Особенности нравственного сознания у детей младшего школьного возраста в зависимости от типа родительского отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Изучить особенности нравственного сознания детей младшего школьного возраста, в зависимости от типа родительского отношения.
Объект исследования: Дети младшего школьного возраста и их родители.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы особенностей нравственного сознания младших школьников.
1.1 Понятие «нравственное сознание»..………………..……………..………….6
1.2 Особенности нравственного сознания младшего школьника……………..15
1.3 Понятие «родительские отношения», и его типы…………………………..22
1.4 Роль семьи в формировании нравственного сознания в младшем школьном возрасте………………………………………………………………………….....27

Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей нравственного сознания детей младшего школьного возраста в зависимости от родительского отношения.
2.1 Программа исследования……………………………………………………32
2.2 Анализ и интерпретация результатов………………………………………33

Вывод……………………………………………………………………………...52
Заключение……………………………………………………………………….53
Список используемой литературы……………………………………………...54
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 528.00 Кб (Скачать файл)

Но дети, чьи родители имеют неблагоприятный тип родительского  отношения имеют более активные и устойчивые нравственные ориентиры,  чем дети, чьи родители имеют благоприятный тип родительского отношения. Им свойственны адекватные эмоциональные реакции. Такие дети обосновывают свой выбор нравственными установками.

Отсюда следует, что чем благоприятнее тип родительского отношения тем выше уровень нравственного сознания ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Сравнивая данные по этой методике и результаты тестов, направленных на выявление у детей отношения к нравственным нормам, мы обнаружили, что одним из факторов, влияющих на нравственное сознание младших школьников, являются особенности родительского отношения к ребёнку: стили воспитания, позиция родителей по отношению к ребёнку.

Мы предполагали, что  тип родительского отношения  будет оказывать влияние на нравственное сознание у детей младшего школьного возраста. У детей, чьи родители имеют благоприятный тип родительского отношения, будет наблюдаться более высокое нравственное сознание, чем у детей, чьи родители имеют неблагоприятный тип родительского отношения.

Учитывая психологические  характеристики типов родительского  отношения мы можем сделать вывод, что наша гипотеза частично подтвердилась. А именно: у детей, чьи родители имеют благоприятный тип родительского отношения, наблюдается более высокое нравственное сознание, чем у детей, чьи родители имеют неблагоприятный тип родительского отношения. Однако, в эмоциональном отношении к нравственным нормам у детей, чьи родители имеют неблагоприятный тип родительского отношения, проявляются активные и устойчивые нравственные ориентиры, чем у детей, чьи родители имеют благоприятный тип родительского отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая  литература:

 

1. Архиреева Т.В. Родительские позиции как условия отношения к себе ребенка младшего школьного возраста: Автореф. дис. на соискание уч. степени канд. психол. наук.- М., 1990.- 19 с.

2. Архиреева Т.В. Влияние родительского воспитания на самоотношение младшего школьника // Вопросы психологии. – 2006. № 3. — С. 67 - 77.

3. Белогай К.Н. Особенности воспитания детей в семье родителями разного пола // Семейная психология и семейная терапия – 2007 – №2

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. М.; Воронеж, 1995.-352 с.

5. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности.- М.: Знание, 1985. - 64 с.

6. Варюхина С. И. Истоки доброты. – Минск, 1987

7. Григорович Л.А. Педагогика и психология. – М., 2004 г.

8. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности. / О.Г. Дробницкий – М.: Просвещение, 1977. – 376 с.

9. Дружинин В.Н. Психология семьи. М.: КСП, 1996. — 160 с.

10. Емельянова М.Н. Родительские стереотипы и реальности школьной жизни / / Начальная школа плюс. – М., 2006. №11. – С.32 - 36.

11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 2004.

12. Лидерс А.Г., Спирева Е.Н. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителей // Семейная психология и семейная терапия. – М., 2001. № 4. — С. 71 - 74.

