Основные факторы развития субъектности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

При субъектном системно-деятельностном подходе личность рассматривается как относительно устойчивая совокупность психических свойств, как результат включения индивида в пространство межиндивидуальных связей, где взаимоотношения в группе могут трактоваться как носители личности ее участников; «идеальная представительность» индивида в жизнедеятельности других людей. Индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность быть личностью и обнаруживает способность стать личностью, реализуемые в социально значимой деятельности. Этим определяется развитие человека как личности, как субъекта деятельности. Формирующиеся в ходе развития способности и регуляторные психологические функции воспроизводят в личности, исторически сформировавшиеся субъектные качества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты развития субъектности……………..…...6
1.1.Понятие субъектности в психолого-педагогической теории и практики…6
1.2.Условия и средства развития субъектности……………………………….11
Глава 2. Основные факторы развития субъектности человека…………18
2.1. Факторы развития субъектности в раннем детстве ………………………18
2.2. Факторы развития субъектности в подростковом возрасте и юности…..34
Заключение………………………………………………………………………41
Литература………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 91.89 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические  аспекты развития субъектности……………..…...6

1.1.Понятие субъектности в психолого-педагогической теории и практики…6

1.2.Условия и средства развития субъектности……………………………….11

Глава 2.  Основные факторы развития субъектности человека…………18

2.1. Факторы развития субъектности в раннем детстве ………………………18

2.2. Факторы развития субъектности в подростковом возрасте и юности…..34

Заключение………………………………………………………………………41

Литература……………………………………………………………………….44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В рамках системно-деятельностного историко-эволюционного подхода разрабатывается схема детерминации развития личности. В этой схеме свойства человека как индивида рассматриваются как «безличные» предпосылки развития личности, которые в процессе жизненного пути могут стать продуктом этого развития. При таком подходе образовательная среда представляет собой источник, питающий развитие личности, а не «фактор», непосредственно определяющий поведение. Будучи условием осуществления деятельности человеком, образовательная среда несет те духовно-нравственные нормы, ценности, роли, церемонии, орудия, системы знаков, с которыми сталкивается индивид.

Подлинными источниками  и движущей силой развития субъектности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, приобщение индивида к культуре, через преобразование своих поступков и деяний, мира, других людей и себя, идет самоосуществление индивидуальности и обогащение жизни общества.

 Взаимоотношение между  индивидом как продуктом антропогенеза,  личностью, усвоившей общественно-исторический  опыт, и индивидуальностью, преобразующий  мир, может быть передано формулой:

Индивидом рождаются.

Личностью становятся.

Индивидуальность отстаивают 1.

При субъектном системно-деятельностном подходе личность рассматривается как относительно устойчивая совокупность психических свойств, как результат включения индивида в пространство межиндивидуальных связей, где взаимоотношения в группе могут трактоваться как носители личности ее участников; «идеальная представительность» индивида в жизнедеятельности других людей. Индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность быть личностью и обнаруживает способность стать личностью, реализуемые в социально значимой деятельности. Этим определяется развитие человека как личности, как субъекта деятельности. Формирующиеся в ходе развития способности и регуляторные психологические функции воспроизводят в личности, исторически сформировавшиеся субъектные качества.

Личность, как отмечал  В.Э.Ильенков, возникает только тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект осуществлять деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне – тем социокультурным пространством, в лоно которого он проникается к человеческой жизни, к человеческой деятельности2. «Именно всестороннее, гармоничное (а не уродливо однобокое) развитие каждого человека отмечает далее автор, и является главным условием рождения личности, умеющей самостоятельно определять пути своей жизни, своё место в ней, своё дело, интересное и важное для всех, в том числе и для него самого» 3. При этом особо заметим, что психика человека, его личностные или субъектные качества и особенности закреплены в продуктах материальной и духовной культуры общества социокультурного пространства), которые при определенных условиях усвоения становятся собственной психической деятельностью субъекта.

В настоящее время субъектный подход к исследованию психологической  реальности становится приоритетным. Субъектность приобретает статус методологического принципа и одновременно является предметом изучения. Анализируются феномены субъектности (В.А. Петровский), компоненты субъектного опыта (А.К. Осницкий), механизмы субъектности (В.А. Татенко); изучаются закономерности развития субъектного начала человека в онтогенезе (А.В. Захарова, Д.И. Фельдштейн, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман), принципы организации образовательных систем, развивающих субъектность (В.В. Давыдов). Однако все еще остается известная неопределенность значения самого понятия субъектности, ее онтологического статуса, морфологии.

