Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 13:00, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Актуальность всестороннего, комплексного исследования конфликтов в организации обусловлена реальностью современного мира и говорит о решающей роли конфликтов в деятельности каждой организации. Многие считают, что предотвратить конфликт, остановить его не только можно, но и необходимо. Даже популярная книга В. Зигерта и Л. Ланга называется «Руководить без конфликтов», но на самом деле они утверждают, что «Конфликты – это не обязательно что-то плохое. Плохим, негативным и тем самым деструктивным может быть поведение в конфликтной ситуации» .
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ В ОPГАНИЗАЦИИ
1.1. Конфликт в организации: понятие и сущность
1.2. Виды конфликтов в организации
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТОВ ОPГАНИЗАЦИИ
2.1. Технологии урегулирования конфликтов в организации
2.2. Pоль третьей стороны в урегулировании организационных конфликтов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Присутствие серьезных причин
вовсе не означает, что конфликт
произойдет. Обычно он не происходит, если
стороны считают, что выгоды от конфликта
меньше возможных затрат и потрясений.
Но когда конфликт происходит, приходится
применять разные методы для его
разрешения, что обычно зависит от
причины возникновения
Наиболее конфликтогенной в социальных взаимодействиях является сфера управления и управленческих отношений. В процессе осуществления управленческих функций в различных областях социальной действительности проявляются условия, в которых объективно и субъективно формируется конфликтность. Управление как один из самых сложных видов социальных отношений, связано с большим количеством проблем и противоречий, создающих систему предпосылок конфликтности в этой сфере. Объективные предпосылки возникновения конфликтов в сфере управления коренятся в субъективных различиях восприятия социальных норм людьми, в их индивидуальной неповторимости отношений к процессам целенаправленной, скоординированной работы и совместного труда. В процессе таких отношений мотивация и интересы субъектов управления не всегда совпадают, часто бывают противоположными и по-разному осознаются. Это приводит к формированию конфликтности.
«Подсчитано, что конфликты и переживания персонала занимают около 15% его рабочего времени. Еще больше времени тратят на урегулирование конфликтов и управление ими руководители – в некоторых организациях до половины рабочего времени. Организационный конфликт может принимать множество форм. Какой бы ни была природа организационного конфликта, менеджеры должны проанализировать его, понять и уметь управлять им. Некоторые фирмы в штатное расписание вводят даже должность менеджера по отношениям с сотрудниками (конфликтолог)»14.
Когда конфликт в организации
неуправляем, это может привести
к конфронтации (когда структурные
подразделения организации или
члены микроколлектива или
Большинство ассоциируют
конфликт с агрессией, спорами, враждебностью,
войной и т.п. В результате конфликт
по возможности необходимо избегать
или немедленно разрешать, как только
он возникнет. Однако, конфликт наряду
с проблемами может приносить
пользу организации. В связи с
этим, менеджеры часто сознательно pа
Однако не следует сбрасывать со счетов и тот факт, то отдельные конфликты носят разрушительный характер. Для организаций, переживающих кризис, именно разрушительные последствия конфликта особенно нежелательны. Менеджер должен учитывать, что в совместной деятельности участвуют люди, различные по своей профессиональной подготовленности, жизненному опыту, индивидуальным чертам характера, темпераменту и т.п. Эти различия неизбежно накладывают свой отпечаток на оценки и мнения по значимым для личности и организации вопросам, порождают противоборство, которое, как правило, сопровождается эмоциональным возбуждением и часто перерастает в конфликт. В некоторых случаях столкновения оценок и мнений заходят столь далеко, что интересы дела отходят на задний план, все мысли конфликтующих направлены на борьбу, которая становиться самоцелью, что в конечном счете отрицательно сказывается на развитии организации. «Конфликт в организации рассматривается как:
1) прямой вызов внутреннему
порядку и стабильности
2) способ регулирования
взаимоотношений, налаживания
3) необходимый этап в
развитии трудового коллектива»
Итак, под конфликтами необходимо понимать конфликты, возникающие в системах социального взаимодействия субъектов и объектов управления. Источниками любых конфликтов в сфере управления являются противоречия, которые переходят в конфликт, как только для этого сформируются определенные условия и возможности, возникнет инцидент. Каждому виду и типу конфликтов соответствуют свои, специфические противоречия. Эти противоречия, в конечном счете, обусловлены структурой и содержанием социального взаимодействия – спецификой управления. Многими учеными, вследствие первоначального восприятия конфликта как негативного явления, под конфликтом понимаются также и враждебные действия, и негативные чувства противоборствующих между собой сторон. В современном же понимании конфликтные явления предполагают протекание конфликта и без агрессивных моментов. Что дает надежду на возможность управлять конфликтами конструктивно.
