Методика оказания индивидуальной помощи подросткам в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить методику оказания индивидуальной помощи подросткам в школе.
Задачи исследования:
 охарактеризовать основные проблемы современных подростков в школе,
 дать понятие «индивидуальной помощи» ,

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты оказания индивидуальной помощи подросткам в школе 5
1.1. Основные проблемы современных подростков в школе 5
1.2. Понятие «индивидуальной помощи» 13
1.3. Методика оказания индивидуальной помощи подросткам в школе 21
Глава 2. Опытное изучение методики оказания индивидуальной помощи подросткам в школе 30
2.1. Характеристика образовательной среды МОУ СОШ № 29 30
2.2. Изучение оказания индивидуальной помощи подросткам в МОУ СОШ №29 33
Заключение 42
Список использованной литературы 45

Вложенные файлы: 1 файл

Metodika_okazania_individualnoy_pomoschi_podrost.docx

— 86.88 Кб (Скачать файл)

В число проблем, возникающих в подростковом возрасте, входят и школьные проблемы. На трудности в обучении подростков оказывают влияние стереотипное восприятие  учителями учеников, разделение учеников класса на «сильных» и «слабых», на «дисциплинированных» и «проблемных». Такое разделение учеников происходит, как правило, в течение первых 2-3 месяцев от момента знакомства учителя с учениками, и в последующем лишь закрепляется.

Также трудности возникают в результате недооценки эмоциональных и поведенческих особенностей подросткового возраста, и подросток часто воспринимается как уже сформировавшаяся личность, со своими особенностями характера. Фактом является, что каждый ученик в классе является личностью, со своими индивидуальными качествами и способностями.

Несмотря на то, что все ученики-подростки в школе разные, часто происходит некое «уравнивание» и формируется склонность ориентироваться на наиболее успешных, как на эталон, к которому должны стремиться остальные.

В случаях напряжения между родителями и педагогическим коллективом или отдельным преподавателем, ученик  становится вовлеченным в конфликт и невольно должен принять чью-либо сторону. Такое противоборство концентрирует внимание ученика на конфликте, а не на учебе, и способствует развитию тревоги и напряжения. Возникающие внутрисемейные проблемы также держат подростка в напряжении и отвлекают от обучения.

Волевые усилия подростка часто не соответствуют его желаниям и стремлениям согласно возрастным особенностям. Внешние и внутренние мотивы развиваются рассогласованно. Внешними мотивами являются стимуляция к обучению со стороны родителей и педагогов, стремление получить хорошую отметку и одобрение со стороны значимых взрослых. Внутренние мотивы, наиболее мощные, направлены вне школы – к общению со сверстниками и к тому, чтобы занять определенное место в системе взаимоотношений с окружающими.

Помимо описанных проблем школьной неуспеваемости подростковый возраст считается трудным и в воспитательном отношении, когда появляются нарушения в поведении. Они могут проявляться непосредственно в учебе, когда подросток не желает или отказывается учиться, плохо успевает и пропускает уроки, не выполняет домашних заданий, мешает на уроке, постоянно отвлекается, пассивен.

Нарушения поведения могут выражаться во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми: грубом поведении с учителями, конфликтности, отказах выполнять требования старших, отсутствии друзей в школьном коллективе, постоянных конфликтах с семьей и пренебрежительном отношении к родителям, совершение неблаговидных поступков и непризнание общественных или нравственных норм.

Такие нарушения поведения могут носить как открытый, так и завуалированный характер. Конфликтность, протест, демонстративное поведение являются открытыми  проявлениями нарушения общественных норм и правил. Равнодушие к мнению значимых взрослых, халатное отношение к учебным заданиям, скрытое игнорирование школьных требований и т.п. – все это признаки скрытой недисциплинированности.

Значимыми факторами, которые приводят к нарушениям поведения, относятся:

- природные особенности  личности подростка;

- возрастные особенности  подростка: подростковые реакции (эмансипации, лидерские, коммуникативные, стремление  к группированию и т.п.);

- индивидуальные особенности  учителей: индивидуальные особенности  личности, стиль руководства учебным  коллективом (авторитарный, демократический, либеральный, попустительский);

- положение подростка в классе («звезда», «предпочитаемый», «отверженный», «изолированный»);

- особенности семейных взаимоотношений: негармоничная семья, тип воспитания в семье (гипо- и гипереопека, «культ больного ребенка», эмоциональное отвержение, жестокость, противоречивость);

- социальные условия жизни;

- взаимодействие подростка с неформальной группой, его место в ней.

Важным также является способность конструктивно выстраивать свое общение с одноклассниками. Нередко проблемой становится несовпадение стремления к лидерству и умения (возможности) добиться того положения, которое удовлетворяет потребности подростка. К сожалению, большинству подростков свойственна низкая способность к умению устанавливать психологический контакт, слушать и ориентироваться в ситуациях, использовать различные варианты общения. Поэтому помощь со стороны социальных педагогов, их понимание особенностей подросткового возраста, являются важнейшими факторами развития гармоничной личности.