Актуальность: В данный момент наблюдается значительный рост исследований, посвященных понятию и развитию субъектности человека, возникает необходимость определения той главной ступени, на которой определенным образом закладывается и формируется субъектность человека,  и каковы же основные факторы, влияющие на развитие субъктности личности.

Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема курсового исследования: «Факторы развития субъектности».

Цель исследования: теоретическое изучение особенностей развития субъектности человека.

Задачи работы:

  1. провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических основ развития субъектности человека;
  2. определить факторы, влияющие на развитие субъектности;
  3. разработать выводы и рекомендации.

Объект исследования: факторы, влияющие на развитие субъектности человека.

Предметом работы –  субъектность человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты развития субъектности

    1. Понятие субъектности в психолого-педагогической теории и практики

 

Чувство собственной активности – внутреннее чувство, связанное  с претерпеванием собственной активности. Оно возникает в ритме действования, на переходах усилий (телесных напряжений), т.е., в пределе, на переходах усилие-не усилие и не усилие-усилие4. Здесь необходимо подчеркнуть, что я имею в виду претерпевание именно собственной активности. Однако ведь, вовсе не дано, что на телесности индивида «встретятся» его претерпевание и его активность. Не дано то, что претерпевание будет активным, и индивид будет претерпевать именно свое действие, т.е. не окажется объектом, претерпевающим внешние ему воздействия. Тем самым, не дано и то, что претерпевание будет отображено в некоем преобразовании и образ поля этого преобразования окажется образом (экраном) претерпевания и «пробным телом» самочувствия. Если не окажется, то и самочувствие будет локально-точечным, мгновенным и не воссоздаваемым.

Для А.Н.Леонтьева главным  превращением, характеризующим возникновение  психики, является превращение стимула  в предмет, которое и задает переход  к ощущению. Именно это превращение  А.Н.Леонтьев воссоздавал в своих экспериментальных работах 5.

Для А.В.Запорожца условием возникновения произвольного движения является его превращение из неощущаемого в ощущаемое. Это превращение также экспериментально воссоздано6.

Эксперименты, проводившиеся  под руководством А.Н.Леонтьева и  под руководством А.В.Запорожца (шедшие параллельно в конце 50-х годов  прошлого века, но так и не сопоставленные друг с другом7, выявляли две стороны одного и того же акта.

А.В.Запорожец, изучая ощущение собственного движения, моделировал  его, задавая своеобразное экранирование  ритма глубокой чувствительности (вегетативного  ритма), т.е. его видимое отображение, и показывал, что чувство собственного движения возникает в пробах такого экранирования.

А.Н.Леонтьев, не занимаясь  открыто чувством собственного движения, тем не менее показывал, что, например, звуковысотное различение (слышание) возникает в случаях, когда опробуется и воссоздается отображение слышимого в специальном голосовом или, даже, тактильном интонировании. Подобное опробование и воссоздание А.Н.Леонтьев называл уподоблением действия предмету. Так была введена категория предметности. Важно то, что, в данном случае, «предмет» отображает, экранирует и, тем самым, объективирует и удерживает неявное и лабильное чувство. Важно и то, что сам этот «предмет» не дан, а должен быть обнаружен и воссоздан в специальных пробах.

Две стороны акта, который  изучался, суть: обнаружение и воссоздание  отображенного внутреннего усилия (А.В.Запорожец) и обнаружение и  воссоздание того отображения (образа), в котором становится явленным некое  внутреннее усилие (А.Н.Леонтьев). Внутреннее уподобление (проигрывание) и внешне-действенное построение его (именно его) образа – таковы два искомых совокупного действия, в котором «встречаются» претерпевание и активность. Надо отметить специально, что встреча активности и претерпевания, понятая как порождение их взаимоотображения, осуществима лишь в совокупном действии 8.

В совокупном действии должны порождаться ситуация и пространство, в которых телесность и образ  находятся в режиме взаимоопробования и в которых рождается игра с их обратимостью. Можно сказать, что в таких пространствах моделируется взаимность претерпевания и активности как взаимность телесности и ее образа.

