Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:33, курсовая работа
Цель: теоретически обосновать проблему и выявить методы развития образного мышления старшего дошкольника в хореографическом классе
Задачи:
-На основании теоретического анализа психологической, педагогической и методической литературы, определить ключевые понятия образного мышления дошкольника.
-Выявить сущность образного мышления дошкольника
-Составить возрастной портрет старшего дошкольника
-Раскрыть методы образного мышления старшего дошкольника
-Диагностировать степень развитого образного мышления старшего дошкольника
-Составить программу по развитию образного мышления старшего дошкольника.
Введение
Глава1.Теоретическое обоснование проблемы развития образного мышления старшего дошкольника в хореографическом классе.
1. 1. Сущность образного мышления старшего дошкольника.
1. 2. Возрастной портрет старшего дошкольника.
1.3. Методы развития образного мышления старшего дошкольника .
Глава 2. Практическая часть.
2. 1. Результаты диагностики.
2. 2. Программа по развитию образного мышления старшего дошкольника.
Выводы
Список использованных источников
Приложение
Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Самарская Государственная академия культуры и искусств
Институт современного
коммуникаций.
Курсовая работа.
По педагогике народного художественного творчества.
Тема «Методы развития образного мышления старшего дошкольника в хореографическом классе.
Студентка 3 курса ХТ
Группы ХТ-35
Дворянкина Алена.
Научный руководитель:
Преподаватель
Новожилова Т.Н.
Самара 2011
Содержание:
Введение
Глава1.Теоретическое обоснование проблемы развития образного мышления старшего дошкольника в хореографическом классе.
1. 1. Сущность образного мышления старшего дошкольника.
1. 2. Возрастной портрет старшего дошкольника.
1.3. Методы развития образного мышления старшего дошкольника .
Глава 2. Практическая часть.
2. 1. Результаты диагностики.
2. 2. Программа по развитию образного мышления старшего дошкольника.
Выводы
Список использованных источников
Приложение
Введение.
Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах. Хореографические отделения в школах искусств и хореографические школы показали себя на практике как перспективная форма эстетического воспитания детей и подростков, в основе которой лежит приобщение их к хореографическому искусству. Оно обеспечивает более полное развитие индивидуальных способностей детей, и поэтому обучение в хореографических коллективах должно быть доступно значительно большему кругу детей и подростков. Они любят искусство танца и посещают занятия в течение достаточно длительного времени, проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений. Все мы когда - то были маленькими детьми, и наверняка самые светлые воспоминания и впечатления связаны у нас с играми. Я согласна с мыслями выдающегося современного педагога-ученого Шмакова С.А.: «Игра – прерогатива детства. Дети играют, как дышат. Именно детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, воспитывая щедрые, честные высоконравственные личности…..». В конце высказывания звучат слова, которые заставляют задуматься и побуждают к действию: « Особое значение имеет игра для огромного количества ущербных, неразвитых детей, которых необходимо воспитывать сегодня, так как завтра будет поздно».
Объект исследования: развитие образного мышления старшего дошкольника.
Предмет исследования: методы развития образного мышления
3
Цель: теоретически обосновать проблему и выявить методы развития образного мышления старшего дошкольника в хореографическом классе
Задачи:
-На основании теоретического анализа психологической, педагогической и методической литературы, определить ключевые понятия образного мышления дошкольника.
-Выявить сущность образного мышления дошкольника
-Составить возрастной портрет старшего дошкольника
-Раскрыть методы образного мышления старшего дошкольника
-Диагностировать степень развитого образного мышления старшего дошкольника
-Составить программу по развитию образного мышления старшего дошкольника.
4
Глава 1. Теоретическое обоснование развития проблемы образного мышления старшего дошкольника в хореографическом классе.
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.
В то же время, в возрасте от 3 до 6 лет закладываются основы нравственного и эстетического мироощущения человека. Искусство танца – это синтез эстетического и физического развития человека. Общеразвивающие упражнения, упражнения партерной гимнастики, элементы танца исполняются под музыкальное сопровождение. [1,c 5]Образность, различный характер музыки, многообразие её жанров повышает эмоциональность детей, питает воображение. Увлекательно, в процессе игры, выполняя различные движения и упражнения, укрепляется опорно-двигательный аппарат, развиваются координация движений и ориентация в пространстве. Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость. Основной целью занятий хореографией является пробуждение в детях стремления к прекрасному, интереса к музыкальному и танцевальному творчеству; усиление эмоциональной отзывчивости и творческой активности; знакомство детей с танцевальной культурой своего народа и народов других стран; развитие образного мышления и воображения. Основной задачей занятий является формирование у детей танцевальных знаний, умений, навыков на основе овладения и освоения программного материала. [ 1,c 15]. Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они так же развивают образное мышление и фантазию, дают
гармоничное пластическое развитие, а так же помогают развивать музыкальную и образную выразительность ребенка в творчестве. Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического развития ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития, раскрытия его внутреннего мира и творческой одаренности. Если у ребенка развито чувство ритма, музыкальный слух и если он при этом подвижен, эмоционален и артистичен, ему необходимы занятия детскими танцами.
Упражнения для развития памяти и внимания.
Детям предлагается посмотреть на предмет и затем, отвернувшись, подробно его описать. От раза к разу дети успевают рассмотреть предмет за более короткий отрезок времени, а описывают его более подробно. Таким образом, развивается визуальная память и концентрация на конкретном предмете.
