Особенности проявления умственной одаренности у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть особенности проявления детской одаренности в дошкольном возрасте.
Задачи работы:
- исследовать проблему умственной одаренности в трудах отечественных и зарубежных психологов;
- определить значимость дошкольного детства в развитии детской одаренности;
- провести эмпирическое исследование особенностей проявления умственной одаренности у дошкольников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….… 4
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА УМСТВЕННОЙ ОДАРЕННОСТИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ… 8
1.1 Умственная одаренность как психологический феномен.……………………………………………..……………… 8
1.2 Проблема раннего проявления умственной одаренности.. 14
1.3 Значимость дошкольного детства в развитии детской одаренности……………………………………………………… 18
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ УМСТВЕННОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ…………………………………………….. 23
2.1 Этапы и методы исследования………………………………. 23
2.2 Анализ результатов исследования…………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…… 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….….… 43
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….…. .45

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_odarennost (2).docx

— 119.94 Кб (Скачать файл)

В таких индивидуальных программах должны согласовываться четыре взаимосвязанных аспекта развития способностей:

1) высокий уровень обучения  в области опережающего развития;

2) развивающее обучение  в областях развития, соответствующего  возрасту;

3) коррекционное обучение  в области имеющихся трудностей;

4) адаптивное обучение, позволяющее  временно или постоянно обходить  имеющиеся препятствия для достижения  успеха в значимых для развития  одаренности областях.

В идеале индивидуальные программы должны создаваться единой командой в составе родителей, психологов – специалистов по диагностике и обучению одаренных детей, по диагностике и коррекции трудностей, педагога и самого ребенка. На практике такое едва ли достижимо, но тем не менее в ходе обучения все эти точки зрения должны приниматься во внимание.

Можно рекомендовать объединение одаренных детей в отдельные группы. Многие педагоги и психологи считают, что благоприятные условия для выявления и развития скрытой одаренности детей могут быть созданы при их объединении в отдельные группы в рамках одного учреждения. Хотя характер учебных трудностей у таких детей может значительно различаться и требовать неодинаковых коррекционных воздействий, такое объединение оказывается весьма эффективным для решения многих личностных и межличностных проблем, связанных с неадекватной самооценкой, отсутствием уверенности в себе, эмоциональной неустойчивостью, нарушениями в поведении и т.д. Усвоение многочисленных умений происходит не при их изолированной и направленной тренировке, а в контексте обогащенной деятельности, соответствующей возрасту, интересам и мотивации ребенка. В целом при воспитании и обучении одаренных детей можно рекомендовать использование всех доступных средств, помогающих устранить или уменьшить существующие ограничения в коммуникации. Для этого необходимо разрешать детям применять (хотя бы в отдельных случаях, временно) различные вспомогательные средства. Важным признается использование и развитие в обучении не только словесных, но и визуальных, образных, пространственных способов мышления, общения и сообщения. Обучение должно ориентироваться на высокий уровень творческой активности, обеспечивать индивидуальную скорость и, продвижение как в областях, связанных с одаренностью, так и в проблемных областях, включать стимулирующую активность повышенного уровня, в полной мере учитывать интересы и увлечения детей. Необходимо поддерживать уверенность детей в успехе, помогать улучшению их Я-концепции, предоставлять условия, в которых они могут использовать свои преимущества и предпочитаемые способы учения (познания), использовать свои интеллектуальные силы, чтобы развить стратегии преодоления слабостей. Рекомендуется также обсуждать с детьми их способности и трудности, привлекать их к участию во всех видах деятельности и взаимосвязей с партнерами в атмосфере принятия и уважения [10, c. 72].

Таким образом, показано, что одаренные дети, понимающие свои слабые и сильные стороны, способны лучше понимают свои. Как можно видеть из проведенного исследования, одаренные дети так же, как и их менее способные сверстники, могут сталкиваться с трудностями в учении, обусловленными самыми различными явлениями и причинами. Однако при внешнем сходстве многие проблемы одаренных детей обладают определенной спецификой, поскольку они обусловлены не только слабостями в развитии, но и в значительной степени его сильными сторонами, которые могут взаимно маскировать друг друга. Исследования позволили опровергнуть и стереотипы в представлениях об одаренности как высокой и всесторонней успешности и доказать необходимость помощи одаренным детям в выявлении и реализации их потенциала.

