Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:22, курсовая работа
Современная школа находится на стадии динамического обновления, постоянно происходит совершенствование содержания, организационных форм, а также инновационных технологий обучения. Но, учителя постоянно сталкиваются с нежеланием ребенка учиться. В связи с этим, основной задачей стоящей перед учителем в средней общеобразовательной школе является создание психолого-педагогических условий для развития мотивации учебной деятельности.
Проблема мотивации учения содержит большие резервы в плане поиска эффективных методов обучения школьников, наиболее совершенных способов формирования навыков и умений, повышения их интеллектуальной активности, более оперативной ориентации в широком информационном поле.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ...................................................................5
1.1. Общая характеристика мотивации учения в отечественной психологии...............................................................................................................5
1.2. Особенности мотивации учебной деятельности подростков..............................................................................................................12
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ............................................20
2.1. Исследование мотивов учения подростков………………………..20
2.2. Рекомендации учителю по формированию мотивации учебной деятельности подростков……………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................34
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………38
Эмоциональная жизнь подростка связана с ростом его самосознания и вместе с тем с неустойчивостью его самооценки.
Учителю необходимо знать причины спада школьной мотивации в подростковом возрасте.
1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
2. Изменяется отношение ученика к учителю и отношение учителя к ученику.
3. У девочек 6-7 классов снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.
4. Проявляется личная значимость предмета.
5. Меняется продуктивность учебной деятельности.
6. Часто отмечается непонимание цели учения.
7. Наблюдается страх перед школой.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ
2.1. Исследование мотивов учения подростков
Исследование проводилось в МОУ СОШ №33 г. Волгограда. Учащимся была предложена анкета «Мотивы учения учащихся» с целью выявления доминирующих мотивов учения и общего отношения к учебному процессу. Возрастной состав исследуемых – 10-15 лет. Всего обследовано 125 учащихся.
Для достижения намеченной цели в своей опытно-экспериментальной работе были поставлены следующие задачи:
1. Выявить доминирующие мотивы учения подростков;
2. Проанализировать результаты исследования;
3. Наметить пути стимулирования и осознания мотивов учения подростков.
По результатам анкеты (Приложение №1) выделяются следующие мотивы учения:
Проанализировав результаты, мы пришли к следующим выводам: на первое место учащиеся поставили мотивы долга и ответственности, а также мотивы самоопределения и самосовершенствования. Данные мотивы являются доминирующими мотивами учения у большинства учеников. На втором месте - мотив собственного благополучия. Третье место занимают мотивы престижности, мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности, мотивы отношения к процессу учения. Мотивы, порождаемые преимущественно самой учебной деятельностью составляют важнейший компонент в отношении школьников к учению. Сюда входят разнообразные учебные интересы, удовлетворение, которое дает ребенку трудовое усилие, напряженная интеллектуальная деятельность, преодоление трудностей и т.д. Значение этих мотивов учебной деятельности определяется тем, что процесс усвоения знаний составляет основное содержание интеллектуальной деятельности детей школьного возраста. Таким образом, учебные познавательные интересы, а также другие моменты учения, связанные с самим процессом усвоения знаний, в свою очередь, являются важнейшими мотивами, побуждающими учебную деятельность школьников. Как показало исследование, данные мотивы не являются доминирующими у школьников в целом.
Рассмотрим мотивы, связанные
с косвенным продуктом учения,
с тем, что лежит вне самой
учебной деятельности. Это широкие
социальные мотивы: мотивы долга и
ответственности перед
Рисунок 1
Рисунок 2
Следующая группа мотивов – узколичностные. Рассмотрим мотив собственного благополучия, связанный со стремлением получить одобрение со стороны учителей, родителей, одноклассников, желание получать хорошие отметки. Наибольшего показателя он достигает у восьмиклассников.
Рисунок 3
И мотив престижности, выражающийся в желании быть среди первых учеников, быть лучшим, занять достойное место среди товарищей. Самые низкие показатели развития мы наблюдаем у учащихся девятых классов.