В итоге хотелось бы подчеркнуть следующее, проанализировав различные определения конфликта, все конфликты имеют одну базу. Практически можно констатировать, что неизменный компонент значения понятия «организационный конфликт – это столкновение чаще всего двух оппозиционных начал в организации, независимо от его характера и конкретного вида и содержания, включающего в себя момент противоборства, противостояния»16
Любому конфликту свойственны
противоречащие друг другу начала,
то есть неотъемлемое свойство конфликта
характеризуется его
Таким образом, организационный конфликт – это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми на предприятии, способ взаимодействия при наличии несовместимых позиций и интересов, взглядов и оценок, противоборство двух или более сторон, стремящихся к своим целям в условиях зависимости друг от друга при выполнении совместной социальной, в том числе трудовой деятельности.
1.2. Bиды кoнфликтoв в организации
Взгляды ученых на классификацию конфликтов в организации сильно разделяются, одни рассматривают его по стадиям, другие выделяют более крупные классификации, число которых у всех различно. Хотелось бы выделись наиболее популярные классификации конфликтов в организации, которые были изложены в работах зарубежных и российских ученных, так как они наиболее полно показывают конфликт, как процесс в широком смысле слова.
«По отношению к отдельному субъекту конфликты бывают внутренними и внешними. К первым относятся внутриличностные конфликты; ко вторым – межличностные, между личностью и группой, межгрупповые. Все виды конфликтов тесно связаны между собой. Так, внутриличностный конфликт может заставить человека действовать агрессивно по отношению к другим и вызвать тем самым межличностный конфликт»17.
«Возникновение внутриличностных конфликтов обусловлено противоречием человека с самим собой. Оно может порождаться рядом обстоятельств:
– необходимостью выбора между двумя взаимоисключающими вариантами действий, каждый из которых в одинаковой степени желателен;
– несовпадением внешних требований и внутренних позиций;
– неоднозначностью восприятия ситуации, целей и средств их достижения, потребностей и возможностей их удовлетворения;
– влечениями и обязанностями;
– различного рода интересами»18.
«Наиболее распространенным является межличностный конфликт. В организациях он проявляется по-разному, чаще всего в виде борьбы руководства за всегда ограниченные ресурсы. 75-80% межличностных конфликтов порождаются столкновением материальных интересов отдельных субъектов, хотя внешне это проявляется как несовпадение характеров, личных взглядов или моральных ценностей. Такого рода конфликты называются коммуникационными, так как они возникают там, где у членов коллектива отсутствуют обратные связи, окружающие их не признают, проявляют непонимание в процессе общения, неверно истолковывают исходящую от них информацию»19.
Для руководителя такие конфликты представляют наибольшую трудность, так как все их действия, независимо от того, имеют они отношение к самому конфликту или нет, в первую очередь рассматриваются через его призму.
«Коммуникационными являются и конфликты между личностью и группой. Они в основном обусловлены несовпадением индивидуальных и групповых норм поведения. Тот, кто не воспринимает их и становится в оппозицию, рискует остаться в одиночестве и быть непризнанным коллективом. Например, столкновение руководителя с единым фронтом подчиненных, которые не согласны с дисциплинарными мерами начальника, направленные на уpегулиpование конфликта20».
