Лекции по "Социальной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 03:36, курс лекций

Краткое описание

Согласно распространенным определением, социально-психологическая социализация (от лат. Socialis - общественный) - характеристика это процесс вхождения индивида в общество, социализации личности активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе.
В процессе социализации у человека формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что позволяет ей стать дееспособным участником социальных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная психология.doc

— 651.50 Кб (Скачать файл)

• Поступательно - кризисный - тип карьеры, который характеризуется кризисными периодами.

• Прагматический - представители данного типа карьеры предпочитают более простые методы разрешения карьерных задач.

• Отбывающий - для этой группы людей карьера завершена. Понижение маловероятно, а повышение не возможно.

• Эволюционный тип - должностное движение синхронно движению предприятия.

Необходимо отметить, что выбор типа карьеры зависит  не только от внешних условий, но и  от личных особенностей человека и  его пола. Мы считаем необходимым  отдельно выделить женский тип карьеры и дать ему определение. Женская карьера - отличается полом, а также, содержит в себе весь спектр особенностей женского поведения, мотивации, логики, внешнего вида и т.д. Особенности женской карьеры разнообразны, например, всем известно, что многие женщины следят за модой, и от этого тоже зависит выбор профессии. Парикмахер издавна мужская профессия, мода привела женщин в этот вид деятельности, более того женщин в ней стало подавляющее большинство вследствие чего мужчина - парикмахер стал более ценным и редким работником.

 

  1. Психологическая характеристика лидерства, руководства и «звёздности».

Лидерство - сложный социально-психологический процесс группового развития, в результате которого и происходит возникновение и дифференциация групповой структуры, ее оптимизация и непрерывное совершенствование.

Лидерство - один из способов дифференциации группы в результате деятельности, общения и взаимодействия ее членов.

"Неформальное" лидерство возникает  на основе личных взаимоотношений  участников.

Для развития индивида как личности группа представляется незаменимой. Становление лидера и развитие группы это непрерывный и не разъединяемый процесс. Ведь сам по себе "лидер" - это статус человека в группе. Статус определенного человека можно изменить. В ходе межличностных отношений, с момента образования группы, определяется статус каждого человека и вместе с тем определяется влияние человека на эту группу.

Лидерство в малой группе — это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов.

    1. Лидер

- формальный (назначенный)

- выдвинутый окружающими людьми, учитывая, что он имеет особые  качества (лидер-интеллектуал, эмоциональный  лидер, лидер-инструментал)

    1. «Звезда» - наиболее симпатичный член группы.

Звезда и лидер могут быть одним человеком, а могут быть разными, поскольку лидер должен брать на себя ответственность, а  звезде это может быть не надо, либо нет способностей.

 

  1. Теории лидерства.

Теория черт (и ее разновидности возникли под влиянием исследований английского психолога и антрополога Ф. Гальтона, пытавшегося еще на заре века объяснить лидерство на основе наследственности. Основной идеей такого подхода было убеждение в том, что если лидер обладает качествами (передающимися по наследству), отличающими его от его последователей, то эти качества можно выделить. Однако составить перечень таких черт тогда не удалось.

Ситуационная  теория лидера - согласно этой теории, лидерство - это, в основном, продукт ситуации. Ситуационная теория лидерства подчеркивает относительность черт, присущих лидеру, и предполагает, что качественно разные обстоятельства могут потребовать качественно разных лидеров.

Э. Хартли предложил модификацию  этой теории. Он предположил, что, во-первых, если человек становится лидером  в одной ситуации, не исключено, что  он им станет в другой; во-вторых, в  результате стереотипного восприятия лидеры в одной ситуации рассматриваются группой как лидеры вообще; в-третьих, став лидером в одной ситуации, человек приобретает авторитет, который способствует избранию его лидером и в следующей ситуации; в-четвертых, лидером чаще выбирают человека, имеющего мотивацию к достижению этой позиции.

Системная теория лидерства - согласно этой теории, лидер - это тот, кто лучше организует группу для решения конкретной задачи.

Большинство склоняется к тому, что  «Скорее, нужно оказаться подходящим человеком в подходящем месте  и в подходящее время».

