Коррекция тревожности методом сказкотерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 17:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель: исследование метода сказкотерапии в коррекции тревожного состояния детей дошкольного возраста.
Объект исследования: тревожность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: коррекционные возможности метода сказкотерапии в работе с тревожным состоянием детей дошкольного возраста.

Содержание

. Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический анализ проблемы в коррекции тревожности методом сказкотерапии …………………………………………………...….6
1.1. Понятие тревожности в психолого-педагогической литературе…….….6
1.2. Причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………10
1.3. Метод сказкотерапии в коррекции тревожных состояний в дошкольном возрасте ……………………………………………………………………..….16
Глава 2. Исследование коррекционных возможностей сказкотерапии в работе с тревожным состоянием дошкольников……………………...….20
2.1. Организация исследования …………………………………………...….20
2.2. Анализ результатов первичной диагностики тревожности дошкольников …………………………………………………………………………………..23
2.3. Анализ проведения коррекционной программы с использованием сказкотерапии…………………………………………………………………..25
2.4. Анализ результатов повторной диагностики тревожности дошкольников …………………………………………………………………………………..27
Выводы.……………………………………………………………………..…31
Заключение........................................................................................................32
Список литературы………………………………..……………………..…..34
Приложения ………………………………………………………………......36

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 287.00 Кб (Скачать файл)

10.«Как ты  думаешь, какое лицо будет у  этого ребенка: грустное или

веселое? У  него (нее) отбирают игрушку».

11.«Как  ты  думаешь,  какое  лицо  будет  у этого  ребенка:  веселое   или грустное? Мама просит его (ее) собрать игрушки»

12.«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: грустное или веселое? Дети побежали играть, а его (ее) не взяли».

13.«Как ты  думаешь, какое лицо будет у  этого ребенка:  веселое или грустное? Он (она) в окружении родителей».

14.«Как ты  думаешь,  какое лицо будет у этого ребенка:  грустное или  веселое? Он (она) ужинает в одиночестве».

 

Обработка данных

Количественный       анализ

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционального негативных выборов (грустное лицо) к общему числу рисунков (14):

п

ИТ=      х    100%,

                                                                                           14

 где     п -    число эмоциональных -негативных выборов.

 

КЛЮЧ:

 

п

ИТ

п

ИТ

1

7,14

8

57,14

2

14,29

9

64,26

3

21,42

10

71,40

4

28,57

11

78,54

5

35,70

12

85,68

6

42,84

13

92,82

7

50,44

14

100


В зависимости от величины от величины индекса тревожности  дети подразделяются на три группы:

высокий уровень тревожности   - ИТ выше 50 %; средний уровень тревожности   - ИТ от 20 до 50 %; низкий уровень тревожности    - ИТ от 0 до 20 %.

 

 

Качественный       анализ

Каждый ответ  ребенка анализируется отдельно. Оделяются выводы о возможном характере эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают ответы на вопросы к рис. 4, 6, 14. Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать наивысшим ИТ; дети делающие отрицательный выбор в ситуациях, изображенных на рис.2, 7, 9, 11, с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.

Как правило, наибольший уровень тревожности  проявляется в ситуациях, моделирующий отношения «ребенок - ребенок» - рис. 1, 3, 5, 10, 12.

Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения «ребенок - взрослый» - рис 2, 8, 9, 13 и повседневной деятельности - рис. 4, 5, 7, 11, 14.

 

 

                                                                                           Приложение №2

Работа с  родителями тревожного ребенка

Совершенно  очевидно, что ни один родитель не стремится  к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей.

Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.

Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или  их критики, ребенок физически и  психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи, ребенок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).

Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка ("осел", "дурак"), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.

Полезно снизить  количество замечаний. Предложите родителям попробовать в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером пусть они перечитают список. Скорее всего, для них станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребенку.

Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: "Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!". Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им, выражать свои мысли и чувства словами.

Ласковые прикосновения  родителей помогут тревожному ребенку  обрести чувство уверенности  и доверия к миру, а это избавит  его от страха насмешки, предательства.

Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и  последовательны, поощряя и наказывая  его. Малыш, не зная, например, как сегодня  отреагирует мама на разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу.

Родители тревожных  детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них. Но, к сожалению, наши отношения с родителями не всегда позволяют открыто сказать им об этом. Не каждому можно порекомендовать обратить внимание прежде всего на себя, на свое внутреннее состояние, а потом предъявлять требования к ребенку.

В таких ситуациях  можно сказать родителям: "Ваш  ребенок часто бывает скованным, ему было бы полезно выполнять  упражнения на расслабление мышц. Желательно, чтобы вы выполняли упражнение вместе с ним, тогда он будет делать их правильно".

Родители, которые  следуют таким рекомендациям, через  некоторое время отмечают приятные ощущения в теле, улучшение общего состояния. Они, как правило, готовы к дальнейшему сотрудничеству.

Подобные занятия можно рекомендовать не только родителям, но и педагогам. Ведь ни для кого не секрет, что тревожность родителей зачастую передается детям, а тревожность педагога - ученикам и воспитанникам. Вот потому, прежде чем оказывать помощь ребенку, взрослый должен позаботиться о себе.

С целью профилактики тревожности можно использовать наглядную информацию. В детском  саду или в школе на стенде можно  разместить, например, памятку.

В целях  профилактики детской тревожности, родителям таких детей, я хочу дать следующие рекомендации:

1. Общаясь с  ребенком, не подрывайте авторитет  других значимых для него людей.  Например, нельзя говорить ребенку: "Много ваши учителя (воспитатели)  понимают! Бабушку лучше слушай!"

2. Будьте последовательны  в своих действиях, не запрещайте  ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3. Учитывайте  возможности детей, не требуйте  от них того, что они не могут  выполнить. Если ребенку с трудом  дается какой-либо учебный предмет,  лучше лишний раз помогите  ему и окажите поддержку, а  при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

4. Доверяйте  ребенку, будьте с ним честными  и принимайте таким, какой он  есть.

5. Если по  каким-либо объективным причинам  ребенку трудно учиться, выберите  для него кружок по душе, чтобы  занятия в нем приносили ему  радость и он не чувствовал себя ущемленным.

Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви  и поддержке. Пусть он живет в  атмосфере тепла и доверия, и  тогда проявятся все его многочисленные таланты.

 

                                                                            Приложение №3

Тематический  план программы «Сказочная шкатулка» 
 Продолжительность всех занятий не должна превышать 30 мин.

Первый  цикл

Второй  цикл

Третий  цикл

Занятие1. «Два брата»

Занятие 2. «Злая  фея»

Занятие 3. «Дедушка и внучка (внучек)»

Занятие4. «Охотники»

Занятие 5. «Белки и орехи»

Занятие 6. «Рыбаки»

Занятие 7. «В лесу»

Занятие 8. «На  реке»

Занятие 9. «Как быть?»

Занятие 10. «Прими решение»


Первый  цикл

«Два  брата»

Детям предлагается следующий сюжет: «Жили были два  брата – Бом и Минь. Бом был  сильный, смелый и никогда не унывал (психолог показывает смелого, веселого; просит ребенка повторить), а Минь всего боялся, плакал и часто не знал, что делать (психолог показывает боязливого, плаксивого брата; просит ребенка повторить). Братья очень дружили и всегда были вместе (психолог берет ребенка за руку и показывает, как дружили Бом и Минь). Но вот однажды на их страну напал злой дракон. Он отнял у людей всю еду (психолог показывает злого дракона, «летает» по комнате; просит ребенка повторить). Тогда Бом решил прогнать этого дракона. Собрался он, попрощался с родителями, братом и друзьями, сел на коня и уехал (психолог показывает, как Бом простился со всеми и поскакал на коне; просит ребенка повторить). Минь хотел поехать с братом, но очень боялся, поэтому остался дома (психолог показывает, как Минь боялся; просит ребенка повторить). Прошло много времени, и от Бома не было никаких известий. Тогда родители послали Миня выручать брата и прогонять дракона. Минь долго плакал, но делать нечего – собрался он, сел на коня и отправился в путь (психолог показывает, как Минь поплакал, сел на коня и медленно поехал; просит ребенка повторить). Приехал Минь к пещере дракона. Смотрит, а дракон превратил Бома в камень (психолог изображает камень; просит ребенка повторить). Испугался Минь, хотел уже убежать (психолог показывает, как Минь испугался; просит ребенка повторить), но тут появился Добрый волшебник...»

