Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 14:22, курсовая работа
В работе представлен теоретический анализ развития образной и словесной памяти у детей с нарушением слуха младшего школьного возраста, а также практическая часть исследования особенностей образной и словесной памяти у детей с нарушением слуха младшего школьного возраста с обоснованием блока диагностических методов, базы и выборки исследования и анализом полученных результатов
ВВЕДЕНИЕ 3
Теоретический анализ развития образной и словесной памяти у детей с нарушением слуха младшего школьного возраста 6
Определение памяти. Процессы и виды памяти 6
Развитие памяти у детей младшего школьного возраста 13
Характеристика психического развития детей с нарушениями
слуха 19
Развитие образной и словесной памяти у детей с нарушениями
слуха 23
Исследование особенностей образной и словесной памяти у детей с нарушением слуха младшего школьного возраста 28
Обоснование блока диагностических методов, базы и выборки исследования 28
Анализ результатов эмпирического исследования 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
Экспериментальное время, с |
Поправка на время, баллы |
Менее 5 |
+1 |
5-25 |
0 |
25-35 |
-1 |
Более 35 |
-2 |
Поправка на время воспроизведения стимульного материала
Показатель объема кратковременной памяти А вычисляется по формуле:
А=В+Т,
Где В – продуктивность памяти; Т – поправка на бремя, баллы.
4) «Слова»
Цель: исследование продуктивности и объема вербально-логической памяти.
Материал: 10 слов: Кошка, роза, пальто, река, стул, книга, луна, вилка, нога, ваза.
Для предъявления слов используется метод тахистокопа.
Форма проведения, инструкция, вычисления показателя объема вербально-логической памяти аналогичны вышеуказанным.
Время экспозиции каждого элемента (слова) – 2 с, а интервал между экспозицией – 1 с.
Время воспроизведения каждого элемента рассчитывается с учетом поправки Т (см. табл. )
Экспериментальное время, с |
Поправка на время, баллы |
Менее 4 |
+1 |
4-13 |
0 |
13-17 |
-1 |
Более 17 |
-2 |
Поправка на время воспроизведения стимульного материала
Таким образом, для проведения исследования особенностей развития памяти, которые лучше всего проявляются именно в младшем школьном возрасте (т.к. он является сензитивным для становления высших форм произвольного запоминания), подобранные нами методики были адаптированы в связи с тем, что детей необходимо не только привлечь интересным для них заданием, но и для данной категории детей большая часть информации должна быть изложена именно наглядным образом (в картинках). Многие известные методики, проверяющие уровень развития памяти созданы для детей старшего возраста, поэтому, чтобы не искажать результаты исследования, уровень оценки также был снижен.
По результатам проведенных, уже адаптированных методик выводился уровень развития образной и словесной памяти детей с нарушениями слуха младшего школьного возраста. Уровень развития данных видов памяти учитывался исходя из среднего балла по группе.
Вычисляя среднегрупповые показатели, мы получили следующую картину: по результатам методики «Запоминание предметов» средний балл равняется 32,5. Следовательно, средний уровень развития памяти считается у детей, показатели которых колеблются в промежутке между 31 и 33 балла. В методике «Заучивание 6 слов» среднегрупповым оказался балл, равный 8,7. Значит, по результатам этой методики уровень развития памяти будет средним у тех детей, которые набрали 7 – 9 баллов. Средним баллом по группе в методике «Геометрические фигуры» является показатель, равный 98,6. Средний уровень здесь считается у ребенка, набравшего от 97 до 99 баллов. В методике «Слова» средний балл по группе составил 91,1. Отсюда следует, что дети со средним уровне развития памяти – это дети с показателями, равными 90 – 92.
Для более удобного наблюдения эти данные можно представить в виде следующей таблицы:
Методика |
Средний балл по группе |
Запоминание предметов |
32,5 |
Заучивание 6 слов |
8,7 |
Геометрические фигуры |
98,6 |
Слова |
91,1 |
Проведя последовательный анализ каждой из методик в отдельности, мы обнаружили ряд занимательных фактов, которые нас немного удивили.
Так по результатам методики «Запоминание предметов», адаптированной на исследование образной памяти детей с нарушениями слуха младшего школьного возраста, мы увидели, что средний уровень развития данного вида памяти имеют 42,8 % испытуемых, высокий уровень имеют также 42,8 % испытуемых и лишь 14,2 % испытуемых имеют показатель уровня развития образной памяти ниже среднего по группе. Действительно, в ходе исследования у большинства детей не возникало существенных трудностей при запоминании и воспроизведении зрительных образов предметов. 42, 8 % детей (Ч.Е., Н.Н. и В.А – приложение А) даже показали максимальный результат, который можно получить при выполнении заданий данной методики. Низкие же результаты детей, составивших 14,2 % испытуемых можно объяснить тем, что помимо основного дефекта – нарушения слуха, они имеют задержку психического развития.
