Коррекция тревожности методом сказкотерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 17:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель: исследование метода сказкотерапии в коррекции тревожного состояния детей дошкольного возраста.
Объект исследования: тревожность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: коррекционные возможности метода сказкотерапии в работе с тревожным состоянием детей дошкольного возраста.

Содержание

. Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический анализ проблемы в коррекции тревожности методом сказкотерапии …………………………………………………...….6
1.1. Понятие тревожности в психолого-педагогической литературе…….….6
1.2. Причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………10
1.3. Метод сказкотерапии в коррекции тревожных состояний в дошкольном возрасте ……………………………………………………………………..….16
Глава 2. Исследование коррекционных возможностей сказкотерапии в работе с тревожным состоянием дошкольников……………………...….20
2.1. Организация исследования …………………………………………...….20
2.2. Анализ результатов первичной диагностики тревожности дошкольников …………………………………………………………………………………..23
2.3. Анализ проведения коррекционной программы с использованием сказкотерапии…………………………………………………………………..25
2.4. Анализ результатов повторной диагностики тревожности дошкольников …………………………………………………………………………………..27
Выводы.……………………………………………………………………..…31
Заключение........................................................................................................32
Список литературы………………………………..……………………..…..34
Приложения ………………………………………………………………......36

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 287.00 Кб (Скачать файл)

У детей дошкольного  возраста чаще доминирует ситуативная тревожность.  
          После исследования психолого-педагогической литературы, я пришла к выводу, что следует разделять понятия «тревожность», «тревога» и «страх».

Тревога – это состояние повышенного беспокойства, которое проявляется не всегда и иногда в тех же жизненных ситуациях человек остается спокойным. В свою очередь если состояние тревоги повторяется часто, то мы говорим уже о тревожности.

Другими словами, тревога - состояние некоторого волнения и она не постоянна, а тревожность - это устойчивое состояние повышенного беспокойства. Страх же будет, является реакцией на конкретную определенную опасность.

 В некоторых  исследованиях страх рассматривается  как фундаментальная эмоция, а  тревожность - как формирующееся  на его основе, часто в комбинации  с другими базовыми эмоциями, более сложное эмоциональное образование.

 

 

1.2. Причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста

 

В дошкольном возрасте ребенок хорошо усваивает язык чувства - принятые в обществе формы выражения  тончайших оттенков переживаний  при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т. д. Но дошкольники все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Поведение ребенка и выражение им чувств – вот для нас важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает нам, эмоциональный фон.

Отрицательный фон ребенка  характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок  почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи  опущены, выражение лица грустное или  индифферентное. В таких случаях  возникает проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании, такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт. [9, c.105]

Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности.

Тревожность, как  свойство личности во многом обуславливает  поведение субъекта. Существует определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность, назначение которой является обеспечение безопасности субъекта на личностном уровне. Уровень тревожности показывает внутреннее отношение ребенка к определенному типу ситуаций и дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе. [14, с. 29]

Когда же этот уровень  превышает оптимальный, можно говорить о появлении повышенной тревожности. Повышенный уровень тревожности у ребенка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. У детей с данным уровнем тревожности формируется установочное отношение к себе как к слабому и неумелому. В свою очередь это порождает общую установку на неуверенность в себе, а это одно из проявлений заниженной самооценки.

 Самооценка - это оценка личностью самой  себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям. [12, с.125]

Типичным проявлением  заниженной самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе в таких, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Очевидно, что дети, имеющие такую самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости. [12, c.133]

Таким образом, важнейший компонент целостного самосознания личности, каким является самооценка, выступает необходимым условием гармонических отношении человека, как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие. [12, с.76]

Какова же все-таки этиология тревожности? Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность). Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становиться тревожным. Многое будет зависеть от способов общения родителей с ребенком.

Например, высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание).

В этом случае общение  взрослого с ребенком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает, что-то не так, т.е. испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование - тревожность.

Воспитание  по типу гиперопеки, может сочетаться с симбиотическим, т.е. крайне близкими отношениями ребенка с одним  из родителей, обычно с матерью. В  этом случае общение взрослого с  ребенком может быть как авторитарным, так и демократичным (взрослый не диктует ребенку свои требования, а советуется с ним, интересуется его мнением). К установлению подобных отношений с ребенком склонны родители с определенными характерологическими особенностями - тревожные, мнительные, неуверенные в себе. Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, такой родитель заражает своими страхами сына или дочь, т.е. способствует формированию тревожности. [13, с. 111]

Например, существует зависимость между количеством  страхов у детей и родителей, особенно матерей. В большинстве случаев страхи, испытываемые детьми, были присущи матерям в детстве или проявляются сейчас. Мать, находящаяся в состоянии тревоги, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от событий, так или иначе напоминающих о ее страхах. Также каналом передачи беспокойства служит забота матери о ребенке, состоящая из одних предчувствий, опасений и тревог. [4, с.82]

Усилению в  ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической не успешности. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность.

Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, - частые упреки, вызывающие чувство вины. Например: “Ты так плохо вел себя, что у мамы заболела голова”, “Из-за твоего поведения мы с мамой часто ссоримся”. В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями.

Помимо перечисленных  факторов, страхи возникают и в  результате фиксации в эмоциональной  памяти сильных испугов при встрече  со всем, что олицетворяет опасность  или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь. [4, с.83]

Если у ребенка  усиливается тревожность, появляются страхи - непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические  черты. Неуверенность в себе, как черта характера - это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы и возможности. Тревожность, как черта характера - это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей.

Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют  соответствующий характер. [1, с.119]

Таким образом, неуверенный в себе, склонный к  сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем.

Замечено, что  интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков  и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это  связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя. Девочки боятся так называемых "опасных людей" - пьяниц, хулиганов и т.д. Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т.д. [8, с. 28]

Тревожные дети, если у них хорошо развиты игровые навыки, могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции, они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто такие дети крайне неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные, или же напротив, сверх общительные, назойливые, озлобленные. Также причиной непопулярности является их безынициативность из-за своей неуверенности в себе, следовательно, эти дети не всегда могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности тревожных детей является то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. Также в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Такой ребенок будет обижаться, жаловаться и обманывать. Это плохо, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям и взрослым. Личность с повышенным уровнем тревожности, а именно с личностной тревожностью склонна воспринимать угрозу своей самооценке. Как правило, у нее и формируется неадекватно заниженная самооценка.

 Таким образом, мы можем прейти к выводу, что у детей старшего дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера, а больше  представляет собой функцию неблагоприятных отношений с близкими взрослыми. Это все относительно обратимо при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.

Хотелось бы отметить, что отрицательные последствия  тревожности могут выражаться в  том, что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании дивергентного (т.е. креативного, творческого) мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным.

Психологи XX века видели причину тревог в развитии цивилизации и огромном потоке информации, лавиной обрушивающемся на человека. Современная психология рассматривает тревожность все-таки, как социальное явление. [2, с.5]

 

1.3. Метод сказкотерапии в коррекции тревожных состояний в дошкольном возрасте

 

Многие авторы рассматривают  возможность коррекции уровня тревожности  у детей различными методами, но мы остановимся подробнее на методе сказкотерапия.

Существует немало людей, у которых термин «сказкотерапия» вызывает улыбку и несерьезное отношение, они считают это «детским» методом. Но, познакомившись со сказкотерапией поближе, большинство из них изменяют свое мнение. Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике.

Сказкотерапия - это и "открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими", и "процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем", и "процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни". [5, с.5]

Сказкотерапия, как направление практической психологии привлекательно еще и тем, что имеет немного ограничений по сравнению с другими подходами. Так, например, у нее нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, легенда, басня, баллада, песня и т. д. Сказкотерапия применяется для разрешения самых разнообразных проблем: от трудностей в обучении до острых жизненных кризисов. Но, важно помнить, что в каждом случае свои комбинации, акценты.

И еще один главный момент в том, что в сказкотерапии, конечно важно само действие, но еще более важно последствие. Именно последействие сказкотерапии является мощной силой, стимулирующей развитие, не зависящее от психолога, а именно собственное развитие.

Известно, что у детей примерно до 10-12 лет преобладает «правополушарный» тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития информация должна быть передана через яркие образы. Вот поэтому сказочные истории и являются лучшим способом передачи ребенку знаний об окружающем мире.

Каждый из нас  может сказать, что сказки это «пустяки» и «несерьезность», однако задумайтесь, они ведь не разрушают окружающий мир, а взывают к светлым созидательным сторонам души человека. Если мы оглянемся вокруг, то увидим, сколько людей одержимых иллюзией собственной безнаказанности, отрицающих «сказочные», светлые, добрые законы взаимодействия с миром.

Поэтому, сказкотерапия  с детьми и подростками, на сегодняшний день  особенно актуально. Хотя бы потому, что человек возвращается к своему изначальному, «сказочному» восприятию мира.

Может показаться, что сказкотерапия  универсальный метод. В контексте  осмысления жизненного опыта, возможно. Но, как известно, универсальных  методов не бывает.

Информация о работе Коррекция тревожности методом сказкотерапии