Можно попытаться угадывать конкретные звуки, степень их дальности, анализируя их характер. Полезно давать задания на быстрое переключение внимания с одного предмета на другой (с ближнего на дальний и наоборот). Например: рука, туфли, окно, дверь и т.д. Интересным для детей будет переключение внимания с зрительного на слуховое или осязательное. Например: зеркало, звук с улицы, ткань костюма, фортепиано, линии ладони и т.д. Такие упражнения, являющиеся азбукой актерского мастерства, в игровой форме научат детей концентрировать внимание, сосредотачиваться, когда это необходимо и развивают музыкальное и эмоциональное восприятие у малышей на танцевальных занятиях. Занятия в детском образцовом ансамбле танца «Радость помогают выработать естественную грацию движений, гибкость, ловкость, пластичность и координацию, способность выражать чувства и эмоции через танец. В процессе занятий дети также учатся правильно воспринимать и чувствовать музыку. Танцы способствуют развитию фантазии детей и способности к
импровизации. Занятия танцами помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка, а также развить такие качества как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Благодаря тому, что занятия проходят в группе, дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными. [7, c 24-25]
Основные методические приемы для развития музыкальности и эмоциональной выразительности на занятиях хореографии:
— выразительное исполнение музыкального материала;
— художественное и словесное вступление перед слушанием музыки;
— образное сравнение
и объяснение с музыкальным персонажем
поможет правильно и
— музыкальные игры помогают ребенку научится владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с движениями других детей;
— музыкально-ритмические упражнения учат детей ориентироваться в пространстве, закрепляет основные виды движений, способствует освоению основных элементов танцев.
Из этого следует, танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. С помощью специальных упражнений для развития музыкальности и эмоциональной выразительности возможно развить и воспитать те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас. Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя. Таким образом, с первых дней занятий ребенка в хореографическом коллективе, необходимо начинать с развития эмоций, а также музыкальности, что в свою очередь способствует успешной работе, а сам процесс занятий приносит детям истинную радость и способность к самовыражению в творчестве.[9, c 37]
7
1.1Сущность образного мышления.
Образ является одной из фундаментальных и массовых проявлений психики. Это логическое ядро определения категории «сознание», основной компонент в его структуре. Категория образа неотделима от категорий субъект, мотив, действие, переживание, интеракция, ситуация. Образ является восходящей ступенью от сигнала к миропостижению. Категория образа может быть конкретизирована в таких понятиях как восприятие, представление, воображение, память, мышление и др. Образ рассматривается как часть внешнего и внутреннего мира, культуры, языка. Целостный образ предмета или явления отличается разнообразными характеристиками, которые выводят исследователей за рамки одной науки (психологии, физики и др.) Образы взаимодействуют с их носителем, вызывая те или иные поступки или изменения в жизни человека. В процессе работы над образом проявляется неповторимое индивидуальное своеобразие каждой личности.
Мышление в образах
представляет собой сложный
Процесс образного мышления привлекает исследователей и ученых, во многих случаях мышление анализируется с точки зрения определенных психологических подходов. Важным аспектом мышления является его связь с эмоциональной сферой, чувствами человека, создающими благоприятные условия для развития образного мышления. Анализ механизмов функционирования образного мышления показывает, что умение работать с
образами (создавать их, оперировать ими) придает всему процессу усвоения знаний личностно значимый характер. Постоянная опора на образ делает усваиваемые знания эмоционально насыщенными, активизирует творческие стороны личности, воображение. Образное восприятие мира отличается подвижностью, динамичностью, ассоциативностью. Чем больше каналов восприятия задействовано, чем больше связей и отношений включено в содержание образа, тем полнее образ, тем больше возможностей его использования. В психологии мало изучены разновидности образного мышления, формирующиеся под влиянием разных систем знаний, методов познания, условия развития образного мышления, роль образного мышления в формировании понятий.
В рамках данной
работы образное мышление
Один из главных механизмов в работе образного мышления - ассоциативная игра. По мере обретения жизненного опыта у ребенка выстраивается своя система ассоциаций по сходству, по смежности, по контрасту. Чувства, знания, культура рождают определенную систему ассоциаций, где представления и понятия сплетены в сложную живую сеть, постоянно питающую творческую мысль.
Дошкольник образно мыслит,
он еще не приобрел взрослой
логики рассуждений. Несмотря
на своеобразную детскую
В дошкольном возрасте в связи с интенсивным развитием усваиваются понятия. Л.С. Выготский различал “житейские понятия”, которые вызывают систему наглядно-действенных связей, и “научные понятия”, которые вводят предмет в систему вербально - логических определений. Житейские, или эмпирические понятия фиксируют нечто одинаковое в каждом отдельном предмете класса на основе сравнения. А научные, или теоретические, понятия отражают объективную связь всеобщего и единичного, отражают переход, отождествление различного в едином, происходящий в самой действительности. Хотя понятия остаются у детей на житейском уровне, содержание понятия начинает все больше соответствовать тому, что в это понятие вкладывает большинство взрослых. Дети часто производят неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особенности предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние признаки (маленький предмет - значит, легкий; большой - значит, тяжелый; если тяжелый, то в воде утонет, и т.д.).[5, c 137]
Информация о работе Методы развития образного мышления у дошкольника в хореографическом классе