Методы развития образного мышления у дошкольника в хореографическом классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель: теоретически обосновать проблему и выявить методы развития образного мышления старшего дошкольника в хореографическом классе
Задачи:
-На основании теоретического анализа психологической, педагогической и методической литературы, определить ключевые понятия образного мышления дошкольника.
-Выявить сущность образного мышления дошкольника
-Составить возрастной портрет старшего дошкольника
-Раскрыть методы образного мышления старшего дошкольника
-Диагностировать степень развитого образного мышления старшего дошкольника
-Составить программу по развитию образного мышления старшего дошкольника.

Содержание

Введение
Глава1.Теоретическое обоснование проблемы развития образного мышления старшего дошкольника в хореографическом классе.
1. 1. Сущность образного мышления старшего дошкольника.
1. 2. Возрастной портрет старшего дошкольника.
1.3. Методы развития образного мышления старшего дошкольника .
Глава 2. Практическая часть.
2. 1. Результаты диагностики.
2. 2. Программа по развитию образного мышления старшего дошкольника.
Выводы
Список использованных источников
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 278.50 Кб (Скачать файл)

  Универсальные  творческие способности - это  индивидуальные особенности, качества  человека, которые определяют успешность  выполнения им творческой деятельности  различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих

                                                                                                                    41

способностей  в дошкольном возрасте являются:

1. Развитие  продуктивного творческого воображения,  которое характеризуется такими  качествами как богатство продуцируемых  образов и направленность.

2. Развитие  качеств мышления, которые формируют  креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.

Дошкольный  возраст имеет богатейшие возможности  для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности  с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.

     Проявление мышления в дошкольном возрасте. Изменения мышления в дошкольном возрасте.

  В раннем  детстве закладываются основы развития мышления ребенка. На основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. Дети становятся способными к первым обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове. В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты. Дети обнаруживают и используют зависимость между степенью влажности глины и ее податливостью при лепке, между формой конструкции и ее устойчивостью, между силой удара по мячу и высотой, на которую он подпрыгивает, ударяясь о пол, и т.д. Развивающееся мышление дает детям возможность заранее предусматривать результаты своих действий, планировать их. По мере развития любознательности,

                                                                                                                   42

познавательных  интересов мышление все шире используется детьми для освоения окружающего  мира, которое выходит за рамки  задач, выдвигаемых их собственной  практической деятельностью. Ребенок  начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Дошкольники прибегают к своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы. Рассуждения детей, конечно, далеко не всегда бывают логичными. Для этого им не хватает знаний и опыта. Нередко дошкольники забавляют взрослых неожиданными сопоставлениями и выводами.

 Зарождение мышления и его развитие в раннем возрасте.                             Ребёнок рождается, не обладая мышлением. Чтобы мыслить, необходимо обладать некоторым чувственным и практическим опытом, закреплённым памятью. К концу первого года жизни у ребёнка можно наблюдать проявления элементарного мышления. В раннем детстве ребенок начинает выделять свойства, окружающих предметов, улавливать простейшие связи между ними и использовать эти связи в своих манипуляциях. Это создает предпосылки для дальнейшего умственного развития, которое происходит в связи с овладением предметной деятельностью (а позднее - элементарными формами игры и рисования) и речью. Основу умственного развития в раннем детстве составляют формирующиеся у ребенка новые виды действий восприятия и мыслительных действий, т.е. восприятие как будто бы обслуживается всеми сторонами деятельности ребенка, и поэтому ни одна функция не переживает такого пышного расцвета в раннем возрасте, как функция восприятия. Восприятие становится ведущей функцией, заняв центральное место в развитии познавательной сферы ребенка. На пороге раннего детства у ребенка впервые появляются действия, которые можно считать признаками мыслительного процесса, использование связи между предметами для достижения цели (например, притягивание подушки, на

