Лекции по "Основам психотерапии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:43, курс лекций

Краткое описание

1. Характеристика профессиональных сфер деятельности психолога ,психотерапевта психиатра:сравнительный анализ.
Психолог – это специалист, который занимается исследованиями психики человека или оказанием психологической помощи психически здоровым людям. Если даже психолог и работает с людьми, страдающими психическими заболеваниями, он сотрудничает в этом вопросе с другими специалистами – психиатрами, врачами-психотерапевтами и т.д.
Психолог – это специалист, имеющий завершенное высшее психологическое образование или прошедший переподготовку на базе высшего образования по специальности «Психология». В России право на оказание психологических услуг имеют специалисты с данным образованием, подтвержденным дипломом государственного образца.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по учебной дисциплине.docx

— 318.64 Кб (Скачать файл)

Большое влияние на формирование ремиссии оказывает участие в  движении самопомощи, религиозное мировоззрение. Часть исследователей подчеркивают тесную связь между прекращением потребления алкоголя и участием в собраниях групп анонимных  алкоголиков.

Сравнение видов и методов  лечения демонстрирует лишь несущественные различия в их результативности. По мнению большинства ученых, наибольший эффект достигается, когда терапия  учитывает индивидуальные качества и потребности пациента, а также  сопровождается поддержкой после лечения. Немалое значение имеет интенсивность  и качество терапевтических сеансов.Осмысление разнообразных концепций о причинах возникновения зависимости от алкоголя приводит к осознанию того, что для лечения, а прежде всего "упорядочения" отдельных плоскостей, на которых формируется болезнь, необходим многопрофильный коллектив профессионалов. В нем наряду с врачом должны быть представлены психологи или соответственно подготовленные специалисты в области педагогики, ресоциализации, социологии, семейных отношений, отдыха и здорового образа жизни, социальные работники, духовные лица. Особая роль отводится инструкторам, которыми становятся чаще всего люди, не пьющие несколько лет, в прошлом страдавшие алкоголизмом. Эти инструкторы, пройдя соответствующую подготовку, благодаря личному опыту являются наиболее полезными особенно на первом этапе лечения, когда преодолевается алкогольная анозогнозия (комплекс отрицания). Благодаря им процесс выработки реалистического взгляда на болезнь происходит быстрее и эффективнее. Будучи живым примером выздоровевшего пациента, они вселяют в больных и коллег по коллективу надежду на успех.

Программа выздоровления  рассчитана на несколько месяцев  и даже лет. Ее началом являются интенсивные, структурированные, проводимые в стационарных условиях в течение нескольких недель занятия. Стационарное лечение зависимых  от алкоголя лиц, в отличие от госпитального  лечения других заболеваний, не рассчитано только на тяжелых, так называемых безнадежных  больных. Стационарные условия позволяют  повысить интенсивность занятий  и в короткое время добиться того, на что в амбулаторных условиях требуются  многие месяцы. Второй этап - это поддерживающая терапия, осуществляемая в амбулаторных условиях. В диспансерах, располагающих  только амбулаторными программами  терапии, процесс выздоровления  проходит гораздо медленнее из-за низкой интенсивности занятий. Очень  ценным дополнением ко всем формам терапии является участие в собраниях  групп анонимных алкоголиков, членов их семей в собраниях Аль-Анон (для лиц, связанных эмоционально с алкоголиками) и Аль-Атин (для детей алкоголиков). Для части пациентов полезны контакты с Клубом абстинентов, располагающим квалифицированной терапевтической помощью.

Кроме названных методов  лечения зависимых от алкоголя лиц  существуют программы лечения, направленные на воспитание, образование, просвещение  окружающей пациента среды, на выработку  более рационального поведения  в случаях нарушения ремиссии и быстрое обращение за помощью.

24. Комплексная коррекция нервно-психических  нарушений у детей при семейном  алкоголизме. 

Влияние алкоголизма на потомство  связано с двумя основными  причинами: биологическими и социальными. Неблагоприятное социальное влияние  алкоголизма родителей на развитие их детей связано с нарушениями  психологических взаимоотношений  между ними. Любой член семьи, живущий  рядом с больным алкоголизмом, находится в состоянии психического стресса. Особенно тяжелая психопатическая  обстановка возникает в семье, где  алкоголизмом больна мать. Однако и  алкоголизм отца крайне неблагоприятно отражается на психическом развитии ребенка. В процессе развития ребенка  важное значение имеет влияние на него каждого родителя.  

При алкоголизме отца мать, стремясь компенсировать неблагоприятное  его влияние, нередко начинает чрезмерно  опекать ребенка. Ребенок страдает от отсутствия спокойной и доброжелательной обстановки в доме. 

