Научно - теоритические знания в рамках психологии мотивационной функции образования (А.К. Маркова, Г.И. Щукина и другие)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 21:17, реферат

Краткое описание

Детский сад - первая и ответственная ступень. Понимание педагогами значимости и сущности целенаправленной подготовки детей к школе играет особую роль. Поступление ребёнка в школу является переломным моментом в его жизни – он вступает в новый тип отношений с окружающими людьми, у него начинают складываться новые формы деятельности. И если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью была игра, то в школе такой становится учебная деятельность.

Содержание

1.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………3-5
2. ГЛАВА 1. Теоретические основы развития мотивационной сферы старших дошкольников
1.1 Мотив как психологическая категория…………………………………………………6-18
1.2 Мотивы в структуре психологической готовности ребенка к школе……18-36
3. ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по изучению развития мотивационной сферы старших дошкольников
2.1 Отбор и анализ диагностического инструментария для обследования мотивационной сферы старших дошкольников……………………………………….37-52
2.2 Оценка уровня развития мотивационной сферы старших дошкольников ДОУ……………………………………………………………………………………………………………..52-60
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………61-62
5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………………..63-65

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по психологии образования.docx

— 228.36 Кб (Скачать файл)

 

 А.Н. Леонтьев глубоко и последовательно  раскрыл отношения в фундаментальной  психологической триаде "потребность-мотив-деятельность". Источником побудительной силы  мотива и соответствующего побуждения  к деятельности выступают актуальные  потребности. Мотив определяется  как предмет, отвечающий потребности, а потому побуждающий и направляющий  деятельность. Деятельность всегда  имеет мотив, ("немотивированная" деятельность - та, мотив которой  скрыт от самого субъекта и/или  внешнего наблюдателя). Однако между  мотивом и потребностью, между  мотивом и деятельностью, а также  между потребностью и деятельностью  нет отношений строгой однозначности. Иначе говоря, один и тот же  предмет может служить удовлетворению  разнообразных потребностей, побуждать  и направлять разные деятельности  и т. д.

 

 Мотивы выполняют следующие  функции (по А.Н. Леонтьеву):

 

- функция побуждения – мотивы-стимулы - выполняют роль дополнительных побуждающих факторов: положительных или отрицательных;

 

- функция смыслообразования – ведущие мотивы или смыслообразующие - побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл.

 

X. Хекхаузен рассматривает функции мотива только в связи с этапами действия — началом, выполнением, завершением. На начальной стадии мотив инициирует действие, стимулирует, побуждает его. Актуализация мотива на стадии выполнения обеспечивает постоянно высокий уровень активности действия. Поддержание мотивации на стадии завершения действия связано с оценкой результатов, с успехом, что способствует подкреплению мотивов.

 

 К компонентам мотива, создающим  его структуру, относят три блока.

 

1. Потребностный блок, который включает в себя биологические, социальные потребности и долженствование.

 

2. Блок "Внутреннего фильтра", в который входят следующие компоненты: предпочтение по внешним признакам, интересы и склонности, уровень притязаний, оценка своих возможностей, учет условий достижения цели, нравственный контроль (убеждения, идеалы, ценности, установки, отношения).

 

3. Целевой блок, в который входят  следующие компоненты: опредмеченное действие, процесс удовлетворения потребностей и потребностная цель.

 

 Все вышеперечисленные компоненты  трех блоков могут проявляться в сознании человека в вербальной или образной форме. Они могут проявляться не все сразу, а поочередно. Один из компонентов в том или ином случае может быть взят за основание действия из конкретного блока. Структура же самого мотива строится из сочетания компонентов, которые обусловили принятое человеком решение.

 

 Существует огромное множество  подходов к пониманию мотива  и его структуры. Различные авторы  дают определения, которые иногда  значительно отличаются друг  от друга. Что их сближает это  использование описательных терминов  вместо объяснительных. Исходя из цели нашего исследования, мы будем придерживаться следующего определения мотива, мотив – это потребность, настоятельность которой является достаточной, чтобы направить человека на ее удовлетворение.