                                                                                                                      43

которой лежат  часы, для того, чтобы их достать). Но подобные действия возможны лишь в самых простейших случаях, когда предметы уже связаны между собой (часы лежат на подушке) и остается только воспользоваться этой готовой связью. На протяжении раннего детства ребенок начинает все шире использовать подобного рода готовые связи. Он притягивает к себе тележку за привязанную к ней веревочку, возит каталку, толкая впереди себя прикрепленную к ней палку, и производит другие подобные действия. Гораздо важнее, что он учится выполнять те действия, где необходимо каждый раз заново связывать между собой разъединенные предметы, это соотносящие и орудийные действия. Само по себе усвоение этих действий еще не требует работы мышления: ребенку не приходится самостоятельно решать задачу, это за него делают взрослые, которые дают образцы действий, показывают способы употребления орудий. Но, обучаясь выполнять эти действия, ребенок начинает ориентироваться на связь между предметами, в частности на связь орудия с предметом, и в дальнейшем переходит к установлению таких связей в новых условиях, при решении новых задач. Мышление ребенка, осуществляемое при помощи внешних ориентировочных действий, носит название наглядно-действенного. Дети используют наглядно-действенное мышление для исследования самых разнообразных связей, обнаруживаемых в окружающем мире. Внешние ориентировочные действия, как мы знаем, служат исходным пунктом для образования внутренних, психических действий, Уже в пределах раннего детства у ребенка возникают мыслительные действия, выполняемые в уме, без внешних проб. Так, познакомившись с употреблением палки для доставания отдельного предмета, ребенок догадывается применить ее и для того, чтобы вытащить мячик, закатившийся под диван. В основе такой догадки лежит проба, проделанная в уме. [18,c 76- 79]. В процессе ее ребенок действовал не с реальными предметами, а с образами, представлениями о

                                                                                                                             44

предметах и  способах их употребления. Мышление ребенка, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным. В раннем детстве ребенок овладевает умением решать наглядно-образным путем только ограниченный круг простейших задач. Задачи более сложные им либо не решаются вовсе, либо решаются в наглядно-действенном плане. ' Большое место в развитии мышления детей раннего возраста занимает формирование обобщений - мысленного объединения предметов или действий, обладающих общими признаками. Основу для обобщений создает усвоение речи, поскольку значения слов, пониманию и употреблению которых учат ребенка взрослые, всегда содержат в себе обобщения. Но общепринятым значением слов дети овладевают далеко не сразу. Употребление первых простых усваиваемых слов говорит о том, что их значение крайне расплывчато и изменчиво. Ребенок часто называет одним и тем же словом совершенно разные предметы, перенося его с одного предмета на другой на основании сходства по случайным признакам, причем эти признаки могут все время изменяться. Но подобный перенос слов не встречает поддержки со стороны взрослых, и ребенок под их влиянием усваивает более определенную связь слова с предметом. Указания взрослых, примеры употребления ими слов, названий предметов постоянно наталкивают ребенка на то, что общее название объединяет предметы, имеющие одну и ту же функцию, одинаковое назначение. Оказывается, однако, что предметы с одинаковой функцией слишком различны по внешним свойствам, слишком трудно выделить в них общее. Это, по-видимому, оказалось бы вовсе не доступным для ребенка, если бы на помощь не приходило усвоение предметных действий, овладение употреблением предметов в соответствии с их назначением. [18,c 81]

Вывод: Ребенок рождается без мышления. В процессе мышление формируется. Мышление ребенка, осуществляемое при помощи внешних

                                                                                                                         45

ориентировочных действий, носит название наглядно-действенного. Дети становятся способными к первым обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове. В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи,

                                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                    46

   Вывод.

     Важные предпосылки для развития образного мышления у старшего дошкольника закладываются в процессе игры. В процессе игры ребенок реализуется, начинает думать, воображать, у него  появляется естественная потребность в движении.

    Играя, соревнуясь, выполняя разнообразные творческие  задания, дети преодолевают замкнутость,  учатся самостоятельно выражать мысли, регулировать собственное поведение в ситуации общения, согласовывать свои действия с действиями партнеров.