Полученные данные представлены в таблице:
высокий |
средний |
низкий | |||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
3 |
42,8 |
3 |
42,8 |
1 |
14,2 |
Для еще более наглядного отображения эти же данные можно представить в следующейгистограмме:
Рассмотрев подробно полученные результаты методики «Заучивания 6 слов», адаптированной на исследование словесной памяти детей, мы выявили, что 42,8 % испытуемых показали результаты выше среднего по группе, еще 42,8 % испытуемых – ниже среднего, а другие 14,8 % имеют среднегрупповые баллы. То, что при исследовании словесной памяти детей с нарушениями слуха, мы получили большее количество низких показателей, в сравнении с результатами предшествующий методики, мы посчитали закономерным, тогда как выявленный одинаково высокий уровень образной и словесной памяти у других 42,8 % испытуемых заставило нас задуматься о выдвинутой нами в самом начале гипотезе. В целом же, в ходе данного исследования в своем большинстве дети испытывали трудности при запоминании слов, не опираясь непосредственно на их зрительный образ. Также для них был затруднителен процесс воспроизведения, особенно спустя промежуток времени. Что, все-таки подтверждало наши предположения.
В сказанном нами можно убедиться, рассмотрев соответствующую таблицу:
высокий |
средний |
низкий | |||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
3 |
42,8 |
1 |
14,2 |
3 |
42,8 |
Чтобы в полной мере удостовериться в правильности или неправильности нашей теории, мы не прекратили эмпирическое исследование и опробировали на данной группе следующие методики, так как эта часть исследования не дала каких-либо утвердительных ответов.
В следующем этапе нашего исследования мы провели методики на изучение кратковременной образной и словесной памяти детей данной группы, такие как «Геометрические фигуры» и «Слова» (соответственно).
Результаты методики «Геометрические фигуры» представили следующее: 57,1 % испытуемых показали высокие набранные баллы по группе; 42,8 % испытуемых – показатели ниже среднего. Средние баллы по данной методике не набрал никто. Такой расклад данных, опять же, нас ничуть не удивил. Этот факт мы могли объяснить, как уже указывалось выше, тем, что дети данной категории все-таки более склонны запоминать «на глаз», то есть с опорой на зрительное восприятие, которое выполняет у них компенсаторную функцию; низкие же баллы, как и в предыдущем случае, набрали дети, имеющие вторичный дефект, либо дети с повышенной утомляемостью, гиперактивностью или невнимательностью.
Вот данные, полученные в ходе проведения методики «Геометрические фигуры»:
высокий |
средний |
низкий | |||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
4 |
57,1 |
0 |
0 |
3 |
42,8 |
При изучении данных, полученных с помощью методики «Слова», мы выявили особенность, проявившую у нас особый интерес - результаты исследования словесной памяти, полученные посредством данной методики, абсолютно сходны с результатами исследования образной памяти посредством предыдущей методики: высокий показатель - 57,1 %; средний показатель – 0 % и низкий - 42,8 %. Хотя испытываемые учащимися в ходе исследования затруднения носили прежний характер – затрачиваемое на запоминание и воспроизведение время было большим, а объем продуктивности памяти меньшим.
Таблица данных этой методики полностью повторяет собой предыдущую таблицу, поэтому здесь мы ее не приводим.
Таким образом, сопоставляя полученные результаты, мы уже во второй раз убедились в неподтвержденности выдвинутой нами гипотезы. Исходя из уже имеющихся у нас на руках данных, было бы правильнее сказать, что уровень развития образной памяти не превышает уровня развития словесной памяти и наоборот. Проведенное нами эмпирическое исследование позволяет говорить о том, что данные виды памяти находятся на примерно одинаковом уровне развития.
Для того чтобы еще раз пронаблюдать каким образом мы пришли к данному выводу, ниже предлагается таблица, отображающая полученные результаты по всем проведенным методикам.
Таблица общих результатов группы по проведению всего исследования:
методика |
высокий |
средний |
низкий | |||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% | |
Запоминание предметов |
3 |
42,8 |
3 |
42,8 |
1 |
14,2 |
Заучивание 6 слов |
3 |
42,8 |
1 |
14,2 |
3 |
42,8 |
Геометрические фигуры |
4 |
57,1 |
0 |
0 |
3 |
42,8 |
Слова |
4 |
57,1 |
0 |
0 |
3 |
42,8 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование памяти является важным для понимания состояния психической деятельности ребенка, т. к. она играет существенную роль в развитии мышления, «общего поведения», регуляции деятельности.
Исследования показывают, что мышление ребенка во многом определяется памятью, а, следовательно, и вся учебная деятельность стоит в прямой зависимости от процессов памяти. Кроме того, память участвует в формировании поведения ребенка, собственной его организации, мотивов поведения. Спиноза писал, что намерение - есть память [27].
Однако роль памяти в психической деятельности меняется с возрастом. Младший школьный возраст является сензитивным для становления высших форм произвольного запоминания.
В свою очередь, развитие памяти категории детей с нарушениями слуха имеет ряд характерных особенностей. Это в первую очередь тот факт, что процессы памяти таких детей опираются главным образом на зрительное восприятие, а соотнесение предмета и слова у них заметно страдает, что не может не сказываться на процессе обучения и воспитания.
Информация о работе Особенности памяти детей с нарушением слуха