Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:06, доклад
Интерес к общественному мнению как публичному мнению существовал еще в античности. На протяжении всего последующего исторического периода общественное мнение интересовало ученых и политиков постольку, поскольку имело отношение к вопросам о власти. В двадцатом веке проблемам, так или иначе связанным с общественным мнением, была посвящена обширная научная и публицистическая литература. В частности, Ю. Хабермас выделяет общественное мнение, связывая его с субъектами последнего, в качестве которых он называет группы правящей элиты, владеющей собственностью. Для Хабермаса общественное мнение — это мнение, выраженное в официальных источниках информации и являющееся инструментом в руках политически доминирующей социальной группы.
1. Общественное мнение как состояние массового сознания и структурный элемент ПР (структура, индикаторы, характер, функции)
2. Общественность как главный объект ПР-деятельности: понятие, типология и сегментирование.
3. Механизм формирования и функционирования ОМ. Методы и способы управления общественным мнением
4. Слухи как проявление ОМ. Проблема управления процессом циркуляции слухов
5. Деятельность по связям с общественностью в кризисных ситуациях. Виды кризисов. Информационная работа в условиях конфликта
1. ОМ - специфическое проявление
ОС (массового сознания), выражающееся
в оценках (вербальных и
Общественное мнение - феномен,
который может по-разному
Можно говорить о наличии общественного мнения если этот механизм стабильно функционирует, т.е. реакция имеет не эпизодический, а постоянный характер.
Также общественное мнение выступает как социальная власть, т.к. может повлиять на политические решения. Т.о. можно говорить о том, что ОМ возникает и функционирует в гражданском обществе.
В средние века ОМ не могло
быть, т.к. общество было жестко иерархизизировано,
с зарождением буржуазного
В тотальных режимах все общественные отношения жестко политизированы, ОМ принимает 2 формы - официальная идеология (извращенная - т.к. не отражает реальных оценок граждан) и неофициальная (неадекватна, тк. Люди не обладают полной информацией).
Чтобы ОМ появилось и адекватно функционировало необходимо:
Диапазон информации - необходим большой объем информации, который функционировал в обществе в массовом масштабе.
Диапазон и характер потребностей, запросов, интересов, в соответствии с которыми общественное явление попадает в поле ОМ - от общества требуется определенный уровень образования, культуры и т.д.
ОМ не существует по любому поводу, необходима достоверная информация в большом объеме и интерес к происходящем событиям.
2)Этапы и средства
Существует несколько
Уледов считал, что формирование
ОМ начинается с того, что происходит
какое-либо значимое событие. Затем
появляется индивидуальное мнение, акцент
делается на то, что происходи здесь
и сейчас. ОМ формируется одновременно,
но не как актуальное, а как потенциальное.
Индивидуальное мнение отличается от
общественного, значит ОМ формируется
в результате коммуникации, т.к. общение
- обмен индивидуальными
Согласно концепции
Этот механизм можно рассмотреть так же по схеме Жан Пьера Пажеса: Существует реальность, она выступает объектом ОМ, так как субъект с реальностью связан опосредованно, то это информация, воспринятая им по поводу данной реальности, проблемы, т.е. переданная реальность. Источник передачи реальности - актер (политическая партия, общественное движение и т.д.). Актеры пытаются воздействовать на публику, но напрямую не могут, поэтому действуют через переданную реальность. При этом используют СМИ они ждут реакции от публики, используя СМИ, так как оперируют образами стандартного мышления. Публика реагирует, если у нее существует выраженное ОМ. ( через представления, суждения). Но публика (субъект ОМ, может воспринять, а может и не воспринять переданную реальность, следовательно нужно говорить о познанной реальности.
Наиболее распространенной является следующая схема:
1. Существует реальность,
которая постигается
2. У человека существуют
эмоции и чувства, а также
знания как система
3. В результате восприятия
формируется «переданная
4. После осознания этой информации - познанная реальность
5. Формирование представлений.
Сначала представления существуют в индивидуальной форме, затем обсуждаются и становятся ОМ.
Средства формирования ОМ:
-Большую роль в формировании
ОМ играют СМИ, которые
-Пропаганда («подлежащее
распространению») - распространение
политических, философских, научных,
художественных и др. взглядов
и идей с целью их внедрения
в общественное сознание и
активизации массовой
-Агитация - выражается в
распространении какой-либо
-Принуждение
-Коммуникация в группах
-Манипуляция
3)Субъекты формирования ОМ.
Субъект формирования ОМ отличается от субъекта - носителя ОМ тем, что сам является источником и катализатором того, что может стать ОМ.
Существует несколько точек зрения по этому вопросу.
