Межличностное общение детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 08:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить закономерности межличностных отношений младших дошкольников.
Задачи исследования:
Определить роль общения со сверстниками в психическом развитии ребенка;
Выявить особенности общения дошкольников со сверстниками,
проследить формы его развития, а также выделить проблемные формы этого общения;
Определить условия использования диагностических методик при работе с дошкольниками;
Определить специфику методов и особенности их применения
для исследования межличностных отношений дошкольников.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 89.24 Кб (Скачать файл)

Результаты: не раздумывая, поселила трёх ребят в красный домик: «Мы с ними играем». После небольшого раздумья выбрала детей для чёрного домика, объяснив, что они дерутся.

Вывод: «Звезда», получила 5 выборов, 3 взаимовыбора.

 

Протокол  №2

Тема: социометрический метод «Два домика».

Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.

Инструментарий: лист формата А4 с нарисованным большим красивым красным домиком и маленьким невзрачным чёрным.

Экспериментатор: Абрамова Ю. Г.

Испытуемый: Семён

Состояние испытуемого: удовлетворительное, внимателен.

Дата: 16 февраля 2012    Время: с 9.15 до 9.28

Ход работы

Инструкция: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном — игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик».

Результаты: стал называть какие игрушки у  него есть в красном домике, назвал 3 детей, подумав, назвал ещё одного, в другой домик вселил без раздумий.

Вывод: «Предпочитаемый», получил 4 выбора, 2 взаимовыбора.

 

Протокол  №3

Тема: социометрический метод «Два домика».

Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.

Инструментарий: лист формата А4 с нарисованным большим красивым красным домиком и маленьким невзрачным чёрным.

Экспериментатор: Абрамова Ю. Г.

Испытуемый: Мирослав

Состояние испытуемого: возбужден, внимание рассеяно.

Дата: 16 февраля 2012    Время: с 15.30 до 15.40

Ход работы

Инструкция: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном — игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик».

Результаты: быстро поселил детей в оба  домика.

Вывод: «Звезда», получил 5 выборов, 2 взаимовыбора.

 

 

Протокол  №4

Тема: социометрический метод «Два домика».

Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.

Инструментарий: лист формата А4 с нарисованным большим красивым красным домиком и маленьким невзрачным чёрным.

Экспериментатор: Абрамова Ю. Г.

Испытуемый: Лиза

Состояние испытуемого: спокойна, улыбчива, стеснительна, внимательна.

Дата: 17 февраля 2012    Время: с 9.00 до 9.20

Ход работы

Инструкция: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном — игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик».

Результаты: долго не шла на контакт, пожимала плечиками, выбрала 3 детей в красный домик, про чёрный молчала, после вопроса: «Чёрный домик будет пустовать?» выбрала одного ребёнка.

Вывод: «Предпочитаемый», получила 2 выбора, 1 взаимовыбор.

 

Протокол  №5

Тема: социометрический метод «Два домика».

Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.

Инструментарий: лист формата А4 с нарисованным большим красивым красным домиком и маленьким невзрачным чёрным.

Экспериментатор: Абрамова Ю. Г.

Испытуемый: Варя

Состояние испытуемого: веселилась, внимание рассеяно.

Дата: 17 февраля 2012    Время: с 10.15 до 10.25

Ход работы

Инструкция: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном — игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик».

Результаты: задавала вопросы: «Почему я в  красном доме живу? У меня другой дом. А чей чёрный домик?»

Вывод: «Предпочитаемый», получила  3 выбора, 2 взаимовыбора.

 

Протокол  №6

Тема: социометрический метод «Два домика».

Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.

Инструментарий: лист формата А4 с нарисованным большим красивым красным домиком и маленьким невзрачным чёрным.

Экспериментатор: Абрамова Ю. Г.

Испытуемый: Настя

Состояние испытуемого: удовлетворительное, отвлекалась, вертелась

Дата: 21 февраля 2012    Время: с 9.10 до 9.25

Ход работы

Инструкция: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном — игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик».

Результаты: долго думала, отвечала с неохотой, в чёрный домик поселила сразу.

Вывод: «Предпочитаемый», получила  1  выбор, 1 взаимовыбор.

 

Протокол  №7

Тема: социометрический метод «Два домика».

Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.

Инструментарий: лист формата А4 с нарисованным большим красивым красным домиком и маленьким невзрачным чёрным.

Экспериментатор: Абрамова Ю. Г.

Испытуемый: Соня

Состояние испытуемого: вялое, внимательна.

Дата: 21 февраля 2012    Время: с 15.25 до15.38

Ход работы

Инструкция: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном — игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик».

Результаты: без раздумий поселила 4 детей в красный домик, сказала: «Они меня любят».

Вывод: «Предпочитаемый», получила  2 выбора, 1 взаимовыбор.

 

Протокол  №8

Тема: социометрический метод «Два домика».

Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.

Инструментарий: лист формата А4 с нарисованным большим красивым красным домиком и маленьким невзрачным чёрным.

Экспериментатор: Абрамова Ю. Г.

Испытуемый: Алёша

Состояние испытуемого: серьёзный, внимателен.

Дата: 22 февраля 2012    Время: с 9.30 до 9.42

Ход работы

Инструкция: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном — игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик».

Результаты: выбрал двух детей для красного домика, с которыми чаще взаимодействует, для  другого домика долго выбирал, менял  мнение.