Рисунок 4
Рассмотрим мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, связанные с ее прямым продуктом. Мотив, связанный с содержанием учения: учиться побуждает стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действия, проникать в суть явления. Как видно из диаграммы, самые низкие показатели у девятиклассников. Динамика этих мотивов в проведенном исследовании такова, что вначале идет возрастание этого показателя, а потом резкое снижение. Особой разницы мы не увидели, сравнивая общеобразовательные классы и классы с углубленным изучением предметов.
Рисунок 5
Рассмотрим далее второй из учебно-познавательных мотивов, мотив связанный с процессом учения. Учиться побуждает стремление к проявлению интеллектуальной активности, потребность думать, рассудать на уроке, преодолевать препятствия в процессе решения трудных задач. Динамика развития этих мотивов примерно такая же, что и в предыдущем случае.
Рисунок 6
Продемонстрируем все полученные графики уровня развития доминирующих мотивов в 6-9 классах.
Рисунок 7
Рисунок 8
Рисунок 9
Рисунок 10
Полученные результаты говорят о неравномерности развития доминирующих мотивов, наиболее зримо в этом возрасте совершенствуются социальные мотивы учения. Широкие социальные мотивы обогащаются представлениями о нравственных ценностях общества, становятся более осознанными в связи с ростом самосознания подростка в целом. К концу подросткового возраста может наблюдаться устойчивое доминирование какого-либо мотива. Осознание подростком соподчинения, сравнительной значимости мотивов означает, что в этом возрасте складывается осознанная система. Подросток овладевает умением ставить гибкие цели, закладывается умение ставить и перспективные цели, связанные с приближающимся этапом социального и профессионального самоопределения. Но, как показывают результаты исследования, у девятиклассников происходит снижение мотивации учения в целом, хотя возможно было предположить обратные значения. В связи с этим, в следующей части работы, мы предлагаем рекомендации учителю по формированию мотивации учебной деятельности подростков.
2.2. Рекомендации учителю по формированию мотивации учебной деятельности
Значительное влияние на мотивацию учения и ее развитие может оказать учитель, используя в своей работе определенные методы и приемы.
Комплексная реализация мотивационного обеспечения учебного процесса включает в себя:
- формирование
целей познавательной
- целенаправленное применение различных приемов побуждения;
- стимулирование психических процессов (прежде всего мышления);
- возбуждение актуальных потребностно-мотивационных состояний;
- формирование познавательных навыков;
- создание
ситуаций, моделирующих и
- подкрепление
положительных побуждений
- создание
благоприятных условий для
Работа учителя, прямо направленная на упрочнение и развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействий:
Какие же задания и
упражнения может применять учитель
для целенаправленного
Можно начать с укрепления чувства «открытости» к воздействиям, т.е. к обучаемости. Могут использоваться упражнения на сотрудничество со взрослыми. Сначала на материале задачи, на поиск новых подходов к задаче. Следующая группа упражнений - это упражнения на целеполагание школьников в учении, прежде всего на реалистичность в целеполагании. Надо укреплять адекватную самооценку и уровень притязаний. В упражнении на закрепление адекватной самооценки важно учить школьников грамотному объяснению своих успехов и неудач. Становлению адекватной самооценки и уровня притязаний способствуют упражнения на решение задач максимальной для себя трудности, переживание неудачи и самоанализ не только ее внешних причин в виде трудности задачи, но и внутренних причин - своих способностей в целом и усилий при решении данной задачи. Особым видом работы по формированию у учащихся адекватного уровня притязаний и самооценки является обдуманное поощрение их учителем. Для мотивации школьника более важной, чем оценка учителя оказывается скрытая в отметке информация о его возможностях. Оценка учителя повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания. Другим правилом выставления отметки учителем для поощрения мотивации является такой прием, когда он сравнивает успехи не с успехами других учеников, а с его прежними результатами. Формирование учебной мотивации на отдельных этапах урока.
