Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:43, курс лекций
1. Характеристика профессиональных сфер деятельности психолога ,психотерапевта психиатра:сравнительный анализ.
Психолог – это специалист, который занимается исследованиями психики человека или оказанием психологической помощи психически здоровым людям. Если даже психолог и работает с людьми, страдающими психическими заболеваниями, он сотрудничает в этом вопросе с другими специалистами – психиатрами, врачами-психотерапевтами и т.д.
Психолог – это специалист, имеющий завершенное высшее психологическое образование или прошедший переподготовку на базе высшего образования по специальности «Психология». В России право на оказание психологических услуг имеют специалисты с данным образованием, подтвержденным дипломом государственного образца.
Большое влияние на формирование ремиссии оказывает участие в движении самопомощи, религиозное мировоззрение. Часть исследователей подчеркивают тесную связь между прекращением потребления алкоголя и участием в собраниях групп анонимных алкоголиков.
Сравнение видов и методов
лечения демонстрирует лишь несущественные
различия в их результативности. По
мнению большинства ученых, наибольший
эффект достигается, когда терапия
учитывает индивидуальные качества
и потребности пациента, а также
сопровождается поддержкой после лечения.
Немалое значение имеет интенсивность
и качество терапевтических сеансов.
Программа выздоровления рассчитана на несколько месяцев и даже лет. Ее началом являются интенсивные, структурированные, проводимые в стационарных условиях в течение нескольких недель занятия. Стационарное лечение зависимых от алкоголя лиц, в отличие от госпитального лечения других заболеваний, не рассчитано только на тяжелых, так называемых безнадежных больных. Стационарные условия позволяют повысить интенсивность занятий и в короткое время добиться того, на что в амбулаторных условиях требуются многие месяцы. Второй этап - это поддерживающая терапия, осуществляемая в амбулаторных условиях. В диспансерах, располагающих только амбулаторными программами терапии, процесс выздоровления проходит гораздо медленнее из-за низкой интенсивности занятий. Очень ценным дополнением ко всем формам терапии является участие в собраниях групп анонимных алкоголиков, членов их семей в собраниях Аль-Анон (для лиц, связанных эмоционально с алкоголиками) и Аль-Атин (для детей алкоголиков). Для части пациентов полезны контакты с Клубом абстинентов, располагающим квалифицированной терапевтической помощью.
Кроме названных методов лечения зависимых от алкоголя лиц существуют программы лечения, направленные на воспитание, образование, просвещение окружающей пациента среды, на выработку более рационального поведения в случаях нарушения ремиссии и быстрое обращение за помощью.
24. Комплексная коррекция нервно-
Влияние алкоголизма на потомство
связано с двумя основными
причинами: биологическими и социальными.
Неблагоприятное социальное влияние
алкоголизма родителей на развитие
их детей связано с нарушениями
психологических
При алкоголизме отца мать, стремясь компенсировать неблагоприятное его влияние, нередко начинает чрезмерно опекать ребенка. Ребенок страдает от отсутствия спокойной и доброжелательной обстановки в доме.
У подростков с алкогольным
синдромом нередко наблюдается
антисоциальное поведение и индивидуально-
Изучение детей родителей, злоупотребляющих
алкоголем или уже страдающих хроническим
алкоголизмом, показало, что пьянство
родителей, даже в самой "безобидной"
форме, оказывает отрицательное влияние
на физическое и психическое развитие
ребенка. Для детей алкоголиков характерны
невротические расстройства, психопатическое
развитие личности, трудности социальной
адаптации.
В этом отношении непредсказуемы
последствия даже единичного эпизода
употребления алкоголя будущими родителями
во время интимной близости или матерью
во время беременности. Этот случай
может оказаться той
При огромном разнообразии направлений
и характеров психического и физического
развития детей в условиях семейного алкоголизма,
выявляются и его общие закономерности.
Дети родителей, страдающих алкоголизмом,
в большинстве случаев характеризуются
нарушениями их психофизического развития.
Они ослаблены, отстают в росте и весе
по сравнению с нормально развивающимися
сверстниками. Этим детям свойственны
нарушения функции сна: они с трудом засыпают,
перед сном длительно раскачиваются, часто
просыпаются, вскрикивают во сне; иногда
извращается формула сна, появляются беспокойство
в ночное время и сонливость днем. Такие
дети, родившиеся в условиях семейного
алкоголизма, отличаются повышенной подверженностью
инфекционным и простудным заболеваниям,
аллергическим реакциям.
Неблагоприятные условия
воспитания в семье пьющих родителей
обуславливают замедленное
Характерным признаком детей при семейном алкоголизме является слабое развитие у них регуляции собственного поведения: они не могут самостоятельно организовать свои действия в соответствии с поставленной задачей, испытывают трудности при планировании деятельности, им недоступна адекватная оценка результатов начатой работы, игры, развлечения. Отсюда, при семейном алкоголизме у детей имеются выраженные трудности в обучении, которые связаны, с одной стороны, с патологическим состоянием их нервной системы, с другой стороны - с педагогической запущенностью.