 

 

1.2

 

 

 

 

Виды мотивов

 Мотивы, которые побуждают личность  поступать определенным образом, могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми.

1. Осознаваемые мотивы — это  мотивы, побуждающие человека поступать  и вести себя в соответствии  со своими взглядами, знаниями, принципами. Примеры таких мотивов — большие  жизненные цели, которые направляют  деятельность в течение длительных  периодов жизни. Если человек  не только осознает, в принципе, как надо себя вести (убеждение), но и знает конкретные способы  поведения, определяемые целями  такого поведения, то тогда мотивы  его поведения осознанны.

 

2. Неосознаваемые мотивы. А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, В. Г. Асеев и др. считают, что мотивы — это и осознаваемые, и неосознаваемые побуждения. По мнению Леонтьева, даже когда мотивы не осознаются субъектом, т. е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную деятельность, они выступают в своем косвенном выражении — в форме переживания, желания, хотения.

 

 Мотивы классифицируются также  по их отношению к самой  деятельности.

 

 Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

 

 Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

 

 Внешние мотивы делятся, в свою очередь, на общественные: альтруистические (делать добро людям), мотивы долга и обязанности (перед Родиной, перед своими родными и т. п.) и на личностные: мотивы оценки, успеха, благополучия, самоутверждения. Внутренние мотивы делятся на процессуальные (интерес к процессу деятельности); результативные (интерес к результату деятельности, в том числе познавательный) и мотивы саморазвития (ради развития каких-либо своих качеств и способностей).

 

 Человека побуждает к деятельности  не один, а несколько мотивов. Каждый из них имеет различную  силу. Одни мотивы довольно часто  актуализируются и оказывают  существенное влияние на деятельность  человека, другие действуют только  в определенных обстоятельствах (и в большинстве случаев являются потенциальными мотивами). Проанализируем подробно некоторые виды мотивов.

 

Мотив самоутверждения (стремление утвердить себя в социуме) связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус). Стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности — существенный мотивационный фактор, который побуждает человека интенсивно работать и развиваться.

 

Мотив идентификации с другим человеком - идентификация с другим человеком — стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т.п.). Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для детей и молодежи, которые пытаются наследовать других людей в своих действиях.

 

 Идентификация с другим человеком  приводит к повышению энергетического  потенциала индивида за счет символического "заимствования" энергии у кумира (объекта идентификации): появляются силы, вдохновение, желание работать и действовать так, как делал это герой (кумир, отец и др.).

 

Мотив власти — это стремление субъекта влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти) — одна из самых главных движущих сил человеческих действий, это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.

 

 Мотив власти занимает важное  место в иерархии мотивов. Действия  многих людей (например, руководителей  различных рангов) побуждаются мотивом  власти. Стремление господствовать  над другими людьми и руководить  ими — это мотив, который побуждает  их в процессе деятельности  преодолевать значительные трудности  и прилагать огромные усилия. Человек много работает не  ради саморазвития или удовлетворения  своих познавательных потребностей, а ради того, чтобы получить  влияние на отдельных людей  или коллектив.

 

Процессуально-содержательные мотивы — это побуждение к активности процессов и содержания деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Смысл деятельности во время актуализации процессуально-содержательных мотивов заключается в самой деятельности (процесс и содержание деятельности является тем фактором, который побуждает человека проявлять физическую и интеллектуальную активность).

 

Экстринсивные мотивы — это такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия экстринсивных мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней не связаны (например, престиж или материальные факторы).

 

 Виды экстринсивных мотивов:

 

 а) мотив долга и ответственности  перед обществом, группой, отдельными  людьми;

 

 б) мотивы самоопределения и  самоусовершенствования;

 

 в) стремление получить одобрение  других людей;

 

 г) стремление получить высокий  социальный статус (престижная мотивация).

 

 При отсутствии интереса  к деятельности (процессуально-содержательной  мотивации) существует стремление  к тем внешним атрибутам, которые  может принести деятельность  — к отличным оценкам, к получению  диплома, к славе в будущем;

 

 д) мотивы избегания неприятностей  и наказания (негативная мотивация) — это побуждения, вызывающиеся  осознанием некоторых неприятностей, неудобств, которые могут возникнуть  в случае невыполнения деятельности.

