Общественность и общественное мнение в системе общественных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:06, доклад

Краткое описание

Интерес к общественному мнению как публичному мнению существовал еще в античности. На протяжении всего последующего исторического периода общественное мнение интересовало ученых и политиков постольку, поскольку имело отношение к вопросам о власти. В двадцатом веке проблемам, так или иначе связанным с общественным мнением, была посвящена обширная научная и публицистическая литература. В частности, Ю. Хабермас выделяет общественное мнение, связывая его с субъектами последнего, в качестве которых он называет группы правящей элиты, владеющей собственностью. Для Хабермаса общественное мнение — это мнение, выраженное в официальных источниках информации и являющееся инструментом в руках политически доминирующей социальной группы.

Содержание

1. Общественное мнение как состояние массового сознания и структурный элемент ПР (структура, индикаторы, характер, функции)
2. Общественность как главный объект ПР-деятельности: понятие, типология и сегментирование.
3. Механизм формирования и функционирования ОМ. Методы и способы управления общественным мнением
4. Слухи как проявление ОМ. Проблема управления процессом циркуляции слухов
5. Деятельность по связям с общественностью в кризисных ситуациях. Виды кризисов. Информационная работа в условиях конфликта

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (11).docx

— 53.94 Кб (Скачать файл)

 

1. ОМ - специфическое проявление  ОС (массового сознания), выражающееся  в оценках (вербальных и невербальных) и характеризующее явное или  скрытое отношение больших соц.  «неклассических» групп к актуальным  проблемам действительности. Это  специфическое состояние ОС.

Общественное мнение - феномен, который может по-разному реализовывать  себя в разных типах общественных систем в зависимости от социально - политических условий.

Можно говорить о наличии  общественного мнения если этот механизм стабильно функционирует, т.е. реакция  имеет не эпизодический, а постоянный характер.

Также общественное мнение выступает  как социальная власть, т.к. может  повлиять на политические решения. Т.о. можно говорить о том, что ОМ возникает  и функционирует в гражданском  обществе.

В средние века ОМ не могло  быть, т.к. общество было жестко иерархизизировано, с зарождением буржуазного общества, зародились и классы, которые формировались  свободно, что позволяло формироваться  более свободным точкам зрения.

В тотальных режимах все  общественные отношения жестко политизированы, ОМ принимает 2 формы - официальная идеология (извращенная - т.к. не отражает реальных оценок граждан) и неофициальная (неадекватна, тк. Люди не обладают полной информацией).

Чтобы ОМ появилось и адекватно  функционировало необходимо:

Диапазон информации - необходим  большой объем информации, который  функционировал в обществе в массовом масштабе.

Диапазон и характер потребностей, запросов, интересов, в соответствии с которыми общественное явление  попадает в поле ОМ - от общества требуется  определенный уровень образования, культуры и т.д.

ОМ не существует по любому поводу, необходима достоверная информация в большом объеме и интерес  к происходящем событиям.

2)Этапы и средства формирования  ОМ

 

Существует несколько концепций  формирования ОМ:

Уледов считал, что формирование ОМ начинается с того, что происходит какое-либо значимое событие. Затем  появляется индивидуальное мнение, акцент делается на то, что происходи здесь  и сейчас. ОМ формируется одновременно, но не как актуальное, а как потенциальное. Индивидуальное мнение отличается от общественного, значит ОМ формируется  в результате коммуникации, т.к. общение - обмен индивидуальными мнениями. Потребность - стимулятор этого процесса, из которого вырабатывается типическое мнение. Фактор формирования ОМ - наличие  определенного мировоззрения. Оно  выражает себя в системе ценностей  и отношений людей к миру. Т.о. этапы следующие - 1. Возникновение  чувств и представлений в сфере  индивидуального сознания. 2. Обмен  информацией между людьми (ОМ переходит  границы индивидуального сознания и захватывает сферу ОС . С этого  момента и начинается  процесс  становления ОМ

Согласно концепции рациональной модели, в основе механизма формирования ОМ лежит потребность в достижении некого общественного согласия.

Этот механизм можно рассмотреть  так же  по схеме  Жан Пьера  Пажеса: Существует реальность, она  выступает объектом ОМ, так как  субъект с реальностью связан опосредованно, то это информация, воспринятая  им по поводу данной реальности, проблемы, т.е. переданная реальность. Источник передачи реальности - актер (политическая партия, общественное движение и т.д.). Актеры пытаются воздействовать на публику, но напрямую не могут, поэтому действуют  через переданную реальность. При  этом используют СМИ  они ждут реакции  от публики, используя СМИ, так как  оперируют образами стандартного мышления. Публика реагирует, если у нее  существует выраженное ОМ. ( через представления, суждения). Но публика (субъект ОМ, может  воспринять, а может и не  воспринять переданную реальность, следовательно  нужно говорить о познанной реальности. 

