Основные проблемы профилактики насилия в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 10:07, реферат

Краткое описание

Цель исследования - организация социальной работы с семьями, пострадавшими от насилия и разработка рекомендаций по организации помощи семье.
Задачи:
1. Определение признаков и содержания внутрисемейного насилия.
2. Разработка комплексной стратегии по предотвращению и искоренению насилия в семье.

Содержание

Введение 3
Глава I. Роль социальной работы и оказание помощи жертвам насилия 6
1.1. Социальная проблематизация насилия в семье 6
1.2. Насилие и агрессия 8
1.3. Социально-психологическая работа с жертвами насилия 15
Выводы по I главе 23
Глава II. Особенности социальной помощи детям, пострадавшим от насилия 24
2.1. Насилие над детьми, его формы. 24
2.2. Профилактика насилия над детьми. 36
2.3. Разработка рекомендаций по организации помощи семье 43
Выводы по II главе 47
Заключение 48
Список литературы 49
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Профилактика насилия в семье.doc

— 354.50 Кб (Скачать файл)

Психологическое (эмоциональное) насилие – причинение человеку душевных страданий, брань и оскорбления  в его адрес, угрозы, причинение физической боли, изоляции, также формирование и развитие чувства страха.

Психологическое насилие  выражается также в форме оскорблений, угроз, грубости, высмеивания, запретов на встречи с друзьями и занятий  любимыми делами, мучений и убийстве животных, дорогих человеку.

Психологическое насилие  зачастую бывает трудно распознать и идентифицировать, т. к. в отличие от физического насилия, явные признаки насилия редко видны, а последствия могут быть чрезвычайно тяжелыми.

В российском законодательстве в отношении психологического насилия  употребляется словосочетание «угроза применение насилия», под которым понимается устранение, запугивание жертвы с применением физического насилия. Кроме того, психическое насилие может включать причинение душевной или психической травмы и ограничение свободы волеизъявления (независимо от реальности наступления физического вреда).

Экономическое насилие  – единоличный контроль за расходованием  денег (зависимому члену семьи выдается только строго определенная сумма денег, за которую он должен полностью отчитаться), лишение права голоса при расходовании денег, присвоение одними членами семьи собственности, либо сбережений без согласия других, принуждение к работе или запрещение работать.

Семейное насилие –  это агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате которых объекту насилия могут быть причинены вред, травмы, унижение или иногда смерть. Такие действия могут представлять собой физическое и сексуальное насилие, порчу личного имущества и неудовлетворение базовых потребностей.

Использование насилия  происходит при деструктивных формах развития конфликтов. Характеризуется враждебностью, агрессивностью в отношениях между субъектами, нанесением преднамеренного, либо непреднамеренного ущерба, вреда.

Насилие порождает страдание, а оно содержит в себе исполнение желаний, вызывает удовольствие.

Модели факторов насилия  в семье:

  1. Психопатические, центрированные на предрасположенностях к насилию родителей (алкоголь, наркотики, агрессивность, коммуникативная некомпетентность, суицидальные наклонности, депрессивность и т. п.) и детей (недоношенность, болезненность, физические и психические недостатки и т. п.).
  2. Социальные, объясняющие насилие внешние (социальные) факторы и условия (бедность, низкий уровень дохода, безработица, низкий образовательный и культурный уровень и т. п.).
  3. Психосоциальные, стремящиеся интегрировать психологические и социальные факторы насилия, в данных моделях факторы насилия подразделяются на структурные, ситуативные и коммуникативные, причем именно последние являются ключевыми и определяющими проявлениями насилия в семье.

Нарушения, возникающие  после насилия, затрагивают все  уровни человеческого функционирования. Патогенное влияние на личность и  психику ребенка различных типов  насилия не оставляет сомнений.

Очень важно рассматривать  последствия насилия, пережитого ребенком, учитывая его возрастные особенности. В разные периоды жизни реакция на подобную психологическую травму может проявляться по-разному. (Приложение 11) Наиболее общими симптомами, в зависимости от возраста являются:

- детей до 3 лет –  страхи, спутанность чувств, в поведении отмечаются нарушение сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми, сексуальные игры;

- для школьников –  тревога, боязливость, спутанность  чувств, чувство вины, стыда, отвращения, чувство беспомощности, испорченности,  в поведении отмечается регрессия, отстраненность, агрессия, сексуальные игры, мастурбация.