Детям предлагается проблемная ситуация. Вопросы:

– Что произошло  дальше?

– Что сделал Минь?

«Злая фея»

Детям предлагается продолжение сюжета о двух братьях.

«Жили себе Бом  и Минь и бед не знали (психолог берет ребенка за руку и показывает, как братья веселились, играли).

Как вдруг в  их стране появилась злая фея (психолог изображает злую фею, просит ребенка повторить). Она заманила обманом принцессу и заточила у себя в замке. Бом и Минь сели на своих коней и отправились выручать принцессу (психолог показывает, как братья садятся на коней и скачут на выручку принцессе; просит ребенка повторить). Приехали они к замку, как вдруг на них набросилась злая-презлая огромная собака, которая охраняла замок (психолог изображает злую собаку, просит ребенка повторить). Минь очень испугался (психолог показывает, как испугался Минь; просит ребенка повторить), но тут опять появился Добрый волшебник...»

Детям предлагается проблемная ситуация. Вопросы:

– Что произошло  дальше?

– Что сделал Бом?

– Что сделал Минь?

«Дедушка  и внучка (внучек)»

Детям предлагается следующий сюжет: «В одной деревне жили-были дедушка и внучек. Очень им было хорошо вместе. Они часто играли, читали книжки, и очень им весело жилось (психолог берет ребенка за руку, показывает, как дедушка и внучек веселились, играли, просит повторить). Но вот однажды на лугу они играли в догонялки, и дедушка провалился в глубокую яму (психолог изображает, как дедушка с внучком играли и дедушка провалился в яму; просит ребенка повторить). Внучек звал-звал дедушку, но тот не отзывался. Внучек очень испугался и долго плакал на краю ямы (психолог изображает, как испугался и плакал внучек; просит ребенка повторить). Но делать нечего – решил внучек вытащить дедушку. Прыгнул он в яму и попал в сказочный лес (психолог показывает, как внучек прыгнул в яму и удивился сказочному лесу; просит ребенка повторить). Идет внучек по лесу, зовет дедушку и вдруг видит – сидит на пеньке зайчик (психолог изображает зайчика; просит ребенка повторить). Испугался внучек, а зайчик ему говорит: „Здравствуй, мальчик. Дай мне конфетку”. Сначала внучку было жалко конфетку (психолог показывает, как внучку было жалко отдавать конфету; просит ребенка повторить), но потом он все-таки отдал ее (психолог показывает, как внучек отдает конфету; просит ребенка повторить), а зайчик и говорит: „Я вижу, ты не жадный мальчик. Спасибо тебе за конфетку. Я знаю, что твой дедушка у Хозяина земли”. Сказал зайчик все это и исчез. Пошел внучек искать Хозяина земли. Долго он шел (психолог показывает, как внучек идет; просит ребенка повторить). Уже ноги у него стали болеть (психолог показывает, как внучек идет, хромая; просит ребенка повторить), но он все искал дворец Хозяина земли, чтобы спасти дедушку. И вдруг лес расступился, и на поляне увидел внучек красивый замок. Пошел он к этому замку, как вдруг выскочили злые человечки (психолог изображает злых человечков; просит ребенка повторить). Хотел внучек убежать, но тут появился зайчик и говорит: „Вот тебе волшебный шарик. Он поможет тебе добраться до дворца, но во дворце он исчезнет”. Сказал это и убежал...»

Информация о работе Коррекция тревожности методом сказкотерапии