Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:43, курс лекций
1. Характеристика профессиональных сфер деятельности психолога ,психотерапевта психиатра:сравнительный анализ.
Психолог – это специалист, который занимается исследованиями психики человека или оказанием психологической помощи психически здоровым людям. Если даже психолог и работает с людьми, страдающими психическими заболеваниями, он сотрудничает в этом вопросе с другими специалистами – психиатрами, врачами-психотерапевтами и т.д.
Психолог – это специалист, имеющий завершенное высшее психологическое образование или прошедший переподготовку на базе высшего образования по специальности «Психология». В России право на оказание психологических услуг имеют специалисты с данным образованием, подтвержденным дипломом государственного образца.
28. Цели, задачи групповой психотерапии при работе с детьми 5-6 лет.
Цели и задачи групповой психотерапии как метода, ориентированного на личностные изменения, в определенной степени различаются в зависимости от теоретических представлений о личности и природе ее нарушений, однако опора на групповую динамику существенно сближает разные позиции. В самом общем виде цели групповой психотерапии определяются как раскрытие, анализ, осознание и переработка проблем пациента, его внутриличностных и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на основании анализа и использования межличностного взаимодействия. Учитывая три плоскости ожидаемых изменений (когнитивную, эмоциональную и поведенческую), задачи групповой психотерапии могут быть сформулированы следующим образом: 1) в интеллектуальной сфере - осознание связей "личность - ситуация - болезнь", осознание интерперсонального плана собственной личности и осознание генетического (исторического) плана; 2) в эмоциональной сфере - получение эмоциональной поддержки и формирование более эмоционально благоприятного отношения к себе; непосредственное переживание и осознание нового опыта в группе и самого себя; точное распознавание и вербализация собственных эмоций, а также их принятие; переживание заново и осознание прошлого эмоционального опыта и получение нового эмоционального опыта в группе; 3) в поведенческой сфере - формирование эффективной саморегуляции на основе адекватного, точного самопонимания и более эмоционально благоприятного отношения к себе.
Задачи групповой психотерапии фокусируются на трех составляющих самосознания: на самопонимании (когнитивный аспект), отношении к себе (эмоциональный аспект) и саморегуляции (поведенческий аспект), что позволяет определить общую цель групповой психотерапии как формирование адекватного самосознания и расширение его сферы.
29. Правила составления сценария
занятий групповой
Девятишаговая модель подготовки к тренингу
Шаг первый. Определение темы и цели тренинга как образа будущего результата.
Шаг второй. Определение состава тренинговой группы.
Кто будет в группе? Сколько
человек? Каково будет соотношение
мальчиков и девочек? В чем
заключаются психологические
Шаг третий. Определение временных ресурсов.
Следует определиться с темой тренинговых занятий и выбрать, что является в данном случае оптимальным: «марафонный» стиль или короткие встречи в течение длительного времени.
Шаг четвертый. Формулировка проблем.
Необходимо четко и ясно сформулировать проблемы, которые предстоит решить в процессе тренинга. Что такое проблема? Это вопрос, на который в данный момент не существует однозначного света. Следовательно, и формулировать проблемы нужно в вопросительной форме — для этого предназначена первая пустая строка матрицы. В образце оставлено место для обозначения пяти проблем. Их может быть больше или меньше (все же, по моему мнению, больше пяти проблем ставить не следует: дай Бог в тренинге хотя бы с пятью справиться…). В нашем гипотетическом случае проблемы можно сформулировать, например, так:
Шаг пятый. Формулировка задач.
Если проблема — это не решенный пока вопрос, то задача — это цель деятельности, данная в определенных условиях. Задачу надо формулировать не вопросительно, а утвердительно. В ней должны содержаться требования к осуществляемой деятельности по определению искомого.
Для работы в системе представлений участников тренинга - помочь подросткам осознать различия в их отношении к тем, кого они считают близким человеком и кого они считают чужим.
Для работы в системе отношений
участников тренинга — дать подросткам
опыт личного проживания ситуации общения
с« похожими» и «непохожими» на них
людьми для изменения привычно-
Для работы в системе умений участников тренинга — предложить модель конструктивного взаимодействия с людьми, которые объективно или субъективно воспринимаются как непохожие, чужие, и сформировать необходимые умения такого взаимодействия.
Шаг шестой. Подбор соответствующих психотехник.
В идеале при создании авторского тренинга игры и упражнения должны бы быть авторскими разработками. Но начинающему тренеру обычно приходится обращаться к профессиональной литературе и пользоваться уже известными психотехниками. Важно, чтобы эти психотехники работали на решение поставленных задач. Обычно в книгах и сборниках указываются цели описываемых упражнений; если же указания нет, тренеру придется самому оценить их пригодность для своего тренинга.
Для заполнения первого столбца
в каждой из оставшихся ячеек нужно
записать названия упражнений — по
три для каждой задачи, и желательно,
чтобы эти упражнения были разных
типов (требовали разных способов активности
— вербальной, двигательной, образной).
Возможно, в тренинг вы включите
только одно упражнение, но у вас
обязательно должен быть запас, чтобы
при необходимости легко
Шаг седьмой. Выделение блоков тренинговой программы и занятий на каждый блок.
В соответствии с выделенными
на четвертом шаге проблемами можно
определить те блоки (или модули), которые
должны быть в тренинге. В нашем
примере блочная система
Содержательные блоки тренинговой программыСтадии групповой динамики
Следует учесть, что полная реализация всех блоков значительно увеличит длительность тренинга. Каждый блок может быть превращен в отдельный тренинг, то есть данная программа имеет модульный характер. Вместе с тем в каждом модуле группа будет проходить те же стадии, что и в целостной тренинговой программе. Иными словами, имеет место «голографический эффект»: отдельная часть содержит в себе все свойства целого.