Наиболее распространенной является следующая схема:

1. Существует реальность, которая постигается посредством  восприятия

2. У человека существуют  эмоции и чувства, а также  знания как система представлений  о той или иной проблеме. Значительная  часть представлений - на основе  той информации, которая движется  по каналам информации

3. В результате восприятия  формируется «переданная реальность»  - сконструирована СМИ

4. После осознания этой  информации - познанная реальность

5. Формирование представлений.

Сначала представления существуют в индивидуальной форме, затем обсуждаются  и становятся ОМ.

Средства формирования ОМ:

-Большую роль в формировании  ОМ играют СМИ, которые транслируют  информацию с помощью ТВ, печатных  изданий, радио. Часто СМИ формирует  ОМ с помощью рекламы.

-Пропаганда («подлежащее  распространению») - распространение  политических, философских, научных,  художественных и др. взглядов  и идей с целью их внедрения  в общественное сознание и  активизации массовой практической  деятельности. Основные элементы  процесса П.: её субъект (социальная  группа, интересы которой выражает  П.), содержание, формы и методы, средства  или каналы П. (радио, телевидение,  печать, система лекционной П.  и т.д.), объект (аудитория или социальные  общности, которым адресована П.). Решающим для понимания процесса  П. являются социальные интересы  её субъекта, их соотношение с  интересами общества в целом  и отдельных групп, к которым  обращена П. Это определяет  её содержание и оказывает  существенное влияние на выбор  форм, методов и средств П.

-Агитация - выражается в  распространении какой-либо идеи  или лозунга, побуждающих массы  к активному действию.

-Принуждение

-Коммуникация в группах

-Манипуляция

3)Субъекты формирования ОМ.

Субъект формирования ОМ отличается от субъекта - носителя ОМ тем, что сам  является источником и катализатором  того, что может стать ОМ.

Существует несколько  точек зрения по этому вопросу.

Так Хабермас указывает на то, что субъект (как формирования, так и субъект носитель) - публика, состоящая из тех, кто выступает  на собраниях, страницах газет. Резонерствует. Публика обладает 2 характеристиками - образованность, наличие частной  собственности (эти люди выступают  с позиций разума и отстаивают права буржуазного государства). Хабермас подразделяет "сильную", институциональную, и "слабую", неформальную, П. Первая - организованная, формальная - наделена прерогативами принятия и достижения решений. Вторая - неорганизованная, неформальная - есть "публичная сфера", формирующая общественное мнение, распознавая  новые проблемы, которые нуждаются  в широком рассмотрении людьми, свободными от бремени принятия решений. Поэтому  основные черты "слабой" П. - открытость, спонтанность, плюрализм.

Луман отрицает наличие какого-либо субъекта ОМ. Гласность и общедоступность  предполагают наличие нескольких тем, которые могут быть в центре общ  коммуникации. Но обсуждать несколько  тем одновременно невозможно, одна получает предпочтение. Эта тема и  определяет содержание ОМ. Темы живут  в обществе своей жизнью, по своим  закономерностям.

Э. Ноэль - Нойман указывала, что субъектом формирования является некая, возможно изначально небольшая  группа людей, имеющая возможность  протранслировать свою точку зрения на большинство. Большинство людей  стараются избежать ситуации, когда  только им одним приходится разделять  определенные установки и представления. Поэтому люди через изучение своего окружения стараются выявить  как господствующие точки зрения, так и менее популярные. Если индивид  обнаруживает, что разделяемые им установки являются мало распространенными, то скорее всего он не будет выражать их открыто. По крайней мере из-за элементарной боязни остаться в изоляции. Ситуация, когда одни ориентированы на выражение  своего мнения, а другие на его сокрытие приводит к нарастанию спиралеобразного процесса. В ходе него устанавливается  доминирование какой-то одной точки  зрения.

В качестве субъектов формирования ОМ в современном обществе можно  указать:

-     СМИ. Для  постоянной передачи массам людей  сведений о состоянии текущей  "повестки дня" сформировался  специальный социальный институт  – институт новостей. При его  посредстве мы наблюдаем, как  темы, продиктованные модой, событиями,  стечением обстоятельств, либо  сконструированные какими-то политическими,  экономическими и социальными  проектами сменяют друг друга.

-     Конкретные  группы и организации (партии, экономические структуры)

-     Группы - элиты

-     «Эксперты», хорошо  знакомые с той/иной проблемой  и дающие дополнительную информацию  при появлении интереса к этой  проблеме. Суждения "экспертов"  подхватываются всеми остальными, то есть "дилетантами", которых,  конечно, подавляющее большинство  (при этом они могут быть "экспертами" по каким-то другим темам). "Дилетанты"  по-своему упрощают, типизируют "экспертные" мнения и воспроизводят в своих  суждениях. Так работает механизм  ретрансляции "экспертных" мнений, в котором журналисты как профессиональные  ретрансляторы играют ключевую  роль. В конечном счете, по каждой  теме формируется относительно  немногочисленный набор типизированных  мнений, которых придерживаются  и считают "своими" очень  многие люди.

