В число проблем, возникающих
в подростковом возрасте, входят и школьные
проблемы. На трудности в обучении подростков
оказывают влияние стереотипное восприятие
учителями учеников, разделение учеников
класса на «сильных» и «слабых», на «дисциплинированных»
и «проблемных». Такое разделение учеников
происходит, как правило, в течение первых
2-3 месяцев от момента знакомства учителя
с учениками, и в последующем лишь закрепляется.
Также трудности возникают
в результате недооценки эмоциональных
и поведенческих особенностей подросткового
возраста, и подросток часто воспринимается
как уже сформировавшаяся личность, со
своими особенностями характера. Фактом
является, что каждый ученик в классе является
личностью, со своими индивидуальными
качествами и способностями.
Несмотря на то, что все ученики-подростки
в школе разные, часто происходит некое
«уравнивание» и формируется склонность
ориентироваться на наиболее успешных,
как на эталон, к которому должны стремиться
остальные.
В случаях напряжения между
родителями и педагогическим коллективом
или отдельным преподавателем, ученик
становится вовлеченным в конфликт и невольно
должен принять чью-либо сторону. Такое
противоборство концентрирует внимание
ученика на конфликте, а не на учебе, и
способствует развитию тревоги и напряжения.
Возникающие внутрисемейные проблемы
также держат подростка в напряжении и
отвлекают от обучения.
Волевые усилия подростка часто
не соответствуют его желаниям и стремлениям
согласно возрастным особенностям. Внешние
и внутренние мотивы развиваются рассогласованно.
Внешними мотивами являются стимуляция
к обучению со стороны родителей и педагогов,
стремление получить хорошую отметку
и одобрение со стороны значимых взрослых.
Внутренние мотивы, наиболее мощные, направлены
вне школы – к общению со сверстниками
и к тому, чтобы занять определенное место
в системе взаимоотношений с окружающими.
Помимо описанных проблем школьной
неуспеваемости подростковый возраст
считается трудным и в воспитательном
отношении, когда появляются нарушения
в поведении. Они могут проявляться непосредственно
в учебе, когда подросток не желает или
отказывается учиться, плохо успевает
и пропускает уроки, не выполняет домашних
заданий, мешает на уроке, постоянно отвлекается,
пассивен.
Нарушения поведения могут
выражаться во взаимоотношениях со сверстниками
и взрослыми: грубом поведении с учителями,
конфликтности, отказах выполнять требования
старших, отсутствии друзей в школьном
коллективе, постоянных конфликтах с семьей
и пренебрежительном отношении к родителям,
совершение неблаговидных поступков и
непризнание общественных или нравственных
норм.
Такие нарушения поведения
могут носить как открытый, так и завуалированный
характер. Конфликтность, протест, демонстративное
поведение являются открытыми проявлениями
нарушения общественных норм и правил.
Равнодушие к мнению значимых взрослых,
халатное отношение к учебным заданиям,
скрытое игнорирование школьных требований
и т.п. – все это признаки скрытой недисциплинированности.
Значимыми факторами, которые
приводят к нарушениям поведения, относятся:
- природные особенности
личности подростка;
- возрастные особенности
подростка: подростковые реакции (эмансипации,
лидерские, коммуникативные, стремление
к группированию и т.п.);
- индивидуальные особенности
учителей: индивидуальные особенности
личности, стиль руководства учебным
коллективом (авторитарный, демократический,
либеральный, попустительский);
- положение подростка в классе
(«звезда», «предпочитаемый», «отверженный»,
«изолированный»);
- особенности семейных взаимоотношений:
негармоничная семья, тип воспитания в
семье (гипо- и гипереопека, «культ больного
ребенка», эмоциональное отвержение, жестокость,
противоречивость);
- социальные условия жизни;
- взаимодействие подростка
с неформальной группой, его место в ней.
Важным также является способность
конструктивно выстраивать свое общение
с одноклассниками. Нередко проблемой
становится несовпадение стремления к
лидерству и умения (возможности) добиться
того положения, которое удовлетворяет
потребности подростка. К сожалению, большинству
подростков свойственна низкая способность
к умению устанавливать психологический
контакт, слушать и ориентироваться в
ситуациях, использовать различные варианты
общения. Поэтому помощь со стороны социальных
педагогов, их понимание особенностей
подросткового возраста, являются важнейшими
факторами развития гармоничной личности.
Понятие «индивидуальной помощи»
В общесловарном значении термин
«помощь» означает содействие кому-либо
в чем-нибудь, участие, приносящее облегчение
(Толковый словарь русского языка С И Ожегова,
Н. Ю. Шведовой). Профессиональная помощь,
в самом широком представлении, определяется
как особая деятельность специалиста,
осуществляемая в процессе решения жизненно
важной задачи, возникающей у другого
лица при непосредственном взаимодействии.
