Лекции по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 15:41, курс лекций

Краткое описание

Психология как наука, ее структура, предмет, задачи.
Психология – это учение о душе; это область знаний о внутреннем мире человека и животных, т.е. наука о психике человека и животных.
Объектом изучения психологии является человек.
Предметом изучения психологии является закономерность формирования функционирования и развития психики людей и животных.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология . Вопросы к зачёту.docx

— 281.18 Кб (Скачать файл)

Не всегда изготовляемые человеком продукты используются им самим, важно то, что они необходимы для других. Поэтому трудовая деятельность не определяется только личной нуждой в ней выполняющего ее человека. И он это знает и приумножает общее богатство человечества, выполняя своего рода общественный заказ на результаты труда. Этим труд человека также отличается от биологической активности животных, создающих, например, свои жилища. Но здесь отметим и то, что одна трудовая операция, выполняемая человеком, еще не означает выхода готовой продукции. Эта операция входит в цикл, а вся трудовая деятельность предстает в структуре трудовых отношений: одни заготавливают сырье, другие проводят первую технологическую обработку, третьи ее завершают и т. д. Поэтому происходит общественное разделение труда. Все, что требуется человеку, он должен получить от общества в обмен на свой труд. Возникает в связи с этим производство трудовых отношений людей, распределение операций, обмен, потребление продукции и т. д.

Понятно, что причина действий человека не совпадает с непосредственной целью.

У животных этого не происходит. Для того чтобы собака отвечала на условный раздражитель, например, нажимала на педаль и получала

34 (0 Раздел 1. Психология как наука

лакомство, она должна быть голодной. Человек изготовляет деталь не потому, что сразу удовлетворит свою потребность в пище, а потому, что имеет какую-то цель — выполнить трудовую операцию, одну из многих в трудовом задании.

Значит, трудовая деятельность не отражает органическое состояние человека, биологическую потребность утолить голод. В труде человека отражается общественно обусловленная цель, которая, несмотря на то что будущего продукта еще не существует, регулирует его поведение и управляет им.

Она требует представить идеально вещь, которой еще нет, и руководствоваться при выполнении трудового процесса этой моделью, т. е. объективировать будущий результат, сопоставляя его со своим представлением о нем или изображением либо схемой рабочего задания.

В психике животного предвосхищается пища (ласка дрессировщика), которую оно получит взамен выполняемого действия. Поэтому собака, например, реагирует на вещь как на сигнал будущего органического удовлетворения. У человека действия определяются целью изготовления предметов, которые употребляются в общественной практике. Цель человеческой деятельности при труде состоит в его продукте.

Закономерность человеческой деятельности вытекает из самой формы существования человека как общественно-трудового существа. Основной отличительной чертой трудовой деятельности является то, что она всегда осуществляется с помощью определенных средств труда, материальных и духовных, физических и символических. К физическим средствам относятся орудия и условия труда.

Орудия труда — вещи, с помощью которых человек воздействует на предмет труда (инструменты, транспортные средства, приборы, приспособления и пр.). Условия труда — вещи или явления, которые влияют на качество полученного продукта, — энергия, топливо, дороги, земля и др.

Символические средства — все средства информации, ее организация и управление ею. Сюда можно отнести устную и письменную речь, чертежи, схемы, показания приборов и др. Физические средства труда — это их функции в процессе выполнения деятельности. Важно не то, как предметы труда действуют на человека, на его чувства, а то, как они действуют на другие вещи.

Итак, появление новой формы жизнедеятельности — трудовой — порождает новую форму психической регуляции, чем и выступает сознание.

Таковы особенности психики человека в сравнении с животными.

 

 

11. Возможности разумного поведения животных.

Предпосылкой для инстинктивного поведения является отражение отдельных свойств внешней среды, которое действует на механизм, пускающий в ход врожденный инстинктивный акт.

Предпосылкой для сложных форм индивидуально – изменчивого поведения является перцепция, то есть отражение целых комплексных форм сложных ситуаций среды. На основе этого образа отражаемой действительности возникают индивидуально – изменчивые формы поведения.