    В отечественной  педагогике и психологии разрабатывали  теорию игры К. Д. Ушинский, П.П. Блонскиий, Г. В. Плеханов, Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский  и др. В игре ребенок, упражняясь, совершенствует свои способности. 

    Фантазия, логика, воображение, интуиция – все это из игры. Одна из высочайших ценностей участия в играх – обогащение эмоциями… Каждый ребенок – это личность и всегда творец.

     В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему миру, с изумлением открывает  для себя некоторую относительность постоянства вещей.

    В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты.

      Таким  образом, можно сказать,  что  игра – это жизненно важный  и необходимый элемент в развитии  как индивидуума, так и общества  в целом. 

                                                                                                                 47

Глава 2. Практическая часть.

2.1. Диагностика и анализ результатов анкетирования.

Исследования проводились  на базе группы ХТ-35 Самарской Государственной Академии Культуры и искусств. Методика исследования – анкетирование. Цель анкетирования - выявить представления у студентов о развитии образного мышления у старшего дошкольника. Анкета состоит из 5 вопросов. Выборку составило 15 студентов. Первый вопрос направлен на то, в каком возрасте нужно развивать образное мышление у старшего дошкольника. Из 15 студентов 10 ответили на этот вопрос, что развивать образное мышление у старшего дошкольника нужно с 4 лет, это самый подходящий возраст. Второй вопрос направлен на то, что нужно ли вообще развивать образное мышление у старшего дошкольника. На этот вопрос  из 15 студентов 12 ответили, что непременно нужно развивать образное мышление. Третий вопрос был направлен на то, что является успешным развитием творческих способностей у старшего дошкольника.  На этот вопрос из 15 студентов 14 ответили, что успешным развитием творческих способностей у старшего дошкольника является физическое развитие и создание благоприятной обстановки вокруг дошкольника.  Четвертый вопрос был направлен на выяснение, что на самом ли деле главным по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. На этот вопрос все 15 студентов ответили положительно. Пятый вопрос был направлен на выяснение, что на самом ли деле игровой процесс влияет на формирование произвольности поведения и всех психических  процессов. На этот вопрос из 15 студентов 8 ответили положительно.

 

 

                                                                                                 48

 

2.2. Программа  по развитию.

Пояснительная записка.

 Цель программы – способствовать развитию образного   мышления старшего дошкольника.

Настоящая программа  предназначена для старшего дошкольника.

Эта программа рассчитана на  1 месяц с расчетом на 2 часа 40 минут,  2 раза в неделю по 20 минут.

Принципы: природосообразность, гуманизм, культуросообразность. 

                   Тема урока.

    Часы.

1.

Тема урока – Знакомство детей с педагогом. Игровой стретчинг.

Цель урока – добиться, чтобы дети заинтересовались и в  процессе стретчинга не только слушали, но и качественно выполняли упражнения.

    20 минут

2.

Тема урока – Полуприседания в сочетании с подъемом на полупальцы.

Цель урока – добиться усвоения изученного материала

   40 минут

3.

Тема урока – упражнения на развития образного мышления. Игры на ассоциации.

Цель урока - дети должны научиться запоминать показанные предметы и быстро отвечать на вопросы.

   40 минут

4.

Тема урока – разучивание  элементов  русского народного танца

Цель урока – дети должны понять правильность их выполнения.

   40 минут

5.

 Тема урока – упражнения на развитие воображения и внимательности.

Цель урока –  дети должны понимать, что они делают

20 минут




                                                                                    

 

                                                                                                                    49

 Примерное построение урока хореографии для старших   дошкольников.

Описание урока  «Игровой стретчинг».

Занятие начинается с  разминки. Необходимо каждый урок начинать с  разогрева  тела, чтобы дети не получили травмы.

Информация о работе Методы развития образного мышления у дошкольника в хореографическом классе