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна.

Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования), либо в процессе индивидуализированного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, одаренность – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).

Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта.

Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности и состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению – это внутреннее условие умственного роста.

Интеллектуально и творчески одаренные дети более сложны в воспитании, поскольку более любознательны, непосредственны. Но будут с ними проблемы или нет - зависит не столько от них, сколько от микросоциума. Для развития способностей ребенка очень многое может и должна сделать семья, так как никто не знает ребенка лучше, чем родители. В поисках занятий для малыша их внимание должно быть обращено на его интересы и увлечения, предпочтение тем или иным видам деятельности. Для развития разнообразных интересов ребенка следует вовлекать в интеллектуальные занятия, занятия музыкой, танцами, доступными видами спорта. В кружках по интересам, в общении с природой развиваются практические навыки, формируется исследовательское поведение дошкольника. Без ответов взрослых не должны оставаться бесчисленные вопросы ребенка, которые побуждаются его познавательным интересом и любопытством. Дошкольнику надо помогать в исследовании, выражать сочувствие к неудачам, избегать неодобрительной оценки неудачных творческих попыток, ни в коем случае не подвергать ни интеллектуальным, ни физическим перегрузкам. И самое главное - верить в способности ребенка.

Гипотеза доказана: отмечается положительная динамика в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста средствами рассказывания,

Проанализированный уровень развития творческих способностей детей дошкольного возраста показал, что у детей отмечается в 30% высокий уровень развития творческих способностей, в 30% уровень выше среднего, у 40% средний уровень развития творческих способностей.

С целью развития творческих способностей детей дошкольного возраста нами были предложены рекомендации воспитателям по организации занятий с применением разнообразных нестандартных форм обучения рассказыванию.

Воспитание и развитие одаренных детей необходимо проводить с учетов выявленных особенностей таких детей.

Одаренных детей следует вовлекать в обогащенную деятельность. Многие из них способны прекрасно освоить отдельные аспекты обогащенной деятельности, и именно в этих аспектах рекомендуется стимулировать их творческую продуктивность. Индивидуализация программ особенно важна для обеспечения шансов каждого ребенка на одобрение и поддержку в тех видах деятельности, которые соответствуют его уровню развития, способностям и интересам и обладают для него высокой значимостью.

В таких индивидуальных программах должны согласовываться четыре взаимосвязанных аспекта развития способностей:

1) высокий уровень обучения  в области опережающего развития;

2) развивающее обучение  в областях развития, соответствующего  возрасту;

3) коррекционное обучение  в области имеющихся трудностей;

4) адаптивное обучение, позволяющее  временно или постоянно обходить  имеющиеся препятствия для достижения  успеха в значимых для развития  одаренности областях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Адашкевич, Л.А. Развитие творческого потенциала учащихся. /Л.А. Адашкевич / /Адукацыя і выхаванне. – 2013. - №1. – С. 22-25.

2. Анализ подходов к  изучению проблемы развития детской  одаренности / Адукацыя i выхаванне. - 2010. - №3. - С. 21-24.

3. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для воспитателей и родителей / Е.С. Белова. – М. : Моск. психол-соц. ин-т: Флинта, 2011. – 96 c.

4. Булавкина, И.В. Одаренный ребенок. Развитие детской одаренности: пособие для учителей. / И.В. Булавкина. – Минск: Академия, 2007. – 219 с.

5. Бурменская, Г.В, Слуцкая, В.М. Одарённые дети. / Г.В. Бурменская, В. М. Слуцкая. – М.: Прогресс, 2011. – 376 с.

6. Гиппенрейтер, Ю.Б. Способности. Темперамент. / Ю.Б. Гиппенрейтер – М.: ЧеРо, 2009. – 310 с.

7. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. / Ю. Гиппенрейтер - М.: ЧеРо, 2005. – 266 с.

8. Грабовский, А.И. К вопросу  о классификации видов детской  одаренности / А.И. Грабовский // Педагогика. – 2013. – №8. – С.13-18.

