Лекции по "Основам психотерапии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:43, курс лекций

Краткое описание

1. Характеристика профессиональных сфер деятельности психолога ,психотерапевта психиатра:сравнительный анализ.
Психолог – это специалист, который занимается исследованиями психики человека или оказанием психологической помощи психически здоровым людям. Если даже психолог и работает с людьми, страдающими психическими заболеваниями, он сотрудничает в этом вопросе с другими специалистами – психиатрами, врачами-психотерапевтами и т.д.
Психолог – это специалист, имеющий завершенное высшее психологическое образование или прошедший переподготовку на базе высшего образования по специальности «Психология». В России право на оказание психологических услуг имеют специалисты с данным образованием, подтвержденным дипломом государственного образца.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по учебной дисциплине.docx

— 318.64 Кб (Скачать файл)

28. Цели, задачи групповой психотерапии  при работе с детьми 5-6 лет. 

Цели и задачи групповой  психотерапии как метода, ориентированного на личностные изменения, в определенной степени различаются в зависимости от теоретических представлений о личности и природе ее нарушений, однако опора на групповую динамику существенно сближает разные позиции. В самом общем виде цели групповой психотерапии определяются как раскрытие, анализ, осознание и переработка проблем пациента, его внутриличностных и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на основании анализа и использования межличностного взаимодействия. Учитывая три плоскости ожидаемых изменений (когнитивную, эмоциональную и поведенческую), задачи групповой психотерапии могут быть сформулированы следующим образом: 1) в интеллектуальной сфере - осознание связей "личность - ситуация - болезнь", осознание интерперсонального плана собственной личности и осознание генетического (исторического) плана; 2) в эмоциональной сфере - получение эмоциональной поддержки и формирование более эмоционально благоприятного отношения к себе; непосредственное переживание и осознание нового опыта в группе и самого себя; точное распознавание и вербализация собственных эмоций, а также их принятие; переживание заново и осознание прошлого эмоционального опыта и получение нового эмоционального опыта в группе; 3) в поведенческой сфере - формирование эффективной саморегуляции на основе адекватного, точного самопонимания и более эмоционально благоприятного отношения к себе.

Задачи групповой психотерапии фокусируются на трех составляющих самосознания: на самопонимании (когнитивный аспект), отношении к себе (эмоциональный аспект) и саморегуляции (поведенческий аспект), что позволяет определить общую цель групповой психотерапии как формирование адекватного самосознания и расширение его сферы.

29. Правила составления сценария  занятий групповой психотерапии.

Девятишаговая модель подготовки к тренингу

Шаг первый. Определение темы и цели тренинга как образа будущего результата.

Шаг второй. Определение состава тренинговой группы.

Кто будет в группе? Сколько  человек? Каково будет соотношение  мальчиков и девочек? В чем  заключаются психологические особенности  участников?

Шаг третий. Определение временных ресурсов.

Следует определиться с темой  тренинговых занятий и выбрать, что является в данном случае оптимальным: «марафонный» стиль или короткие встречи в течение длительного времени.

Шаг четвертый. Формулировка проблем.

Необходимо четко и  ясно сформулировать проблемы, которые  предстоит решить в процессе тренинга. Что такое проблема? Это вопрос, на который в данный момент не существует однозначного света. Следовательно, и  формулировать проблемы нужно в  вопросительной форме — для этого  предназначена первая пустая строка матрицы. В образце оставлено  место для обозначения пяти проблем. Их может быть больше или меньше (все же, по моему мнению, больше пяти проблем ставить не следует: дай  Бог в тренинге хотя бы с пятью  справиться…). В нашем гипотетическом случае проблемы можно сформулировать, например, так:

Шаг пятый. Формулировка задач.

Если проблема — это  не решенный пока вопрос, то задача —  это цель деятельности, данная в  определенных условиях. Задачу надо формулировать  не вопросительно, а утвердительно. В ней должны содержаться требования к осуществляемой деятельности по определению  искомого.

Для работы в системе представлений  участников тренинга - помочь подросткам осознать различия в их отношении  к тем, кого они считают близким  человеком и кого они считают  чужим.

Для работы в системе отношений  участников тренинга — дать подросткам опыт личного проживания ситуации общения  с« похожими» и «непохожими» на них  людьми для изменения привычно-негативного  отношения к непохожим.

Для работы в системе умений участников тренинга — предложить модель конструктивного взаимодействия с людьми, которые объективно или  субъективно воспринимаются как  непохожие, чужие, и сформировать необходимые  умения такого взаимодействия.

Шаг шестой. Подбор соответствующих психотехник.

