Конфликты в организации: сущность и способы урегулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 13:00, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Актуальность всестороннего, комплексного исследования конфликтов в организации обусловлена реальностью современного мира и говорит о решающей роли конфликтов в деятельности каждой организации. Многие считают, что предотвратить конфликт, остановить его не только можно, но и необходимо. Даже популярная книга В. Зигерта и Л. Ланга называется «Руководить без конфликтов», но на самом деле они утверждают, что «Конфликты – это не обязательно что-то плохое. Плохим, негативным и тем самым деструктивным может быть поведение в конфликтной ситуации» .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ В ОPГАНИЗАЦИИ
1.1. Конфликт в организации: понятие и сущность
1.2. Виды конфликтов в организации
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТОВ ОPГАНИЗАЦИИ
2.1. Технологии урегулирования конфликтов в организации
2.2. Pоль третьей стороны в урегулировании организационных конфликтов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Авдеева.docx

— 124.43 Кб (Скачать файл)

Конфликт, порождая споры, проверяет  и весь коллектив, и каждого служащего  в отдельности, и может существенно  помочь и в процессе разбора проблемы, и выработке решения. Сам по себе конфликт не усиливает и не ослабляет  организацию. И служащие, и менеджеры  должны управлять им, делая максимально  полезным, но не без помощи специализированных   ологов. Если же они избегают обсуждения своих трудностей и опасений, они  не могут понять ни реального состояния, ни путей развития, ни извлечь уроков для себя и для других.

Так же необходимо заметить, что после изучения конфликтогенности в организациях известно несовершенство правового законодательства, которое не в силах контролировать отношение между работодателем и работником, а также между работниками в конкретной области трудовых отношений. Так же в стране существует целый ряд проблем производственного, управленческого и социально-экономического характера, способствующих возникновению различных конфликтных ситуаций, и эти проблемы со временем в процессе накопления опыта в данной сфере надо искоренять. Для сведения конфликтогенных ситуаций до минимума необходимо совершенствование текущего трудового законодательства и разрешения ряда социально - экономических проблем, что на данный момент значительно преобладают над рядом друхих конфликтогенных факторов. Так же необходимо, по-моему, повышать правовой уровень знания работника, чтобы как можно реже вступать в конфликты и как выходить из них согласно букве закона, не нарушая при этом ни своих, ни чужих интересов. Нужно еще знать то, что конфликты иногда носят положительный характер, всплывает истина, повышается производство, работники и работодатель находят у себя какие-либо положительные или отрицательные черты, качества и анализируют их.

Несомненно, стоит заметить, что наиболее распространенные причины  возникновения конфликта можно  разделить на три группы: 1) порождаемые  трудовым процессом; 2) вызываемые психологическими особенностями человеческих взаимоотношений; 3) обусловленные личностными чертами  сотрудников организации. К каждой из перечисленных групп требуется  определенный подход, но этого зачастую недостаточно, потому как каждая ситуация носит свой особый характер и нуждается  в полном рассмотрении. Конфликт может  иметь как положительные, так  и отрицательные последствия. При  эффективном управлении организационный конфликт может привести к выработке новых подходов в работе на предприятии, разнообразить мнения, улучшить сотрудничество, дать толчок перестройке в организации. К потенциальным отрицательным последствиям конфликта относятся: снижение производительности, неудовлетворенность, увеличение текучести кадров, ухудшение морально-психологического климата и социального взаимодействия в организации.

Переговоры являются одним  из эффективных способов разрешения конфликтов. Основной функцией переговоров  выступает совместное обсуждение проблемы и принятие решения, устраивающего  в той или иной степени все  участвующие стороны.

В зависимости от целей  переговоров стороны избирают соответствующие  стратегию и тактику их проведения. Стандартный переговорный процесс  обычно включает пять основных стадий: выработка общей теоретической основы, подготовка вариантов конкретных решений, создание необходимых организационных условий, осуществление переговоров и, наконец, анализ результатов. Важным способом примирить спорные позиции является использование официальных и неофициальных посредников, которые берут на себя ряд организационных и содержательных функций.