9. Гусев, Ю.А. Типология вундеркиндов / Ю.А. Гусев // Праблемы выхавання. - 2013. - № 2. - С. 36-42.

10. Дошкольное учреждение - семья: вместе развиваем способности  и одаренность ребенка: Примерная  программа самообразования для  педагогов и родителей. / Авт. - сост.: Е.А. Панько, Т.В. Поздеева. – Мозырь. - ООО ИД «Белый Ветер», 2010. – 116 с.

11. Захожая, Н.М. Одарённые дети:проблемы и их решения. / Н.М. Захожая. // Минская школа. – 2009. - №3. – С. 14-15.

12. Кулемзина, А.В. Принципы педагогической поддержки одаренных детей / А.В. Кулемзина. // Педагогика. – 2013. – №6. – С.27-32.

13. Лейтес, Н. Г. Способности и одарённость в детские годы/Н. Г. Лейтес. – М.: Знание, 1984. – 290 с.

14. Матюшкин, А.М. Загадки  одаренности. / А.М. Матюшкин – М.: Педагогика, 2002. – 463 с.

15. Матюшкин, А.М. Проблемные  ситуации в мышлении и обучении. / А.М. Матюшкин. – М.: Знание, 2002. – 425 с.

16. Митина, Л.М. Психология  труда и профессионального развития  учителя: учеб. пособие. / Л.М. Митина – М.: Академия, 2009. – 520 с.

17. Одаренный ребенок и  семья. / Сост. Куровская С. Н.; Под ред. Тарантей В.П. – Мозырь: Белый Ветер, 2006. – 116 с.

18. Проблемы воспитания  одаренного ребенка. // Дошкольное образование. - 2005. - №10. – С. 11-23.

19. Психология одаренности  детей и подростков. / Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. – М.: Педагогика, 2011. – 430 с.

20. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. /Р.С. Немов. - 4-е изд. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 631 с.

21. Путляева, Л. О задатках и способностях. / Л. Путляева // Дошкольное воспитание. - 2012. - №4. – С. 43-45.

22. Сивашинская, Е.Ф. Детская одаренность и раннее обучение / Е.Ф. Сивашинская // Пачатковае навучанне: сям'я, дзiцячы сад, школа. – 2005. – №5. – С.41-47.

23. Хуторской, А. В. Развитие одаренности дошкольников: методика продуктивного обучения / А.В. Хуторской. – Минск: Гуманист. – 2011. – С. 32-39.

24. Чехонина, О. Дети с опережающим  психическим развитием: Одаренные  дети в семье: советы психолога. / О. Чехонина // Дошкольное воспитание. – 2006. – №1. – С.121-124.

25. Юркевич, В.С. Работа психолога  с одаренными детьми и подростками / В.С. Юркевич // одарённый ребенок. – 2010. – №4. – С.16-24.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

Методика «Солнце в комнате»

Основание. Реализация воображения.

Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.

Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.

Инструкция к проведению.

Психолог, показывая ребенку картинку: «Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее задание: «Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной».

Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для «исправления» картинки.

Обработка данных.

В ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе: 

Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю, как исправить», «Картинку исправлять не нужно») - 1 балл.

«Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) -2 балла.

Содержательное устранение несоответствия:

а) простой ответ (Нарисовать в другом месте – «Солнышко на улице») -3 балла.

б) сложный ответ (переделать рисунок – «Сделать из солнышка лампу») - 4 балла.

Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации («Картинку сделать», «Нарисовать окно», «Посадить солнышко в рамку» и т.д.) -5 баллов.

 

Методика «Складная картинка»

Основание. Умение видеть целое раньше частей. 

Цель. Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.

Материал. Складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба (размер 10 * 15 см).

Инструкция к проведению.

Психолог, предъявляя ребенку картинку: «Сейчас я тебе дам эту картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?» Выслушав ответ, психолог складывает картинку и спрашивает: «Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?» После ответа ребенка картинка расправляется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания – «угол», «мостик», «домик», «труба», «гармошка».

Информация о работе Особенности проявления умственной одаренности у дошкольников