Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2014 в 11:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
2. Раскрыть понятие межличностных отношений в психологической науке;
3. Рассмотреть возрастные особенности младших школьников;
4. Рассмотреть способы, приемы, методы способствующие развитию межличностных отношений младшего школьника;
5. Провести исследование на выявление групповой динамики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы и проблемы межличностных отношений младшего школьника. ……………………………………………… 6
1.1 Понятие и характеристика межличностных отношений. Различные подходы к пониманию межличностных отношений………………………….. 6
1.2 Особенности межличностных отношений младшего школьника. .. 11 1.3 Способы, приемы, методы способствующие развитию межличностных отношений младшего школьника. ……………………………………… 18
Выводы по главе 1…………………………………………………………….. 31
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию межличностных отношений младших школьников……………………………………………. 33
2.1 Обоснование и описание выбранных методик…………………………… 33
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента… 43
Выводы по гл.2………………………………………………………………. 52
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по психологии..docx

— 167.91 Кб (Скачать файл)

Ситуация соревнования (в методике «Мозаика» детям говорилось, что они собирают картинку на время) была в равной степени значима как для учеников 2, так и 3 класса. Здесь дети часто интересовались: «Кто быстрее? Кто лучше?» Сравнивали себя: «Что я хуже других?»

В экспериментах с 3 классом появляется такое явление как подсказка.

Причём делается она с расчётом на то, что взрослый не заметит её. Тут подсказка - помощь товарищу, которая совершается в обход учебным правилам и нормам.

Итак, обобщая результаты наблюдения за взаимодействиями детей на разных этапах младшего школьного возраста, можно выделить следующие особенности во взаимоотношениях детей 2 и 3 классов:

      • контакты детей 2 класса часто беспредметны и несодержательны.

Основная задача этих взаимодействий - физическая разгрузка, отдых. В то время как в 3 классе они имеют предмет, содержательны и устойчивы.

      • Устойчивых отношений, дружеских пар во 2 классе мало, граница между участниками учебного коллектива и другими людьми слабо дифференцирована. В третьем же классе много дружеских пар, детей, симпатизирующих друг другу. Существует чувство общности, целостности учебного коллектива, и вмешательство в него чужого человека резко обращает на себя внимание. Ребятами осознаётся место каждого ученика в классной иерархии.
      • Направленность действий и поведение второклассников в большинстве случаев продиктованы желанием привлечь внимание учителя и ориентацией на его мнение. Можно сказать, что учащиеся 3 класса в своих поступках больше ориентируются на сверстника, на построение отношений с ним.
      • Несмотря на некоторую эгоцентричность и обращенность второклассников на педагога, они могут, как предложить свою помощь сверстнику, так и обратиться за ней. Но в такой ситуации предпочтительнее всего либо сверстник, которого похвалил учитель, либо приятель. Третьеклассники охотно помогают друг другу, в своем стремлении оказать помощь могут даже нарушить учебную норму (например, подсказать).

 

      • Второклассники в большей степени обнаруживают склонность к тщательному соблюдению учебных норм и правил, ориентацию на них в построении своего поведения и оценке поведения другого. В третьем же классе дети не так сильно ориентируются на правило. Они уже могут оценить способности и возможности другого, сравнивая себя с ним.

    Ученики по-разному относятся к своим товарищам: одних одноклассников ученик выбирает, других не выбирает, третьих отвергает; отношение к одним устойчиво, к другим не устойчиво.

    Анализ наблюдений, собранных об учениках, занимающих неблагоприятное место в системе межличностных отношений, показывает, что наиболее распространенная черта этих детей - неуживчивость из-за аффективности. Она проявляется в драчливости, вспыльчивости, грубости, упрямстве. Эти качества характера затрудняют общение с одноклассниками и делают ученика, обладающего ими, несимпатичным. Многие из учеников этой группы лживы, неопрятны, неряшливы, у них более низкий, чем у большинства одноклассников, уровень общего развития. Немногие из них стремятся к уединению. Отдельные ученики этой группы имеют хорошие способности, хорошо учатся, но отрицательные черты принижают их место в системе межличностных отношений.

    Таким образом, по результатам наблюдения можно сделать вывод о том, что межличностные отношения сверстников младшего школьного возраста зависят от многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Эти все факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте