Организация работы по созданию языкового портфолио как средство развития рефлексивных умений учащихся на старшем этапе изучения иност

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 11:37, курсовая работа

Краткое описание

Следовательно, целью работы является организация работы учителя иностранного языка по созданию языкового портфолио как средства развития рефлексивных умений учащихся.
Задачи:
изучить теоретические аспекты проблемы применения языкового портфолио как средства развития рефлексивных умений учащихся;
выделить некоторые приемы развития навыков рефлексии;
подобрать материалы для языкового портфолио как
средство развития рефлексивных умений учащихся на старшем

Содержание

Введение…………………………………………………..…………….…3
Глава 1. Теоретические аспекты развития рефлексивных умений
через использование языкового портфолио
1.1. Понятие рефлексии. Рефлексивные умения. ……………….……... 6
1.2. Понятие портфолио…………………………………………………....9
1.3. Возможности портфолио для формирования рефлексивных умений
…………………………………….………………………………………. 14
Глава 2. Практическое использование языкового портфолио как
средство развития рефлексивных умений учащихся на старшем
этапе изучения иностранного языка
2.1. Приемы развития рефлексивных умений при создании языкового
портфолио на старшем этапе изучения иностранного языка…………..17
2.2. Обзор дополнительных материалов для языкового портфолио
для формирования рефлексивных умений на старшем этапе
изучения ИЯ……………………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………….31
Список использованной литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

Помимо психологического фактора, рефлексия на уроке английского  языка – вид учебного упражнения, направленного на формирование умения выразить свое отношение, используя личное оценочное суждение. [8,с.56]

Рефлексия может  осуществляться на любом этапе урока. Она направлена на осознание пройденного  пути, на сбор в общую копилку  замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока  с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими.

Исходя из функций  рефлексии, предлагается следующая  классификация:

- рефлексия настроения и эмоционального состояния;

- рефлексия деятельности;

- рефлексия содержания учебного материала.

Данные виды рефлексии могут проводиться  как в индивидуальной, так и  в коллективной (групповой) формах. При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать  цель занятия, содержание и трудности  учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Этот вид  рефлексии целесообразно проводить  учителю в начале урока с целью  установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Для учащихся определение своего эмоционального состояния также важно, так как это может объяснить удачи или неудачи при выполнении той или иной деятельности, проследить, как меняется их настроение, а используемые приемы разнообразят урок и внесут элементы игры.

Мы опишем некоторые  приемы работы, которые можно использовать при проведении данного вида рефлексии.

Самый простой  вариант – предложить учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагается выбрать рисунок в начале и в конце деятельности, который соответствует их настроению. Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению.

Интересен, на наш взгляд, и прием с различными цветовыми изображениями. У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают или вклеивают в тетрадь карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока.

Можно также  использовать и прием «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой», когда ваза будет полная, нужно посмотреть, цветы, какого цвета преобладают, а затем обсудить это с учащимися. Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку.

Еще один цветовой прием «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево листочки одного цвета, если нет, - другого.

Но нужно  помнить, какому настроению соответствует  какой цвет:

красный – восторженное;

оранжевый - радостное, теплое;

желтый - светлое, приятное;

зеленый - спокойное;

синий - неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый - тревожное, напряженное;

черный - упадок, уныние.

Если учитель  хочет закончить урок на более  высоком эмоциональном уровне, к  чему располагает также и содержание урока, то можно использовать еще один вариант - эмоционально-художественную рефлексию: учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая — радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению, объясняют свой выбор.

Эмоционально - музыкальная концовка. Учащиеся слушают  фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора  произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная.  Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению, и объясняют свой выбор. Если есть время, то можно предложить учащимся выразить свое эмоциональное настроение в виде рисунка, а в конце провести выставку рисунков с пояснениями «художников». Старшие ребята могут оценить не только настроение, но и свое эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят удивления.

Эти простые  приемы формируют такие компоненты образовательной компетенции как оценочный и экзистенциальный, а причина изменения настроения учащихся в ходе урока - это ценная информация для учителя на размышление и корректировку своей деятельности.

                Рефлексия содержания учебного материала

Этот вид  рефлексии используется для выявления  уровня осознания содержания пройденного. Приемы этой группы рефлексии помогают выяснить отношение к изучаемой  проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

Эффективен  прием незаконченного предложения (тезиса), когда учащимся даются возможные варианты незаконченных фраз, связанных непосредственно с тематикой урока.

Прием «Выбор афоризма». Для включения учащихся в урок учитель предлагает 2 – 3 высказывания выдающихся людей. Их можно использовать в качестве фонетической и речевой зарядки. Затем учащиеся воспроизводят его в памяти. В конце урока вновь возвращаемся к этим афоризмам. Учащиеся вновь выбирают то высказывание, которое соответствует теме урока, обосновывая свой выбор. Использование афоризмов делает речь более яркой, образной, насыщенной. Нельзя не учитывать и нравственный аспект данной работы.

Эффективен  прием рефлексии достижения цели. Цель урока записывается на доске  и в конце урока проводится обсуждение ее достижения. Для стимулирования мотивации можно использовать еще один прием - «Дерево цели». На листе ватмана изображено дерево. Каждый ученик прикрепляет листочек зеленого цвета. На одной стороне учащиеся пишут свою личную цель – что бы он хотел узнать, понять, какую информацию получить по данной теме. В конце прохождения темы каждый ученик пишет на своем листке, достиг ли свою цель частично или полностью. Учащие делают выводы и обсуждают их.