Нарушения поведения детей при семейном алкоголизме наблюдаются чрезвычайно часто и отличаются стойкостью и большим разнообразием. Большую роль в появлении отклонений личности у таких детей играют конфликтные переживания, возникающие под влиянием неблагоприятной обстановки дома. Внутренний конфликт является результатом столкновения в сознании ребенка противоположных, отношений к близким людям.
При семейном алкоголизме сильные переживания возникают очень часто: это может быть двойственное отношение к пьющему отцу или матери, либо, у детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах, сочетание обиды и любви к родителям. Конфликтные переживания приводят к различным формам неправильного поведения у детей, прежде всего к реакциям протеста. Ребенок стремится все делать назло, не выполняет требований взрослых, становится агрессивным, хмурым, недоброжелательным.
Наряду с активными реакциями протеста, нередко отмечаются и пассивные, когда ребенок уходит из дома или из школы. Он старается избегать встреч с пьющим отцом, прячется, боится идти домой. На этом фоне у ребенка легко возникают невротические расстройства: нарушение сна, плаксивость, обидчивость, иногда наблюдаются тики, заикание, недержание мочи. Более резким проявлением протеста являются попытки суицида, в основе которых - чрезмерно выраженное чувство обиды, желание отомстить обидчикам, напугать их. Известно, что дети подражают воспитателям, родителям, и отсюда следует, что они легко подражают таким формам асоциального поведения, как сквернословие, хулиганство, мелкое воровство, курение, употребление алкоголя и наркотиков. Характерной особенностью поведения детей является двигательная расторможенность или гипердинамический синдром. С раннего возраста эти дети отличаются двигательным беспокойством, неусидчивостью, недостаточной целенаправленностью, импульсивностью. Во всех случаях выражены нарушения концентрации активного внимания. Эти отклонения поведения обычно сочетаются с раздражительностью, склонностью к колебаниям настроения, иногда с агрессивностью и негативизмом. Обращает на себя внимание однообразие их поведения, неумение довести до конца любое начатое дело.
Поэтому игры этих детей неорганизованны и импульсивны. Дети общительны, стремятся быть в кругу детей, но в целом все их поведение хаотично и непредсказуемо. При отказе выполнить их требования у многих детей возникают примитивные истерические реакции. У детей раннего и дошкольного возраста они проявляются в виде моторных и соматовегетативных нарушений. В этих случаях ребенок с громким криком и плачем падает на пол, бьется головой об пол, беспорядочно двигает руками и ногами.
Все эти психические состояния
могут стать благоприятной
Коррекция нервно-психических
нарушений у детей. Как правило,
с такими запущенными детьми должны
проводиться лечебно-
Комплексная лечебно-коррекционная работа
включает организацию правильного режима,
полноценного питания, физического воспитания,
стимуляцию психического развития, логопедическую
работу, медикаментозное лечение и психотерапию.
Все эти мероприятия должны быть индивидуальны
с учетом возраста, физического и нервно-психического
состояния ребенка. Здесь нет мелочей.
Важно правильно оформить помещение, расставить
мебель. Благоприятное влияние на психическое
состояние детей оказывает проведение
музыкальных занятий. Специально подобранная
музыка успокаивает ребенка, вызывает
у него положительные эмоции, способствует
развитию его речи.
Основной задачей психолого-
25. Механизмы лечебного действия групповой психотерапии. Групповая психотерапия при наркомании и токсикомании.
Механизмы лечебного действия групповой психотерапии.Вопрос о том, за счет чего достигается лечебный эффект групповой психотерапии, привлекает широкое внимание исследователей. Одна из первых попыток изучения и анализа механизмов лечебного действия групповой психотерапии принадлежит Корзини и Розенбергу. Выделяют три пути исследования механизмов лечебного действия групповой психотерапии: опрос пациентов, прошедших курс групповой психотерапии; изучение теоретических представлений и опыта групповых психотерапевтов (опрос психотерапевтов); проведение экспериментальных исследований, позволяющих выявить взаимосвязи между различными переменными психотерапевтического процесса в группе (например, состав группы, применяемые техники, тактика психотерапевта и пр.) и эффективностью лечения. Подробный анализ механизмов лечебного действия групповой психотерапии представлен в работах Ялома и Кратохвила. Ялом в качестве основных механизмов лечебного действия групповой психотерапии выделяет следующие:
1) сообщение информации;
2) внушение надежды;
3) универсальность страданий;
4)альтруизм;
5) корригирующая рекапитуляция первичной семейной группы;
6)развитие техники
7) имитационное поведение;
8)интерперсональное влияние;
9) групповая сплоченность;
10) катарсис.
Пациенты в качестве основных механизмов лечебного действия групповой психотерапии чаще указывают: осознание (самого себя и других людей), переживание в группе положительных эмоций (в отношении самого себя, других членов группы и группы в целом, положительных эмоций от других членов группы), приобретение новых способов поведения и эмоционального реагирования (прежде всего, межличностного взаимодействия и поведения в эмоционально напряженных ситуациях). Если сгруппировать механизмы лечебного действия, описываемые различными авторами, а также учесть результаты опроса пациентов, то станет очевидным, что они могут быть представлены в виде трех основных механизмов. Это - конфронтация, корригирующее эмоциональное переживание (коррективный эмоциональный опыт) и научение, которые охватывают все три плоскости изменений - когнитивную, эмоциональную и поведенческую.