Особенности нравственного сознания у детей младшего школьного возраста в зависимости от типа родительского отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Изучить особенности нравственного сознания детей младшего школьного возраста, в зависимости от типа родительского отношения.
Объект исследования: Дети младшего школьного возраста и их родители.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы особенностей нравственного сознания младших школьников.
1.1 Понятие «нравственное сознание»..………………..……………..………….6
1.2 Особенности нравственного сознания младшего школьника……………..15
1.3 Понятие «родительские отношения», и его типы…………………………..22
1.4 Роль семьи в формировании нравственного сознания в младшем школьном возрасте………………………………………………………………………….....27

Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей нравственного сознания детей младшего школьного возраста в зависимости от родительского отношения.
2.1 Программа исследования……………………………………………………32
2.2 Анализ и интерпретация результатов………………………………………33

Вывод……………………………………………………………………………...52
Заключение……………………………………………………………………….53
Список используемой литературы……………………………………………...54
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 528.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное агентство  по образованию

Образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа.

Тема: Особенности  нравственного сознания у детей  младшего школьного возраста в зависимости  от типа родительского отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар.

2011год.

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы особенностей нравственного сознания младших школьников.

1.1 Понятие «нравственное сознание»..………………..……………..………….6

1.2 Особенности нравственного сознания младшего школьника……………..15

1.3 Понятие «родительские отношения», и его типы…………………………..22

1.4 Роль семьи в формировании нравственного сознания в младшем школьном возрасте………………………………………………………………………….....27

 

Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей нравственного сознания детей младшего школьного возраста в зависимости от родительского отношения.

2.1 Программа исследования……………………………………………………32

2.2 Анализ и интерпретация результатов………………………………………33

 

Вывод……………………………………………………………………………...52

Заключение……………………………………………………………………….53

Список используемой литературы……………………………………………...54

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Важнейшей составной  частью всестороннего и гармоничного развития личности является ее нравственное формирование. Так что же такое нравственность?

У Ожегова С.И.: «Нравственность  — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». [13]

Аристотель: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».

Ницше: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю».

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного  убеждения закладывается в детстве  и раннем отрочестве, когда добро  и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

Традиционно главным  институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы развития личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Овладевая новым знанием, ребенок опирается на мнения родителей, на их авторитет. Однако настоящим помощником детей в нравственном освоении ими действительности может считать себя тот родитель, который обладает способностью чутко улавливать, как дети реагируют на каждое событие и что побуждает их избирать из множества возможных вариантов поступка тот, который соответствует нормам морали.

В трудах многих ученых (О.С. Богданова, Н.И. Болдырев, Е.В. Бондаревская, Т.Е. Конникова, И.С. Марьенко, В.И. Петрова, Л.И. Рувинский, О.И. Рута, И.Ф. Харламов) убедительно раскрыт и обоснован структурно-целостный подход к решению проблемы нравственного развития детей в контексте детско-родительских отношений.

В семье ребенок осваивает  социальные навыки, познает нормы  поведения, именно в семье он психологически защищен и находит убежище  от стрессов, перегрузок, получаемых извне. Но каждая семья индивидуальна; в ней свой стиль детско-родительских отношений, который положительно или отрицательно влияет на нравственное развитие ребенка.

Все вышеизложенное определило тему нашего исследования «Особенности нравственного сознания детей младшего школьного возраста в зависимости от типа родительского отношения».

Цель исследования: Изучить особенности  нравственного сознания детей младшего школьного возраста, в зависимости от типа родительского отношения.

Объект исследования:  Дети младшего школьного возраста и их родители.

Предмет исследования: Тип родительского отношения, нравственное сознание детей младшего школьного возраста.

Гипотеза: Мы предполагаем, что тип родительского отношения будет оказывать влияние на нравственное сознание у детей младшего школьного возраста. У детей, чьи родители имеют благоприятный тип родительского отношения, будут наблюдаться более высокие показатели нравственного сознания, чем у детей, чьи родители имеют неблагоприятный тип родительского отношения.

 

 

 

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме влияния типа родительского отношения на нравственное сознание детей младшего школьного возраста.

2. Разработать программу исследования проблемы влияния типа родительского отношения на нравственное сознание детей младшего школьного возраста.

3. Осуществить исследование по проблеме влияния типа родительского отношения на особенности нравственного сознания у детей младшего школьного возраста.

4. Обработать и проанализировать полученные результаты по проблеме, сделать выводы.

Для реализации поставленных задач нами были подобраны следующие  методики:

  1. Тест – опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В Столин.
  2. Методика «Закончи предложение»
  3. Методика «Закончи историю»
  4. Методика «Проигрышная лотерея»

Организация работы: Исследование проводилось в МОУ СОШ  с. Корткерос, в 4 «Б», 4 «В» и 4 «А» классах.

В экспериментальной части исследования приняли участие 30 детей (15 человек – в «Б» классе, 15 человек - в «В» классе и 2 человека – в «А» классе)  и 30 родителей (матерей) у этих детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретический анализ понятия нравственного сознания младших школьников.

 

1.1 Понятие «нравственное сознание»

 

Для того чтобы понять, что представляет собой нравственное сознание младшего школьника, надо рассмотреть, что обозначает каждое из этих категориальных понятий. Одно из первых понятий, которое мы будем рассматривать, будет «сознание».