 

 Если в процессе деятельности  экстринсивные мотивы не будут подкреплены процессуально-содержательными (т.е. интересом к содержанию и процессу деятельности), то они не обеспечат максимального эффекта.

 

Мотив саморазвития - стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию — это важный мотив, который побуждает нас много работать и развиваться. По мнению А. Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность.

 

 Некоторые психологи отрицают  существование стремления к саморазвитию  как самостоятельного мотива  деятельности, включая его в структуру  других мотивов (таких, как самоактуализация, самоутверждение и т.п.).

 

Мотив достижения — стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.

 

Мотив аффилиации (от англ. affiliation — присоединение) — стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними. Сущность аффилиации состоит в самоценности общения. Аффилиативное общение — это такое общение, которое приносит удовлетворение, захватывает, нравится человеку. Индивид, однако, может общаться и потому, что пытается уладить свои дела, установить полезные контакты с необходимыми людьми. В таком случае общение побуждается другими мотивами, является средством удовлетворения других потребностей личности и с аффилиативной мотивацией ничего общего не имеет. Целью аффилиативного общения может быть поиск любви (или, во всяком случае, симпатии) со стороны партнера по общению.

 

 В мотивационной сфере личности  представлено огромное количество  мотивов. Существует столько различных  мотивов, сколько существует содержательно  эквивалентных классов отношений "индивид—среда". Каждый из  них требует от личности совершения  определенной деятельности, для его удовлетворения. В каждый отдельный момент жизни, в различных условиях существования у личности можно выделить наличие разных мотивов. Люди различаются по индивидуальным проявлениям (характеру и силе) тех или иных мотивов. У разных людей возможны различные иерархии мотивов. Поведение человека в определенный момент времени мотивируется не любыми или всеми возможными его мотивами, а тем из самых высоких мотивов в иерархии (т. е. из самых сильных), который при данных условиях ближе всех связан с перспективой достижения соответствующего целевого состояния или, наоборот, достижение которого поставлено под сомнение. Такой мотив активируется, становится действенным. Только удовлетворение потребности может способствовать эффективному развитию и существованию личности.

 

 

1.3 Теории мотивации

 

 

 Каждая психологическая школа  подразумевает под мотивом что-то  свое. Единственное, в чем они сходятся, так это в том, что мотив — это какой-то феномен, и этот феномен по своей сущности конкретен и психологичен. Принято выделять следующие подходы к рассмотрению мотива:

 

1) мотив как потребность;

 

2) мотив как побуждение;

 

3) мотив как цель;

 

4) мотив как намерение;

 

5) мотив как свойство личности;

 

6) мотив как состояние.

 

 С точки зрения классификации  Х. Шольца, представляется целесообразным деление теорий мотивации — в зависимости от предмета анализа — на три главных направления:

 

 • Теории, в основе которых  лежит специфическая картина  работника — эти теории исходят  из определенного образа работника, его потребностей и мотивов. К ним относятся такие как "XY-теория" (автор Дуглас Мак-Грегор), теория "Z" Оучи.

 

 • Содержательные теории  — анализируют структуру потребностей  и мотивов личности и их  проявление. Это теория иерархии  потребностей А. Маслоу, теория потребностей К. Альдерфера, теория двух факторов Ф.Герцберга.

 

 • Процессуальные теории  — выходят за рамки отдельного  индивида и изучают влияние  на мотивацию различных факторов  среды. К теориям этого типа  относят теорию трудовой мотивации  Д. Аткинсона, теорию справедливости С. Адамса, теория мотивации В. Врума, теорию Портера — Лоулера, теорию 12 факторов Ричи и Мартина.

 

 Мы рассмотрим только некоторые  из теорий, которые наибольшим  образом подходят для объяснения  мотивационного поведения потребителей.

Информация о работе Научно - теоритические знания в рамках психологии мотивационной функции образования (А.К. Маркова, Г.И. Щукина и другие)