Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 23:47, курсовая работа
Современные коммуникационные технологии существенно меняют все общественные отношения. Происходит становление нового, информационного общества. Новые технологии меняют не только способы производства продуктов и услуг, но и создают новые возможности для реализации гражданских прав, самореализации личности, получения знаний, воспитания нового поколения и проведения досуга.
Введение 2
ГЛАВА 1. Общественное мнение и коммуникативные технологии воздействие на него 5
Параграф 1. Понятие и сущность коммуникативных технологий 5
Параграф 2. Понятие и сущность общественного мнения 14
Параграф 3. Коммуникативные технологии и каналы воздействия на общественное мнение 23
Заключение 33
Библиографический список 36
В конце 50-х гг. с приходом к власти
Н. С. Хрущева и общим «потеплением»
ситуации в стране возрождается интерес
к социологии и к использованию
ее методов. Спектр социальных проблем,
изучаемых с использованием социологических
методов сбора и анализа
Другой советский и российский
социолог Б. А. Грушин определил общественное
мнение как «общественное сознание
со сломанными внутри него перегородками»,
т.е. плюралистическое образование, характеризующееся
массовостью, и поэтому являющееся
неким состоянием массового сознания,
которое заключает в себе отношение
различных групп людей к
Вклад в исследование общественного
мнения внес также социолог М. К.
Горшков, который исследовал данное
явление в историческом контексте.
Помимо этого он разработал концепцию
динамического общественного
На сегодняшний день в научной литературе существует несколько десятков различных определений понятия «общественное мнение». Это доказывает сложность, многоаспектность явления, которое является отражением реальности. Каждое из определений, как правило, акцентирует внимание на определенном проявлении этого феномена и связано с тем или иным подходом к его анализу.
На основании исследования множества определений можно выделить несколько аспектов, лежащих в основе трактовки общественного мнения:
Данные подходы объясняют интерпретацию общественного мнения в рамках одного аспекта и не дают всестороннего и полного определения.
Наиболее полным является понимание общественного мнения как отношения индивидов, социальных общностей и групп к конкретным фактам, процессам, явлениям действительности, посредством которого индивиды влияют на общественную жизнь, подчиняют ее и управляют ей.
С социальной точки зрения это основной источник информации об интересах граждан, механизм выражения их отношения к власти и ее конкретным действиям. Например, опросы общественного мнения служат важнейшим инструментом выявления политических предпочтений населения (представленных в виде рейтингов лидеров или партий), их отношения к действиям правительства в условиях кризисов и прочее20.
Как любое социальное явление общественное
мнение формируется в рамках целого
процесса, и механизмы его формирования
существенно зависят от способов
коммуникации гражданского общества с
властью, уровня институацизации демократии,
организованности общественности. А. И.
Соловьев в своей книге «Политические
коммуникации» описывает три
способа формирования данного явления:
эмоциональный, стихийный и рационально-
Стихийные способы формирования, как правило, основываются на мнении лидера и выступлениях СМИ. «В рамках данного способа концентрации общественности вокруг определенных явлений и идей СМИ стремятся избавиться от противоречивости в изображении событий, добиться определенности в понимании происходящего. Здесь культивируются определенные отношения, эмоциональные состояния, шаблоны и стереотипы. В этом контексте нередко используются методы подсознательного стимулирования: в поток новостей внедряются стандартизированные и упрощенные представления, содержащие определенные оценочные ассоциации, стереотипы или стандарты, что вызывает автоматическую положительную или отрицательную реакцию общественности на то или иное событие»22. В данном случае высока роль не только лидеров мнений, но и интеллектуальной элиты. Однако нельзя утверждать, что власть и в этом случае будет специально реагировать на высказанные мнения и оценки.
Общественное мнение формируется также в результате действия специальных структур, партий, движений, аналитических структур, которые на профессиональном уровне занимаются выработкой и трансляцией определенных оценок от лица общественности. Такая профессионализация неразрывно связана с укреплением рациональных процедур подготовки общественных позиций, формированием каналов, отслеживанием способов распространения информации и доведения ее до властных структур23.
Таким образом, в результате анализа сущности и природы общественного мнения можно сделать вывод, что оно представляет собой такое проявление общественного сознания, которое является сложным, многогранным феноменом, не поддающимся точным измерениям, а также в котором отражена оценка социальными группами и народом в целом значимых явлений действительности, представляющих общественный интерес. Кроме того, феномен общественного мнения играет значительную роль в системе общества, так как в нем заложено отношение людей к тем или иным реалиям их жизни.
2.2. Коммуникативные технологии
и каналы воздействия на
Любые коммуникативные технологии по воздействию на общественное мнение рассчитаны на то, чтобы: 1) убедить людей изменить свое мнение об определенном предмете реальности; 2) сформировать мнение, еще не сложившееся окончательно; 3) усилить существующее общественное мнение24.
Говоря о коммуникативных
Манипуляции – это вид психологического воздействия, ведущее к скрытому возбуждению у другого человека намерений или суждений, не совпадающих с его существующими желаниями и убеждениями. Манипулирование общественным сознанием необходимо рассматривать как сложно организованную деятельность, как правило, группы людей (правительства, партий) или отдельных личностей (олигархов, лидеров политических движений, религиозных сект). Эта деятельность осознанна и целенаправленна, ее организаторы всегда преследуют конкретные цели, намерения получить выгодные для себя результаты25.
С точки зрения психологического смысла,
манипуляция состоит в том, чтобы
программировать и
Манипуляцию общественным мнением
можно рассматривать как
Основным каналом
Большую значимость в рамках изучения
коммуникативных технологий воздействия
на общественное сознание играет статья
американского политического
1. Технология отвлечения
2. Технология провоцирования
3. Технология постепенности. Она
предусматривает собой
4. Технология откладывания. Суть
такой стратегии заключается
в том, что принятое
Информация о работе Коммуникационные технологии формирования общественного мнения