Стоит так же упомянуть  о роли третьей стороны в урегулировании трудовых конфликтов, что является специфическим видом общественно  значимой деятельности, которая называется медиацией. Как пример такой стороны  могут являться  прокуратура, суд, правительственные комиссии, руководители предприятий, лидеры групп, конфликтологическая служба, профкомы, а так же профсоюзы. Третья сторона, он же медиатор участвует с целью усовершенствования процесса обсуждения конфликта, организации встреч и переговоров не вмешиваясь в сам процесс переговоров.

Так же, следует отметить, что разрешение конфликта представляет процесс, который включает анализ и  оценку ситуации, выбор способа разрешения конфликта, формирование операционального состава действий, реализацию плана и (или) его коррекцию, оценку эффективности действий. Основными способами разрешения конфликта являются соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление и уход от решения проблемы.

Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны является специфическим видом общественно  значимой деятельности, которая называется медиацией. Для эффективного управления персоналом предприятие нуждается в целостной системе работы с каждым кадром, позволяющей управлять ими от момента приема на работу до завершения карьеры.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Агеев, B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / В.С. Агеев. – М.: Изд-во МГУ, 2009. – 240 с.
  2. Александрова, Е.В. Социально-организационные конфликты: пути разрешения / Е.В. Александрова. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 275 с.
  3. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005 – 501 с.
  4. Анцупов, А.Я. Словарь конфликтолога / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб.: Питер, 2006. – 528 с.
  5. Анцупов, А.Я. Социально-психологическая оценка персонала / А.Я. Анцупов, В.В. Ковалев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 303 с.
  6. Баринов В.А. Организационный подход к управлению конфликтом в организации / В.А. Баринов. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 292 с.
  7. Белов, М.И. Конфликт на предприятии / М.И.Белов. – М: Наука, 2011. – 320 с.
  8. Боронова, Г.X. Психология организации / Г.Х. Боронова. – М.: Эксмо, 2008. – 160 с.
  9. Глазл, Ф. Конфликт – менеджмент. Настольная книга руководителя и консультанта / Ф. Глазл. – Калуга: Духовное издание, 2007. – 507 с.
  10. Горелик, В.А. Анализ конфликтных ситуаций в организации / В.А. Горелик. – М.: Радиосвязь, 2012. – 326 с.
  11. Гриффин, П.О. Организационные конфликты и порядок их разрешения / П.О. Гриффин, М.Я. Могилевский. – СПб.: Наука, 2011. – 240 с.
  12. Гришина, Н.В. Психология организационных конфликтов / Н.В. Гришина. – М.: СПБ, 2009. – 220 с.
  13. Дмитриев, А.Г. Введение в общую теорию организационных конфликтов / А.Г. Дмитриев, В.С. Кудрявцев. – М.: Изд-во РАН, 2008. – 320 с.
  14. Емельянов, С.М. Практикум по организационным конфликтам / С.М. Емельянов. – М: СПб.: Питер, 2011. – 400 с.
  15. Здравомыслов, А.Г. Конфликты в организации / А.Г. Здравомыслов. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 317 с.
  16. Зигерт, B. Руководить без конфликтов / В. Зигерт, Л. Ланг. – М.: Экономика, 2011. – 335 с.
  17. Кибанов, А.Я. Управление организации. Практикум / А.Я. Кибанов. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 365 с.
  18. Кибанов, А.Я. Управление персоналом: Энциклопедический словарь / А.Я. Кибанов. – М.: ИНФРА, 2011. – 453 с.
