Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 23:53, реферат
Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. Примерное перспективное планирование занятий по профилактике дезадаптации детей 2-4 лет.
обруч, с привязанными к нему лентами желтого и синего
цвета;
мягкая игрушка или кукла (для каждого ребенка).
Ход занятия
■ Приветствие.
■ Психолог говорит:
- Ребята, к нам в гости едет веселый Петрушка.
Раздается « гудок паровоза» и в групповую комнату входит воспитатель, который везет куклу на игрушечном паровозике.
«Петрушка» обращается к детям*:
■ - Здравствуйте, дети! Я - веселая игрушка, а зовут меня...
Дети хором произносят: «Петрушка!»
- Правильно, угадали! Наверное, вы меня ждали? Ну, тогда давайте играть и веселиться! Кто хочет на моем паровозе прокатиться?
■ Дети встают друг за другом, берутся одной рукой за ленту, привязанную к паровозику, дружно шагают и поют песенку.
Паровоз, паровоз, маленький блестящий,
Он вагоны повез ,будто настоящий.
Кто едет в поезде?
Плюшевые мишки, зайки пушистые,
Кошки да мартышки!
■ Вот мы и приехали в страну игр и развлечений! Вставайте в круг. Давайте поиграем с нашими ручками и ножками. Ой, а где же ваши ручки? Спрятались?
* Здесь и далее слова сказочных персонажей произносит психолог или воспитатель.
Психолог и «Петрушка» поют песенку и показывают движения. Дети повторяют за ними.
Где же, где же наши ручки?
Где же наши ручки?
Где же, где же наши ручки?
Нету наших ручек!
Вот, вот наши ручки! Вот наши ручки!
Пляшут, пляшут наши ручки! Пляшут наши ручки!
Где же, где же наши ножки?
Где же наши ножки?
Где же, где же наши ножки?
Нету наших ножек!
Вот, вот наши ножки! Вот наши ножки!
Пляшут, пляшут наши ножки! Пляшут наши ножки!
Где же, где же наши детки? Где же наши дет^.и? Где же, где же наши детки? Нету наших деток!
Вот, вот наши детки! Вот наши детки!
Пляшут, пляшут наши детки! Пляшут наши детки!
Разводят руками, удивленно смотрят друг на друга.
Прячут руки за спину.
Поворачивают ладошки тыльной стороной вверх-вниз.
Ритмично машут ладошками перед собой.
Разводят руками, удивленно смотрят друг на друга.
Садятся на корточки.
Ритмично хлопают ладошками по ногам.
Ритмично топают ногами.
Разводят руками, удивленно смотрят друг на друга.
Прячут лицо в ладошки.
Открывают лицо, улыбаются, покачивают головой.
Пританцовывая, поворачиваются вокруг себя.
- Ура! Нашлись наши детки! Вам мои игры еще не надоели? Тогда всё на карусели! А у вас есть билеты? Получите: девочки-желтые, мальчики — синие.
«Петрушка» раздает детям «билеты». Девочки получают желтые прищепки, а мальчики - синие. Дети самостоятельно прикрепляют прищепки на одежду. «Петрушка» обращается к каждому из детей с вопросами: «Какого цвета у тебя билет? Почему?»
Дети отвечают:
- У меня желтый билетик, потому что я девочка.
— У меня синий билетик, потому что я мальчик. «Петрушка» показывает «карусель» (обруч с желтыми
и синими лентами), предлагает детям подойти к тем лентам, которые совпадают по цвету с их «билетиками». Дети выбирают себе ленты и называют их цвет.
Дети, взявшись за ленты, встают в круг. Психолог и «Петрушка» рассказывают потешку и показывают движения. Дети повторяют за ними.
Еле-еле, еле-еле,
завертелись карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите!
Раз, два, раз, два!
Закружилась голова!
Идут медленно. Идут быстрее. Бегут.
Переходят на шаг. Останавливаются.
Берутся руками за голову, наклоняют голову вправо-влево.
Делают вращательные движения головой.
Игра повторяется 2-3 раза. Чтобы у детей не закружилась голова, направление каждый раз меняется на противоположное.
При отсутствии обруча и разноцветных лент можно предложить детям встать в круг и взяться за руки.
•.- Ребята, вы так весело катались на карусели, играли, что вашим игрушкам тоже захотелось поиграть.
Дети выбирают себе игрушки и подходят к психологу.
Психолог и «Петрушка» рассказывают потешку и показывают движения. Дети повторяют за ними.
Прыгай, прыгай веселей!
Прыгай, прыгай побыстрей!
Вверх, вниз, вверх, вниз!
И немного покружись!
Прыгают с игрушками в руках.
Поднимают игрушку над головой, приседают, ставят игрушку на пол.
Вытягивают руки с игрушкой вперед и кружатся на месте.
Игра повторяется 2-3 раза.
Раз дается « гудок паровоза ».
- Ребята, паровозик говорит; что нам пора возвращаться. Садитесь быстрее в вагончики. Поехали!
Дети берутся за ленту, привязанную к паровозику, дружно идут и подпевают «Петрушке».
Вот какой паровоз к празднику купили,
Вот какой паровоз детям подарили.
Катится, катится дальняя дорога!
Вдоль нашей комнаты, прямо до порога.
■ Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
Психолог и дети благодарят «Петрушку» и паровозик за путешествие и игры. Все прощаются до следующей встречи. Петрушка уезжает,
На повторных занятиях детям предлагается; раскрасить (пальчиком, поролоновым тампоном, кисточкой, карандашом) круги на одежде Петрушки покататься на карусели» с зелеными и красными лентами, взяв "билеты» соответствующего цвета. МЯЧИКИ
Задачи:
> развитие коммуникативных навыков (учить устанавливать контакт; друг с другом, действовать согласованно, подстраиваться к темпу движений партнера);
> снятие эмоционального и мышечного напряжения;
> развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха;
> развитие ориентации в собственном теле;
> развитие общей и мелкой моторики;
> развитие зрительного восприятия, речи и воображения.