 

    1. Понятие «индивидуальной помощи»

 

В общесловарном значении термин «помощь» означает содействие кому-либо в чем-нибудь, участие, приносящее облегчение (Толковый словарь русского языка С И Ожегова, Н. Ю. Шведовой). Профессиональная помощь, в самом широком представлении, определяется как особая деятельность специалиста, осуществляемая в процессе решения жизненно важной задачи, возникающей у другого лица при непосредственном взаимодействии.

В педагогике идеи оказания помощи воспитанникам обнаруживаются в трудах античных авторов и мыслителей востока, прослеживаются в ряде педагогических концепций и подходов. В дальнейшем, как показываетанализ, идеи педагогической помощи активно использовались в разработке практической психологии образования, которая рассматривалась как специализированная система развития личности.

Известный специалист в области социальной педагогики А.В. Мудрик акцентирует внимание на категории «индивидуальная помощь», которая реализуется в процессе содействия человеку в решении проблем, создания специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных организаций для его позитивного самораскрытия, а также повышения статуса, самоуважения, самопринятия и т.д., стимулирования саморазвития.

Индивидуальная помощь — это осознанная попытка помочь человеку приобрести знания, установки, умения, необходимые для удовлетворения его позитивных потребностей и интересов и удовлетворения потребностей и интересов других людей, в осознании и в необходимых случаях изменении человеком своих ценностей и установок, в развитии самосознания, в самоопределении и самореализации, в коррекции самооценок, самоуважения и самопринятия, в развитии понимания и восприимчивости по отношению к себе и к другим, к индивидуальным, групповым и социальным проблемам, в развитии чувства причастности к семье, группе, социуму, в выработке стратегий адаптации и обособления в социуме [11]

В свою очередь, автор М. В. Шакурова рассматривает индивидуальную помощь подростку в рамках школы как вариант педагогической поддержки, которая представляет собой определенную систему средств и мер, обеспечивающих самореализацию детей в различных видах деятельности. Субъектами оказания помощи в школе выступают педагоги, одноклассники, группа общения, коллектив и в целом воспитательная организация. Автор выделяет несколько видов индивидуальной помощи: замещающая (наименее эффективная), призыв к подражанию, помощь в виде сотрудничества, инициирование, упреждение.[21]

Индивидуальная помощь реализуется в процессе содействия подростку в решении проблем, создания специальных ситуаций для его позитивного самораскрытия, а также повышения статуса, самоуважения, самопринятия и т.д., стимулирования саморазвития личности.

Индивидуальная помощь – это попытка помочь подростку

  • в приобретении знаний, установки, умений, необходимых для удовлетворения потребностей и интересов других людей;
  • в осознании и, в необходимых случаях, изменении человеком своих ценностных установок;
  • в развитии самосознания, в самоопределении и самореализации;
  • в коррекции самооценок, самоуважения и самопринятия;
  • в развитии понимания и восприимчивости по отношению к себе и другим, к индивидуальным, групповым и социальным проблемам;
  • в развитии чувства причастности к семье, группе, социуму;
  • в выработке стратегии адаптации и обособления в социуме [25].

Содержание индивидуальной помощи реализуется в трех направлениях:

  • первое связано с когнитивной сферой личности и ориентировано на обогащение социальных интересов подростков, осознание ими личной ответственности за результаты своей деятельности, формирование социально-нравственных ценностей, социальной позиции, социально-ценной мотивации включения в общественно-полезную деятельность; сознательное исполнение долга;
  • второе связано с эмоциональной сферой и предполагает развитие в подростках способности к эмоционально-волевой саморегуляции поведения; их эмоциональной устойчивости, выдержки, способности к сопереживанию, состраданию, милосердию, переживания за успехи и неудачи своего коллектива, способности к эмпатии, перцепции; альтруизму;
  • третье связано с деятельно-практической сферой и предполагает формирование у подростков стремления к активной общественно-полезной деятельности, коллективному творчеству, проявлению активности, инициативы, неравнодушного отношения к окружающей действительности и делам коллектива, способности доводить начатое дело до конца, грамотно выстраивая логику движения к цели социальной деятельности; добросовестно исполняя нравственные нормы, долг перед коллективом, его поручения; быть готовым отвечать за свои действия и поступки [24].

Индивидуальная помощь человеку в социальном воспитании становится необходимой и должна оказываться в жизнедеятельности воспитательных организаций тогда, когда у него возникают проблемы в решении возрастных задач и при столкновениях с опасностями, характерными для того или иного возраста.

Педагогу очень важно понимать, что его отношения с воспитанниками должны быть диалогом. Такой диалог состоится в том случае, если у педагога наличествует установка на достижение доверительности в отношениях с воспитанниками. Реализация подобной установки в практике воспитания - дело трудное, но вполне достижимое. В результате появляется возможность для межличностного общения. Это возможно постольку, поскольку у ребят есть настоятельная потребность во взрослом друге и общении с ним.