13. Ожегов С.И и Шведова Н.Ю «Толковый словарь русского языка» -М,. 2002. –С.423,

14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -СПб: «Питер», 2000 - 712 с.

15. Статья «Психологическая структура нравственной сферы личности»  Р.В.Овчарова, Э.Р.Гизатуллина // Педагогическое образование в России.- М., 2011. №3. С.103-108.

16. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1980 г.

17. Соколова Е.Т. Столин В.В., Варга А.Я. Психология развития ребенка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультативной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М., 1989. - С. 16-37.

18. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

19. Шаповаленко И.В. Родительское отношение к ребенку: определение, типы, и влияние на психическое развитие // Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Академия, 2004. №3. — С. 81 - 90.

20. А.В. Шестакович Нравственная ответственность и ее воспитание у детей в семье. Мн.: Нар. асвета, 1979. — 63 с.

21. Психологические тесты. Ред. А.А.Карелин – М., 2001, Т.2., С.144-152.

22. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.114

23. http://ru.wikipedia.org/wiki/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ (А.Я. ВАРГА, В.В. СТОЛИН)                           

Инструкция: «Внимательно прочитайте утверждения, против каждого  поставьте ответ «верно», если оно совпадает с вашим отношение к своему ребёнку, или «не верно», если не совпадает.

1.Я всегда сочувствую  своему ребёнку.

2.Я считаю своим  долгом знать всё, что думает  мой ребёнок.

3.Я уважаю своего  ребёнка.

4.Мне кажется, что  поведение моего ребёнка значительно  отклоняется от нормы.

5.Нужно подольше держать  ребёнка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6.Я испытываю  к  ребёнку чувство расположения.

7.Хорошие родители  ограждают ребёнка от трудностей  жизни.

8.Мой ребёнок часто  неприятен мне.

9.Я всегда стараюсь  помочь моему ребёнку.

10.Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребёнку приносит ему

большую пользу.

11.Я испытываю досаду  по отношению к своему ребёнку.

12.Мой ребёнок ничего  не добьётся в жизни.

13.Мне кажется, что  дети потешаются над моим ребёнком.

14.Мой ребёнок часто  совершает такие поступки, которые кроме презрения, ничего не стоят.

15.Для своего возраста  мой ребёнок немножко незрелый.

16.Мой ребёнок ведёт  себя плохо специально, чтобы  досадить мне.

17.Мой ребёнок впитывает  в себя всё дурное, как «губка».

18.Моего ребёнка трудно научить хорошим манерам при всём старании.

19.Ребёнка следует  держать в строгих рамках, тогда  из него вырастет порядочный человек.

20.Я люблю, когда  друзья моего ребёнка приходят  к нам в дом.

21.Я принимаю участие  в своём ребёнке.

22.К моему ребёнку  «липнет» всё дурное.

23.Мой ребёнок не  добьётся ничего в жизни.

24.Когда в компании  знакомых говорят о детях, мне  немножко стыдно, что мой

ребёнок не такой умный  и способный, как бы мне хотелось.

25.Я жалею своего  ребёнка.

26.Когда я сравниваю  своего ребёнка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27.Я с удовольствием  провожу с ребёнком всё свободное  время.

28.Я часто жалею  о том, что мой ребёнок растёт  и взрослеет, и с нежностью

вспоминаю его маленьким.

29.Я часто ловлю  себя на враждебном отношении к ребёнку.

30.Я мечтаю о том,  чтобы мой ребёнок достиг всего  того, что мне не удалось в

жизни.

31.Родители должны  приспосабливаться к ребёнку,  а не только требовать этого

от него.

32.Я стараюсь выполнять  все просьбы моего ребёнка.

33.При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребёнка.

34.Я очень интересуюсь  жизнью моего ребёнка.

35.В конфликте с  ребёнком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36.Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37.Я всегда считаюсь  с ребёнком.

38.Я испытываю к  ребёнку дружеские чувства.