В идеале при создании авторского тренинга игры и упражнения должны бы быть авторскими разработками. Но начинающему  тренеру обычно приходится обращаться к профессиональной литературе и  пользоваться уже известными психотехниками. Важно, чтобы эти психотехники работали на решение поставленных задач. Обычно в книгах и сборниках указываются  цели описываемых упражнений; если же указания нет, тренеру придется самому оценить их пригодность для своего тренинга.

Для заполнения первого столбца  в каждой из оставшихся ячеек нужно  записать названия упражнений — по три для каждой задачи, и желательно, чтобы эти упражнения были разных типов (требовали разных способов активности — вербальной, двигательной, образной). Возможно, в тренинг вы включите только одно упражнение, но у вас  обязательно должен быть запас, чтобы  при необходимости легко осуществить  замену. В случае если тренинг планируется  достаточно длительный, то применение всех подобранных психотехник будет  уместным.

Шаг седьмой. Выделение блоков тренинговой программы и занятий на каждый блок.

В соответствии с выделенными  на четвертом шаге проблемами можно  определить те блоки (или модули), которые  должны быть в тренинге. В нашем  примере блочная система тренинга может выглядеть следующим образом (см. схему 1). Это достаточно традиционная схема, в которой границы стадий развития группы обозначены достаточно условно.

Содержательные блоки  тренинговой программыСтадии групповой динамики

Следует учесть, что полная реализация всех блоков значительно  увеличит длительность тренинга. Каждый блок может быть превращен в отдельный  тренинг, то есть данная программа имеет  модульный характер. Вместе с тем  в каждом модуле группа будет проходить  те же стадии, что и в целостной  тренинговой программе. Иными словами, имеет место «голографический эффект»: отдельная часть содержит в себе все свойства целого.

Необходимо рассчитать, сколько  занятий надо включить в каждый блок. При этом рекомендуется учесть возможные  перерывы в занятиях, вызванные праздниками, каникулами и т.п. Скажем, если вы начинаете  тренинг во второй половине сентября и проводите занятия раз в  неделю, то, вероятно, до осенних каникул  вам удастся провести не более  семи занятий. Тогда можно, например, два занятия посвятить первому  блоку, то есть мотивированию участников, «разогреву» перед глубокой работой, а пять — включить в блок развития толерантности.

Шаг восьмой. Составление сценарного плана тренинга.

Реализация этого шага связана с распределением подобранных  или разработанных техник по занятиям. При этом необходимо учитывать следующие  критерии:

1) важнейшая решаемая  техникой задача;

2) время, которое необходимо  затратить на технику; 

3) совместимость техник  друг с другом;

4) стадия групповой динамики, когда будет применена техника; 

5) тип и степень активности  участников, инициируемые техникой (физическая подвижность или «сидячая»  работа в кругу);

б) уместность применения психотехники в данный момент готовность к ней  участников).

С первого раза оптимальным  образом распределить тренинговые психотехники при недостаточном опыте ведения групп бывает достаточно сложно. Но это не страшно: в процессе тренинга надо будет каждый раз перед тем, как начать упражнение, спросить себя: подойдет оно сейчас или нет? Допустим, по вашему плану сейчас должна быть групповая дискуссия, но участники уже полтора часа сидят на стульях и начинают ерзать от утомления. Они нуждаются в физической активности — значит, надо провести подвижную игру! Чтобы не растеряться в ситуации необходимости замены одной техники другой, следует заранее позаботиться о запасных упражнениях — иных по форме, но направленных на решение тех же задач.

Кроме того, нужно обязательно  включить в каждое занятие такие  техники, которые направлены не на решение  групповых задач, а на развитие социальной структуры группы, на активизацию  групповой динамики, поддержку необходимого темпоритма. Это могут быть игры типа «Самый-самый!», «Ранжирование по качествам», различные социометрические процедуры. Нельзя забывать об этой линии развития тренинговой группы.

Шаг девятый. Написание краткого сценария тренинга с указанием цели каждого занятия и всех необходимых материалов.

Стоит записать сценарий тренинга максимально подробно, не поскупившись на детали при описании упражнений (тогда вы представите их очень  ярко — так, будто вы их уже действительно  провели). Отдельно приготовьте план каждого занятия на отдельной  карточке с указанием названий упражнений. Это будет ваша шпаргалка, которая  поможет на тренинге — весь подробный  сценарий на занятие брать не рекомендуется: пачка бумаги в руках будет  сильно сковывать вашу активность.