Вывод: «Предпочитаемый», получила  3 выбора, 1 взаимовыбор.

 

Протокол  №9

Тема: социометрический метод «Два домика».

Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.

Инструментарий: лист формата А4 с нарисованным большим красивым красным домиком и маленьким невзрачным чёрным.

Экспериментатор: Абрамова Ю. Г.

Испытуемый: Витя

Состояние испытуемого: настроение хорошее, внимание рассеянное.

Дата: 22 февраля 2012    Время: с 9.45 до 10.00

Ход работы

Инструкция: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном — игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик».

Результаты: «Я позову Мирослава, Лёшу и Веронику, мы будем смотреть мультики». В чёрный домик никого не хотел селить, после  раздумий выбрал одного ребёнка.

Вывод: «Предпочитаемый», получил  3 выбора, 2 взаимовыбора.

 

Протокол №10

Тема: социометрический метод «Два домика».

Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.

Инструментарий: лист формата А4 с нарисованным большим красивым красным домиком и маленьким невзрачным чёрным.

Экспериментатор: Абрамова Ю. Г.

Испытуемый: Ника

Состояние испытуемого: плохое настроение, внимательна.

Дата: 22 февраля 2012    Время: с 15.40 до 15.50

Ход работы

Инструкция: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном — игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик».

Результаты: стала придумывать какие игрушки  у неё есть в этом домике и как  с ними играть, выбрала наибольшее количество детей из всех, про чёрный домик сказала «Он не красивый», после вопроса «Он теперь будет  пустовать?», выбрала одного ребёнка.

Вывод: «Звезда», получила  5 выборов, 2 взаимовыбор.

 

Протокол  №11

Тема: наблюдение.

Цель: описать взаимодействия детей  в естественных условиях.

Объект наблюдения: межличностные  взаимоотношения детей младшего дошкольного возраста.

Наблюдатель: Абрамова Ю. Г.

Ситуация наблюдения: свободная  игра.

Дата: 29.02.2012

Ход наблюдения

Время

Особенности поведения и деятельности

Истолкование факта с точки  зрения цели наблюдения

8.20

Лиза играет в кукольном уголке, капризничает, если кто-то пытается забрать  её куклу

отсутствие инициативы

8.40

Семён, Мирик и Алёша играют в крупный строитель по предложению Мирика

высокая чувствительность на воздействие  сверстника, высокая инициативность

16.20

Милана собирает пазлы, подходит Вероника предлагает собирать вместе, Милана разрешает

ребёнок с удовольствием откликается  на предложение сверстника

16.40

Соня играет с кубиками за столом

низкая инициатива

17.00

Настя укусила Варю, которая забрала  у неё коляску

негативный фон


 

 

Протокол  №12

Тема: наблюдение.

Цель: описать взаимодействия детей  в естественных условиях.

Объект наблюдения: межличностные  взаимоотношения детей младшего дошкольного возраста.

Наблюдатель: Абрамова Ю. Г.

Ситуация наблюдения: свободная  игра.

Дата:2.03.2012

Время

Особенности поведения и деятельности

Истолкование факта с точки  зрения цели наблюдения

7.30

Милана предложила детям поиграть в подвижную игру «Море волнуется...»  несколько детей приняли предложение

проявление инициативы, но нет настойчивости

8.20

Витя бегает с досочкой, имитируя оружие, остальные мальчики подхватывают его

проявление чувствительности к предложению  сверстника

10.00

Варя позвала Алёшу играть в  «Дочки-матери», он не согласился

средняя инициативность, средняя чувствительность к предложениям сверстника


 

 

 

Протокол  №13

Тема: наблюдение.

Цель: описать взаимодействия детей  в естественных условиях.

Объект наблюдения: межличностные  взаимоотношения детей младшего дошкольного возраста.

Наблюдатель: Абрамова Ю. Г.

Ситуация наблюдения: свободная  игра.

Дата: 5.03.2012

Ход наблюдения

Время

Особенности поведения и деятельности

Истолкование факта с точки  зрения цели наблюдения

8.25

Варя жалеет Соню

позитивный эмоциональный фон

9.40

Алёша строит дорогу, катает машинку, Ника зовёт его играть в лото, Лёша соглашается

слабая инициативность, нейтрально-деловой  эмоциональный фон

16.40

Витя играет в кукольном уголке, зовёт Семёна и Мирика, те не идут

средняя инициативность

17.00

Лиза раскрашивает, Настя предлагает пойти в зону песка и воды, Лиза оставляет рисование и идёт

низкая инициативность, предпочтение идти за другими детьми, играть одной


 

Протокол  №14

Тема: наблюдение.

Цель: описать взаимодействия детей  в естественных условиях.

Объект наблюдения: межличностные  взаимоотношения детей младшего дошкольного возраста.

Наблюдатель: Абрамова Ю. Г.

Ситуация наблюдения: свободная  игра.

Дата: 12.03.2012

Ход наблюдения

Время

Особенности поведения и деятельности

Истолкование факта с точки  зрения цели наблюдения

8.20

Мирик угощает детей печеньем

позитивный эмоциональный фон

10.20

Большинство детей играет сам по себе

нейтрально-деловой эмоциональный  фон, низкая инициативность

Информация о работе Межличностное общение детей младшего дошкольного возраста