Необходимо рассчитать, сколько занятий надо включить в каждый блок. При этом рекомендуется учесть возможные перерывы в занятиях, вызванные праздниками, каникулами и т.п. Скажем, если вы начинаете тренинг во второй половине сентября и проводите занятия раз в неделю, то, вероятно, до осенних каникул вам удастся провести не более семи занятий. Тогда можно, например, два занятия посвятить первому блоку, то есть мотивированию участников, «разогреву» перед глубокой работой, а пять — включить в блок развития толерантности.
Шаг восьмой. Составление сценарного плана тренинга.
Реализация этого шага связана с распределением подобранных или разработанных техник по занятиям. При этом необходимо учитывать следующие критерии:
1) важнейшая решаемая техникой задача;
2) время, которое необходимо затратить на технику;
3) совместимость техник друг с другом;
4) стадия групповой динамики,
когда будет применена техника;
5) тип и степень активности
участников, инициируемые техникой
(физическая подвижность или «
б) уместность применения психотехники в данный момент готовность к ней участников).
С первого раза оптимальным образом распределить тренинговые психотехники при недостаточном опыте ведения групп бывает достаточно сложно. Но это не страшно: в процессе тренинга надо будет каждый раз перед тем, как начать упражнение, спросить себя: подойдет оно сейчас или нет? Допустим, по вашему плану сейчас должна быть групповая дискуссия, но участники уже полтора часа сидят на стульях и начинают ерзать от утомления. Они нуждаются в физической активности — значит, надо провести подвижную игру! Чтобы не растеряться в ситуации необходимости замены одной техники другой, следует заранее позаботиться о запасных упражнениях — иных по форме, но направленных на решение тех же задач.
Кроме того, нужно обязательно включить в каждое занятие такие техники, которые направлены не на решение групповых задач, а на развитие социальной структуры группы, на активизацию групповой динамики, поддержку необходимого темпоритма. Это могут быть игры типа «Самый-самый!», «Ранжирование по качествам», различные социометрические процедуры. Нельзя забывать об этой линии развития тренинговой группы.
Шаг девятый. Написание краткого сценария тренинга с указанием цели каждого занятия и всех необходимых материалов.
Стоит записать сценарий тренинга максимально подробно, не поскупившись на детали при описании упражнений (тогда вы представите их очень ярко — так, будто вы их уже действительно провели). Отдельно приготовьте план каждого занятия на отдельной карточке с указанием названий упражнений. Это будет ваша шпаргалка, которая поможет на тренинге — весь подробный сценарий на занятие брать не рекомендуется: пачка бумаги в руках будет сильно сковывать вашу активность.
Все перечисленные в сценарии занятия материалы приготовьте заранее в тренинговом зале. Позаботьтесь и о том, чтобы во время занятия вам никто не помешал: техничка, пришедшая мыть полы, или настырный руководитель кружка мягкой игрушки, которому тоже как раз понадобилось это помещение. Подстрахуйтесь и напомните завучу, чтобы потенциальным участникам именно на время тренинга не поставили дополнительные занятия.
30. Сценарии групповой
Примерные сценарии групповой
психотерапии – лишь схема, ориентирующая
психотерапевта. Беседы не адаптированы
к возрасту пациентов и содержат
лишь те мысли, которые автор считает
необходимым довести до детей
и подростков. Эти мысли должны
быть обогащены творчеством
Важно учитывать, что группа – лишь необходимая социальная площадка для индивидуальной психотерапии, площадка психотренинга и дети (подростки), взаимодействуя в группе, помогают друг другу в индивидуальном преодолении неуверенности в себе, патопластичных этиопатогенетических факторов болезни и нарушений поведения.
Первое занятие
1. Занятие, как и все
последующие, начинается с
Кто-то у нас в группе страдает неврозом, а кому-то невроз угрожает, у кого-то может возникнуть. Что такое невроз? Невроз – болезнь, при которой человек не уверен в себе и в своих силах, тревожен и всего боится, не верит себе самому, не верит никому. От неуверенности – страхи, робость и беззащитность. Освободиться от неуверенности в себе можно только одним путем - стать более умным, сильным, ловким, умелым, смелым, научиться защищать себя словом и делом, научиться понимать себя и других.
Человек может все. Слабый способен стать умным, сильным, ловким и волевым. Вспомните примеры из сказок, книг, фильмов, примеры из жизни, как слабый стал сильным. Помните, что лентяй с каждым днем становится все ленивее, слабый, если не борется с этим, все слабее, а глупый все глупее. И наоборот». (Обсуждение). «Продолжим беседу. Есть ребята, у которых врачи нашли болезни желудка, кишечника, желчных протоков, легких. Такие ребята нервны, слишком впечатлительны, ранимы, обидчивы. У них нередко не ладится учеба, не складываются отношения с другими детьми. Часто они не способны себя защитить, теряясь при первой же неудаче и слишком остро переживая ее. Но и это преодолимо.
Есть ребята, чье поведение огорчает родителей и учителей. Они и сами страдают от своих необдуманных поступков, но не знают, как взять себя в руки, как владеть собой. И это – исправимо. Исправлением того, что у вас плохо, усилением того, что у вас хорошо, достижением того, чтобы вас уважали и вами были довольны, мы и займемся в нашей группе» (СНОСКА: Далее при отсутствии вводящей ее фразы прямая речь психотерапевта приводится без кавычек.).