Личностные характеристики детей подростков из детского дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель - изучить психологические характеристики, такие как эмоциональная и поведенческая сферы, у девочек в подростковом возрасте, воспитывающихся в детском доме.
Исходя из цели, вытекают следующие задачи:
1.Сравнение поведенческой сферы у девочек из детского дома и девочек из семей;
2. Сравнение уровня тревожности у девочек, воспитывающихся в детском доме и у девочек, воспитывающихся в семьях;
3. Выявить различия эмоциональной сферы у девочек из детского дома и девочек из семьи.

Содержание

Введение стр.2
Глава 1. Особенности формирования личностных характеристик подростков, воспитывающихся в различных условиях стр.4
1.1. Психолого-физиологические особенности подросткового возраста стр.4
1.2. Влияние социальной ситуации на развитие личностных характеристик подростков стр.12
1.3. Формирование личностных характеристик подростка в семье и в интернате стр.16
1.4. Особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома стр.21
Глава 2. Характеристика объекта и условий исследования стр.25
Глава 3. Анализ данных собственного эмпирическому исследованию стр. 31
Выводы стр.36
Заключение стр.37
Список литературы стр.38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Симанова .docx

— 73.95 Кб (Скачать файл)

Реакции подростка  часто не соответствуют силе и  значимости ситуации. Обобщая, совершенно разные и объективно далекие друг от друга события, явления, он реагирует  на них одинаково, что проявляется  во внешне необъяснимом безразличии  подростка к значимым для него вещам и бурной реакции по малозначительным поводам.

Происходящие  в моторной сфере изменения: новое  соотношение роста мышц и мышечной силы, изменения пропорции тела –  приводят к временным нарушениям координации крупных и мелких движений. Отмечается временное нарушение  координации, подростки становятся неловкими, суетливыми, делают много  лишних движений. В результате они  нередко что-то ломают, разрушают. Поскольку  такие явления часто совпадают  со вспышками негативизма подростка, снижающими или блокирующими возможности  его самоконтроля, то создается впечатление, что в подобных разрушениях наличествует злой умысел, хотя, как правило, это  происходит вопреки желанию подростка  и связано с перестройкой двигательной системы.

С нарушениями  двигательного контроля бывают связаны  и тяжелые последствия подростковых драк, когда школьник, не привыкший  ещё к новым, увеличенным размерам своего тела, оценивая возможности  управления им на основании своего прежнего опыта и поэтому, неправильно  рассчитывая силу удара, наносит  другому подростку травму.

Перестройка тонкой моторики, разбалансировка старой схемы глаз-рука и её построение на новом уровне во многом нередко  ведет к ухудшению почерка, неряшливости, нарушениям в рисовании.

Процесс созревания влияет и на развитие речи, особенно у мальчиков. Их речь становится более  лаконичной и стереотипной, что проявляется  в специфической «глагольной  речи» многих мальчиков-подростков. С этим связаны также определенные трудности письменной речи. Известно, что в отрочестве девочки, как  правило, лучше выражают свои мысли  в письменной форме, чем мальчики. Однако в дальнейшем, после 14 – 15 лет, мальчики не только догоняют, но и часто  опережают их в этом умении. В  связи с особенностями речевой  сферы подростки часто замедленно реагируют на то, что им говорят. Очевидными следствиями этого являются нередкие жалобы на непонимание подростками  объяснений учителя, на то, что «им  надо двести раз все повторять».[8]

Следует помнить, что подростки очень переживают собственную неуклюжесть и косноязычие, повышенно чувствительны как  к насмешкам по этому поводу, так  и к оказываемой помощи. Поэтому  необходимы специальные занятия  по развитию моторики, устной и письменной речи подростка. Подростковый возраст  – период, когда многие функции  активно формируются и развиваются, например, это наиболее благоприятное  время для овладения многими  наиболее сложными движениями, важными  видами спорта, трудовой деятельности. Если в период специфической неловкости и нарушения координации движений не заниматься развитием грубой и  тонкой моторики, то в дальнейшем это  не компенсируется или компенсируется с большим трудом. Именно поэтому  рекомендации психолога должны быть направлены на развитие и активное формирование психологических структур и функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Влияние социальной ситуации на развитие психологических особенностей подростков

