Особенности проявления агресивности в детском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении детей. Среди них особую тревогу вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность.

Содержание

Введение
Глава 1. Изучение проблемы агрессивного поведения в психологии
1.1 Основные подходы к изучению агрессивного поведения в психологии
1.2 Взаимосвязь семейного воспитания и возрастных особенностей агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
1.3 Выводы
Глава 2. Исследование влияния семейного воспитания на агрессивное поведение детей дошкольного возраста
2.1 База и методы исследования
2.2 Анализ результатов
2.3 Выводы
Глава 3. Психопрофилактика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
3.1 Психопрофилактические рекомендации для родителей с целью предупреждения детской агрессивности
3.2. Коррекционная программа
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста.rtf

— 846.36 Кб (Скачать файл)

     Вспомните ситуации, когда ваше неумение владеть своими чувствами мешало окружающим и приводило к серьезным конфликтам?

     Далее ведущий показывает детям некоторые простейшие способы владения своими чувствами, рассказывает сказку, дает три сказочных совета, которые помогли Ивану. «Перво-наперво, когда сильное чувство приходит, встань обеими ногами на мать сыру землю. Встань и пяткой, и всеми пальцами, чтобы земля силу дала. Второй - когда землю почувствовал, осмотрись вокруг и пока что-нибудь маленькое не найдешь - муравья, комара, муху или цветочек махонький - чувство наружу не выпускай. Третий - вдохни глубоко-глубоко полной грудью и тихонечко выдохни так, чтобы сам своего выдоха не услышал. Когда три совета выполнишь, то сразу поймешь, что надо делать - смеяться или плакать, кулаками махать или вести спокойный разговор».

     Ведущий поясняет секрет: необходимо свое внимание перевести на что-нибудь другое, то есть «остыть». Далее с помощью упражнений дети тренируются владеть своими чувствами.

     Упражнение «Хочу».

     Ведущий кончиком карандаша очень медленно рисует в воздухе какую-либо букву. Дети должны угадать букву, а угадав, не закричать тут же правильный ответ, а преодолеть свое «хочу выкрикнуть», дождаться команды и прошептать ответ.

     Часть 3.

     Этюд «На берегу моря».

     Подведение итогов.

     Подведение итогов проходит по вопросам:

     О чем говорили на занятии?

     Какие три совета нужно помнить, чтобы владеть своими чувствами? Что понравилось (не понравилось) на занятии? 

     Занятие 2. Встань на его место.

     Цели. Продолжать тренировать умение владеть своими чувствами, обучать умению принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях; активизировать речевые высказывания детей.

     Ход занятия.

     Часть 1.

     Упражнение «А-а-ах».

     Ведущий кладет руку на стол и затем медленно поднимает ее до вертикального положения. Дети в соответствии с поднятием руки усиливают громкость звука «ах», с тем чтобы, когда рука достигнет верхнего положения, завершить ее громким совместным «ах» и мгновенно замолчать.

     Этюд «Игра в снежки».

     Работа с текстом.

     Ведущий с помощью рассказа подводит детей к тому, что непонимание людьми чувств друг друга может привести к конфликту.

     «Миша был очень высоким и добрым мальчиком, но, к сожалению, он часто трусил. И вот пришло время идти в детский сад, он очень боялся, что ребята будут его обижать. Может быть, поэтому, когда он первый раз вошел в группу, ему показалось, что ребята как-то странно на него смотрят и сейчас бить будут. Сжав кулаки, он приготовился обороняться. Ребята, увидев, что вошел высоченный мальчишка со сжатыми кулаками, решили, что он хочет драться. Поэтому собрались вместе и отлупили Мишу».

     Вопросы для обсуждения.

     Что чувствовал в этой ситуации Миша? А что - ребята?

     Почему произошла драка?

     Как можно было избежать драки?

     Легко ли определить состояние другого человека?

     После обсуждения ведущий читает второй рассказ. «Оставшись как-то одна дома, Маша решила помочь маме помыть посуду и нечаянно разбила ее любимую чашку. Очень ей стало стыдно и маму жалко. Расстроилась Маша, забилась в угол между диваном и шкафом. Пришла мама, увидела разбитую чашку, стала искать Машу, раскричалась: «Не стыдно тебе? Мало того, что чашку разбила, так еще прячешься, уходишь от ответа». Расплакалась тут Маша, а мама еще больше рассердилась: «Ах, так ты еще плачешь, еще себя жалко!».

     Вопросы для обсуждения:

     Почему мама не поняла Машу?

     Какие ошибки они допустили?

     Как им лучше было бы поступить в этой ситуации?

     Придумайте хорошее окончание к этому рассказу.

     Упражнение «Угадай чувства героя».

     Ведущий раздает карточки, на которых описана ситуация. Дети должны дописать пропущенные слова.

     Когда ребенок падает и разбивает коленку, он чувствует…, его мама чувствует…

     Когда ребенок получает плохую оценку, он чувствует…, его мама чувствует…, учительница чувствует… .

     Когда ребята не хотят играть с малышом, он чувствует… .

     Когда девочка ложится спать, она чувствует… .

     Когда ребенка несправедливо наказывают, он чувствует… .

     Когда девочка солгала маме, она чувствует…, мама чувствует… .

     Игра «Встань на его (ее) место».

     Ведущий задает ситуации, в которых один из героев необоснованно обижает другого. Для каждой ситуации выбирается водящий, который играет роль обижаемого ребенка или взрослого. В центре круга ставится пустой стул для обидчика. Дети по очереди садятся на этот стул и от первого лица (обидчика) рассказывают о чувствах таким образом, чтобы объяснить причину своих действий . Игра заканчивается на том участнике, который сумеет так представить свои чувства, что водящий (обиженный) перестанет обижаться и сообщит об этом группе.

