Коррекционно-развивающая программа по снижению агрессии юношей и девушек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 07:23, контрольная работа

Краткое описание

Работа включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование, учебно-тематический план и собственно содержание программы (материал к занятиям), в заключении - список литературы

Содержание

Пояснительная записка 2
Тематическое планирование -
Учебно-тематический план 3
Содержание программы -
Материал к занятиям по коррекционно-развивающей программе
направленной на преодоление агрессивности у подростков 7
Литература 22

Вложенные файлы: 1 файл

КРО_к.работа.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

Основная часть:

  1. Развитие умения слушать и слышать.

Участникам занятия предлагается ответить на вопросы:

    • Что вы понимаете под словом общительность, коммуникабельность?
    • Какие правила ведения беседы вы знаете?
      • Упражнение «Беседа».

Дается задание 2-3 участникам побеседовать на тему «Мой любимый фильм», «Планы на вечер».

Остальные подростки оценивают беседу по следующим критериям:

  • Слушали ли друг - друга?
  • Перебивали или поддакивали и кивали?
  • Смотрели друг на друга?
  • Кто говорил больше и правильно ли это?
  1. Развитие коммуникативной компетентности.

Всем участникам предлагается сделать  записи в тетрадях о том, что значит владеть эмоциями при общении. Поощряются самостоятельные выводы и добавления к тому, что записали на прошлых занятиях.

Затем идет обсуждение:

- Можете ли вы с уверенностью  сказать, что всегда владеете  своими эмоциями?

Давайте разберемся и приведем примеры, как случилось, что два собеседника:

- Не понимают друг друга.

- Не владеют своими эмоциями.

- Не принимают чужого мнения.

- Не считаются с правами других.

- Пытаются во всем доминировать.

- Не умеют слушать других.

- Хотят умышленно обидеть друг друга.

Мы уже обсуждали на занятиях, как важно владеть собой при общении с другими людьми. Однако очень трудно бывает фиксировать свое состояние.

  • Игра «Разожми кулак».

Один сжимает руку в кулак, другой старается разжать его (нельзя причинять боль). Затем партнеры меняются ролями. Обсуждаются несиловые методы, которые применялись: уговоры, просьба, хитрость.

  • Игра «Толкалки без слов».

Участники свободно двигаются по комнате, касаются друг друга, толкаются, постукивают, щиплются, дерутся, но никто не разговаривает. Затем делятся своими впечатлениями.

  1. Обучение выходу из конфликта.

Прежде чем перейти к обучению участников способам выхода из конфликтных ситуаций, желательно предоставить им возможность поделиться собственным опытом и рассказать, как они выходят из конфликтов.

На примерах из личного опыта  проводится обсуждение возможных способов решения конфликтных ситуаций. Выводы записываются в тетрадь.

Поведение, которое помогает выйти  из конфликтной ситуации без ссоры:

  • Выслушать спокойно все претензии партнера.
  • На агрессивность партнера реагировать сдерживанием своих эмоций и постараться переключить разговор на другую тему. Можно сказать что-то доброе, неожиданное, веселое.
  • Попытаться заставить партнера говорить конкретней (только факты) и без отрицательных эмоций.
  • Всегда держать уверенную и равную позицию, но не переходить на критику.
  • Извиниться, если в чем-то действительно не прав.

Все варианты обсуждаются и записываются участниками в тетрадях.

Вопросы к упражнению:

  • Можно ли постоянно контролировать свое состояние?
  • Как вы думаете, сможете вы достойно выходить из конфликтных ситуаций?
  • Что для вас было самым трудным на занятии?

4. Давайте разберемся, насколько часто мы сами провоцируем конфликт.

- Нужна ли критика? Часто ли  вы критикуете сами себя?

- Всегда ли критика бывает  правильно услышана? Почему? (обидные слова мешают)

  • Упражнение на «Я-сообщение».

- Как сообщить о своем недовольстве, не обижая партнера?

Психолог предлагает сказать предыдущие фразы так, чтобы не обидеть партнера, сообщая о своих ощущениях и переживаниях (например: «я недоволен вашей работой»; «я огорчаюсь, когда не выполняется домашнее задание»; «я расстраиваюсь, когда меня перебивают» и т. д.).