Личность  подростка – сложное единство общего и индивидуального. Общими являются особенности нервно-психической  организации, закономерности протекания познавательных и эмоционально-волевых  процессов, формирования характера, резко  возрастающая активность, стремление к самостоятельности, к самоутверждению, пониманию сложных отношений  в окружающей социальной среде. Эти  общие особенности психического развития подростков всегда проявляются  с индивидуальным своеобразием в  структуре потребностей, становлении  жизненных целей, идеалов. При неучете  этих особенностей, при наличии конфликтов в семье и детском доме-интернате, отрицательных примеров, проявлениях  лжи, равнодушия и формализма в школьном обучении и воспитании, неумении включать подростков в доступные их возрасту содержательные и социально полезные формы деятельности, неумении организовать систему правильных отношений в  коллективе возникают предпосылки  для педагогической запущенности детей  и их дальнейшего перехода в категорию  «трудных». Основные общие дефекты  поведения трудных подростков проявляются  в отрицательном отношении к  нравственным нормам отношений между  людьми (грубость, упрямство, лживость, жестокость, недисциплинированность и  т.д.), в отрицательных проявлениях  в учебной работе (лень, постоянная невнимательность, интеллектуальная пассивность, отсутствие познавательных интересов  и др.), а также в одновременном  проявлении отрицательных качеств  обоих видов. Эти общие дефекты  поведения получают у конкретных подростков самые разнообразные  формы проявления, в связи с  чем выделяются различные основания  для типологии трудновоспитуемости: по уровням нравственно-правовой сформированности личности, фиксирующим различные  поведенческие позиции; по форме  сопротивляемости ребенка педагогическим воздействиям; по конкретным проявлениям характерологических и интеллектуальных особенностей подростков в деятельности и общении и т.д. [14]

При отсутствии своевременной психологической  коррекции подростки могут перейти  в категорию, характеризующуюся  устойчивым асоциальным поведением и склонностью к правонарушениям.

В практике работы с подростками, в научных  исследованиях, а также при диагностике  состояний и свойств личности при психологической экспертизе обычно используются различные методы: наблюдение, беседа, естественный эксперимент, биографический анализ, изучение продуктов  деятельности, тестирование, социометрия  и т.д. Однако в большинстве случаев  имеет место изолированное использование  отдельных методов, т.е. переоценка одних и неоправданное игнорирование  других, что нарушает требование комплексного подхода к изучению личности.

Часто единственным методом выступает наблюдение, которое, в силу присущих ему ограничений, не обеспечивает полноты и объективности  в оценке личности подростка и  не может служить достаточным  обоснованием программы его коррекции  в процессе перевоспитания. Не разработаны  пути использования в практике работы с подростками естественного эксперимента.[12]

Фактически  полностью исключен из практики работы с подростками лабораторный эксперимент, необходимый для точной диагностики  психологических и психофизиологических свойств личности (особенно при обследовании акцентуированных и психопатических  личностей, при необходимости определения  типа нервной системы и т.д.). В  практику вернулось психологическое  тестирование, однако преимущественно  в целях научных исследований и судебно-психологической экспертизы. Применение личностных и интеллектуальных тестов требует высокого профессионализма как в использовании, так и  в интерпретации тестовых данных (так как тесты не обладают высокими прогностическими возможностями), а  также сочетания тестовых обследований с другими методами психологического изучения личности, что фактически отсутствует в практике работы с трудными подростками. Результаты применения тестов зависят: от конкретного состояния подростка в момент обследования, обусловленного множеством объективных и субъективных факторов; от уровня развития подростка; от его отношения к экспериментатору и условий общения и т.п. [13]

Зачастую  не учитываются возрастные, интеллектуальные, социально-психологические, мотивационные  черты личности подростков, применяются  неадаптированные к этим особенностям тесты, что приводит к серьезным  ошибкам в диагностике (например, в определении соответствия умственного  развития возрасту, отнесение к категории  дебильности и т.д.) и дискредитации  психологического обследования в целом. Это становится особенно очевидным  при неадекватной интерпретации  результатов интеллектуального  тестирования (по Векслеру, Бине-Симону и др.), приводящей к неразличению педагогической запущенности и природных  дефектов, так как указанные и  многие другие тесты базируются на концепции врожденности, биологической  обусловленности психологических свойств личности.[7]

Для получения  полных, достоверных и практически  значимых результатов психологического обследования подростков необходимо как  квалифицированное и методологически  правильно обоснованное применение личностных и интеллектуальных тестов в отношении подростков, так и  использование их в комплексе  с другими методами. В частности, только сочетание адекватно подобранных  тестов с анализом мотивационно-целевой, операционной структуры деятельности подростка и ее объективных результатов  может обеспечить правильную оценку содержания и причин противоправного  поведения.

Правильно подобранный  и умело использованный комплекс методов изучения личности обеспечивает также создание полной и объективной  психолого-педагогической характеристики подростка, которая становится не просто формальным документом, а подлинной программой индивидуального подхода и коррекции формирующейся личности. Такая характеристика должна включать: биографические сведения о подростке, содержание совершенных асоциальных поступков, оценку уровня интеллектуального развития (качеств мышления, речи, восприятия, памяти, внимания, воображения), эмоционально-волевой сферы, свойств темперамента и характера, направленности, способностей (общих и специальных), социальной роли подростка в структуре формальных и неформальных групп.

