбрать те действия, которые являются наиболее целесообразными  для достижения основной цели (выполнить  определенное количество заданий за определенное время).

Проводя данное исследование на здоровых испытуемых, М. М. Коченов  пришел к выводу, что для достижения поставленной цели необходим ориентировочный  этап (активная ориентировка в материале), который присутствовал у всех представителей данной группы испытуемых.

Все испытуемые руководствовались  степенью сложности заданий и  выбирали те из них, выполнение которых  займет меньше времени, так как стремились уложиться в отведенные им семь минут.

Таким образом, у  здоровых испытуемых в данной ситуации происходит структурирование отдельных  действий в целенаправленное поведение.

При проведении эксперимента среди больных шизофренией были получены иные результаты:

1) у больных не  было ориентировочного этапа;

2) они не выбирали  легких заданий и часто брались  за те задания, которые явно  невозможно выполнить в отведенный  срок;

3) иногда больные  выполняли задания с большим  интересом и с особенной тщательностью,  не замечая, что время уже  истекло.

Все больные тоже знали, что им надо уложиться в отведенное время, но это не становилось регулятором их поведения. В ходе эксперимента они могли спонтанно повторять «я должен уложиться в 7 минут», не меняя при этом способов выполнения задания.

Информация о работе Клиническая психология. Ответы