Однако же, подобное пространство строится не как «головная схема», а как «живая модель», концентрат жизненных событий. Здесь модель не отрешена от жизненной реальности, а, наоборот, концентрирует реальность, открывая в ней самой сокрытую полноту и истинность9. Онтогенез можно представить как ритмическую смену подобных моделей и «игровых площадок» - ритм развертывания Событий воссоздания Истока Субъектности. В таком представлении делается ясной догадка Д.Б.Эльконина о существе психики. В своих научных дневниках Д.Б.Эльконин записал: «Суть, смысл [подчеркнуто автором – Б.Э.] психической деятельности заключается не в том, что она происходит во внутреннем плане, а в том, что она есть деятельность, осуществляющая определенную функцию – действие в действительности через модель. В этом суть дела. Надо понять саму психическую деятельность как внешнюю. Это единственный путь ее изучения».

Движущие силы развития –  суть те сущностные силы, посредством  которых систематически воссоздаются жизненные модели – события встречи  активности и претерпевания.

Главным требованием современного общества сегодня выступает потребность  в воспитании человека как самоценной, уникальной личности и автора своей  судьбы. Во взаимодействии обучающегося и общества главную роль играет личность школьника: именно она определяет направленность этого взаимодействия, проявляя себя субъектом или принимая себя в  качестве объекта воздействия со стороны различных социальных структур.

Воспитательный процесс  обладает широкими потенциальными возможностями  развития личности, а также способствует формированию активной позиции школьника, что выражается в развитии способности  к самореализации; формировании личностных качеств, ценностных ориентаций, познавательной активности; стремлении к самоактуализации. Все перечисленные компоненты субъектности, развивающиеся в процессе воспитательного воздействия на школьника, постоянно меняются местами, приобретая то большую, то меньшую значимость и эффективность в зависимости от возрастных, типологических, индивидуальных и других особенностей личности, способствуют успешной социализации учащегося, формированию его мировосприятия.

Проблема социализации личности ребенка впервые находит свое отражение в 60-х годах XX века. В  этот период А.В. Сухомлинский говорит  о социализации как важнейшей  предпосылке формирования воспитательной силы коллектива. По его мнению, общественная сущность человека проявляется именно в отношениях, связях с другими  людьми, при этом ведущую роль в  процессе социализации автор определяет семье10. В конце 70-х – в начале 80-х гг. XX века освящаются вопросы социологии воспитания и образования, проблема социализации рассматривается как процесс социальной эволюции человека.

В современных психолого-педагогических исследованиях выделяются значимые стороны социализации:

- взаимосвязь стихийных  и организованных воздействий  среды средствами образования  (О.С. Газман, В.А. Караковский, Т.Н. Мальковская, Л.И. Новикова);

 

- влияние факторов, институтов  и агентов социализации (И.С. Кон,  А.В. Мудрик);

- освоение воспитанниками  норм, ценностей, установок общества (Б.П. Битинас, Л.П. Буева, В.В. Сериков, Н.Е. Щуркова);

- творческая самореализация  личности в социуме (Е.В. Бондаревская, В.И. Слободчиков).

Рассматривая социализацию как педагогический процесс, вслед  за Н.Ф. Головановой выделим ее компоненты: цель, содержание, средства, функции социализации11. Содержание процесса социализации определяют как культура и психология общества, так и социальный опыт ребенка. Средствами здесь выступают факторы социализации (социально-политическая жизнь общества, этнокультурные условия, демографическая ситуация), социальные институты (семья, школа и т.п.), отношения12. Взаимодействуя, средства выполняют различные функции: информационно-образовательную, организационно-регулирующую, регулятивно-контролирующую и стимулирующую. Цель процесса включена во все средства социализации и выражается в нормативных образцах, стереотипах и традициях, предъявляется в качестве стимулов. Механизм процесса социализации носит личностный характер и реализуется в деятельности обучающегося, организация, мотивация, осмысление, переживание и стимулирование которой составляют сущность воспитания.

Таким образом, воспитательные воздействия на школьника могут  быть эффективными лишь в том случае, когда личность осознает, принимает  их, проявляет активность. Соответственно, приоритетной задачей современного воспитания становится развитие субъектности ребенка по отношению к себе, ко всем своим действиям, к обществу – качества, предполагающего не пассивное ожидание, а активные действия при опоре на себя, свой потенциал  личностного развития.

Информация о работе Основные факторы развития субъектности человека