  19. Климов, E.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми / Е.А. Климов. – М.: МПСИ, 2010. – 192 c.
  20. Козер, Л.А. Функции социального конфликта / Л.А. Козер. – М.: Идея-Пресс, 2011. – 205 с.
  21. Ларионова, Ю.Г. Корпоративная культура региональной сети: складываем воедино Справочник по управлению персоналом. – М.: МПСИ – 2013. – 216 с.
  22. Латынов, В.В. Конфликт: разрешение организационных конфликтов / В.В. Латынов. – Иностр. психология, 2009. – 396 с.
  23. Левин, К. Разрешение социальных конфликтов / К. Левин. – СПб.: Речь, 2010. – 408 с.
  24. Лефевр, B.А. Конфликтующие структуры / B.А.Лефевр. – 3-e изд. – М.: ИП РАН, 2012. – 193 с.
  25. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы конфликтологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 2007. – 444 с.
  26. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб, 2006. – 688 с.
  27. Маслова, Е.В. Управление персоналом предприятия / Е.В. Маслова. – М.: ИНФPА-М, 2009. – 130 с.
  28. Мастенбрук, У. Управление конфликтом и развитие организации / У. Мастенбрук. – М., 2007. – 256 с.
  29. Моргунов, Е.В.Управление персоналом / Моргунов Е.В. –М.:СПБ, 2011. – 256 с.
  30. Поршнева, А.Г. Управление организацией / А.Г. Поршнева. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 284 с.
  31. Регент, М.И. Конфликты в организациях / М.И. Регент. – М.: Харьков, 2009. – 560 с.
  32. Регнет, Э. Конфликты в организациях. Формы, функции и способы преодоления: пер. с нем. / Э. Регнет. – Харьков: Институт прикладной психологии «Гуманитарный Центр», 2013. – 396 с.
  33. Резник, С.Д. Организационное поведение / С.Д. Резник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 256 с.
  34. Ритцер, Дж. Современные социологические теории / Дж. Ритцер. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2012. – 688 с.
  35. Румянцева, З.П. Менеджмент организации / З.П. Румянцев, Н.А. Соломатин. – М: ИНФРА – М.: Наука, 2010 – 432 с.
  36. Скотт, Дж. Сила ума. Способы разрешения организационных конфликтов / Дж. Скотт. – М.: СПб., 2006. – 611 с.
  37. Скотт, Дж. Способы разрешения организационных конфликтов: пер. с англ. / Дж. Скотт. – Киев: Верзилин и КЛТД, 2011. – 255 с.
  38. Социально-психологические проблемы производственного коллектива / Под ред. Е.В. Шороховой. – М.: Наука, 2009. – 240 с.
  39. Управление  персоналом  организации / под ред. А.Я. Кибанова – М.: Инфра-м, 2012. – 638 с.
  40. Уткин, Э.А. Конфликтология: Теория и практика / Э.А. Уткин. – М: Тандем ЭКМОС, 2008. – 304 с.
  41. Фишер, P. Путь к согласию или переговоры без поражения / Р. Фишер, У. Юри. – М.: Наука, 20010. – 158 с.
  42. Цой, Л.Н. Организационный конфликтменеджмент / Л.Н. Цой. – М.: Книжный мир, 2013. – 356 с.
  43. Шаленко, В.Н. Конфликты в организациях / В.Н. Шаленко. – М.: Наука, 2012. – 140 с.
  44. Вебер М. О категориях понимающей социологии / М. Вебер. – М.: Наука, 2008. – 495 с.
  45. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм. – Одесса, 2007. – 284 с.
  46. Зиммель Г. Конфликт. Избранное: пер. с нем. / Г. Зиммель. – М.: Наука, 2006. – 429 с.
  47. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения. Американская социологическая мысль / Т. Парсонс. – М.: Мысль, 2000. –494 с.
  48. Boulding К. Conflict and Defens: a general theory / Boulding К. – New-York, 1988. – 349 p.
  49. Козер Л. Функции социального конфликта / Л. Козер. – М.: Идея-Пресс, 2000. – 326 с.

1 Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов / В. Зигерт, Л.Ланг. – М.: Экономика, 2008. – С. 193.