Интеллектуальное поведение не только теснейшим образом связано с разными формами инстинктивного поведения и научения, но и само складывается (на врождённой основе) из индивидуально-изменчивых компонентов поведения. Оно является высшим итогом и проявлением индивидуального накопления опыта, особой категорией научения с присущими ей качественными особенностями. Интеллектуальное поведение даёт наибольший приспособительный эффект при резких, быстро протекающих изменениях в среде обитания.

1. Предпосылкой и основой  развития интеллекта животных  является манипулирование, особенно  с биологически «нейтральными»  предметами. В ходе манипулирования, особенно при выполнении сложных  и деструктивных манипуляций, происходит  тренировка сенсорных и эффекторных систем, обобщается опыт деятельности животного, формируются обобщённые знания о предметных компонентах окружающей среды. Этот обобщённый двигательно-сенсорный опыт составляет основу интеллекта высших позвоночных, особенно обезьян.

Для интеллектуального поведения первостепенное значение имеют зрительные восприятия и особенно зрительные обобщения, сочетающиеся с кожно-мышечной чувствительностью передних конечностей.

2. Другим элементом интеллектуального  поведения являются сложные многофазные  навыки и инструментальные действия. Эти элементы относятся к двигательной  сфере. Они позволяют животному  решать сложные задачи, требующие  определённой последовательности  действий. Решение многофазовых  инструментальных задач легче  всего даётся человекообразным  обезьянам, остальные высшие млекопитающие (крысы, еноты, низшие обезьяны и  так далее) легче справляются  с локомоторными задачами. Это  отражает разный характер исследовательской  деятельности у животных разного  уровня развития психики. У большинства  млекопитающих преобладает познавание  пространственных отношений среды  с помощью локомоторных действий. У обезьян, особенно человекообразных, по мере развития манипулирования, локомоторное познавание пространственных  отношений теряет свою доминирующую  роль. Однако только человек может  полностью освободиться от направляющего  воздействия пространственных отношений, если этого требует познание  временно-причинных связей.

3. Важной предпосылкой  интеллектуального поведения является  и способность к широкому переносу  навыков в новые ситуации. Эта  способность проявляется у разных  животных в разной степени, но  наибольшее развитие она получила  у высших позвоночных. Например, собака, ранее обученная двум  разным навыкам (подтягивать за  верёвку кусок мяса и открывать  лапой щеколду) в новой ситуации, когда щеколда расположена высоко  и открыть её можно только  потянув за свисающую верёвку, сразу же решает эту задачу  на основании переноса ранее  полученного опыта в новые  условия. Если видеть сразу результат  и не знать о ранее выработанных  навыках, то может сложиться впечатление  о разумном решении предложенной  задачи. Подобные наблюдения могут  стать одной из причин антропоморфического  объяснения поведения животных, как в естественных условиях  обитания, так и в неволе.

Таким образом, важнейшими элементами и предпосылками интеллекта животных являются способности к разнообразному манипулированию, широкому чувственному (зрительному) обобщению, к решению сложных задач и переносу сложных навыков в новые ситуации, к полноценной ориентации и адекватному реагированию в новой обстановке на основе прежнего опыта.

Основу интеллектуального поведения, по-видимому, составляет восприятие сложных отношений между предметами внешнего мира. Это и есть дальнейшее усложнение форм отражения, которое ведет к появлению более интересующих нас форм поведения. Сначала животное отражало отдельные свойства и эти свойства пускали вход заложенные от природы врожденные видовые механизмы. Затем животное начинало воспринимать целые образы предметов действительности и приспосабливаться к ним; возникли индивидуально – изменчивые формы предметного поведения, которые могут быть проиллюстрированы в навыках. Но есть третья, очень существенная форма отражения, которая очень слабо выявлена у низших животных и выявляется все больше и больше у высших животных. Это – отражение не отдельных слов, не отдельных предметов и ситуаций, а сложных отношений между отдельными предметами. Она составляет основу интеллектуального поведения.

 

 

12. Сущность сознания, его взаимоотношение с бессознательным.

Сознание - высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.

Ядро сознания, его основа, его способ существования - это знание. Сознание принадлежит субъективно, оно принадлежит не окружающему миру, а человеку. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, его те или иные стороны, его связи, его законы. Поэтому сознание можно назвать субъективным образом объективного мира.