Так Хабермас указывает на
то, что субъект (как формирования,
так и субъект носитель) - публика,
состоящая из тех, кто выступает
на собраниях, страницах газет. Резонерствует.
Публика обладает 2 характеристиками
- образованность, наличие частной
собственности (эти люди выступают
с позиций разума и отстаивают
права буржуазного государства)
Луман отрицает наличие какого-либо субъекта ОМ. Гласность и общедоступность предполагают наличие нескольких тем, которые могут быть в центре общ коммуникации. Но обсуждать несколько тем одновременно невозможно, одна получает предпочтение. Эта тема и определяет содержание ОМ. Темы живут в обществе своей жизнью, по своим закономерностям.
Э. Ноэль - Нойман указывала, что субъектом формирования является некая, возможно изначально небольшая группа людей, имеющая возможность протранслировать свою точку зрения на большинство. Большинство людей стараются избежать ситуации, когда только им одним приходится разделять определенные установки и представления. Поэтому люди через изучение своего окружения стараются выявить как господствующие точки зрения, так и менее популярные. Если индивид обнаруживает, что разделяемые им установки являются мало распространенными, то скорее всего он не будет выражать их открыто. По крайней мере из-за элементарной боязни остаться в изоляции. Ситуация, когда одни ориентированы на выражение своего мнения, а другие на его сокрытие приводит к нарастанию спиралеобразного процесса. В ходе него устанавливается доминирование какой-то одной точки зрения.
В качестве субъектов формирования ОМ в современном обществе можно указать:
- СМИ. Для
постоянной передачи массам
- Конкретные группы и организации (партии, экономические структуры)
- Группы - элиты
- «Эксперты», хорошо
знакомые с той/иной проблемой
и дающие дополнительную
4.Возможности управления и манипулирования ОМ.
Манипуляция - способы социального
воздействия на людей при помощи
средств массовой информации, экономических,
политических, социальных и иных средств
с целью навязывания
Управление - сознательное, целенаправленное воздействие на ОМ в целом или его отдельные элементы на основе использования присущих ОМ объективных закономерностей и тенденций.
Появление управления и манипуляции
связано с развитием
Методов манипуляции сознанием,
довольно много, но чаще всего выделяются
следующие: наклеивание ярлыков, наделение
оскорбительной кличкой, принцип рекомендаций,
использование знаменитостей, принцип
переноса (оценка по ассоциации), принцип
простых людей, принцип подтасовки
карт, принцип блестящей
5. Факторы устойчивости, распространенности,
стабильности, интенсивности
Устойчивость функционирующего общественного мнения зависит от следующего: 1) сохраняющегося интересе людей к его объекту; 2) страстной убежденности в правоте своей позиции; 3) стремлении к ее отстаиванию и защите, 4) преобразовании мнения в конкретные решения и практические действия.
Общественное мнение в ряде случаев отличается относительной стабильностью, т. е. не изменяется. Стабилизаторами устойчивости здесь выступают социальные потребности, интересы, которые, как правило, имеют долговременный характер. Одновременно общественное мнение обладает свойством динамичности, т. е. быстрой реакции на то или иное явление действительности. Динамичность связана с актуальностью, остротой проблемы, по которой возникают коллективные оценочные суждения людей.
Распространенность
К основным факторам устойчивости,
распространенности, стабильности, интенсивности
относят некоторые
1. Общественный интерес к проблеме
2. Актуальность темы (относится как ко времени, так и к пространству)
3. Дискуссионность - потенциальная
многозначность темы, позволяющей
выразить различные точки
4. Порог доступности - степень
познаваемости, отражаемости
5. Компетентность - зависит
от людей, связана с
6. Информированность
7. Принцип целесообразности
- необходимость обсуждать
6. Функции ОМ как коллективного
оценочного отношения. Фунции
ОМ как социального института.
1. Регулятивная функция.
ОМ прививает нормы
2. Оценочная функция - выражает оценку массами тех или иных фактов, явлений, оценки складываются стихийно и не всегда могут быть адекватны. Очень силен эмоциональный компонент.
3. Аналитическая и
4.Слухи как источник формирования общественного мнения
План:
1. Сущность слухов
2. Функции слухов:
3. Каналы циркуляции слухов
1. Сущность слухов
В последнее время отмечается падение доверия населения к официальным источникам информации. Это подтверждают и массовые опросы общественного мнения. Образующийся в массовом сознании информационный вакуум не может не заполняться недостоверной массовой информацией, возникающей, в том числе и на уровне межличностного общения. Особое место среди подобного рода информации занимают слухи.
Информация о работе Общественность и общественное мнение в системе общественных отношений