     Ситуация 1.

     Миша пришел в школу нарядный и радостный - у него сегодня день рождения. При входе в класс он нечаянно задел локтем Васю. Вася рассердился и толкнул Мишу. Миша упал, ударился и порвал рубашку.

     Ситуация 2.

     На уроке математики дети делали чертеж к задаче. Саша полез в пенал за линейкой, но вспомнил, что на переменке Коля его линейкой запускал бумажные шарики в девчонок и забыл ему ее отдать. Саша тихонечко повернулся к Коле за линейкой. Учительница заметила это и закричала: «Немедленно повернись! Учебные принадлежности надо самому носить, а соседям не мешай. Дневник на стол!». Саша сидел, еле сдерживая слезы.

     Часть 3.

     Упражнение «Я очень хороший - ты очень хороший».

     Детям предлагается повторить слово вслед за ведущим в соответствии с предлагаемой им громкостью несколько раз: шепотом, громко, очень громко. Ведущий, таким образом, сначала пришептывает, проговаривает, вскрикивает слова «я», «очень», «хороший».

     Подведение итогов.

     Подведение итогов проходит по вопросам:

     О чем мы говорили на занятии?

     Что значит встать на место другого?

     Легко ли понять чувства других людей в ссоре?

     Что понравилось (не понравилось) на занятии?

     Занятие 3. Путешествие в будущее.

     Цели. Способствовать сплочению группы; активизировать речевые высказывания; формировать установку на положительное принятие собственных изменений.

     Ход занятия.

     Часть 1.

     Игра «Путаница».

     Часть 2.

     Упражнение «Я взрослый».

     Дети сидят в кругу с закрытыми глазами. Ведущий дает инструкцию. «Постарайтесь увидеть себя взрослыми. Рассмотрите, как вы одеты, что делаете, какие люди вас окружают. Эти люди очень-очень вас любят. За что они вас любят? Может быть, за вашу отзывчивость или искренность, за честность или за что-нибудь еще? Откройте глаза и расскажите друг другу, какими вы станете, когда вырастете, какие ваши качества будут нравиться окружающим».

     Дети по очереди рассказывают о себе «взрослом», остальные добавляют «хорошие качества», которыми, по их мнению, будет обладать рассказчик в будущем.

     Игра «Мое будущее».

     Дети сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию. «Давайте сегодня заглянем в будущем вы многое смогли. Подумайте, чего вам хочется для себя в будущем. Пусть каждый из вас по очереди скажет группе, только обязательно громким голосом, о своем самом заветном желании. После слов каждого мы будем хором повторять: «В будущем ты сможешь…». И тогда ваше желание непременно сбудется».

     Игра продолжается до тех пор, пока у детей не закончатся желания.

     Игра «Маленький принц».

     Дети садятся в круг за столы. Ведущий предлагает представить, что у каждого из них есть своя планета, и просит ее нарисовать.

     Обсуждение по вопросам:

     Какого размера эта планета?

     Кто на ней живет?

     Какой характер у жителей?

     Можно ли добраться на эту планету?

     Далее ведущий предлагает положить свою левую ладошку на лист бумаги, раздвинуть пальцы, обвести ее контуры карандашом и на каждом пальце написать что-нибудь хорошее о себе от первого лица («я - красивый», «я - добрый», «я - умный» и т.д.). Затем ведущий собирает «ладошки», по очереди читает группе то, что на них написано. Дети догадываются, кому какая лошадка принадлежит.

     Часть 3.

     Подвижная игра «Тише едешь - дальше будешь».

     Отдых.

     Дети садятся на ковер, принимают удобную позу, закрывают глаза. Ведущий рассказывает им сон, где они видят себя: любимыми близкими людьми, добрыми, веселыми, сильными, сообразительными, дружными, заботливыми, красивыми и т.д. Ведущий вселяет уверенность в их силы, подчеркивает, что дети стали такими благодаря их встречам на занятиях.

     Подведение итогов.

     Подведение итогов проходит по вопросам:

     Какие ощущения у вас возникли, когда вы были взрослыми?

     Сложно ли было заглянуть в свое будущее?

     Похожи ли вы в настоящем на себя в будущем?

     Что понравилось (не понравилось) на занятии? 

 

      Заключение 

     В данном исследовании были изучены и проанализированы основные подходы в психологии, по вопросу изучения агрессивного поведения и влияние семейного воспитания на развитие агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

     На основании изученной литературы, можно прийти к заключению, что хотя мнение современных представителей, выше описанных направлений, различны во взглядах на сущность и истоки агрессивного поведения, общим для них является признание влияния социальных факторов на становление агрессивного поведения, а также то, что агрессивное поведение не является неизбежным, его можно избежать или уменьшить частоту его проявления.

     Становление агрессивного поведения сложный и многогранный процесс, в котором взаимодействуют множество факторов, как биологических, так и социальных. Многие психологи считают агрессию врожденной, неотъемлемой характеристикой поведения, но они же признают, что над агрессивными проявлениями возможен контроль связанный с обучением и воспитанием. В отечественной психологии большое значение придается механизмам социализации, формирующему воздействию социальной ситуации развития.

     Среди возрастных особенностей в развитии ребенка старшего дошкольного возраста, влияющих на становление и закрепление агрессивного поведения, можно выделить следующие. Основные изменения в личности ребенка начинаются с середины дошкольного возраста, и группируются в сфере социальных отношений, основной причиной этого является расширение социальных связей ребенка с миром. Это ставит его перед необходимостью адекватного отражения социальной сферы.

Информация о работе Особенности проявления агресивности в детском возрасте