Какую бы деятельность ученики ни осуществляли, они должны иметь психологическую полную структуру - от понимания и постановки школьниками целей и задач через выполнение действий, приемов, способов и до осуществления действий самоконтроля и самооценки. Остановимся конкретнее на этапах формирования мотивации на отдельных этапах урока.
А) Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений, вызывать мотивы относительной неудовлетворенности («но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»), усилить мотивы ориентации на предстоящую работу, усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.
Б) Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Здесь учитель ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и письменной, трудной и легкой и т.п.).
В) Этап завершения урока. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. На уроках усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени освоения новых знаний и умений.
Основные развивающие педагогические задачи, которые могут быть использованы учителем, стремящимся проводить целенаправленную работу по формированию мотивации и умения учиться: формировать у школьников умение учиться - расширять фонд действенных знаний, отрабатывать каждый из видов, уровней и этапов усвоения знаний; формировать у учащихся понимание целей и задач, их активное принятие для себя, самостоятельную постановку целей и задач учащимися, их формулирование: формировать у учащихся умение выполнять отдельные учебные действия и их последовательность (сначала по инструкции, затем самостоятельно); обучать школьников приемам самоконтроля и адекватной самооценки (по этапам работы в соответствии с объективными требованиями и со своими индивидуальными возможностями); обучать школьников умениям ставить промежуточные цели в своей учебной работе, планировать отдельные учебные действия и их последовательность, преодолевать затруднения и помехи при их реализации, рассчитывать свои силы; формировать у школьников умения осознавать свои мотивы в учебной работе, сознательно их сопоставлять и делать обоснованный выбор.
Формирование мотивации учения у отстающих детей.
В рамках урока осуществляется индивидуальный подход к формированию мотивации отстающих детей. В целом формирование мотивации учения и умения учиться у отстающих учеников включает следующие направления: прежде всего восстановление положительного отношения к учению и к отдельным учебным предметам и занятиям, для чего следует начинать с решения этими учениками доступных им задач, поддерживающих их уверенность в успехе, подкреплять даже маленькие удачи, создавать условия для положительных переживаний успеха, часто спрашивать, терпеливо выслушивать. При формировании положительного отношения к учению следует предусматривать специальную работу по формированию направленности на поиск разных способов решения задачи вместо узкой ориентации только на результат; упражнения по отработке умений учащихся ставить и достигать цели, составлять план своей работы, связывать отдельные действия в систему, выполнять сложные предписания учителя, что в целом улучшит дисциплинированность этих детей; упражнения по формированию оценочных действий школьников, для чего привлекать самого ученика к оценке своих и чужих знаний, ориентироваться при этом на предыдущие успехи данного ученика, усиливать адекватные критические суждения самого ученика, чаще применять комментирование учителем своей оценки, учитывать, что мотивации учения способствуют более однородный состав класса и совпадения норм внутригрупповых оценок. Кроме того, у отстающих детей важно укреплять собственное умение учиться: устранять пробелы в знаниях, расширять запас знаний и развивать знаний по всем их параметрам (полнота, системность, гибкость, действенность и прочность); обучать учащихся выполнению действий по инструкции, четкой их последовательности при понимании детей неизбежности и полноты контроля учителя с детальным объяснением нового материала, с использованием наглядных опор, с проговариванием, с обязательным доведением каждого действия до этапа автоматизации; специально обучать более сложным действиям. В работе с неуспевающими необходимо реализовать все изложенное, имея в виду, что начинать лучше с упражнений на постановку целей и стимулирование мотивов, параллельно укрепляя умение учится, постепенно и дробно отрабатывая его звенья. Специально надо предусмотреть преодоление у отдельных детей «выученной беспомощности» как следствие длительных неудач, часто укрепляющих неуважение детей к себе.
Информация о работе Особенности мотивации учебной деятельности подростков