У подростков с алкогольным  синдромом нередко наблюдается  антисоциальное поведение и индивидуально-извращенная  реакция на прием спиртного. Бывает, что при рождении ребенок внешне выглядит нормально, но вскоре выявляются нарушения в его психическом развитии. Форма его зависит от тяжести повреждений центральной нервной системы. В одних случаях - это полная идиотия, в других - олигофрения различной степени, нарушения зрения, слуха, задержка речи, неврозы. Иногда отклонения в умственном развитии возникают позднее, в средних и старших классах школы, когда ребенок не может справиться с учебой. В начальной школе это ему еще кое-как удается, но в средних и старших классах он становится совершенно беспомощным, и ему нужна медицинская помощь и специальное учреждение для дальнейшего обучения. Весьма часто алкогольный синдром плода проявляется в виде эпилепсии - болезни, которая все еще плохо поддается лечению. Детская эпилепсия нередко обусловлена нарушением развития мозга во внутриутробном периоде, а среди причин этого нарушения на одном из первых мест стоит алкоголь. Хронический алкоголизм, как правило, сочетается с систематическим курением, более частым употреблением наркотиков и лекарственных препаратов с наркотическим действием.  
Изучение детей родителей, злоупотребляющих алкоголем или уже страдающих хроническим алкоголизмом, показало, что пьянство родителей, даже в самой "безобидной" форме, оказывает отрицательное влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Для детей алкоголиков характерны невротические расстройства, психопатическое развитие личности, трудности социальной адаптации. 

В этом отношении непредсказуемы последствия даже единичного эпизода  употребления алкоголя будущими родителями во время интимной близости или матерью  во время беременности. Этот случай может оказаться той единственной каплей, которая дает возможность  проявиться грузу неблагополучной  наследственности или другим неблагоприятным  предпосылкам развития.  
При огромном разнообразии направлений и характеров психического и физического развития детей в условиях семейного алкоголизма, выявляются и его общие закономерности. Дети родителей, страдающих алкоголизмом, в большинстве случаев характеризуются нарушениями их психофизического развития. Они ослаблены, отстают в росте и весе по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Этим детям свойственны нарушения функции сна: они с трудом засыпают, перед сном длительно раскачиваются, часто просыпаются, вскрикивают во сне; иногда извращается формула сна, появляются беспокойство в ночное время и сонливость днем. Такие дети, родившиеся в условиях семейного алкоголизма, отличаются повышенной подверженностью инфекционным и простудным заболеваниям, аллергическим реакциям. 

Неблагоприятные условия  воспитания в семье пьющих родителей  обуславливают замедленное формирование коммуникативно-познавательной активности детей в раннем возрасте. Как правило, родители, страдающие алкоголизмом, не могут создать в семье благоприятную  атмосферу, и ребенок испытывает дефицит общения. 

Характерным признаком детей  при семейном алкоголизме является слабое развитие у них регуляции  собственного поведения: они не могут  самостоятельно организовать свои действия в соответствии с поставленной задачей, испытывают трудности при планировании деятельности, им недоступна адекватная оценка результатов начатой работы, игры, развлечения. Отсюда, при семейном алкоголизме у детей имеются  выраженные трудности в обучении, которые связаны, с одной стороны, с патологическим состоянием их нервной  системы, с другой стороны - с педагогической запущенностью. 

Нарушения поведения детей  при семейном алкоголизме наблюдаются  чрезвычайно часто и отличаются стойкостью и большим разнообразием. Большую роль в появлении отклонений личности у таких детей играют конфликтные переживания, возникающие  под влиянием неблагоприятной обстановки дома. Внутренний конфликт является результатом  столкновения в сознании ребенка  противоположных, отношений к близким  людям. 

При семейном алкоголизме  сильные переживания возникают  очень часто: это может быть двойственное отношение к пьющему отцу или  матери, либо, у детей, воспитывающихся  в детских домах и интернатах, сочетание обиды и любви к  родителям. Конфликтные переживания  приводят к различным формам неправильного  поведения у детей, прежде всего  к реакциям протеста. Ребенок стремится  все делать назло, не выполняет требований взрослых, становится агрессивным, хмурым, недоброжелательным. 

Наряду с активными  реакциями протеста, нередко отмечаются и пассивные, когда ребенок уходит из дома или из школы. Он старается избегать встреч с пьющим отцом, прячется, боится идти домой. На этом фоне у ребенка легко возникают невротические расстройства: нарушение сна, плаксивость, обидчивость, иногда наблюдаются тики, заикание, недержание мочи. Более резким проявлением протеста являются попытки суицида, в основе которых - чрезмерно выраженное чувство обиды, желание отомстить обидчикам, напугать их. Известно, что дети подражают воспитателям, родителям, и отсюда следует, что они легко подражают таким формам асоциального поведения, как сквернословие, хулиганство, мелкое воровство, курение, употребление алкоголя и наркотиков. Характерной особенностью поведения детей является двигательная расторможенность или гипердинамический синдром. С раннего возраста эти дети отличаются двигательным беспокойством, неусидчивостью, недостаточной целенаправленностью, импульсивностью. Во всех случаях выражены нарушения концентрации активного внимания. Эти отклонения поведения обычно сочетаются с раздражительностью, склонностью к колебаниям настроения, иногда с агрессивностью и негативизмом. Обращает на себя внимание однообразие их поведения, неумение довести до конца любое начатое дело. 