Межгрупповые
конфликты порождаются чаще всего борьбой
за ограниченные ресурсы или сферы влияния
в рамках организации, которая состоит
из множества формальных и неформальных
групп, имеющих совершенно, различные
интересы. Поэтому и здесь могут возникать
разногласия, легко перерастающие в конфликты.
Такое противостояние имеет различные
основы. Например, профессионально-
«С точки зрения организационных уровней, к которым принадлежат стороны, конфликты можно разделить на горизонтальные и вертикальные составляющие. К первому виду можно отнести конфликт между отдельными направлениями деятельности в организации, между формальным и неформальным коллективами и т. п. Ко второму виду принадлежат конфликты между различными уровнями иерархии. Таких конфликтов большинство – 70-80%»21. Взаимопереплетение внутриорганизационных отношений на практике приводит к тому, что многие конфликты являются смешанными, содержащими элементы как вертикальных, так и горизонтальных конфликтов
«По сфере возникновения и развития организационные конфликты можно разделить на деловые, связанные с официальной деятельностью человека, выполнением им должностных обязанностей, и личные, затрагивающие неофициальные отношения.
По распределению между сторонами потерь и выигрышей организационные конфликты делятся на симметричные и асимметричные. В первом случае они распределяются поровну; во втором – одни выигрывают или теряют значительно больше, чем другие»22.
Конфликт является скрытым, что затрудняет процесс управления им или его разрешения. В ином случае, конфликт считается открытым. Открытый конфликт находится под контролем руководства, поэтому он менее опасен для организации, в то время как скрытый незаметно подтачивает ее основы, хотя внешне может казаться, что все нормально.
Скрытые конфликты зачастую носят непредвиденный характер, под которым понимается нечестное запутывание руководителя и коллег с целью вынуждения их к определенным действиям, приносящим выгоду инициаторам, и ущерб тем, против кого направлен конфликт. Оружием конфликта является искаженная информация, распространяемая через апосредованных участников.
Открытые конфликты могут быть связаны с образованием клик, т. е. групп сотрудников, активно противопоставляющих себя официальной или поддерживаемой большинством линии с целью захвата формальной или неформальной власти в организации либо упрочения своих позиций.
По характеру организационные конфликты принято делить на: объективные и субъективные.
Объективные связаны с реальными проблемами и недостатками, возникающими в процессе функционирования и развития организации. Субъетивные обусловлены различием индивидуальных оценок тех или иных событий, отношений между людьми и др. Таким образом, в одном случае у конфликта существует объект; в другом – субъективная оценка ситуации. Имеющие место различия во взглядах и оценках составляют предмет конфликта. Если они мнимые и люди просто по-разному выражают свое одинаковое по существу мнение, конфликт оказывается не только субъективным, но и беспредметным. В противоположность этому объективные конфликты всегда предметны. В организации объективные конфликты, как правило, связаны с недостатками в ее деятельности, поэтому имеют деловую основу. Субъективные же конфликты по своей природе всегда эмоциональны и часто являются результатом психологической несовместимости людей, их непонимания и нежелания понять друг друга.
«По своим последствиям конфликты бывают конструктивными и деструктивными. Конструктивные конфликты предполагают возможность рациональных преобразований в организации, в результате чего устраняется сам их объект, а, следовательно, могут принести ей большую пользу, способствовать ее развитию. Если же конфликт не имеет под собой реальной почвы, то становится деструктивным, поскольку сначала разрушает систему отношений между людьми, а затем вносит дезорганизацию в ход производственных процессов»23.
«По длительности протекания конфликты можно подразделить на кратковременные и затяжные. Первые чаще всего являются следствием взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются. Вторые же связаны с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность конфликта зависит как от предмета противоречий, так и от черт характеров столкнувшихся людей. Длительные конфликты очень опасны, поскольку в них конфликтующие личности закрепляют свое негативное состояние. Частота конфликтов может вызвать глубокую и длительную напряженность отношений»24.
Информация о работе Конфликты в организации: сущность и способы урегулирования