4.Возможности управления и манипулирования ОМ.

Манипуляция - способы социального  воздействия на людей при помощи средств массовой информации, экономических, политических, социальных и иных средств  с целью навязывания определенных идей, ценностей, форм поведения и  т.д.

Управление - сознательное, целенаправленное воздействие на ОМ в целом или  его отдельные элементы на основе использования присущих ОМ объективных  закономерностей и тенденций.

Появление управления и манипуляции  связано с развитием современного общества, где бремя выбора очень  тяжело, и людям хочется его  облегчить, т.е. поступать как все. Человек воспринимается как обыватель, конформист.

Методов манипуляции сознанием, довольно много, но чаще всего выделяются следующие: наклеивание ярлыков, наделение  оскорбительной кличкой, принцип рекомендаций, использование знаменитостей, принцип  переноса (оценка по ассоциации), принцип  простых людей, принцип подтасовки карт, принцип блестящей посредственности (яркое, но абстрактное понятие) и  др.

5. Факторы устойчивости, распространенности, стабильности, интенсивности функционирующего  общественного мнения.

Устойчивость функционирующего общественного мнения зависит от следующего: 1) сохраняющегося интересе людей к его объекту; 2) страстной  убежденности в правоте своей  позиции; 3) стремлении к ее отстаиванию  и защите, 4) преобразовании мнения в  конкретные решения и практические действия.

Общественное мнение в  ряде случаев отличается относительной  стабильностью, т. е. не изменяется. Стабилизаторами  устойчивости здесь выступают социальные потребности, интересы, которые, как  правило, имеют долговременный характер. Одновременно общественное мнение обладает свойством динамичности, т. е. быстрой  реакции на то или иное явление  действительности. Динамичность связана  с актуальностью, остротой проблемы, по которой возникают коллективные оценочные суждения людей.

Распространенность характеризует  масштаб охвата общественного мнения по какому-либо конкретному вопросу  определенных групп людей, по их положению  в социальной структуре или по принадлежности к географическому, социально-экономическому региону (например, общественное мнение рабочих, общественное мнение трудящихся Украины и т. д.). Распространенность зависит как  от объекта, так и от субъекта общественного  мнения, т.е. от темы, которая становится объектом и от социальной группы, которая  в этой теме заинтересована. Интенсивность  выражает ту или иную степень оценочного суждения по основанию «больше-меньше», например, сильно положительное, слабо  отрицательное и т. д.

К основным факторам устойчивости, распространенности, стабильности, интенсивности  относят некоторые характеристики ОМ:

1. Общественный интерес  к проблеме

2. Актуальность темы (относится  как ко времени, так и к  пространству)

3. Дискуссионность - потенциальная  многозначность темы, позволяющей  выразить различные точки зрения

4. Порог доступности - степень  познаваемости, отражаемости проблем  в общественном сознании

5. Компетентность - зависит  от людей, связана с обладанием  специальными знаниями, осведомленностью, неосведомленностью, развитием свобод  в обществе.

6. Информированность

7. Принцип целесообразности - необходимость обсуждать данную  тему, возможный результат.

6. Функции ОМ как коллективного  оценочного отношения. Фунции  ОМ как социального института.Как  коллективного оценочного отношения

1. Регулятивная функция.  ОМ прививает нормы человеческих  отношений. Оно вырабатывает и  внедряет определенные нормы  общественных отношений и оперирует  целым сводом не писанных законом  норм, принципов, традиций, обычаев,  нравов и т. д. Обычно оно  реализует тот кодекс правил, который закреплен в нравственном  сознании людей, групп, коллективов.  Общественное мнение может также  выступать в форме позитивных  или негативных суждений.

2. Оценочная функция - выражает  оценку массами тех или иных  фактов, явлений, оценки складываются  стихийно и не всегда могут  быть адекватны. Очень силен  эмоциональный компонент.

3. Аналитическая и конструктивная. Помогает анализировать факты  и события, выбирать траекторию  дальнейшего движения.

4.Слухи как источник формирования общественного мнения

План:

1. Сущность слухов

2. Функции слухов:

3. Каналы циркуляции слухов

 

1. Сущность слухов

В последнее время отмечается падение доверия населения к  официальным источникам информации. Это подтверждают и массовые опросы общественного мнения. Образующийся в массовом сознании информационный вакуум не может не заполняться недостоверной  массовой информацией, возникающей, в  том числе и на уровне межличностного общения. Особое место среди подобного  рода информации занимают слухи.

Информация о работе Общественность и общественное мнение в системе общественных отношений