Интересен прием  оценки «приращения» знаний и достижения целей. Учащиеся расчерчивают две колонки, в одной они пишут высказывания «Я не знал… », в другой - «Теперь я знаю…». Здесь учащиеся могут оценить свой взгляд на проблему или тему раньше и сейчас.

Прием "да - нет". Учащиеся получают листок. На одной  стороне стоит знак (!), где они  пишут, на какие вопросы по теме (проблеме) они получили ответ. На обратной стороне стоит знак (?), и здесь учащиеся пишут, на какие вопросы они хотели получить ответ, но не получили. Анализ ответов учащихся поможет учителю в постановке задач и планировании следующего урока, а учащимся даст материал для последующего саморазвития.

Следующий прием «Что, если ...?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если ...?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся.

Прием рефлексии  в форме синквейна (пятистишия), который  является моментом соединения старого знания с новым - осмысленным, пережитым, выстроенным:

первая строка - название темы;

вторая - описание темы в двух словах - признаках, прилагательных;

третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами;

четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывает отношение к теме;

последняя строка - синоним, который повторяет суть темы.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение. Также  этот прием используется в технологии «развитие критического мышления, чтения и письма», так как ученик сам размышляет, осмысливает то, что он понял, усвоил и передает это в сжатой форме, выделяя основное, главное.

Приемы этого  вида рефлексии служат для развития объектного компонента образовательной компетенции, обеспечивая процесс движения от задачи к воплощенному результату.

                                 Рефлексия деятельности

Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приемы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? - вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания,  защите проектных работ, а также дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. Вот некоторые приемы, которые на наш взгляд, можно использовать для реализации данного вида рефлексии.

Самооценка  активности на каждом этапе урока.

 Если учитель ведет урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху («Лестница успеха»). Целесообразно на этапе рефлексии еще раз вспомнить и акцентировать внимание учащихся на эффективности работы, с использованием алгоритма, т.е. в определенной последовательности. Например, на заключительных этапах изучения темы  учащиеся, работая над проектом, получают памятки с указанием наиболее общей последовательности или руководство, где подробно описаны действия, даны функциональные смысловые содержательные опоры. Анализируя свою деятельность по предложенному алгоритму в процессе работы над проектом, учащиеся приходят к следующему выводу: процесс работы не менее важен, чем результат, и он строится в логике деятельности. А в случае неудачи учащиеся видят, на каком этапе они не доработали и на какие моменты обратить внимание в следующий раз.

Также можно  использовать ситуации рефлексии деятельности, которые выступают как элементы урока, посвящённые обсуждению исполненной  и исполняемой деятельности, её анализу. В процессе рефлексии учащимся предлагается назвать, например, этапы деятельности; главное в работе; удачные приёмы, которые обеспечили успех; что и почему не удалось достичь на уроке; что нужно изменить в деятельности; что каждый понял и чему научился. С помощью рефлексии структурируется, осознаётся предметная деятельность.

На старшей  ступени обучения, если учитель проводит модульное занятие по какой-либо технологии или использует новые, необычные  приемы/методы работы на уроке, то в  конце урока можно провести технологическую  распаковку урока, где раскрываются все этапы, - что делали и как это делали.

Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, мы должны анализировать не только содержание выполненного задания (например, проекта), но и качество работы. Для этого одному из членов группы (можно лидеру) выдается «Алгоритм наблюдения за общением членов группы в ходе совместной деятельности», в конце урока предлагается проанализировать результаты и сделать выводы. Алгоритм можно сократить, адаптировать к возрасту учащихся. Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.

Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.

Также предлагается довольно простая и удобная в  использовании оценочная карта. Цель ее - научить адекватно оценивать себя и своих товарищей.

          я

   напарник              

      группа  

      класс              

     учитель


 

В конце урока  можно дать ребятам небольшую анкету,  которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.

Для того чтобы  закончить урок на положительной  ноте, можно воспользоваться одним  из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого. Можно побудить учащихся также сделать краткие записи - обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания, замечания и т.д. на немецком языке.

Все эти виды рефлексии, как уже говорилось, могут  быть как коллективными, так и  индивидуальными.

Индивидуальная  письменная (личностная) рефлексия  должна служить как бы логическим завершением урока, его осмыслением. Формы проведения самые разнообразные - тесты, мини-сочинения, эссе, письмо другу, опорный конспект, схема, таблица, а также синквейн, о котором уже говорилось выше.

Коллективная  или групповая рефлексия. Коллективная учебная деятельность в группе как организационная форма создает оптимальные условия для овладения иноязычным общением.  Для организации рефлексии в группе, прежде всего, используются опорные слова и фразы для высказываний, различные организационные структуры с пошаговым перечислением действий, которые позволяют включить учащихся в рефлексию анализа каждого действия, его результатов.

Все эти приемы - это не самоцель, а серьезная  подготовка к постоянной внутренней рефлексии, которая способствует развитию трех важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI веке, чтобы не чувствовать себя изгоем.

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а  ученик, анализируя, осознает свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Информация о работе Организация работы по созданию языкового портфолио как средство развития рефлексивных умений учащихся на старшем этапе изучения иност