Нарушение поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 16:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - разработка системы диагностики и коррекции нарушения поведения у подростков.
Объект исследования - нарушения поведения у подростков.
Предмет исследования - личностные особенности подростков, имеющих нарушения поведения.
Гипотеза исследования: подростки с нарушением поведения испытывают трудности в адаптации к условиям социальной среды, отличаются от своих сверстников по уровню личностной тревожности, по уровню адекватности самооценки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………. ……………………………………6
Психологические особенности подросткового возраста……………6
Проблема нарушений поведения подростков в трудах отечественных и зарубежных психологов…………….……………………………… 19
Биологические и психологические основы нарушений поведения у подростков……………………………………………………………..24
Виды нарушений поведения в подростковом возрасте…………….28

ГЛАВА 2. ИУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ........………………….31
2.1. Ход проведения диагностического этапа……………………………..33
2.2. Описание и анализ результатов диагностики………………………. 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курс. нарушения поведения подростков.docx

— 154.41 Кб (Скачать файл)

 

При работе с девиантными подростками, первая задача специалистов (психологов, классных руководителей, социальных педагогов, врачей) – формулировка гипотезы, объясняющей механизм возникновения девиантного поведения; акцентирование внимания на основных проблемах, требующих решения, на основных причинах, вызвавших девиации.

Педагоги должны хорошо представлять себе возможные причины возникновения девиантности в каждом конкретном случае, уметь анализировать поведение подростка с учетом возможных факторов риска, а также выбирать эффективные воспитательные стратегии или принимать решения о необходимости включения в работу смежных специалистов.

Только при соблюдении этих условий может быть выбрана адекватная форма профилактической или коррекционной работы и достигнут определенный успех во взаимодействии с подростком и его близкими.

 

    1. Биологические и психологические основы нарушений поведения у подростков

Отдельно следует сказать о понятии, известном всем нам под названием «переходный возраст». В настоящее время, поскольку расширен спектр используемых для обследования головного мозга методик, выяснено, что в подростковом возрасте в головном мозге происходят определенные структурные перестройки. Они характеризуются  физиологическим (происходящим в норме у любого ребенка) снижением количества клеток серого вещества и уменьшением размеров «амигдалы» и «инсулы», отделов мозга, отвечающих за эмоциональное восприятие действительности, способность к сопереживанию и распознаванию чужих страданий. В норме к 17-18 годам происходит полная компенсация данных изменений. Эти перестройки и являются причинами «переходного возраста». Важно знать, что у детей и подростков, имеющих значимые органические изменения в головном мозге (родовые травмы, ЗПР в раннем возрасте, ЧМТ, эпилепсия, и т.д.) в данный период времени часто происходит сбой, и описанные выше изменения не компенсируются, что может привести к старту тяжелых психических заболеваний именно в этом возрасте.

Таким образом, учитывая все отмеченное выше, все нарушения поведения можно разделить на:

  1. Характерологические (непатологические): преходящие ситуационно обусловленные изменение поведения, проявляющиеся только в определённой среде (микросреде) (только дома, в школе, на улице), которые имеют чёткую психологическую направленность, не ведут к нарушению социальной адаптации (приспособленности в обществе) и не сопровождающиеся расстройствами соматических функций.

  1. Патохарактерологические (патологические): психогенные личностные реакции, которые имеют генерализованный характер (проявляются во всех микросредах жизни ребенка), проявляющиеся в разнообразных отклонениях поведения, ведущих к нарушению социально-психологической адаптации и сопровождающиеся невротическими и соматовегетативными расстройствами.

Таким образом, общие принципы возникновения патологических (болезненных, требующих вмешательства медицины) нарушений поведения можно представить следующими схемами:

 

где B обозначает поведение, P –личность, E –окружение

Возможен ли переход от непатологических к патологическим нарушениям поведения? Да, возможен. Переходу непатологических нарушений поведения в патологические могут способствовать различные факторы внешней среды и эмоционально-психологические особенности ребенка. Этот факт подтверждается работами многих физиологов и врачей (работы К. Леонгарда, П.Б.Ганнушкина, Г.Е. Сухаревой). Результатом трансформации непатологического нарушения поведения в патологическое является возникновение у ребенка или подростка грубых личностных нарушений, определяемых, как психиатрический диагноз.