Сознание это, прежде всего осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего осознавать себя индивида. В то же время оно - осознание природы.

Сознанию человека присущи следующие стороны: самосознание, самоанализ, самоконтроль. Они формируются лишь тогда, когда человек начинает выделять себя из окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира.

Сознание есть высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание есть «общественный продукт», не что иное, как осознанное бытие.

Какова же структура сознания, его важнейшие психологические характеристики?

Первая его характеристика дана уже в самом его названии: сознание - совокупность знаний об окружающем нас мире. Следовательно, в структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из познавательных психических процессов, неизбежно становится расстройством сознания.

Вторая характеристика сознания -- закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «я» человека и того, что принадлежит его «не-я». Человек - единственное живое существо, способное осуществлять самопознание, т.е. обратить психическую деятельность на исследование себя самого. Человек производит сознательную самооценку себя самого в целом и своих поступков. Отделение «я» от «не-я» -- путь, который проходит каждый человек в детстве. Это отделение осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

Третья характеристика сознания -- обеспечение целеполагающей деятельности человека. Когда человек приступает к какой-либо деятельности, он ставит перед собой те или иные цели, к достижению которых он стремится в процессе данной деятельности. При этом он складывает и взвешивает её мотивы, принимает волевые решения, учитывает ход выполнения действий и т. д. Невозможность осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность в результате болезни или по каким-то иным причинам рассматриваются как нарушение сознания.

Наконец, четвертая характеристика сознания - наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.

Что же касается философских характеристик сознания, то в современной трактовке - это способность направлять свое внимание на предметы внешнего мира и одновременно сосредоточиваться на тех состояниях внутреннего духовного опыта, которые сопровождают это внимание; особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир и он сам.

Сознание предполагает, что акты «я мыслю», «я переживаю», «я вижу» и т.д., вызванные взаимодействием «я» человека с внешним миром, одновременно порождают сопровождающие их акты: «я мыслю, что я мыслю», «я переживаю, что я переживаю», «я вижу, что я вижу» и т.д. Эти сопровождающие акты составляют содержание рефлексии и самосознания. В сознании человек, не просто переживает, но отдает себе отчет в этом отчёт и наделяет переживание смыслом.

Другой пример: психическая процедура «я мыслю» не является тождественной сознанию. Для его возникновения необходимо, чтобы человек взял свое мышление о чём бы то ни было под контроль самой мысли, т.е. занялся процедурой понимания того, почему он об этом мыслит, как он мыслит, определил цель его внимания к данному предмету и т.д. Направленность на внешние предметы присуща и психике животных, но без актов рефлексии и самосознания, предполагающих формирование «я», как состояния выделенности человека из природы, из сообщества других людей. Без «я» нет сознания, поэтому оно присуще только людям.

Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как духовная деятельность, направленная на активное, творческое преобразование действительности.

Содержание сознания обязательно, так или иначе, практически реализуется. Но для этого оно должно приобрести характер замысла, или идеи.

Идея - это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея - это понятие, ориентированное на практическую реализацию.

Под влиянием внешнего мира у человека возникают различные потребности, которые человек удовлетворяет в процессе практической деятельности. Отражаясь в голове человека, потребности приобретают характер цели - это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности. Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего проявления в виде социальных, этических и эстетических идеалов

Какими различными ни казались бы сознательное и бессознательное, их ни в коем случае нельзя отделять друг от друга. Их можно рассматривать только как единое целое, как сказал об этом Зигмунд Фрейд: "У нас нет и не может быть никакого представления о форме существования бессознательного, о том, каким оно является само по себе, независимо от сознания".

Сущность диалектики сознательного и бессознательного рассматривал ещё Платон. У него есть миф о вознице и упряжке из двух коней. Этот образ олицетворяет человеческую душу. Один из коней в упряжке породистый, благородный, поддающийся управлению, другой - дикий, рвущийся идти собственным путём любой ценой. Возница символизирует разумную часть души, кони - два типа мотивов: низшие и высшие побуждения. Разум, по мнению Платона, призван согласовать эти два мотива, в связи с чем он испытывает большие трудности из-за несовместимости низменных и благородных влечений.

Информация о работе Лекции по "Психологии"