 

  1. Сущность и формы отклоняющегося поведения личности.

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция.

Медицинский подход: отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимодействии: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в разных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.

Психологический подход: Отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе.

 

  1. Факторы, влияющие на формирование отклоняющегося поведения.

Девиантное  поведение - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние "социальной дезорганизации", когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения.

Психологические особенности  социума, характеризующегося непрерывным  увеличением объема информации, благоприятного для возникновения эмоциональной депривации, с пошатнувшимся институтом брака и семьи, нарастанием относительной социальной изоляции и отчужденности людей при повышении уровня занятости, ответственности, дефицита времени, способствуют формированию нарушений поведения.

Делинквентное и криминальное поведение коррелирует не столько  со слабыми знаниями морально-правовых требований, сколько с криминогенной  деформацией побудительных мотивов. В ситуационно-импульсивных мотивах  актуальная потребность удовлетворяется  «ближайшим объектом» без учета существующих норм, прошлого опыта, конкретной ситуации, возможных последствий своих действий.

Важное значение для  понимания и прогнозирования  отклоняющегося поведения имеет  также изучение личности неблагополучного ребенка или подростка, его социально-психологических и психологических свойств, таких как: эгоцентризм с преимущественной ориентацией на собственные субъективно-значимые ценности и цели и с недоучетом требований реальности, интересов окружающих лиц.

- "преддевиантный синдром" - комплекс определенных симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения. А именно:

  • аффективный тип поведения;
  • семейные конфликты;
  • агрессивный тип поведения;
  • ранние антисоциальные формы поведения;
  • отрицательное отношение к учебе;
  • низкий уровень интеллекта.

 

Учитывая, что девиантное поведение может принимать самые  разные формы (как негативные, так  и позитивные), необходимо изучать  данное явление, проявляя дифференцированный подход.

 

  1. Характеристика просоциального поведения личности.

Просоциальное поведение (от лат. рrо - приставка, обозначающая действующего в интересах кого - то и socialis - общественный) - поведение индивида, которое ориентировано на благо социальных групп. Противоположно антисоциальному поведению.

 

Под оказанием помощи, альтруистическим, или просоциальным, поведением обычно понимаются любые направленные на благополучие других людей действия. Действия эти часто весьма многообразны. Их диапазон может простираться от проявлений любезности, благотворительной деятельности до помощи человеку, оказавшемуся в опасности, попавшему в трудное или бедственное положение, и даже вплоть до его спасения ценой собственной жизни.

 

Мы помогаем, чтобы 1) улучшить наше собственное благополучие, 2) повысить социальный статус и заслужить одобрение других, 3) поддержать наш образ «я» и 4) справиться с собственным настроением и эмоциями. Давайте сначала рассмотрим основные причины того, чтобы помочь кому-то еще, состоящие в том, что человек хочет помочь самому себе.

 

  1. Малая группа как универсальная система межличностного взаимодействия.

Малая группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов, по мнению Г. М. Андреевой.

Группа ( по Миллсу) – объединение, состоящее из двух и более индивидов, входящие друг с другом в целевые контакты и придающие этим контактам особое значение.

Для отечественной социальной психологии отправной точкой становится наличие совместной социальной деятельности.

Способы возникновения  группы:

    • Формальные (официальные)- создаются по определенному предписанию для выполнения общественно санкционированной деятельности и имеют заданную организационную структуру;
    • Неформальные(неофициальные) – возникают спонтанно под воздействием общих интересов, взаимных симпатий, деятельности и структуризируются стихийно;

Элементарная  группа – группа, которая уже не делится на подгруппы, и включает в себя 7+-2 члена.

 

  1. Особенности современных прикладных социально-психологических исследований.

 

Статус прикладного  исследования в современной науке

Проблематика социальной психологии в настоящее время  является весьма актуальной не только в плане развития самой науки, но и для непосредственных нужд практической жизни. Для того чтобы проанализировать основные линии возможного приложения социально-психологических знаний, необходимо уяснить, какова же специфика прикладного исследования в отличие от того типа исследований, которые осуществляются в рамках "чистой" науки.