В педагогике идеи оказания
помощи воспитанникам обнаруживаются
в трудах античных авторов и мыслителей
востока, прослеживаются в ряде педагогических
концепций и подходов. В дальнейшем, как
показываетанализ, идеи педагогической
помощи активно использовались в разработке
практической психологии образования,
которая рассматривалась как специализированная
система развития личности.
Известный специалист в области
социальной педагогики А.В. Мудрик акцентирует
внимание на категории «индивидуальная
помощь», которая реализуется в процессе
содействия человеку в решении проблем,
создания специальных ситуаций в жизнедеятельности
воспитательных организаций для его позитивного
самораскрытия, а также повышения статуса,
самоуважения, самопринятия и т.д., стимулирования
саморазвития.
Индивидуальная помощь — это
осознанная попытка помочь человеку приобрести
знания, установки, умения, необходимые
для удовлетворения его позитивных потребностей
и интересов и удовлетворения потребностей
и интересов других людей, в осознании
и в необходимых случаях изменении человеком
своих ценностей и установок, в развитии
самосознания, в самоопределении и самореализации,
в коррекции самооценок, самоуважения
и самопринятия, в развитии понимания
и восприимчивости по отношению к себе
и к другим, к индивидуальным, групповым
и социальным проблемам, в развитии чувства
причастности к семье, группе, социуму,
в выработке стратегий адаптации и обособления
в социуме [11]
В свою очередь, автор М. В. Шакурова
рассматривает индивидуальную помощь
подростку в рамках школы как вариант
педагогической поддержки, которая представляет
собой определенную систему средств и
мер, обеспечивающих самореализацию детей
в различных видах деятельности. Субъектами
оказания помощи в школе выступают педагоги,
одноклассники, группа общения, коллектив
и в целом воспитательная организация.
Автор выделяет несколько видов индивидуальной
помощи: замещающая (наименее эффективная),
призыв к подражанию, помощь в виде сотрудничества,
инициирование, упреждение.[21]
Индивидуальная помощь реализуется
в процессе содействия подростку в решении
проблем, создания специальных ситуаций
для его позитивного самораскрытия, а
также повышения статуса, самоуважения,
самопринятия и т.д., стимулирования саморазвития
личности.
Индивидуальная помощь – это
попытка помочь подростку
- в приобретении знаний, установки,
умений, необходимых для удовлетворения
потребностей и интересов других людей;
- в осознании и, в необходимых
случаях, изменении человеком своих ценностных
установок;
- в развитии самосознания, в
самоопределении и самореализации;
- в коррекции самооценок, самоуважения
и самопринятия;
- в развитии понимания и восприимчивости
по отношению к себе и другим, к индивидуальным,
групповым и социальным проблемам;
- в развитии чувства причастности
к семье, группе, социуму;
- в выработке стратегии адаптации
и обособления в социуме [25].
Содержание индивидуальной
помощи реализуется в трех направлениях:
- первое связано с когнитивной
сферой личности и ориентировано на обогащение
социальных интересов подростков, осознание
ими личной ответственности за результаты
своей деятельности, формирование социально-нравственных
ценностей, социальной позиции, социально-ценной
мотивации включения в общественно-полезную
деятельность; сознательное исполнение
долга;
- второе связано с эмоциональной
сферой и предполагает развитие в подростках
способности к эмоционально-волевой саморегуляции поведения; их эмоциональной устойчивости, выдержки, способности к сопереживанию, состраданию, милосердию, переживания за успехи и неудачи своего коллектива, способности к эмпатии, перцепции; альтруизму;
- третье связано с деятельно-практической
сферой и предполагает формирование у
подростков стремления к активной общественно-полезной
деятельности, коллективному творчеству,
проявлению активности, инициативы, неравнодушного
отношения к окружающей действительности
и делам коллектива, способности доводить
начатое дело до конца, грамотно выстраивая
логику движения к цели социальной деятельности;
добросовестно исполняя нравственные
нормы, долг перед коллективом, его поручения; быть готовым отвечать за свои действия и поступки [24].
Индивидуальная помощь человеку
в социальном воспитании становится необходимой
и должна оказываться в жизнедеятельности
воспитательных организаций тогда, когда
у него возникают проблемы в решении возрастных
задач и при столкновениях с опасностями,
характерными для того или иного возраста.
Педагогу очень важно понимать,
что его отношения с воспитанниками должны
быть диалогом. Такой диалог состоится
в том случае, если у педагога наличествует
установка на достижение доверительности
в отношениях с воспитанниками. Реализация
подобной установки в практике воспитания
- дело трудное, но вполне достижимое. В
результате появляется возможность для
межличностного общения. Это возможно
постольку, поскольку у ребят есть настоятельная
потребность во взрослом друге и общении
с ним.