39.Основная причина  капризов моего ребёнка – эгоизм, упрямство и лень.

40.Невозможно нормально  отдохнуть, если проводить отпуск  с ребёнком.

41.Самое главное, чтобы  у ребёнка было спокойное и  беззаботное детство.

42.Иногда мне кажется,  что мой ребёнок не способен  ни на что хорошее.

43.Я разделяю увлечения  своего ребёнка.

44.Мой ребёнок может  вывести из себя кого угодно.

45.Я понимаю огорчения  своего ребёнка.

46.Мой ребёнок часто  раздражает меня.

47.Воспитание ребёнка – сплошная нервотрёпка.

48.Строгая дисциплина  в детстве развивает сильный  характер.

49.Я не доверяю своему  ребёнку.

50.За строгое воспитание  дети благодарят потом.

51.иногда мне кажется,  что ненавижу своего ребёнка.

52.В моём ребёнке  больше недостатков, чем достоинств.

53.Я разделяю интересы  своего ребёнка.

54.Мой ребёнок не  в состоянии что-либо сделать  самостоятельно, а если и

сделает, то обязательно  не так.

55.Мой ребёнок вырастет  неприспособленным к жизни.

56.Мой ребёнок нравится  мне таким, какой он есть.

57.Я тщательно слежу  за состоянием здоровья моего  ребёнка.

58.Нередко я восхищаюсь  своим ребёнком.

59.Ребёнок не должен  иметь секретов от родителей.

60.Я невысокого мнения  о способностях моего ребёнка  и не скрываю этого от него.

61.Очень желательно, чтобы ребёнок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

 

Ключи к опроснику

I «Принятие-неприятие»: 3,4,8,10,12,14,15,16,18,20,23,24, 26,27,29,37,38,39,40, 42,43,44,45,46,47,49,51,52,53,55,56,60.

II Образ социальной же6лательности поведения: 6,9,21,25, 31,33,34,35,36.

III «Симбиоз»: 1,5,7,28,32,41,58.

IV «Авторитарная гиперсоциализация»: 2,19,30,48,50,57,59.

V «Маленький неудачник»: 9,11,13,17,22,28,54,61.

За каждый ответ типа «Да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «Нет» – 0 баллов.

 

Опросник  состоит из пяти шкал.

Шкала 1. «Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное  эмоциональное  отношение к ребёнку.Содержание одного полюса шкалы:  родителю нравится ребёнок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему. Родитель стремиться проводить много времени вместе с ребёнком, одобряет  его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, не приспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребёнок не добьётся успеха в жизни из-за низких  способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребёнку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребёнку и не уважает его.

Шкала 2. «Кооперация». Социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всем помочь ребёнку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие   способности ребёнка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребёнка, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

Шкала 3. «Симбиоз». Отражает межличностную дистанцию в общении с ребёнком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремиться к симбиотическим  отношениям с ребёнком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребёнком единым целым, стремиться удовлетворить все потребности ребёнка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни . Родитель постоянно ошущает тревогу за ребёнка, ребёнок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребёнок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребёнку сомостоятельности никогда.

Шкала 4. «Авторитарная гиперсоциализация». Отражает форму и направление контроля за поведением ребёнка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении  данного родителя отчётливо просматривается  авторитаризм. Родитель требует то ребёнка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребёнку во всем свою точку зрения. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребёнка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

Шкала 5. «Маленький неудачник». Отражает особенности восприятия и понимания ребёнка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском  отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать  ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребёнка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребёнка кажутся родителю детскими, несерьёзными. Ребёнок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурного влияния. Родитель не доверяет своему ребёнку, досадует на его неуспешность  и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Методика «Закончи предложение»

Диагностика эмоционального компонента нравственного сознания.

Цель: Методика предназначена  для выявления у испытуемых отношения  к нравственным нормам.

Информация о работе Особенности нравственного сознания у детей младшего школьного возраста в зависимости от типа родительского отношения