Делается вывод о том, что  Я-сообщение позволяет другому  слушать вас и спокойно реагировать. Я-сообщение предполагает ответственность говорящего за свои мысли и чувства, а Ты-сообщение нацелено на обвинение другого человека, который при этом испытывает негативные эмоции: раздражение, обиду.

Анализ занятия:

  • Часто ли вы используете Я-сообщения, давая возможность другим людям узнать о ваших чувствах?
  • Умеете ли вы контролировать свои высказывания?

Задание на дом:

    • Упражнение-рассуждение.

Подумайте над высказыванием и  постарайтесь его объяснить: «Люди становятся одиноки, если вместо мостов они строят стены».

Ритуал прощания: «Свободный микрофон», аплодисменты.

 

IV. Анализ результатов

4.1Самоконтроль и самоанализ.

Цель:

  1. Формирование ответственности за принятые решения.
  2. Самоконтроль и самоанализ изменений в поведении и ощущениях после пройденного курса, дневник наблюдений.

Форма проведения: дискуссия, ролевые игры.

Материалы: тетради, карандаши, листы для записи, зеленый сенсорный светильник, музыка для релаксации.

Ход работы:

Организационный момент:

- Здравствуйте, предлагаю начать  занятие с разминки «Подарок», подарите подарок по кругу при помощи жестов и мимики, не скупитесь. Пусть принимающий подарок догадается, что ему дарят. Самое время вспомнить, стоит ли подсказывать, помогать, если вас об этом не просят?

- Предлагаю вспомнить основные  правила «амортизации» при общении. - Теперь за вашими плечами целый курс лекций об умении владеть собой в разных ситуациях. Теперь в конфликтных ситуациях вы будете выбирать, как действовать, а не впадать в панику. Сегодня предлагаю закрепить полученные знания и осознать, что любые наши поступки впоследствии влияют на нашу жизнь.

Основная часть:

  1. Проблемы и как их решать.

Проблемой можно назвать ситуацию, в которой перед человеком  возникают трудности, и он не знает, что делать с ними.

Давайте разберем на примере такой ситуации:

Двое друзей попали в скверную историю  — одолжили деньги, но вовремя не смогли их вернуть и им пригрозили расправой, если не вернут деньги.

Каждый из друзей решил проблему по-своему:

Один - одолжил деньги у очень  доброго пожилого человека, солгав ему, что деньги нужны на лечение для больной матери, хотя она была здорова. Другой - влез в чужую машину, украл магнитофон и продал его. Так друзья решили свою проблему и раздобыли деньги.

  • Согласны ли вы, что они решили свои проблемы? Почему?
  • Какие вы можете предложить варианты решения проблемы? (записать варианты на доске)
  • Что лучше воровство или обман?
  • О каких последствиях своих поступков друзья не думают?

Ведущий подводит итог обсуждения —  решение проблемы не должно приводить  к появлению новых проблем.

  1. Запишите в тетрадях высказывание Э. Фромма: «Человек — это тот, кто постоянно решает проблему жизни».

Участникам предлагается игра на обучение способам решения проблем и развитие способности делать выбор.

    • Игра «Диалог со своим мозгом».

В игре участвуют 5 человек:

      • тот, кто называет проблему;
      • тот, кто предупреждает, что будет сейчас;
      • тот, кто предупреждает, что будет через неделю;
      • через месяц;
      • в конце жизни.

Например: называется проблема — я  хочу подарить кому-то цветы.

Мозг отвечает:

  • если ты подаришь цветы сейчас, то...
  • если ты подаришь сейчас цветы, то через неделю...
  • если ты подаришь сейчас цветы, то через месяц...
  • если ты подаришь сейчас цветы, то в зрелые годы...
  • если ты подаришь сейчас цветы, то в конце жизни...

Игра повторяется с другими  участниками и с другими проблемами (я хочу начать курить, я нашел кошелек, я им отомщу, я выпью пива и т. д.). После обсуждения нужно отказаться или утвердиться в решении.