Патологическое нарушение поведения может быть следующих видов:

  1. Оппозиционно-вызывающее (демонстративное);

  1. Гиперактивное;

  1. Расстройства аутистического спектра;

  1. Смешанные эмоциональные и поведенческие расстройства

Данные формы нарушения поведения зачастую являются неотъемлемой частью таких психических заболеваний, как задержки психо-речевого развития различного генеза, умственная отсталость, аутизм, органическое поражение ЦНС различного генеза, синдром дефицита внимания с гиперактивностью и т.д., и требуют дополнительной медикаментозной и психотерапевтической коррекции.

Ряд психиатров выявили детские реакции, проявляющиеся в подростковом возрасте. К ним относятся:

  • реакция отказов;
  • реакция оппозиции;
  • реакция имитации;
  • реакция компенсации;
  • реакция гиперкомпенсации;

Реакция отказа от контактов, игр, от пищи, чаще всего возникающая у детей, оторванных от матерей, семьи, привычного места жительства. Эта реакция наблюдалась также у инфантильных подростков, когда их насильно отрывали от дома или привычной компании сверстников. У конформных подростков подобная реакция, но в смягченной форме проявлялась при крутой ломке стереотипов.

Реакция оппозиции может быть вызвана чрезмерными претензиями к нему, непосильной для него нагрузкой – требованием отлично учиться, проявлять успехи в каких-либо занятиях, но чаще всего эта реакция является следствием утраты или резкого уменьшения внимания со стороны матери или близких. В детстве  это может случиться при появлении сиблинга, у подростка же эту реакцию может вызвать появление в семье отчима или мачехи. Ребенок разными способами пытается вернуть прежнее внимание к себе (например, представляясь больным), или досадить  тому, на кого это внимание переключилось. У подростков реакция оппозиции может сохраняться, если она укрепилась в детстве. Она ярче проявляется на фоне истероидной акцентуации характера.

Проявления реакции оппозиции у подростков весьма разнообразны – от прогулов и побегов из дому до краж и попыток к самоубийству (чаще всего демонстративных). С целью вернуть утраченное внимание подростки прибегают к нарочитому бравированию алкоголизацией.

Реакция имитации сказывается в стремлении подражать во всем определенному лицу или образу. В детстве предметом для подражания являются родные или старшие из ближайшего окружения, позднее – герои книг и кино, а в подростковом возрасте - звезды шоу-бизнеса. Подросток начинает подражать взрослому в одежде, манере поведения, суждениях.

Причиной серьезных нарушений поведения реакция имитации может стать, когда для подражания служит антисоциальный герой. Не случайно культ гангстеризма, насилий, убийств, грабежа, «преступника-супермена» способствовал росту в США преступности малолетних. Особенно выражена реакция имитации у подростков неустойчивого типа. По мнению К.С.Лебединской, это связано с тем, что среди них много инфантильных.

Реакция компенсации – желание свою слабость и неудачливость в одной области  восполнить успехами в другой – свойственная как детям, так и подросткам. Болезненный, хилый, физически слабый мальчик, неспособный постоять за себя в драке, компенсирует себя отличными успехами в учебе. И, наоборот, трудности в учебе могут компенсироваться «смелым» поведением, предводительством в озорстве и стать причиной нарушений поведения.

Реакция гиперкомпенсации у подростков встречается чаще, чем в детстве. Термин «гиперкомпенсация» впервые употребил А.Адлер для обозначения одного их механизмов неврозов. 

 

    1. Виды нарушений поведения в подростковом возрасте

 

Сложность взаимодействия с подростком со стороны родителей, заключается в необходимости тщательно отслеживать поведение ребенка, чтобы суметь отличить нормальные возрастные проявление от нарушений поведения.