Поэтому игры этих детей  неорганизованны и импульсивны. Дети общительны, стремятся быть в кругу детей, но в целом все их поведение хаотично и непредсказуемо. При отказе выполнить их требования у многих детей возникают примитивные истерические реакции. У детей раннего и дошкольного возраста они проявляются в виде моторных и соматовегетативных нарушений. В этих случаях ребенок с громким криком и плачем падает на пол, бьется головой об пол, беспорядочно двигает руками и ногами. 

Все эти психические состояния  могут стать благоприятной основой  для приобщения подростков к алкоголю и наркотикам. При отсутствии медико-психологической  коррекции нарастает педагогическая запущенность, усиливаются нарушения  поведения, и дети все больше и  больше теряют интерес к обучению в школе. 

Коррекция нервно-психических  нарушений у детей. Как правило, с такими запущенными детьми должны проводиться лечебно-оздоровительные  и психолого-педагогические мероприятия. Непрерывность лечебно-коррекционного процесса обеспечивается преемственностью в работе различных служб и  учреждений, в которых находится  ребенок: родильные дома, специализированные больницы, детские сады, детские  дома, школы-интернаты и другие.  
Комплексная лечебно-коррекционная работа включает организацию правильного режима, полноценного питания, физического воспитания, стимуляцию психического развития, логопедическую работу, медикаментозное лечение и психотерапию. Все эти мероприятия должны быть индивидуальны с учетом возраста, физического и нервно-психического состояния ребенка. Здесь нет мелочей. Важно правильно оформить помещение, расставить мебель. Благоприятное влияние на психическое состояние детей оказывает проведение музыкальных занятий. Специально подобранная музыка успокаивает ребенка, вызывает у него положительные эмоции, способствует развитию его речи. 

Основной задачей психолого-педагогических мероприятий является предупреждение трудностей обучения и нарушений  поведения, а также патологического  развития личности у данного контингента  детей и подростков. Все психолого-педагогические воздействия имеют не только профилактическую, но и лечебно-коррекционную направленность. Важно своевременно выявить неблагоприятную  семью и оказать квалифицированную  профилактическую помощь детям. 

25. Механизмы лечебного действия  групповой психотерапии. Групповая  психотерапия при наркомании  и токсикомании.

Механизмы лечебного действия групповой психотерапии.Вопрос о том, за счет чего достигается лечебный эффект групповой психотерапии, привлекает широкое внимание исследователей. Одна из первых попыток изучения и анализа механизмов лечебного действия групповой психотерапии принадлежит Корзини и Розенбергу. Выделяют три пути исследования механизмов лечебного действия групповой психотерапии: опрос пациентов, прошедших курс групповой психотерапии; изучение теоретических представлений и опыта групповых психотерапевтов (опрос психотерапевтов); проведение экспериментальных исследований, позволяющих выявить взаимосвязи между различными переменными психотерапевтического процесса в группе (например, состав группы, применяемые техники, тактика психотерапевта и пр.) и эффективностью лечения. Подробный анализ механизмов лечебного действия групповой психотерапии представлен в работах Ялома и Кратохвила. Ялом в качестве основных механизмов лечебного действия групповой психотерапии выделяет следующие:

1) сообщение информации; 

2) внушение надежды; 

3) универсальность страданий; 

4)альтруизм; 

5) корригирующая рекапитуляция первичной семейной группы; 

6)развитие техники межличностного  общения; 

7) имитационное поведение; 

8)интерперсональное влияние; 

9) групповая сплоченность; 

10) катарсис.

Пациенты в качестве основных механизмов лечебного действия групповой  психотерапии чаще указывают: осознание (самого себя и других людей), переживание  в группе положительных эмоций (в  отношении самого себя, других членов группы и группы в целом, положительных  эмоций от других членов группы), приобретение новых способов поведения и эмоционального реагирования (прежде всего, межличностного взаимодействия и поведения в  эмоционально напряженных ситуациях). Если сгруппировать механизмы лечебного действия, описываемые различными авторами, а также учесть результаты опроса пациентов, то станет очевидным, что они могут быть представлены в виде трех основных механизмов. Это - конфронтация, корригирующее эмоциональное переживание (коррективный эмоциональный опыт) и научение, которые охватывают все три плоскости изменений - когнитивную, эмоциональную и поведенческую.

Информация о работе Лекции по "Основам психотерапии"