Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:43, курс лекций
1. Характеристика профессиональных сфер деятельности психолога ,психотерапевта психиатра:сравнительный анализ.
Психолог – это специалист, который занимается исследованиями психики человека или оказанием психологической помощи психически здоровым людям. Если даже психолог и работает с людьми, страдающими психическими заболеваниями, он сотрудничает в этом вопросе с другими специалистами – психиатрами, врачами-психотерапевтами и т.д.
Психолог – это специалист, имеющий завершенное высшее психологическое образование или прошедший переподготовку на базе высшего образования по специальности «Психология». В России право на оказание психологических услуг имеют специалисты с данным образованием, подтвержденным дипломом государственного образца.
Структура группы, групповые роли и проблемы лидерства. Структура группы является одновременно формальной и неформальной. Неформальная структура складывается гораздо медленнее формальной, поскольку определяется интерперсональным выбором. Члены группы занимают различные позиции в иерархии популярности и авторитета, власти и престижа, осознают и исполняют различные роли.
Шиндлер описал четыре наиболее часто встречающиеся групповые роли. Альфа — лидер, который импонирует группе, побуждает ее к активности, составляет программу, направляет, придает ей уверенность и решительность. Бета — эксперт, имеющий специальные знания, навыки, способности, которые требуются группе или которые она высоко ценит. Эксперт анализирует, рассматривает ситуацию с разных сторон, его поведение рационально, самокритично, нейтрально и безучастно. Гамма — преимущественно пассивные и легко приспосабливающиеся члены группы, старающиеся сохранить свою анонимность, большинство из них отождествляют себя с альфой. Омега — самый «крайний» член группы, который отстает от других по причине неспособности, отличия от остальных или страха.
Для невротических пациентов
характерны достаточно стереотипные роли.
Психотерапевтическая группа предоставляет
возможности для их выявления, коррекции
и расширения ролевого диапазона
и репертуара. Лидерство в группе
— важная составляющая групповой
динамики, тесно связанная с проблемами
руководства, зависимости, подчинения
и соперничества. Отношение к
психотерапевту, который является формальным
лидером группы, в разные фазы развития
психотерапевтической группы может
быть различным и изменяющимся. Роль
неформального лидера в группе также
не является стабильной, соперничество,
борьба за власть занимают существенное
место в групповом процессе. Во
взаимоотношениях с лидером пациенты
проявляют собственные
Групповая сплоченность понимается
как привлекательность группы для
ее членов, потребность участия и
сотрудничества при решении общих
задач, взаимное тяготение индивидов
друг к другу. Групповая сплоченность
является необходимым условием действенности
и эффективности групповой
Групповое напряжение возникает
в связи с несовпадением
Противоположным напряжению
состоянием является расслабление, разрядка,
раскованность. Однако в контексте
групповой динамики в качестве противоположности
напряжению рассматривается групповая
сплоченность, которая означает взаимное
тяготение членов группы друг к другу
и обеспечивает поддержку, принятие
и безопасность. Напряжение действует
как центробежная сила, возникающая
в результате групповых конфликтов
и столкновений между участниками
группы, и направлена на разъединение,
а групповая сплоченность — как
центростремительная сила, направленная
на сохранение группы, как прочность
и устойчивость. Групповая сплоченность
и напряжение выполняют в группе
противоположные функции: первая является
стабилизирующим фактором (под ее
влиянием члены группы чувствуют
поддержку и определенную безопасность),
а вторая — побуждающим фактором
(она ведет к
Напряжение является следствием внутригрупповых конфликтов, неудовлетворенности или подавления тех или иных потребностей участников группы. Так, например, начало работы психотерапевтической группы, как правило, характеризуется высоким уровнем напряжения, что обусловлено расхождением между ожиданиями пациентов и реальной ситуацией в группе, в частности, поведением психотерапевта, который прямо не направляет, не инструктирует и не руководит группой. Возникающее и растущее напряжение побуждает участников группы к активности, обсуждению актуальной групповой ситуации и собственных позиций и ролей. Напряжение в группе связано с внутренним напряжением каждого члена группы и сопровождается самыми разнообразными чувствами и состояниями — тревогой, страхом, подавленностью, враждебностью, агрессивностью. Обычно в ситуациях напряжения пациенты демонстрируют привычные, характерные для их поведения в реальной жизни стереотипы, подавляют свои чувства, пытаются их скрыть, проецируют на других или открыто выражают, что само по себе имеет важное диагностическое значение и дает материал для дальнейшей психотерапевтической работы.