- для детей младшего  школьного возраста – амбивалентность  чувств по отношению к взрослым, сложности в определении семейных  ролей, страх, чувство стыда,  отвращение, испорченности, недоверие к миру, в поведении отмечается отстраненность от людей, нарушение сна, аппетита, агрессивное поведение, ощущение «грязного тела», молчаливость, либо неожиданная разговорчивость, сексуальные действия с другими детьми;

- для детей 9-13 лет – то же, что и для детей младшего школьного возраста, а также депрессия, чувство потери ощущений, в поведении отмечается изоляция, манипулирование другими детьми с целью получения сексуального удовлетворения, противоречивое поведение;

- для подростков 13-18 лет – отвращение, стыд, вина, недоверие, сексуальное нарушение, несформированность социальных ролей и своей роли в семье, чувство собственной ненужности, в поведении отмечаются попытки суицида, ухода из дома, агрессивное поведение, избегание телесной и эмоциональной интимности, противоречивость поведения.

Во взрослой жизни  последствия насилия проявляются  в форме психоматических заболеваний, различных злоупотреблений (наркотики, алкоголь и т. п.), различные нарушения, связанные с неприятием своего тела, отмечается нарушения в сексуальных отношениях с партнером.

Насилие, пережитое в  детстве, может приводить к долгосрочным последствиям, зачастую влияющим на всю  дальнейшую жизнь. Люди, которые подверглись  насилию в детстве, обычно приобретают  склонность к агрессии и проявлению насилия в своей семье по отношению к близким.

Агрессивность – это  поведенческая реакция человека на значимые противоречия и раздражающие факторы, которые направлены на причинение ущерба (физического, морального, психического) другим индивидам. При этом причинение ущерба не является самоцелью.

Различают несколько  видов (типов) агрессии (Приложение №1):

  1. Реактивная агрессия – возникает в ответ на предшествующую провокацию.
  2. Проактивная агрессия – возникает при отсутствии провокаций.
  3. Сверхактивная агрессия (особый вид реактивной агрессии) – тенденция реагировать мощной агрессией даже на самую слабую провокацию.
  4. Физическая агрессия – использование физической силы в акте  агрессии против другого живого существа.
  5. Вербальная агрессия – нападение осуществляется либо в словесной форме (ругательства, проклятия, угрозы), либо негативные чувства выражаются агрессором в виде криков, визгов или в иной подобной форме.
  6. Враждебная агрессия – намеренное причинение вреда другому живому существу.
  7. Инструментальная агрессия – использование агрессивного поведения в качестве инструмента для достижения своей цели.
  8. Аутоагрессия – агрессия, направленная на самого себя и проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений, крайняя форма – самоубийство.

Основной причиной возникновения  и проявления агрессии является: индивидуально-типологические особенности, биологические факторы, наследственность, воспитание или негативные средовые воздействия.

На агрессию влияет ряд  факторов:

  1. Личностная характеристика (предвзятая атрибуция агрессии). Она представляет собой тенденцию предписывать другим людям враждебные намерения, даже когда таковые отсутствуют.
  2. Темперамент – проявляется в самом раннем детстве и обычно не меняется  в течение жизни.
  3. Авторитаризм – авторитарные люди более агрессивны.
  4. Чувство стыда.
  5. Половые различия.
  6. Национальная принадлежность оказывает определенное влияние на формирование агрессивного поведения, т. к. существуют культуры, в которых присутствуют положительное отношение к проявлению агрессивности.
  7. Телевидение.
  8. Наследственность – влияет на чувствительность нервной системы к возбудителям агрессии.
  9. Химический состав крови человека – оказывает значительное влияние на чувствительность нервной системы к стимуляции агрессии.
  10. Алкоголь – усиливает агрессивность, стирает индивидуальность и растормаживает, снижая уровень вменяемости личности и способность человека учитывать последствия совершаемых действий.

Так же у людей агрессивность  усиливает боль, причем как физическую, так и душевную. Особенно сильным возбудителем является атакующее поведение другого человека.

Всегда следует иметь  в виде, что биологические процессы протекают в социальном контексте. Поэтому следует признать, что  на агрессию действует разные решающие влияния.

