Межличностный конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 01:01, контрольная работа

Краткое описание

Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить как между сослуживцами, так и между самыми близкими людьми.

Вложенные файлы: 1 файл

конфликтология.docx

— 24.10 Кб (Скачать файл)

Понятие межличностного конфликта.

Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между  двумя и более лицами. В межличностных  конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения  непосредственно, лицом к лицу. Это  один из самых распространенных типов  конфликтов. Они могут происходить  как между сослуживцами, так и  между самыми близкими людьми.

В межличностном  конфликте каждая сторона стремится  отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным  оскорблениям и унижениям и т.п. Такое поведение вызывает у субъектов  конфликта острые негативные эмоциональные  переживания, которые обостряют  взаимодействие участников и провоцируют  их на экстремальные поступки. В  условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие.

Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сложившейся  системе взаимодействия между людьми. У них появляются противоположные  мнения, интересы, точки зрения, взгляды  на одни и те же проблемы, которые  на соответствующем этапе взаимоотношений  нарушают нормальное взаимодействие, когда одна из сторон начинает целенаправленно  действовать в ущерб другой, а  та, в свою очередь, осознает, что  эти действия ущемляют ее интересы, и предпринимает ответные действия. Такая ситуация чаще всего приводит к конфликту как средству ее разрешения. Полное разрешение конфликта будет  осуществлено в том случае, когда  противоборствующие стороны вместе вполне осознанно устранят причины, породившие его. Если же конфликт разрешится победой одной из сторон, то такое  состояние окажется временным и  конфликт обязательно в какой-то форме заявит о себе при благоприятных  обстоятельствах.

Любое урегулирование конфликта или его предупреждение направлены на сохранение существующей системы межличностного взаимодействия. Однако источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия. В связи с этим выделяют различные функции конфликта: конструктивные и деструктивные. 

К конструктивным функциям относят:

* познавательную (появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий);

* функцию развития (конфликт является важным источником  развития его участников и  совершенствования процесса взаимодействия);

* инструментальную (конфликт выступает как инструмент  разрешения противоречий);

* перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками). 
 
 

Деструктивные функции конфликта  связаны с

* разрушением существующей  совместной деятельности;

* ухудшением или  развалом отношений;

* негативным самочувствием  участников;

* низкой эффективностью  дальнейшего взаимодействия и  др. 

Эта сторона конфликта  вызывает у людей негативное отношение  к ним и они стараются их избегать. 

Структура

При системном изучении конфликтов в них выделяют структуру  и элементы. Элементами в межличностном  конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и  мотивы, сторонники, причина конфликта. Структура конфликта -- это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются.

Особенности межличностных конфликтов

1. В межличностных  конфликтах противоборство людей  происходит непосредственно, здесь  и сейчас, на основе столкновения  их личных мотивов. Соперники  сталкиваются лицом к лицу.

2. В межличностных  конфликтах проявляется весь  спектр известных причин: общих  и частных, объективных и субъективных.

3. Межличностные  конфликты для субъектов конфликтного  взаимодействия являются своеобразным  “полигоном” проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических  особенностей.

4. Межличностные  конфликты отличаются высокой  эмоциональностью и охватом практически  всех сторон отношений между  конфликтующими субъектами.

5. Межличностные  конфликты затрагивают интересы  не только конфликтующих, но  и тех, с кем они непосредственно  связаны либо служебными, либо  межличностными отношениями. 

Межличностные конфликты, как уже отмечено выше, охватывают все сферы человеческих отношений.

Управление межличностными конфликтами можно рассматривать  в двух аспектах - внутреннем и внешнем. Внутренний аспект предполагает применение технологий эффективного общения и  рационального поведения в конфликте. Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны руководителя или другого субъекта управления по отношению к конкретному конфликту.

В процессе управления межличностными конфликтами важно  учитывать их причины и факторы, а также характер межличностных  отношений конфликтантов до конфликта, их взаимные симпатии и антипатии.  

Методы  преодоления конфликтов

Исследования показали, что любой конфликт может быть быстро разрешен, если известны соответствующие  методы. Но при этом обязательно  должны быть рассмотреть характеристики конфликта: цели, мотивы, эмоциональные  состояния оппонентов, особенности  развития противоборства и др. В  психологических исследованиях  определены принципы, которыми следует  руководствоваться при разрешении конфликта.

1. Разрешение конфликта  с учетом сущности и содержания  противоречий.

2. Разрешение конфликта  с учетом его целей.

3. Разрешение конфликта  с учетом эмоциональных состояний.

Если конфликт принял эмоциональный характер и сопровождается бурными реакциями, то целесообразно  показать на конкретных примерах, как  высокая напряженность влияет на результативность работы, как оппоненты  теряют свою объективность, как у  них снижается критичность. Иными  словами, необходима разъяснительная  беседа в спокойной и доверительной  обстановке.

4. Разрешение конфликта  с учетом особенностей его  участников.

В этом случае, прежде чем приступить к разрешению конфликта, необходимо разобраться в особенностях личности каждого отличаются ли они  уравновешенностью, склонны ли к  аффективному поведению, каковы их доминирующие черты характера, выраженность темперамента и т. д.

Это поможет не только правильно разобраться в мотивах  поведения, но и выбрать верный тон  в общении при разрешении конфликта.

5. Разрешение конфликта  с учетом его динамики.

Как было отмечено ранее, конфликт развивается по определенным стадиям. Естественно, для каждой из них существуют определенные формы  его разрешения. Если на первых стадиях  целесообразны беседы, убеждения, то на этапе бескомпромиссных столкновений необходимо применить все возможные  меры. Здесь также нужно определить выбор воздействия с учетом личностных особенностей конфликтующих и характера  их действий.