Все отмеченные психологические свойства подростка  должны получить качественную оценку. Также следует дать оценку соотношения  положительных и отрицательных  проявлений и перспектив их дальнейшего  изменения и развития. Без этого  невозможно правильно определить степень  педагогической запущенности и социальной деградации подростка, а также конкретные пути его перевоспитания.

Важен комплексный  подход к изучению и воспитанию подростков со стороны всего педагогического  коллектива. Воспитатели, учителя, мастера  производственного обучения должны изучать подростков в сфере руководимых  ими форм деятельности, где каждый из них имеет возможность выявить  те положительные качества и задатки  своих воспитанников, опираясь на которые  можно более успешно разрабатывать  программу перевоспитания подростка  с наибольшей эффективностью.

В настоящее  время причины и условия преступности несовершеннолетних следует искать и в противоречиях государственной  молодежной политики и, прежде всего, в  сфере трудовой занятости и профессионального  образования, семейного, школьного  воспитания, организации спорта и  досуга молодежи, профилактического  контроля со стороны правоохранительных и учебных систем.

Социально-экономические  и социально-психологические противоречия перехода к рыночным отношениям привели  к глубинной переориентации молодежи от коллективистских духовных ценностей, пропагандировавшихся и декларировавшихся (хотя далеко не всегда реализовавшихся в реальной жизни) в советский период, на корыстно-индивидуалистические ценности постсоветского периода. Как и в капиталистическом обществе, в психологию молодежи внедряется культ денег и силы, девизы, веками прививаемые в западном мире, – «деньги не пахнут», «каждый за себя, один Бог за всех», «богатство – цель и смысл жизни», и эта цель оправдывает любые средства, в том числе откровенно преступные. Сильнее и больнее всего переориентация на корыстолюбие и индивидуализм ударила по несформировавшейся психике несовершеннолетних. За последние десять лет выросло целое поколение молодежи, которое занимается явочной и посреднической коммерцией, охранной деятельностью в сомнительных учреждениях, которые грубо попирают не только административно-правовые, финансовые, налоговые, гражданско-правовые и иные запреты, но и уголовно-правовые.[8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Формирование психологических особенностей подростка в семье и в интернате.

В настоящее  время приходится констатировать, что  ко всему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения  родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют  род качественных негативных особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства – от младенчества до подросткового  возраста и дальше. Особенности по-разному  и в неодинаковой ступени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все  они чреваты серьезными последствиями  для формирования личности подрастающего  человека.

Исследования  показывают, что лишение детей  материнской заботы с последующей  психической депривацией в сиротских  учреждениях, катастрофически сказываются  на их социальном, психическом и  физическом здоровье.

Подростковый  возраст - последний период пребывания большинства детей учреждении интернатного типа. В дальнейшем они вступают в самостоятельную жизнь. Воспитанники часто не готовы к лишению привычных  опеки и образа жизни. Вот почему вопросы личностной и социальной зрелости 14-15 летнего выпускника интерната (детского дома) имеют первостепенное значение.[4]

Подростковый  возраст, трудный, критический, для  любого человека, таит особые опасности  для воспитанников детских домов. Области развития самосознания, временной  перспективы и профессионального  самоопределения, становления психосексуальной идентичности являются ключевыми для  формирования личности в этот сложный  период, а с другой – в наибольшей степени уязвимы в условиях воспитания вне положительного семейного влияния. Именно на них должна сосредотачиваться  основная работа по преодолению отрицательных  последствий пребывания в учреждениях интернатного типа и по подготовке подростков к взрослой жизни за его стенами.

У воспитанников  домов ребенка, детских домов  развитие всех аспектов представление  о себе, отношение к себе, образа Я, самооценка существенно отличается от развития этих аспектов у детей  из семьи. Чешские исследователи  И. Лангиейер, З. Матейчек видят одно из серьезных следствий в депривации потребности родительской любви, в  отсутствии чувства уверенности  в себе у воспитанников детских  учреждений. Возникая на ранних стадиях  онтогенеза, неуверенность в себе становится устойчивым образованием, характеристикой воспитанника детского дома.[6]

Только одна категория отношения с окружающими  людьми значима и для учащихся массовой школы, и для воспитанников  интерната. В остальных случаях  у детей, живущих и воспитывающихся  в разных условиях, в качестве значимых выделяются разные категории: в интернате  – поведение, внешность, отношение  к сверстникам противоположного пола, в обычной школе – умения, интересы, способности и самооценка, качество личности.

Информация о работе Личностные характеристики детей подростков из детского дома