2 Вебер М. О категориях понимающей социологии. Избранные произведения / М. Вебер. – М.: Наука, 2008. – 495 с.; Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм. – Одесса, 2007. – 284 с.; Зиммель Г. Конфликт. Избранное: пер. с нем. / Г. Зиммель. – М.: Наука, 2006. – 429 с.; Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения. Американская социологическая мысль / Т. Парсонс. – М.: Мысль, 2000. –494 с.; Boulding К. Conflict and Defens: a general theory / Boulding К. – New-York, 1988. – 349 p.; Дарендорф P.; Фишер, P. Путь к согласию или переговоры без поражения / Р. Фишер, У. Юри. – М.: Наука, 20010. – 158 с.; Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. – 2003. – №5. – C.115-127; Козер Л. Функции социального конфликта / Л. Козер. – М.: Идея-Пресс, 2000. – 326 с.

  1. 3 М.Я. Могилевский. – СПб.: Наука, 2011. – 240с.; Гришина Н.В. Психология организационных конфликтов. –М.: СПБ, 2009,-220с.; Здравомыслов А. Г. Конфликты в организации.  А.Г. Здравомыслов. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 317 с.;

4

1 Гриффин П.О., Могилевский М.Я. Организационные конфликты и порядок их разрешения / П.О. Гриффин, М.Я. Могилевский. – СПБ:2011. – C. 24.

6 Давлетчина С.Г. Конфликтология: учеб. пособие / С. Г. Давлетчина. – Улан-Удэ : Изд-во ВСГТУ,2008 – C.15.

7 Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб.: Питер, 2006. – C.58.

8 Козер Л. Функции социального конфликта / Л. Козер. – СПб.: Идея-Пресс, 2011 – C. 26.

9 Лоданов  И.Д. Корпоративные стратегии / И.Д. Лоданов. – СПБ, 2009. – C. 91.

10 Уткин Э.А. Конфликтология: Теория и практика / Э.А. Уткин. – М.: ЭКСМОС, 2008. – C.34.

11 Регент М.И. Конфликты в организациях / М.И. Регент. – М.: Харьков, 2009. – С.63.

12 Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы конфликтологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 2007. – С.67.

13 Ларионова Ю.Г. Корпоративная культура региональной сети / Ю.Г. Ларионова – М.: МПСИ – 2013. – С. 216.

14 Дмитриев А.В. Введение в общую теорию организационных конфликтов / А.В. Дмитриев. – М.: РАН, 2008. – С. 118.

15 Гришина Н.В. Классификация конфликтов в оpганизации / Н.В. Гришина. – М.:-СПб, 2009. – С.109.

16 Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога  А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб.: Питер, 2006. – С.58.

17 Управление персоналом организации: Учебник \ Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2009. – С.63.

18 Мастенбрук У. Управление конфликтом и развитие организации / У.Мастенбрук. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С.56.

19 Горелик А.В. Анализ конфликтных ситуаций в организации / А.В. Горелик. – М.: Радиосвязь, 2012 – С.126.

20 Глазл Ф. Конфликт-менеджмент / Ф. Глазл. – М.: Калуга:Духовное издание, 2007 – С.59.

21 Кибанова А.Я. Управление организации / А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2009. – С.179.

22 Регент М. Конфликты в организациях / М. Регент. – М.: Харьков, 2009 – С. 298.

23 Цой Л.Н. Организационный конфликтменеджмент / Л.Н. Цой. – М.: Книжный мир, 2013. – С.36.

24 Здравомыслов А. Г. Конфликты в организации/ А.Г. Здравомыслов. – М.: Аспект Пресс, 2009. – С.37.

25 Поршнева А.Г. Управление организацией / А.Г. Поршнева. – М.: ИНФРА-М, 2011. – С.24.

26 Зигерт B., Ланг Л. Руководить без конфликтов / В. Зигерт, Л. Ланг. – М.: Экономика, 2011. – С.305.