Как уже было отмечено, невозможно точно сказать с какого возраста дети вступают в подростковый период. Разброс достаточно велик, но в общем случае предполагается, что к 13 годам дети обоих полов уже являются подростками. Тем не менее, бывают случаи и более раннего вступления в подростковый возраст – 10-11 лет, а также – более позднего – 15-16 лет.

Вместе с взрослением ребенка и сопровождающими это время сложностями в общении со старшими, у родителей может наступить период «чувства безопасности», когда они облегченно вздыхают, потому что ребенок уже способен не только сам себя обслуживать, но и самостоятельно принимать решения. На самом деле все это не совсем так.

Действительно, подростки полны жизненной энергии и неутолимой жажды к экспериментам со своим самовыражением в обществе. Они все хотят делать «не так» и по-своему. Для этого возраста независимое поведение является нормальным, но есть и проблемы, о которых родители не должны забывать:

Подростковая депрессия. Возглавляют список наиболее распространенных нарушений поведения подростков – депрессия и тревожность. Многие подростки подвергаются воздействию страха, неуверенности и сложных жизненных ситуаций, которые становятся основными причинами для беспокойства. В случае появления резких изменений в поведении ребенка, таких как, слабость, уменьшение социального взаимодействия, изменение аппетита или нарушение сна, родители не должны откладывать с обращением за профессиональной помощью. Раннее распознавание признаков подростковой депрессии, позволят не «упустить момент» и оказать ребенку своевременную поддержку.

Расстройства пищевого поведения. Изменение привычек питания и пропуск приемов пищи, характерны почти для всех подростков, особенно для девочек. В период полового созревания дети очень чувствительно относятся к своей внешности, поэтому могут пропускать приемы пищи в надежде поддержать хорошую фигуру. В некоторой степени, расстройства пищевого поведения являются нормой, но если они принимают патологические формы, это может привести к недостаточности питания, булимии, анорексии и другим серьезным заболеваниям.

Разрушительное поведение. Это нарушение поведения заключается в совершении подростком необдуманных действий, которые являются, по сути, преступлениями и могут угрожать благополучию, здоровью и даже жизни, как самого подростка, так и других людей. Например, некоторые подростки гордятся тем, что нарушают нормы общественного поведения, совершают хулиганские поступки и т.д., испытывая при этом чувство эйфории и вседозволенности. Такое нарушение поведения требует немедленного вмешательства, потому что со временем оно будет становиться все более разрушительным и, в конченом счете, может привести к совершению тяжких преступлений.

Оппозиционные расстройства. Отказ подчиняться любым родительским требованиям и навязчивое желание не соглашаться с любыми замечаниями или предложениями, поступающими со стороны взрослых, также является одним из характерных для подросткового возраста поведенческих расстройств. Оппозиционные расстройства часто наблюдаются у детей в период полового созревания, но они отличаются от периодических протестов, которые не выходят за рамки нормы. Оппозиционные расстройства характеризуются постоянным неповиновением, воинственным упрямством, чрезмерной вспыльчивостью, не проходящей враждебностью и желанием оспаривать любые требования, предложения или замечания взрослых людей.

Другие нарушения поведения подростков

Среди других поведенческих расстройств, которые влияют на подростков, можно перечислить:

  • обсессивно-компульсивное расстройство;

  • синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращенно СДВГ);

  • членовредительство;

  • злоупотребление психоактивными веществами.

Чтобы избежать таких случаев, родители, должны знать об основных возможных поведенческих изменениях в период полового созревания, чтобы своевременно реагировать и правильно выстраивать свои отношения с растущими детьми. Необходимо уважительно относится к частной жизни подростков, давая им определенную степень свободы, но сохраняя при этом родительский контроль. Хорошая связь и взаимопонимание между родителями и подростками является лучшим способом решения проблем, прежде чем они выйдут из-под контроля.

 

 

ГЛАВА 2. ИУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ

2.1. Ход проведения  диагностического этапа

Информация о работе Нарушение поведения подростков