Подводится итог и предлагается схема решения проблемы и ее компоненты:

  • постановка проблемы;
  • обдумывание, что будет потом (через неделю, месяц, в зрелые годы, в конце жизни);
  • выбор приемлемого варианта;
  • применение выбранного варианта.
    • Упражнение с шарами.

Каждый ученик берет воздушный  шарик, надувает его, мысленно обдумывая решение своей проблемы. Затем необходимо написать проблему на своем шарике фломастером и проткнуть шарик — проблема лопнула.

Это упражнение можно проделывать  и мысленно.

Анализ занятия.

  • Почему у нас появляются проблемы?
  • Принимаем ли мы участие в их появлении?
  • Любую ли проблему можно всегда решить?
  • Важно ли обдумывать, принимая решение, что будет потом?
  • Оцените свою способность решать проблемы по пятибалльной шкале выкидыванием пальцев.

Сейчас я включу музыку природы (включается музыка для релаксации, зеленый сенсорный светильник). Я хочу, чтобы вы услышали, как поют птицы, журчит ручей. Ощутите себя частью такого большого, живого и гармоничного мира. Повторяйте потихонечку, еле слышно, просто шевеля губами: «Я верю, что пришел в этот мир, чтобы быть счастливым. Я люблю себя таким, какой я есть. Я могу контролировать себя, свои эмоции». Самое большое чудо природы – это рождение, кажется, из ничего появляется жизнь. Помните, что и ваше рождение является чудом. Будьте добрее к окружающим, даже если они отличаются от вас. Берегите ближних и заботьтесь обо всех чудесах природы.

Теперь, давайте будем фиксировать  изменения в настроении и заполнять дневник эмоций.

Задание на дом. Самоконтроль.

В начале наших занятий мы договорились с вами вести в тетради наблюдение за настроением, теперь, когда наши занятия окончены, для закрепления изученного материала необходим самоконтроль.

Как вы уже знаете самый надежный способ контроля – это дневник. Поэтому я предлагаю вам завести дневник наблюдения за настроением. В дневнике мы будем указывать, в каком мы находились настроении, как к нам относились окружающие. Проявляли ли вы агрессию? Сумели ли вы избежать конфликта и как вам это удалось?

Ритуал прощания: «Свободный микрофон», аплодисменты, чаепитие.

 

Литература

  1. Битянова Марина, «Тренировка поведения» №37, 2004 газеты "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября" [2004 №37 газеты "Первое сентября"].
  2. Вадим Родионов, Елена Лангуева . "Манипуляция: игры, в которые играют все" [2005 №2 газеты "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября"].
  3. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. // Учебное пособие для студентов. М.,1999 – 158с.
  4. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам: Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под научной редакцией Л.А. Обуховой – М: Вако, 2005, 240с.
  5. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128с.
  6. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практ. Пособие/Н.П. Слободяник.- 3-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2006.- 256с.
  7. Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. – Минск: Университетское, 1997. – 212с.
  8. Косолапова Лариса. "Метод быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения» "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября"[2004 №35 газеты "Первое сентября"]
  9. Крылов А.А. Практикум по общей и экспериментальной психологии. – Л.: Издательство Ленинградского Университета, 1987. – 256с.
  10. Курбатов А. Культура дыхания: комплексы упражнений для школьников/Андрей Курбатов, Людмила Курбатова. М.: Чистые пруды, 2006.- 32с.
  11. Рычкова И.А. Поведенческие расстройства у детей. Диагностика, коррекция, психопрофилактика. – М.: 1998.- 11с.
  12. Родионов В.А. и др. Я и другие, Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1-11 классов, - Ярославль: Академия развития, 2001. – 224с.: ил. – (серия: «Практическая психология в школе»).
  13. Прутченков А.С. Социально – психологический тренинг в школе. 2-е изд., дополн. и перераб. – М.: Изд-во ЭКС МО – Пресс, 2001. – 640с. (Серия «Практическая психология).

Информация о работе Коррекционно-развивающая программа по снижению агрессии юношей и девушек