    1. Социально-психологическая работа с жертвами насилия

Социальная работа с  людьми, подвергшимися насилию, предусматривает  накопление опыта, как мирового, так  и авторских методик и индивидуальных примеров выяснения причин и последствий  проявления насилия, агрессии, а также разработку социальных мер по предупреждению и преодолению насилия.

Существует ряд общепризнанных подходов к изучению проявления насилия: биологический, психологический и  социальный.

Социальный подход исходит  из анализа социальных условий формирования и жизнедеятельности личности. Нормы, образцы поведения, принятые обществом, способствуют его солидаризации, но сами эти нормы, правила подвергаются сомнению и разрушению. Социальные условия не только трансформируют агрессивные качества характера, эмоции, но и содержат мотив проявления агрессии и насилия.

Насилию подвержены любые  категории населения: дети, молодежь,  женщины, пожилые люди, мужчины, иммигранты, мигранты, иностранцы и др. Оно становится неотъемлемым компонентом окружающей среды, а значит, непосредственно влияет на формирование личности. Продолжается рост преступлений связанных с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность.

Так, по данным МВД РФ, темпы роста детской преступности в 10 раз опережают темпы роста  взрослой преступности. При этом 96,8 тыс. детей, преступивших закон, нигде не работают и не учатся. Общая численность детей и подростков, состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних, достигла 585 тыс. (16, с. 40-44).

Жертвами насилия все  больше становятся женщины. Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г. была принята специальная декларация «Об искоренении насилия в отношении женщин». Например, с 1993 г. в Москве действует Кризисный центр для женщин при Семейном фонде, который проводит телефонное и очное консультирование пострадавших от домашнего насилия.

Сущность социальной работы с женщинами можно кратко сформулировать так: существует 3 группы задач: по их спасению, по поддержанию  функционирования и по развитию. В  конкретных индивидуальных и социальных условиях на передний план выходит та или иная группа.

Так в случае реальной опасности для жизни и здоровья женщин и детей могут использоваться приюты-стационары, кризисные центры, убежища с комплексом своих социальных услуг. Острые экономические затруднения  дают право женщине обращаться за адресной социальной и экстренной помощью.

Поддержание социального  функционирования может обеспечиваться социально-психологической реабилитацией  и поддержкой женщин в трудной  жизненной ситуации, мероприятиями  по переподготовке или переобучению их более нужным профессиям, консультациями или иной правовой помощью для защиты их прав.

Задачи социального  развития могут обеспечиваться деятельностью по поддержанию групп самопомощи и взаимопомощи, ассоциаций защиты социальных и иных прав женщин, содействием самозанятости и самообеспеченности.

Легко заметить, что все  эти задачи, как правило, выполняются  социальными работниками совместно  с сотрудниками различных сфер социального  комплекса – правоохранительными  органами, службами занятости, медицинскими и образовательными учреждениями и т. п.

Оказание экстренной социальной заключается в разовом, единичном содействии индивиду или  семье, оказавшимся в состоянии затруднения, путем выдачи денег, продуктов или вещей. Подобная помощь может быть оказана отнюдь не только маргинальным слоям, но и, например, гражданам, попавшим в чужой город.

Адресная социальная помощь оказывается малообеспеченным слоям населения и состоит  также в выдаче денег, продуктов  и вещей, но может предоставляться  неоднократно. Получателями этих видов помощи могут быть различные категории населения, в первую очередь представители социально неблагополучных семей.

Социальное убежище, социальный приют, социальная гостиница – учреждения социальной помощи стационарного типа. В этих учреждениях предоставляется возможность временного пребывания для лиц, попавших в тяжелую жизненную  ситуацию, в первую очередь для детей и женщин. Клиенты таких учреждений могут укрыться в них от семейной жестокости, а сотрудники оказывают им социально-психологическую помощь, юридические услуги, помогают в случае необходимости в защите прав.

Особая функция таких  гостиниц – помощь несовершеннолетним беременным, для которых их состояние  не редко оборачивается необходимостью бегства из дома и школы. Социальные учреждения проводят не только медицинскую и социально-психологическую реабилитацию клиентов, но и оказывают помощь в жизнеустройстве, включая содействие в получении жилья, продолжении образования, трудоустройстве, устройстве при необходимости в семью новорожденного ребенка, если несовершеннолетняя мать отказывается от него.

Информация о работе Основные проблемы профилактики насилия в семье