Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:33, курсовая работа
Цель: теоретически обосновать проблему и выявить методы развития образного мышления старшего дошкольника в хореографическом классе
Задачи:
-На основании теоретического анализа психологической, педагогической и методической литературы, определить ключевые понятия образного мышления дошкольника.
-Выявить сущность образного мышления дошкольника
-Составить возрастной портрет старшего дошкольника
-Раскрыть методы образного мышления старшего дошкольника
-Диагностировать степень развитого образного мышления старшего дошкольника
-Составить программу по развитию образного мышления старшего дошкольника.
Введение
Глава1.Теоретическое обоснование проблемы развития образного мышления старшего дошкольника в хореографическом классе.
1. 1. Сущность образного мышления старшего дошкольника.
1. 2. Возрастной портрет старшего дошкольника.
1.3. Методы развития образного мышления старшего дошкольника .
Глава 2. Практическая часть.
2. 1. Результаты диагностики.
2. 2. Программа по развитию образного мышления старшего дошкольника.
Выводы
Список использованных источников
Приложение
Зарождение мышления
и его развитие в раннем возрасте.
которой лежат часы, для того, чтобы их достать). Но подобные действия возможны лишь в самых простейших случаях, когда предметы уже связаны между собой (часы лежат на подушке) и остается только воспользоваться этой готовой связью. На протяжении раннего детства ребенок начинает все шире использовать подобного рода готовые связи. Он притягивает к себе тележку за привязанную к ней веревочку, возит каталку, толкая впереди себя прикрепленную к ней палку, и производит другие подобные действия. Гораздо важнее, что он учится выполнять те действия, где необходимо каждый раз заново связывать между собой разъединенные предметы, это соотносящие и орудийные действия. Само по себе усвоение этих действий еще не требует работы мышления: ребенку не приходится самостоятельно решать задачу, это за него делают взрослые, которые дают образцы действий, показывают способы употребления орудий. Но, обучаясь выполнять эти действия, ребенок начинает ориентироваться на связь между предметами, в частности на связь орудия с предметом, и в дальнейшем переходит к установлению таких связей в новых условиях, при решении новых задач. Мышление ребенка, осуществляемое при помощи внешних ориентировочных действий, носит название наглядно-действенного. Дети используют наглядно-действенное мышление для исследования самых разнообразных связей, обнаруживаемых в окружающем мире. Внешние ориентировочные действия, как мы знаем, служат исходным пунктом для образования внутренних, психических действий, Уже в пределах раннего детства у ребенка возникают мыслительные действия, выполняемые в уме, без внешних проб. Так, познакомившись с употреблением палки для доставания отдельного предмета, ребенок догадывается применить ее и для того, чтобы вытащить мячик, закатившийся под диван. В основе такой догадки лежит проба, проделанная в уме. [18,c 76- 79]. В процессе ее ребенок действовал не с реальными предметами, а с образами, представлениями о
предметах и способах их употребления. Мышление ребенка, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным. В раннем детстве ребенок овладевает умением решать наглядно-образным путем только ограниченный круг простейших задач. Задачи более сложные им либо не решаются вовсе, либо решаются в наглядно-действенном плане. ' Большое место в развитии мышления детей раннего возраста занимает формирование обобщений - мысленного объединения предметов или действий, обладающих общими признаками. Основу для обобщений создает усвоение речи, поскольку значения слов, пониманию и употреблению которых учат ребенка взрослые, всегда содержат в себе обобщения. Но общепринятым значением слов дети овладевают далеко не сразу. Употребление первых простых усваиваемых слов говорит о том, что их значение крайне расплывчато и изменчиво. Ребенок часто называет одним и тем же словом совершенно разные предметы, перенося его с одного предмета на другой на основании сходства по случайным признакам, причем эти признаки могут все время изменяться. Но подобный перенос слов не встречает поддержки со стороны взрослых, и ребенок под их влиянием усваивает более определенную связь слова с предметом. Указания взрослых, примеры употребления ими слов, названий предметов постоянно наталкивают ребенка на то, что общее название объединяет предметы, имеющие одну и ту же функцию, одинаковое назначение. Оказывается, однако, что предметы с одинаковой функцией слишком различны по внешним свойствам, слишком трудно выделить в них общее. Это, по-видимому, оказалось бы вовсе не доступным для ребенка, если бы на помощь не приходило усвоение предметных действий, овладение употреблением предметов в соответствии с их назначением. [18,c 81]
Вывод: Ребенок рождается без мышления. В процессе мышление формируется. Мышление ребенка, осуществляемое при помощи внешних
ориентировочных действий, носит название наглядно-действенного. Дети становятся способными к первым обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове. В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи,
Вывод.