Возникающее в группе напряжение
может играть как положительную,
так и отрицательную роль. Слишком
высокое или слишком длительное
напряжение, холодная, неприязненная,
враждебная атмосфера, если она не компенсируется
групповой сплоченностью и
В качестве положительных
функций группового напряжения можно
указать, что оно полезно и
необходимо как движущая сила, импульс,
постоянно стимулирующий усилия
изменить свое состояние; фактор, поддерживающий
ориентацию проводимого в группе
обсуждения отрицательных переживаний
и чувств, фактор, активизирующий проявление
непривычных стереотипов
Уровень напряжения должен контролироваться групповым психотерапевтом, который иногда использует соответствующие приемы для усиления или ослабления напряжения в группе. Напряжение, причины его возникновения, способы разрешения подобных ситуаций являются важными темами групповой дискуссии. В целом напряжение в группе играет положительную роль, если поддерживается его оптимальный уровень, а также динамическое равновесие между групповым напряжением и групповой сплоченностью.
Актуализация прежнего эмоционального
опыта (проекция). В процессе групповой
психотерапии у пациентов актуализируется
прежний эмоциональный опыт и
прошлые стереотипы межличностных
отношений во взаимодействии с окружающими.
Реакция каждого участника
15. Цели и задачи группы. Групповое
напряжение и групповая
Групповая сплоченность понимается
как привлекательность группы для
ее членов, потребность участия в
группе и сотрудничество при решении
общих задач, как взаимное тяготение
индивидов друг к другу. Групповая
сплоченность является необходимым
условием действенности и эффективности
групповой психотерапии. Она рассматривается
также как аналог психотерапевтических
отношений между пациентом и
психотерапевтом в процессе
Групповое напряжение
возникает в связи с
Групповая динамика — чрезвычайно
важное понятие. Именно использование
групповой динамики в лечебных целях
определяет специфику групповой
психотерапии как психотерапевтического
метода. Групповая динамика — это
совокупность внутригрупповых социально-
В психотерапии групповая динамика представляет
собой научную основу для психотерапевтического
процесса в группе, поскольку в терапевтических
группах находят свое выражение все групповые
феномены. Применительно к групповой психотерапии
групповая динамика рассматривается как
совокупность взаимоотношений и взаимодействий,
возникающих между участниками группы,
включая и группового психотерапевта.
Кратохвил определяет групповую динамику
как совокупность групповых действий,
интеракций, характеризующих развитие
или движение группы во времени, которая
является результатом взаимоотношений
и взаимодействий членов группы, их деятельности
и воздействий внешнего мира. К характеристикам
групповой динамики относятся: цели и
задачи группы, групповые роли и проблемы
лидерства, групповая сплоченность, напряжение
в группе, актуализация прежнего эмоционального
опыта, формирование подгрупп, фазы развития
психотерапевтической группы.
Цели и задачи группы. Как правило, групповой
психотерапевт прямо не информирует участников
группы о групповых целях. Формирование
и принятие их членами группы создает
основу для терапевтической активности.
Определенная направленность действий
позволяет участникам группы понять смысл
и осознать значение групповых действий,
происходящих в группе событий, удовлетворяет
индивидуальные потребности участников,
особенно при совпадении индивидуальных
и групповых целей. Существенной проблемой
в начале работы психотерапевтической
группы является формирование собственно
психотерапевтических целей и преодоление
существенного расхождения между общегрупповыми
целями и довольно часто обнаруживающимися
неконструктивными, антипсихотерапевтическими
целями отдельных участников группы. Кратохвил
следующим образом формулирует цели психотерапевтической
группы: разобраться в проблемах каждого
участника; помочь ему понять и изменить
собственное состояние; постепенно изменить
слабую приспособляемость, достигая адекватной
социальной адаптации; предоставлять
информацию о закономерностях интерперсональных
и групповых процессов как основы для
более эффективного и гармоничного общения
с людьми; поддерживать процесс развития
личности в смысле роста своего собственного
личностного и духовного потенциала; устранять
болезненные признаки и симптомы.
16. Формирование подгрупп. Фазы развития психотерапевтической группы.
Формирование подгрупп и
их влияние на функционирование группы.
В группах довольно часто наблюдается
тенденция к образованию
Фазы развития психотерапевтической группы
определяются прежде всего сменой преобладающих
типов взаимодействия и взаимоотношений
между участниками группы, основным типом
групповых интеракций.
Специфический фазный характер процесса групповой психотерапии, который обнаруживается на уровне как общегрупповых переменных, так и индивидуальнопсихологических показателей, признается психотерапевтамипрактиками и исследователями групповой психотерапии. Существование различной периодизации группового процесса определяется разными теоретическими ориентациями, схемами наблюдения и параметрами, исследование которых послужило основанием для выделения определенных Ф. р. п. г. Однако на описательном уровне у большинства авторов обнаруживается больше сходства, чем различий, что позволяет говорить об относительно едином понимании процесса групповой психотерапии.
Первая Ф. р. п. г. представляет
собой период образования группы
как таковой и совпадает с
поступлением пациентов в клинику
и их адаптацией к новым условиям.
Пациенты имеют различные установки
и ожидания относительно лечения: более
или менее реалистические, оптимистические
или пессимистические, направленные
на выздоровление или
Вторая Ф. р. п. г. также
характеризуется высоким