Естественно, что атмосфера доверия может сложиться у педагога в его взаимоотношениях с воспитанниками только в том случае, если у него вполне определённая и чёткая позиция. При этом речь идёт не о внешней позиции педагога, а о его внутренней позиции. Она состоит в том, что педагогу удаётся в определённой степени войти в систему отношений ребят на основе потребности последних в общении со взрослыми. В таком случае он получает возможность изучать скрытые от внешнего наблюдения процессы, происходящие в их среде. Он может в какой-то степени привлечь самих ребят к решению стоящих перед ними задач. Это проявляется в том, что в беседах он может анализировать вместе с ними различные события их жизни, выяснить их точки зрения на происходящее, их оценки окружающих. К педагогу, с которым у ребят установились доверительные отношения, они приходят с исповедью в тяжёлые минуты жизни, делятся с ним своими радостями. Наконец, доверительные отношения позволяют педагогу видеть ребят в самых различных ситуациях, которые недоступны в ином случае.

В.А. Сухомлинский отмечал, что педагог должен очень осторожно реагировать на те противоречия, которые возникают между детьми, особенно в подростковом школьном возрасте. Он считал также, что есть та сфера противоречий, где вмешательство педагога должно быть весьма ограниченным, и что далеко не все конфликты и противоречия могут и должны быть объектом обсуждения.

Эффективность реализации индивидуальной помощи воспитанникам в жизнедеятельности воспитательной организации во многом зависит от позиции , которую занимает педагог по отношению к воспитуемым в зависимости от их возраста.  Охарактеризуем оптимальную позицию по отношению к подросткам.

Позиция педагога в работе с подростками может характеризоваться терминами «руководитель», который В. Даль определяет следующим образом: «указатель, наставник, коновод, затейник». Основное содержание помощи педагога подросткам определяется необходимостью руководить их жизнедеятельность.

Важно, чтобы у педагога и подростков вырабатывалось сходная ориентация относительно их жизнедеятельности. В таком случае педагог предъявляет требования, которые подростки воспринимают как необходимые либо в утилитарном смысле, либо для эмоциональной разрядки. Предмет требования может восприниматься как интересный с познавательной точки зрения. Педагогу важно проявлять пристальное внимание к сосуществованию и взаимодействию самых различных и порой противоречивых проявлений и черт в личности подростка. Это важно потому, что многие противоречия надо воспринимать не только как объект педагогического преодоление, но и как нечто неизбежное. Главное- определить доминирующую тенденцию. Лишь тогда становится реальной эффективной индивидуальная помощь подросткам.

Чаще всего подросткам приходиться помогать в более или менее адекватном осознании своих отношений со сверстниками. Поскольку сложности отношений обычно возникают у подростков в различных сферах жизнедеятельности, постольку важно учить их регулировать свои действия в той или иной сфере, помогать осознать им свои ошибки, недостатки, достоинства, которые проявились или не проявились, что в результате привело к напряжениям в отношениях со сверстниками.

По отношению к страшим подросткам педагог занимает позицию, которую условно можно определить термином «опекун, попечитель» (по В. Далю- «пекущийся, заботливый, рачительный»).

Помощь в осознании себя личностью и в решении различных проблем во многом зависит от того, насколько педагоги учитывают возрастную особенность старших подростков как стремление к взрослости. Старшим подросткам зачастую трудно добиться признания своей взрослости от взрослых. В то же время они, как правило, рассматривают взрослость лишь как самостоятельность в определении своего стиля жизни, что вызывает нередко конфликты с воспитателями. Не получая от них признания в своей взрослости, часть ребят начинает прибегать в общении с ними к маскировке своего истинного лица. Некоторые стремятся вести себя с воспитателями так, как это желательно последним. Другие усваивают такой стиль общения со взрослыми, который помогает им скрыть какие-либо черты и стороны своей личности, становясь в позицию «шута», «ребенка» и т.д. Это затрудняет помощь воспитанникам, лишает педагога возможности реализовать позиции «опекуна».

Тот педагог, который открыто признает за старшими подростками права стиля жизни, тем самым снимает или снижает барьер в общении с ними. В результате он получает возможность обсуждать с ребятами волнующие их вопросы, их отношения со сверстниками и со взрослыми. Они значительно доброжелательнее воспринимают его предложения. Это позволяет педагогу- «опекуну» обращать внимание своих питомцев а их внутренний мир, на те достоинства и недостатки, которые проявляются в их взаимодействии с их окружающими. Он может спорить с ними о тех или иных элементах стиля жизни. При этом он ненавязчиво разводит такие неосознаваемые старшими подростками понятия, как внешнее и сущностное в человеке, наводит их на размышления о том, что в их стиле жизни идет от подражания, а что от своей индивидуальности, и т.д. «Опекун», таким образом, использует свою позицию для помощи старшим подросткам в осознании себя, самоопределении и самореализации в актуальной жизни [27].

Информация о работе Методика оказания индивидуальной помощи подросткам в школе