Важные предпосылки для развития образного мышления у старшего дошкольника закладываются в процессе игры. В процессе игры ребенок реализуется, начинает думать, воображать, у него появляется естественная потребность в движении.
Играя, соревнуясь,
выполняя разнообразные
В отечественной
педагогике и психологии
Фантазия, логика, воображение, интуиция – все это из игры. Одна из высочайших ценностей участия в играх – обогащение эмоциями… Каждый ребенок – это личность и всегда творец.
В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему миру, с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей.
В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты.
Таким
образом, можно сказать, что
игра – это жизненно важный
и необходимый элемент в
Глава 2. Практическая часть.
2.1. Диагностика и анализ результатов анкетирования.
Исследования проводились на базе группы ХТ-35 Самарской Государственной Академии Культуры и искусств. Методика исследования – анкетирование. Цель анкетирования - выявить представления у студентов о развитии образного мышления у старшего дошкольника. Анкета состоит из 5 вопросов. Выборку составило 15 студентов. Первый вопрос направлен на то, в каком возрасте нужно развивать образное мышление у старшего дошкольника. Из 15 студентов 10 ответили на этот вопрос, что развивать образное мышление у старшего дошкольника нужно с 4 лет, это самый подходящий возраст. Второй вопрос направлен на то, что нужно ли вообще развивать образное мышление у старшего дошкольника. На этот вопрос из 15 студентов 12 ответили, что непременно нужно развивать образное мышление. Третий вопрос был направлен на то, что является успешным развитием творческих способностей у старшего дошкольника. На этот вопрос из 15 студентов 14 ответили, что успешным развитием творческих способностей у старшего дошкольника является физическое развитие и создание благоприятной обстановки вокруг дошкольника. Четвертый вопрос был направлен на выяснение, что на самом ли деле главным по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. На этот вопрос все 15 студентов ответили положительно. Пятый вопрос был направлен на выяснение, что на самом ли деле игровой процесс влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов. На этот вопрос из 15 студентов 8 ответили положительно.
2.2. Программа по развитию.
Пояснительная записка.
Цель программы – способствовать развитию образного мышления старшего дошкольника.
Настоящая программа предназначена для старшего дошкольника.
Эта программа рассчитана на 1 месяц с расчетом на 2 часа 40 минут, 2 раза в неделю по 20 минут.
Принципы: природосообразность, гуманизм, культуросообразность.
№ |
Тема урока. |
Часы. |
1. |
Тема урока – Знакомство детей с педагогом. Игровой стретчинг. Цель урока – добиться, чтобы дети заинтересовались и в процессе стретчинга не только слушали, но и качественно выполняли упражнения. |
20 минут |
2. |
Тема урока – Полуприседания в сочетании с подъемом на полупальцы. Цель урока – добиться усвоения изученного материала |
40 минут |
3. |
Тема урока – упражнения на развития образного мышления. Игры на ассоциации. Цель урока - дети должны научиться запоминать показанные предметы и быстро отвечать на вопросы. |
40 минут |
4. |
Тема урока – разучивание элементов русского народного танца Цель урока – дети должны понять правильность их выполнения. |
40 минут |
5. |
Тема урока – упражнения на развитие воображения и внимательности. Цель урока – дети должны понимать, что они делают |
20 минут |
Примерное построение урока хореографии для старших дошкольников.
Описание урока «Игровой стретчинг».
Занятие начинается с разминки. Необходимо каждый урок начинать с разогрева тела, чтобы дети не получили травмы.
Информация о работе Методы развития образного мышления у дошкольника в хореографическом классе