Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:49, курсовая работа
Цель - изучить психологические характеристики, такие как эмоциональная и поведенческая сферы, у девочек в подростковом возрасте, воспитывающихся в детском доме.
Исходя из цели, вытекают следующие задачи:
1.Сравнение поведенческой сферы у девочек из детского дома и девочек из семей;
2. Сравнение уровня тревожности у девочек, воспитывающихся в детском доме и у девочек, воспитывающихся в семьях;
3. Выявить различия эмоциональной сферы у девочек из детского дома и девочек из семьи.
Введение стр.2
Глава 1. Особенности формирования личностных характеристик подростков, воспитывающихся в различных условиях стр.4
1.1. Психолого-физиологические особенности подросткового возраста стр.4
1.2. Влияние социальной ситуации на развитие личностных характеристик подростков стр.12
1.3. Формирование личностных характеристик подростка в семье и в интернате стр.16
1.4. Особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома стр.21
Глава 2. Характеристика объекта и условий исследования стр.25
Глава 3. Анализ данных собственного эмпирическому исследованию стр. 31
Выводы стр.36
Заключение стр.37
Список литературы стр.38
Реакции подростка часто не соответствуют силе и значимости ситуации. Обобщая, совершенно разные и объективно далекие друг от друга события, явления, он реагирует на них одинаково, что проявляется во внешне необъяснимом безразличии подростка к значимым для него вещам и бурной реакции по малозначительным поводам.
Происходящие
в моторной сфере изменения: новое
соотношение роста мышц и мышечной
силы, изменения пропорции тела –
приводят к временным нарушениям
координации крупных и мелких
движений. Отмечается временное нарушение
координации, подростки становятся
неловкими, суетливыми, делают много
лишних движений. В результате они
нередко что-то ломают, разрушают. Поскольку
такие явления часто совпадают
со вспышками негативизма
С нарушениями
двигательного контроля бывают связаны
и тяжелые последствия
Перестройка тонкой моторики, разбалансировка старой схемы глаз-рука и её построение на новом уровне во многом нередко ведет к ухудшению почерка, неряшливости, нарушениям в рисовании.
Процесс созревания
влияет и на развитие речи, особенно
у мальчиков. Их речь становится более
лаконичной и стереотипной, что проявляется
в специфической «глагольной
речи» многих мальчиков-подростков.
С этим связаны также определенные
трудности письменной речи. Известно,
что в отрочестве девочки, как
правило, лучше выражают свои мысли
в письменной форме, чем мальчики.
Однако в дальнейшем, после 14 – 15 лет,
мальчики не только догоняют, но и часто
опережают их в этом умении. В
связи с особенностями речевой
сферы подростки часто
Следует помнить,
что подростки очень переживают
собственную неуклюжесть и
1.2. Влияние социальной ситуации на развитие психологических особенностей подростков
Личность
подростка – сложное единство
общего и индивидуального. Общими являются
особенности нервно-
При отсутствии
своевременной психологической
коррекции подростки могут
В практике
работы с подростками, в научных
исследованиях, а также при диагностике
состояний и свойств личности
при психологической экспертизе
обычно используются различные методы:
наблюдение, беседа, естественный эксперимент,
биографический анализ, изучение продуктов
деятельности, тестирование, социометрия
и т.д. Однако в большинстве случаев
имеет место изолированное
Часто единственным методом выступает наблюдение, которое, в силу присущих ему ограничений, не обеспечивает полноты и объективности в оценке личности подростка и не может служить достаточным обоснованием программы его коррекции в процессе перевоспитания. Не разработаны пути использования в практике работы с подростками естественного эксперимента.[12]
Фактически
полностью исключен из практики работы
с подростками лабораторный эксперимент,
необходимый для точной диагностики
психологических и
Зачастую
не учитываются возрастные, интеллектуальные,
социально-психологические, мотивационные
черты личности подростков, применяются
неадаптированные к этим особенностям
тесты, что приводит к серьезным
ошибкам в диагностике (например,
в определении соответствия умственного
развития возрасту, отнесение к категории
дебильности и т.д.) и дискредитации
психологического обследования в целом.
Это становится особенно очевидным
при неадекватной интерпретации
результатов интеллектуального
тестирования (по Векслеру, Бине-Симону
и др.), приводящей к неразличению
педагогической запущенности и природных
дефектов, так как указанные и
многие другие тесты базируются на
концепции врожденности, биологической
обусловленности
Для получения
полных, достоверных и практически
значимых результатов психологического
обследования подростков необходимо как
квалифицированное и
Правильно подобранный и умело использованный комплекс методов изучения личности обеспечивает также создание полной и объективной психолого-педагогической характеристики подростка, которая становится не просто формальным документом, а подлинной программой индивидуального подхода и коррекции формирующейся личности. Такая характеристика должна включать: биографические сведения о подростке, содержание совершенных асоциальных поступков, оценку уровня интеллектуального развития (качеств мышления, речи, восприятия, памяти, внимания, воображения), эмоционально-волевой сферы, свойств темперамента и характера, направленности, способностей (общих и специальных), социальной роли подростка в структуре формальных и неформальных групп.
Все отмеченные психологические свойства подростка должны получить качественную оценку. Также следует дать оценку соотношения положительных и отрицательных проявлений и перспектив их дальнейшего изменения и развития. Без этого невозможно правильно определить степень педагогической запущенности и социальной деградации подростка, а также конкретные пути его перевоспитания.
Важен комплексный
подход к изучению и воспитанию подростков
со стороны всего педагогического
коллектива. Воспитатели, учителя, мастера
производственного обучения должны
изучать подростков в сфере руководимых
ими форм деятельности, где каждый
из них имеет возможность выявить
те положительные качества и задатки
своих воспитанников, опираясь на которые
можно более успешно
В настоящее
время причины и условия
Социально-экономические
и социально-психологические
1.3. Формирование психологических особенностей подростка в семье и в интернате.
В настоящее время приходится констатировать, что ко всему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют род качественных негативных особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства – от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой ступени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека.
Исследования
показывают, что лишение детей
материнской заботы с последующей
психической депривацией в
Подростковый возраст - последний период пребывания большинства детей учреждении интернатного типа. В дальнейшем они вступают в самостоятельную жизнь. Воспитанники часто не готовы к лишению привычных опеки и образа жизни. Вот почему вопросы личностной и социальной зрелости 14-15 летнего выпускника интерната (детского дома) имеют первостепенное значение.[4]
Подростковый
возраст, трудный, критический, для
любого человека, таит особые опасности
для воспитанников детских
У воспитанников
домов ребенка, детских домов
развитие всех аспектов представление
о себе, отношение к себе, образа
Я, самооценка существенно отличается
от развития этих аспектов у детей
из семьи. Чешские исследователи
И. Лангиейер, З. Матейчек видят одно
из серьезных следствий в
Только одна
категория отношения с
Информация о работе Личностные характеристики детей подростков из детского дома