Естественно, что атмосфера
доверия может сложиться у педагога в
его взаимоотношениях с воспитанниками
только в том случае, если у него вполне
определённая и чёткая позиция. При этом
речь идёт не о внешней позиции педагога,
а о его внутренней позиции. Она состоит
в том, что педагогу удаётся в определённой
степени войти в систему отношений ребят
на основе потребности последних в общении
со взрослыми. В таком случае он получает
возможность изучать скрытые от внешнего
наблюдения процессы, происходящие в их
среде. Он может в какой-то степени привлечь
самих ребят к решению стоящих перед ними
задач. Это проявляется в том, что в беседах
он может анализировать вместе с ними
различные события их жизни, выяснить
их точки зрения на происходящее, их оценки
окружающих. К педагогу, с которым у ребят
установились доверительные отношения,
они приходят с исповедью в тяжёлые минуты
жизни, делятся с ним своими радостями.
Наконец, доверительные отношения позволяют
педагогу видеть ребят в самых различных
ситуациях, которые недоступны в ином
случае.
В.А. Сухомлинский отмечал, что
педагог должен очень осторожно реагировать
на те противоречия, которые возникают
между детьми, особенно в подростковом
школьном возрасте. Он считал также, что
есть та сфера противоречий, где вмешательство
педагога должно быть весьма ограниченным,
и что далеко не все конфликты и противоречия
могут и должны быть объектом обсуждения.
Эффективность реализации индивидуальной
помощи воспитанникам в жизнедеятельности
воспитательной организации во многом
зависит от позиции , которую занимает
педагог по отношению к воспитуемым в
зависимости от их возраста. Охарактеризуем
оптимальную позицию по отношению к подросткам.
Позиция педагога в работе с
подростками может характеризоваться
терминами «руководитель», который В.
Даль определяет следующим образом: «указатель,
наставник, коновод, затейник». Основное
содержание помощи педагога подросткам
определяется необходимостью руководить
их жизнедеятельность.
Важно, чтобы у педагога и подростков
вырабатывалось сходная ориентация относительно
их жизнедеятельности. В таком случае
педагог предъявляет требования, которые
подростки воспринимают как необходимые
либо в утилитарном смысле, либо для эмоциональной
разрядки. Предмет требования может восприниматься
как интересный с познавательной точки
зрения. Педагогу важно проявлять пристальное
внимание к сосуществованию и взаимодействию
самых различных и порой противоречивых
проявлений и черт в личности подростка.
Это важно потому, что многие противоречия
надо воспринимать не только как объект
педагогического преодоление, но и как
нечто неизбежное. Главное- определить
доминирующую тенденцию. Лишь тогда становится
реальной эффективной индивидуальная
помощь подросткам.
Чаще всего подросткам приходиться
помогать в более или менее адекватном
осознании своих отношений со сверстниками.
Поскольку сложности отношений обычно
возникают у подростков в различных сферах
жизнедеятельности, постольку важно учить
их регулировать свои действия в той или
иной сфере, помогать осознать им свои
ошибки, недостатки, достоинства, которые
проявились или не проявились, что в результате
привело к напряжениям в отношениях со
сверстниками.
По отношению к страшим подросткам
педагог занимает позицию, которую условно
можно определить термином «опекун, попечитель»
(по В. Далю- «пекущийся, заботливый, рачительный»).
Помощь в осознании себя личностью
и в решении различных проблем во многом
зависит от того, насколько педагоги учитывают
возрастную особенность старших подростков
как стремление к взрослости. Старшим
подросткам зачастую трудно добиться
признания своей взрослости от взрослых.
В то же время они, как правило, рассматривают
взрослость лишь как самостоятельность
в определении своего стиля жизни, что
вызывает нередко конфликты с воспитателями.
Не получая от них признания в своей взрослости,
часть ребят начинает прибегать в общении
с ними к маскировке своего истинного
лица. Некоторые стремятся вести себя
с воспитателями так, как это желательно
последним. Другие усваивают такой стиль
общения со взрослыми, который помогает
им скрыть какие-либо черты и стороны своей
личности, становясь в позицию «шута»,
«ребенка» и т.д. Это затрудняет помощь
воспитанникам, лишает педагога возможности
реализовать позиции «опекуна».
Тот педагог, который открыто
признает за старшими подростками права
стиля жизни, тем самым снимает или снижает
барьер в общении с ними. В результате
он получает возможность обсуждать с ребятами
волнующие их вопросы, их отношения со
сверстниками и со взрослыми. Они значительно
доброжелательнее воспринимают его предложения.
Это позволяет педагогу- «опекуну» обращать
внимание своих питомцев а их внутренний
мир, на те достоинства и недостатки, которые
проявляются в их взаимодействии с их
окружающими. Он может спорить с ними о
тех или иных элементах стиля жизни. При
этом он ненавязчиво разводит такие неосознаваемые
старшими подростками понятия, как внешнее
и сущностное в человеке, наводит их на
размышления о том, что в их стиле жизни
идет от подражания, а что от своей индивидуальности,
и т.д. «Опекун», таким образом, использует
свою позицию для помощи старшим подросткам
в осознании себя, самоопределении и самореализации
в актуальной жизни [27].