В системе современного научного знания различают несколько  основных типов исследований. Одна из классификаций строится на основании  такого критерия, как связь задач  исследования с непосредственными запросами практики. Именно по этому критерию все исследования можно разделить на фундаментальные и прикладные. Но это такой сильный признак научного исследования, что он в значительной мере модифицирует и все другие характеристики исследовательской деятельности. Очевидно, в самом общем виде различие между любым фундаментальным и прикладным исследованием сводится к тому, что первое отчетливо ориентировано на отыскание законов развития изучаемого предмета, в то время как второе – способов применения на практике того, что открыто при помощи фундаментальных исследований. Вопрос об их соотношении есть одна из актуальных проблем современного науковедения. Она становится особенно острой в условиях научно-технической революции, влияющей на все сферы жизни общества, включая быт, культуру, психологию людей. В условиях научно-технической революции радикально изменяются статус и роль науки в обществе, во много раз возрастает ее значение и вместе с тем усложняется сама организация научного исследования, в том числе и прикладного.

Сам факт появления в  науке прикладных исследований свидетельствует  о резком возрастании ее роли в  современном обществе: это проявляется  и в том, что результаты научных  исследований включаются в развитие самых различных областей общественной жизни, а прямые приложения науки к практике требуют новых форм ее организации: возникают специальные учреждения, осуществляющие прикладные исследования, в разных звеньях общественного организма создаются специальные "службы", представляющие ту или иную науку. Это возрастание роли прикладных исследований заставляет специально обсудить вопрос о том, как должны строиться отношения между прикладной областью знания и ее фундаментальной частью.

Прикладные исследования в различных областях науки обладают рядом общих черт. Их полезно выделить, чтобы потом выявить специфику прикладного исследования в социальной психологии. Цель всякого прикладного исследования – непосредственное решение практической задачи, более или менее быстрое внедрение результатов зтого исследования для совершенствования каких-то сторон материальной или духовной деятельности общества. Именно этим и обусловлены особенности прикладного исследования.

Во-первых, прикладное исследование организуется непосредственно по заказу какого-либо социального института. Следовательно, в структуре отношений между наукой и практикой возникает ситуация "заказчик" – "исполнитель". Эта линия отношений требует особой регламентации, поэтому при осуществлении всякого прикладного исследовании, выполняемого по заказу, действуют некоторые нормы, установленные юридические правила, согласно которым и заказчик, и исполнитель обладают определенными правами и обязанностями.

Во-вторых, поскольку  сфера прикладного исследования есть сфера общения профессиональной науки с непрофессиональной (относительно данной науки) средой, постольку встает проблема языка прикладного исследования. Это означает, что существующий в ряде наук профессиональный жаргон оказывается неприемлемым для изложения результатов прикладного исследования. Результаты должны быть изложены в форме, не только доступной заказчику, но и делающей их "готовыми к употреблению". Несмотря на тривиальность этой истины, данная проблема оказывается сложнейшей проблемой нашего времени, поскольку разрыв между профессиональным и обыденным языками достигает порой существенной степени. Проблема перевода терминов науки на язык практики не всегда решается просто: в каждом конкретном случае приходится специально анализировать меру допустимости употребления специальной терминологии, а с другой стороны, меру допустимости ее упрощения.

В-третьих, прикладное исследование использует специфический вид гипотез. Источником формирования гипотез здесь  не обязательно является какая-либо соответствующая теория, чаще гипотеза формулируется на основе практических соображений. Эти практические соображения предстают как некоторый веер возможных решений, и один из вариантов решения проверяется в исследовании. Отсюда следует чрезвычайно важный вывод. Нормой всякого научного исследования является соответствие уровня полученного обобщения проверяемой гипотезе, т.е. обобщение не должно претендовать ни на что иное, кроме подтверждения или отвержения гипотезы. Итог исследования должен содержать точный ответ на поставленный вопрос. При этом не исключено, что по мере осуществления исследования могут быть получены более далеко идущие результаты, которые ученый вправе использовать. Но непосредственная цель прикладного исследования – проверить выдвинутую практикой гипотезу.

Информация о работе Лекции по "Социальной психологии"