Все перечисленные в сценарии занятия материалы приготовьте  заранее в тренинговом зале. Позаботьтесь и о том, чтобы во время занятия вам никто не помешал: техничка, пришедшая мыть полы, или настырный руководитель кружка мягкой игрушки, которому тоже как раз понадобилось это помещение. Подстрахуйтесь и напомните завучу, чтобы потенциальным участникам именно на время тренинга не поставили дополнительные занятия.

30. Сценарии групповой психотерапии  с детьми 5-6 лет. 

Примерные сценарии групповой  психотерапии – лишь схема, ориентирующая  психотерапевта. Беседы не адаптированы к возрасту пациентов и содержат лишь те мысли, которые автор считает  необходимым довести до детей  и подростков. Эти мысли должны быть обогащены творчеством психотерапевта, его индивидуальностью, эмоциональностью, адаптированы уже на занятиях, во многом по наитию, интуитивно, по ситуации, когда  врач видит глаза пациентов, учитывает  их восприятие.То же самое относится к играм, заданиям, обсуждению, формулам внушения. Так, например, бокс не подменяет спортивную секцию, это лишь отработка целесообразных, эффективных, координированных движений, когда, защищаясь, ребенок не демонстрирует бессмысленную «двигательную бурю», а постигает точность и ловкость, мужской стиль защитного движения. Речь, скорее, идет о тренинге культуры движения, о психологическом воздействии (ободрение), особенно на невротичных детей, а не о боксе. В группе окажутся и астеничные, хрупкие дети, а также соматически нездоровые, и они не пойдут «сквозь строй» (занятие № 7), для них упражнения на ловкость, силу должны быть щадящими, или они и вовсе не будут участвовать в них, выполняя роль судьи, руководителя.

Важно учитывать, что группа – лишь необходимая социальная площадка для индивидуальной психотерапии, площадка психотренинга и дети (подростки), взаимодействуя в группе, помогают друг другу в индивидуальном преодолении  неуверенности в себе, патопластичных этиопатогенетических факторов болезни и нарушений поведения.

Первое занятие

1. Занятие, как и все  последующие, начинается с вводной,  установочной беседы, которая длится 10-15 минут. Беседа проводится в  доступной детям форме, с использованием  доступных им понятий, эмоционально. Она может прерываться вопросами,  обсуждением. Пример беседы на  первом занятии: «Мы собрались,  чтобы помочь друг другу стать  умнее, сильнее, стать более  ловкими, научиться вести себя среди людей, защитить себя и слабого, уметь общаться с ребятами в классе и во дворе, общаться на равных, без страха, унижения и обид, без ссор и драк, честно и справедливо, научиться правильно относиться к учебе и учителям, понимать самого себя, других людей и жизнь. Если у кого-то трудный характер, следует научиться его обуздывать. Если же кто-то боязлив, он должен стать смелым. А если кто-то нерешителен, он должен стать решительнее, поверить в себя, в свои силы.

Кто-то у нас в группе страдает неврозом, а кому-то невроз угрожает, у кого-то может возникнуть. Что такое невроз? Невроз – болезнь, при которой человек не уверен в себе и в своих силах, тревожен и всего боится, не верит себе самому, не верит никому. От неуверенности  – страхи, робость и беззащитность. Освободиться от неуверенности в  себе можно только одним путем - стать  более умным, сильным, ловким, умелым, смелым, научиться защищать себя словом и делом, научиться понимать себя и других.

Человек может все. Слабый способен стать умным, сильным, ловким и волевым. Вспомните примеры из сказок, книг, фильмов, примеры из жизни, как слабый стал сильным. Помните, что лентяй с каждым днем становится все ленивее, слабый, если не борется с этим, все слабее, а глупый все глупее. И наоборот». (Обсуждение). «Продолжим беседу. Есть ребята, у которых врачи нашли болезни желудка, кишечника, желчных протоков, легких. Такие ребята нервны, слишком впечатлительны, ранимы, обидчивы. У них нередко не ладится учеба, не складываются отношения с другими детьми. Часто они не способны себя защитить, теряясь при первой же неудаче и слишком остро переживая ее. Но и это преодолимо.

Есть ребята, чье поведение  огорчает родителей и учителей. Они  и сами страдают от своих необдуманных поступков, но не знают, как взять  себя в руки, как владеть собой. И это – исправимо. Исправлением того, что у вас плохо, усилением того, что у вас хорошо, достижением того, чтобы вас уважали и вами были довольны, мы и займемся в нашей группе» (СНОСКА: Далее при отсутствии вводящей ее фразы прямая речь психотерапевта приводится без кавычек.).

Информация о работе Лекции по "Основам психотерапии"