27 Румянцева З.П. Соломатин Н.А. Менеджмент организации / З.П. Румянцев, Н.А. Соломатин. – М: ИНФРА – М.: Наука, 2010 – С. 172.

28 Моргунов Е. В.Управление персоналом / Е.В. Моргунов. –М.:СПБ, 2011. – С.146.

29 Шорохова Е.В. Социально-психологические проблемы производственного коллектива / Е.В. Шорохова. – М.: Наука, 2009. – С. 240.

30 Боронова Г.X. Психология организации / Г.Х. Боронова.  – М.: Эксмо, 2008. – С.160.

31 Горелик В.А. Анализ конфликтных ситуаций в организации / В.А. Горелик. – М.: Радиосвязь, 2012. – С. 207.

32 Резник С.Д. Организационное поведение / С.Д. Резник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С.11.

33 Александрова Е.В. Социально-организационные конфликты: пути разрешения / Е.В. Александрова. – М.: ИНФРА, 2007 – С.45.

34 Емельянов С.М. Практикум по организационным конфликтам / С.М. Емельянов. – М.: СПб, 2011 – С.257.

35 Боронова Г.X. Психология труда / Г.Х. Боронова.  – М.: Эксмо, 2008. – С.113.

36 Скотт Дж. Способы разрешения конфликтов: пер. с англ. / Дж. Скотт. – Киев: Верзилин и К ЛТД, 2011. – С.92.

37 Здравомыслов А.Г. Конфликты в организации / А.Г.Здравомыслов. – М.: Аспект пресс, 2009. – С.217.

38 Ритцер Дж. Современные социологические теории / Дж. Ритцер. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2012. – С.408.

39 Зигерт B., Ланг Л. Руководить без конфликтов / В. Зигерт, Л. Ланг. – М.: Экономика, 2011. – С. 158.

40Климов Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми / Е.А. Климов. – М.:МПСИ, 2010. – С.104.

41 Козер Л.А. Функции социального конфликта / Л.А. Козер. – М.: Идея-Пресс, 2000. – С. 205.

42 Латынов В.В. Конфликт : разрешение организационных конфликтов / В.В. Латынов. – М.: Иностр. Психология, 2009. – С. 128.

43 Левин К. Разрешение социальных конфликтов / К. Левин. – СПб.: Речь, 2010. –  С.43.

44 Климов E. А. Конфликтующие реальности в работе с людьми / Е.А. Климов. – М.: МПСИ, 2010. – С. 121.

45 Лефевр В.А. Конфликтующие структуры / В.А. Лефевр. – 3-е издание. – М.: ИП РАН, 2012. – С.133.

46 Резник С.Д. Организационное поведение / С.Д. Резник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 58.

47 Регнет Э. Конфликты в организациях. Формы, функции и способы преодоления / Э. Регнет. – М.: Харьков, 2013 – С. 201.

48 Маслова Е.В. Управление персоналом предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2009 – 130 с.

49 Виханский О.С. Стратегическое управление / О.С. Виханский. – М.: Экономистъ, 2004. – С. 102.

50 Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – М.: СПб.: Питер, 2011 – 143 С.

51 Румянцева З.П. Менеджмент организаций. – М.: ИНФРА-М, 2010 – 42 С.

52 Моргунов Е.В.Управление персоналом / Е.В. Моргунов. – М.:СПБ, 2011. – С.196.

53 Латынов В.В. Конфликт: разрешение организационных конфликтов / Латынов В.В. – Иностр. психология, 2009. – С.39.

54 Гришина Н.В. Психология организации / Н.В. Гришина. – М.: СПб.: Питер, 2012. – С.48.

55 Ритцер Дж. Современные социологические теории / Дж. Ритцер. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2012. – С.68.

56 Анцупов А.Я. Социально-психологическая оценка персонала / А.Я. Анцупов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – С. 203.


Информация о работе Конфликты в организации: сущность и способы урегулирования