Одним из эффективных  методов преодоления конфликтов является формирование определенного  общественного мнения о конфликтующих  сторонах. Общественное мнение - очень  мощный регулятор поведения людей. Многие люди очень зависимы от отношения  окружающих, нуждаются в одобрении, поддержке. Конфликтуя, они могут  оказаться в изоляции, что переживают очень болезненно, причем настолько  болезненно, что готовы даже прекратить конфронтацию. 

В психологических  рекомендациях можно найти интересный прием разрешения конфликтов - обращение  к "третейскому судье". Он может  быть весьма эффективным, если оппоненты  договорятся при взаимных обязательствах полностью подчиниться его решению. В качестве "третейского судьи" целесообразно выбирать наиболее авторитетного  человека в коллективе. Для "третейского  судьи" очень важно суметь отделить предмет конфликта от его объекта, поэтому иногда целесообразно разрешить  оппонентам давать эмоциональные оценки друг другу.

Теперь познакомимся еще с одним приемом преодоления  конфликтов - объективизацией конфликта. Он является, пожалуй, наиболее действенным. Суть его состоит опять же в  обращении к "третейскому судье", но "судья" должен вести себя несколько  необычно. Во-первых, разбор конфликта  должен происходить в два этапа. Первый этап называется "откровенный  разговор": оппонентам разрешается  давать друг другу оценки, высказываться  практически как угодно, главное, чтобы они выговорились, а "судья" сумел отделить предмет конфликта  от объекта. Второй этап - собственно объективизация. При разборе оппонентам уже не разрешается давать эмоциональные  оценки. Конфликт как бы раскладывается на составные части, каждый из оппонентов должен изложить свои версии и объяснение причин, без оценок другого оппонента.

Отмечено наукой и подтверждено практикой, что если конфликт "разложить" на его составляющие, рассмотреть беспристрастно каждое действие оппонентов, то он утрачивает эмоциональную напряженность и  превращается из эмоционального в деловой. У оппонентов "снимаются" ложные образы ситуации и друг друга, которые неизбежны при конфликте в силу пристрастности позиций, они начинают понимать ошибочность своих оценок и установок, устраняются психологические барьеры между оппонентами. А деловой конфликт разрешить значительно легче, чем эмоциональный.  

Динамика  конфликта

«Динамика конфликта  представляет  собой  ход  развития,  изменения  конфликта под воздействием  его  внутренних  механизмов   и   внешних факторов».  В  процессе  своего  развития  конфликт  проходит несколько стадий. В ходе конфликта какие-то из них могут отсутствовать, по-разному   может   складываться    продолжительность    стадий,    но

последовательность  в  различных  случаях  одна  и  та  же  .

Большинство   современных   авторов выделяют следующие стадии конфликта: 

1. Предконфликтная ситуация. 

Это положение  дел  накануне  конфликта.  Иногда  оно  может  быть совершенно благополучным, и конфликт  тогда  начинается  внезапно,  под воздействием какого-то случайно вторгшегося в эту  стадию  фактора.   

Но  чаще всего  на этой  стадии  уже  существуют  какие-то  предпосылки  для конфликта. Этот период называется  «латентным»  ,  и включает следующие  этапы:  «возникновение  объективной   проблемной   ситуации; осознание объективной проблемной  ситуации  субъектами взаимодействия; попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами; возникновение предконфликтной ситуации» .  

 Бывает, что на предконфликтной стадии имеется достаточно сильная напряженность в отношениях, но она остается подспудной и  не  выливается  в  открытые конфликтные столкновения. Подобное положение может сохраняться довольно долго. 

2. Инцидент. 

Инцидент – «первое  столкновение сторон». Он выступает  как завязка конфликта. Нередко инцидент возникает как будто по  случайному поводу, но на самом деле такой повод является последней каплей, которая переполняет чашу. 

 3. Эскалация. 

 В фазе эскалации конфликт «шагает  по  ступенькам»,  реализуясь  в серии  отдельных  актов  -  действий  и  противодействий  конфликтующих сторон. Эскалация может быть непрерывной  -  с  постоянно  возрастающей степенью напряженности отношений и силы ударов,  которыми  обмениваются конфликтанты;  и волнообразной,  когда напряженность   отношений   то

усиливается, то спадает. 

4. Кульминация. 

Эта стадия наступает  тогда,  когда  эскалация  конфликта  приводит одну или обе стороны  к  действиям,  наносящим  серьезный  ущерб  делу, которое  их  связывает,  организации,  в  которой   они   сотрудничают.Кульминация  обычно   выражается   в   каком-то   «взрывном»   эпизоде.

Кульминация непосредственно  подводит стороны к осознанию  необходимости прервать как дальнейшее обострение отношений, так и усиление враждебных действий и искать выход из конфликта на каких-то иных путях . Эскалация  не  обязательно  заканчивается  кульминацией.   Нередко стороны  начинают  предпринимать  меры  по  погашению   конфликта,   не дожидаясь, пока он дойдет до кульминационного взрыва. Здесь тоже  имеет значение  «предел  терпимости»  конфликтантов.  При превышении   этого предела  они  устают  от  конфликта,  им  надоедает  конфликтовать,   и возникает желание как-то уладить разногласия. В затяжном конфликте момент  кульминации  долго  не  наступает.  В одних случаях конфликт при этом постепенно угасает. Но в других случаях оттяжка кульминации обходится очень  дорого:  в  процессе  затянувшейся эскалации накапливается высокий «энергетический  потенциал»  негативных эмоций, не находящий разрядки в кульминации; и когда,  наконец,  момент кульминации наступает, выброс всей  этой  энергии  способен  произвести самые ужасающие разрушения . 

Информация о работе Межличностный конфликт