Сознание — это  одна из форм, в которой объективная  действительность отражается в психике человека. Согласно культурно-историческому подходу, характерной особенностью сознания является то, что промежуточным звеном между объективной реальностью и сознанием являются элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира. [23]

Нравственность - это  понятие, которое является синонимом  морали, хотя в теории этики существуют и различные трактовки этих терминов. Например, мораль рассматривается как  форма сознания, а нравственность - это сфера нравов, обычаев, практических поступков.

Нравственность - регулирующая функция человеческого поведения.[23]

Нравственное сознание одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия. Оно  содержит в себе исторически изменяющиеся нравственные отношения, представляющие собой субъективную сторону морали. В основе нравственного сознания находится категория нравственности. [18]

В нравственном сознании отражаются общественные явления и  поступки людей с точки зрения их ценности. Под ценностью понимается нравственное значение личности или коллектива, определенных поступков и ценностные представления (нормы, принципы, понятия добра и зла, справедливости).

Специфика нравственного  сознания заключается в том, что в нем отражены стихийно сформировавшиеся нормы, оценки и принципы, подкрепленные обычаями и традициями. Выполнение нравственных требований личности оценивается обществом, оно не связано с официальными полномочиями определенных его представителей. Человек сам может оценить свои поступки и происходящие события, опираясь на моральные нормы, поэтому выступает как субъект с достаточно развитым уровнем нравственного сознания. Один и тот же поступок может быть оценен разными людьми по-разному (даже противоположно). [18]

Моральное сознание начинается с оценки. Это оценочная форма  отражения. В качестве критериев  нравственной оценки выступают все  нравственные категории, в которых  концентрируются в максимально  обобщенной форме представления  о том, каким в идеале должен быть человек (добро – зло, честь, совесть, справедливость, долг, благо, счастье и др.). Высшая форма оценки – «добро».

 Нравственное сознание  существует в виде норм (нормативная  форма отражения). Нравственная норма  – это особое правило, требование  общества к личности, которое предписывает осуществлять определенное поведение. Она относится и к моральному сознанию, и к моральной практике, так как является фактом сознания и фактом его реализации. Отступление от нравственных норм осуждается обществом.

 Однако моральные нормы (в отличие от правовых) имеют внутренний, самоуправляющий характер. Если право реализуется через особые институты, то мораль – это внутренний закон личности. Поэтому за нарушением нравственных норм не следуют практически-карательные санкции со стороны общества (суд, тюрьма, штраф и т.д.). Оно остается на совести самого человека. При отсутствии особых нравственных институтов моральное сознание реализуется на основе чисто духовных механизмов – через традиции, привычки, авторитет, общественное мнение и т.п.

 Еще одна особенность  нравственного сознания – его  преимущественно эмоциональный  характер, ибо первая нравственная  оценка часто дается эмоционально. Рациональное понимание (разум)  иногда как бы подспудно, неосознанно  содержится в нравственной оценке. Здесь мы можем говорить об обыденно-психологическом уровне морального сознания.

В психологических исследованиях  нравственной сферы личности можно  выделить самостоятельные направления, изучающие:

Когнитивный компонент: нравственные убеждения, знания, представления, понятия, оценочные суждения, ценности и ценностные ориентации, самосознание.

Эмоциональный компонент: нравственные чувства и переживания.

Поведенческий компонент: нравственные действия, привычки, поступки, отношения.

Исследования когнитивной составляющей нравственной сферы личности. Нравственное сознание, как и сознание в целом, по мнению Л.Н.Антилоговой, представляет собой сложную многоуровневую и полиструктурную систему. В нравственном сознании исследователь выделяет убеждения и ценностные ориентации, которые составляют ядро нравственного сознания: нравственные способности, мотивы и нравственные качества, представляющие собой три основные сферы нравственного сознания: эмоционально-чувственную (нравственные эмоции и чувства), рациональную (нравственные знания), волевую (воля) сферы.

Нравственное сознание, согласно И.М. Ильичевой, является частью целостного сознания и отличается способностью отражать объективную действительность под императивно-оценочным углом  зрения; способностью определенным образом относиться к отражаемым событиям, явлениям, поступкам и связанным с этим переживаниям человека, проявляющимся в различных нравственных чувствах; способностью к самопознанию, итогом чего становится обоснование человеком своей моральной позиции; способностью к целеполаганию, под которым подразумевается свободный выбор субъектом своих действий на основе сравнительной оценки вариантов возможных целей в морально-эстетическом аспекте; способностью посредством языка обеспечить коммуникацию людей, сохранять и передавать новым поколениям накопленный моральный опыт. Нравственному сознанию в целом присущ ряд общих функций: познавательная, оценочная, регулятивная и др. [15]

По мнению Л.И.Божович, нравственные убеждения являются частью мировоззрения личности и представляют собой устойчивую обобщенную систему взглядов на мораль.[4]

 Нравственные оценочные  суждения, выступающие основанием  для морального выбора и проверки  соответствия поведения человека  социальным стандартам, рассматривались  в работах О.Г. Дробницкого, Б.О. Николаечива и др. Нравственное самосознание включает в себя осознанное отношение человека к своим нравственным качествам, установкам, а также соотношение реального нравственного «Я» личности и нравственного «Я-идеала».

Б.С. Братусь отмечает, что нравственное самосознание определяется ценностно- ориентационными установками, т.е. направленностью и в целом мировоззрением личности. Он выделяет высшие смысловые образования, или «личностные ценности», которые и определяют отношение человека к миру, к себе, к другим людям и выражают нравственную позицию личности. [5]

Информация о работе Особенности нравственного сознания у детей младшего школьного возраста в зависимости от типа родительского отношения