Материалы:
большой красный мяч и маленький синий мячик; мячи среднего размера (для каждой пары детей); магнитофон, кассета с записью спокойной музыки и ритмичной плавной мелодии;
лист бумаги и цветные карандаши или большой красный круг и маленький синий кружок (для каждого ребенка).
Ход занятия
■ Приветствие.
■ Психолог показывает детям большой красный мяч и маленький синий мячик. Дети рассматривают мячи, называют их количество, сравнивают по величине и цвету.
• Психолог предлагает детям встать в круг, взяться за руки и изобразить сначала большой, а потом маленький мяч. Дети выполняют задание.
- Ребята, мячи хотят с вами поиграть.
Дети вслед за психологом повторяют слова и выполняют движения, упоминаемые в тексте.
Девочки и мальчики прыгают, как мячики. Ножками топают, руками хлопают, Головой кивают, а после отдыхают.
Игра повторяется 2-3 раза.
- Дети ложатся на ковер, закрывают глаза. Психолог включает спокойную музыку и говорит:
- Мячики отдыхают, а по комнате летает ветерок и дотрагивается до них.
Психолог гладит детей: одного по головке, другого по коленкам, третьего по животику и т.п. Открыв глаза, дети должны показать и назвать части тела, до которых дотрагивался «ветерок».
■ - Теперь давайте дружно похлопаем ладошками по мячу.
Дети садятся вокруг большого мяча, кладут на него по одной ладошке.
Психолог читает потешку, дети ритмично шлепают по мячу.
Друг веселый, мячик мой,
Всюду, всюду ты со мной!
Раз, два, три, четыре, пять,
Хорошо с тобой играть!
■ Психолог включает ритмичную, плавную музыку, делит детей на пары и дает каждой паре по Мячу. По команде психолога пары, не выпуская мяча из рук, должны пройтись по группе, попрыгать, покружиться, присесть и т.п.
На детско-родительском занятии в пару с ребенком встает родитель.
■ - А теперь покажем, как мы будем рисовать мячики.
Дети вслед за психологом рисуют спираль (,): вначале в воздухе попеременно правой и левой рукой, затем на ладошке указательным пальцем.
- Психолог кладет перед детьми большой красный мяч и маленький синий мячик, раздает листы бумаги и карандаши.
- Нарисуйте красным карандашом большой мяч, а синим - маленький.
Детям 2—3-х лет раздаются большие красные и маленькие синие круги и предлагается инструкция: «По-. кажите большой красный мяч, покажите маленький синий мячик».
- Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
Психолог хвалит детей за работу и прощается со всеми до следующего занятия.
На повторных занятиях детям предлагается: найти на ощупь в мешочке большой или маленький «мячики» (подбираются шарики, которые умещаются в ладошке ребенка); скатать из пластилина большой и маленький мячики.
Занятие 8
ЗАЙКА
Задачи:
> создание положительного эмоционального настроя в группе;
> развитие умения подражать движениям взрослого;
> развитие координации движений, общей и мелкой моторики;
> развитие умений подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции;
> снижение излишней двигательной активности, импульсивности; :
> развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.
Материалы:
мягкие игрушки: заяц и лиса;
магнитофон, кассета с записью веселой плясовой музыки;
матерчатый мешочек с набором пластиковых овощей.
Ход занятия
■ Приветствие.
■ Психолог говорит:
- Какое сейчас время года? Правильно, зима. А чем вы занимаетесь зимой на улице? Катаетесь на санках, лепите снеговиков. А зайчиков вы умеете лепить? Я вас научу. Давайте соберем побольше снега - и начнем лепить.
Все делают вид, что сгребают снег ладошками.
Психолог рассказывает стихотворение и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Мы слепили снежный ком, Ушки сделали потом,
И как раз вместо глаз
Угольки нашлись у нас. Зайка вышел как живой: Он с хвостом и головой. За усы не тяни:
Из соломинок они. Длинные, блестящие, Словно настоящие!
Имитируют лепку. Изображают уши, прикладывая кисти рук к голове.
Подносят к глазам указательный и большой пальцы, соединенные в кольцо.
Ритмично хлопают в ладоши. Приседают, качают головой.
Показывают усы, грозят указательным пальцем.
Ритмично хлопают в ладоши.
■ Психолог показывает детям игрушечного зайца.
- А теперь давайте хлопнем три раза в ладоши и скажем: «Раз, два, три, зайчик оживи!»
Дети выполняют задание.
- Смотрите, ребята, зайчик ожил и хочет с вами поиграть.
Психолог рассказывает потешку и показывает движения-Дети повторяют за ним.
Зайка серенький сидит и ушами шевелит
Вот так, вот так
он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть:
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапочки погреть.
Садятся на корточки, прикладывают кисти рук к голове, сгибают и разгибают ладони.
Встают, ритмично хлопают в ладоши.
Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать: Прыг-скок, прыг-скок, Надо зайке поскакать.
Прыгают на месте.
- Психолог показывает игрушечную лису и говорит:
- Зайчикам нужно быть осторожными, ведь где-то притаилась лиса. Пока звучит музыка, вы прыгайте, веселитесь, но как только музыка остановится и вы услышите слова: «Лиса идет», сразу приседайте и сидите тихо. Кто пошевелится, того лисичка увидит.
Психолог включает и выключает музыку несколько раз, по окончании игры хвалит детей: