Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 22:32, курсовая работа
Проблема, связанная с переходом ребенка с одного возрастного этапа на другой представляет для возрастной и социальной особый интерес. Значимость социальной ситуации развития для понимания основных проблем процесса перехода отмечалась многими психологами (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.), при этом значительное внимание уделялось, как развитию детской личности, так и вопросам развития интеллекта у детей. В детском дошкольном периоде вся психическая жизнь ребенка и отношение его к окружающему миру перестраивается. Основой такой перестройки является появление в дошкольном возрасте внутренней психической жизни и внутренней регуляции поведения. Становление внутренней само регуляции и внутренней психической жизни связано с большим числом новообразований в сознании и психике дошкольника. На каждом этапе развития та или иная функция выходит на первое место.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Основная характеристика условий психического развития в дошкольном возрасте……………………………………………………………………………..……...5
1.1 Игровая деятельность………………………………………………………………...7
2 Развитие психических функций в дошкольном возрасте…………………………...11
2.1 Основные формы умственной деятельности ребенка дошкольного возраста…..13
3 Кризис семи лет и проблема готовности к школе…………………………………...19
3.1 Формирование культуры взаимоотношений………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………………26
Глоссарий………………………………………………………………………………...29
Список использованных источников…………………………………………………..32
Приложения……………………………………………………………………………...34
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Тольятти |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Педагогическая психология (курс 1) |
Тема |
Особенности психического развития в дошкольный период |
Фамилия студента |
Холковская |
Имя студента |
Ольга |
Отчество студента |
Александровна |
№ контракта |
Введение…………………………………………………………
1
Основная характеристика условий психического
развития в дошкольном возрасте…………………………………………………………
1.1 Игровая деятельность………………………………………………
2 Развитие психических функций в дошкольном возрасте…………………………...11
2.1 Основные формы умственной деятельности ребенка дошкольного возраста…..13
3 Кризис семи лет и проблема
готовности к школе………………………………
3.1 Формирование культуры взаимоот
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………………….
Приложения……………………………………………………
Проблема, связанная с переходом ребенка с одного возрастного этапа на другой представляет для возрастной и социальной особый интерес. Значимость социальной ситуации развития для понимания основных проблем процесса перехода отмечалась многими психологами (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.), при этом значительное внимание уделялось, как развитию детской личности, так и вопросам развития интеллекта у детей. В детском дошкольном периоде вся психическая жизнь ребенка и отношение его к окружающему миру перестраивается. Основой такой перестройки является появление в дошкольном возрасте внутренней психической жизни и внутренней регуляции поведения. Становление внутренней само регуляции и внутренней психической жизни связано с большим числом новообразований в сознании и психике дошкольника. На каждом этапе развития та или иная функция выходит на первое место.
Главной способностью дошкольного возраста, является становление здесь новой системы психических функций, в центре - мышление, память, воображение. В развитии ребенка существенным показателем является овладения знаниями и представлением об окружающем мире. Так же социальное развитие ребёнка, характеризуемое освоением ребенком правил и норм поведения, взаимодействия детей со сверстниками.
Важной характеристикой является и развитие у ребенка двигательной сферы. Проявляется она в том, что движения ребёнка являются выражением его эмоционального состояния, его переживания, связанные с различными событиями.
Все эти самые важные новообразования зарождаются и развиваются первоначально в ведущей деятельности дошкольного возраста, такой как сюжетно-ролевая игра. В дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) основной деятельностью является ролевая игра, в ней дети воспроизводят как разнообразные социальные роли, так и отношения между людьми.1
Работы таких известных
Решению вопросов, связанных с подготовкой детей к обучению в школе посвящены многочисленные труды методистов и психологов: А.Н. Леонтьева, Л.И. Божевич, Д.Б. Эльконина, Н.Н. Поддъякова, А.М. Пышкало, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера и др. В этих работах важнейшее значение придаётся изучению первоначального уровня подготовки детей к школе, который, существенное влияние оказывает на успешное последующее обучение.
Тема данной работы "Особенности психического развития в дошкольный период". Предметом изучения личности дошкольника являются такие проблемы как уровень самооценки, эмоционально-личностное развитие, уровень тревожности. Исходя из вышеизложенного, в работе поставлены несколько задач такие как: Анализ теоритических аспектов психического развития ребенка дошкольного возраста. Характеристика условий психического развития в дошкольном возрасте. Изучение роли игровой деятельности в психическом развитии детей в дошкольном возрасте.
Целью данной работы является изучение динамики изменений и структуры в психическом развитии детей дошкольного возраста.
Дать характеристику симптоматики кризиса семи лет и его психологической природы.2 Методами исследования в данной работе выступают анализ и обобщение теоретических представлений по проблеме исследования, метод наблюдения за общением. В работе использовалась источники такие как: Педагогическая психология, возрастная психология, психология становления личности, игровая деятельность детей дошкольного возраста.
Дошкольное детство, является особенным периодом в развитии ребенка. Вся психическая жизнь и отношение к окружающему миру у ребенка в этом возрасте перестраиваются. Данная перестройка возникает вследствие появления в дошкольном возрасте внутренней регуляции поведения и возникновении внутренней психической жизни. Если поведение ребенка в раннем возрасте направляется и побуждается извне, т.е. взрослыми или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном ребенок начинает определять свое поведение самостоятельно. Становление внутренней само регуляции и психической жизни связано с рядом новообразований в сознании и психике дошкольника. Л. С. Выготский полагал, что развитие сознания определяется не изолированным изменением определенных психических функций (памяти, внимания, мышления и пр.), а изменением отношения между отдельными функциями. На определенном этапе развития та или иная функция занимает первое место. Так, главной психической функцией в раннем возрасте выступает восприятие. По его мнению, важной особенностью дошкольного возраста, является то, что здесь появляется новая система психических функций, центром которой является память.
Память дошкольника выступает
центральной психической
Для дошкольника мыслить - значит вспоминать, т. е. опираться на опыт который был у него прежде либо видоизменять его. Мышление никогда не обнаруживает такой высокой корреляции с памятью, как в дошкольном возрасте. Для ребенка задачей мыслительного акта является конкретное вспоминание своего опыта, а не логическая структура самих понятий.3
То, что в центр сознания ребенка становится память, приводит к значительным следствиям, которые характеризуют психическое развитие ребенка 4
дошкольного возраста. Прежде всего, ребёнок приобретает способность действовать в плане общих представлений. Его мышление перестаёт быть наглядно-действенными, оно отрывается от воспринимаемой ситуации, и, следовательно, открывается возможность устанавливать такие связи между общими представлениями, которые не даны в непосредственном чувственном опыте. Ребёнок может устанавливать простые причинно-следственные отношения между событиями и явлениями. У него появляется стремление как-то объяснить и упорядочить для себя окружающий мир. Таким образом, возникает первый абрис целостного детского мировоззрения. С пяти лет начинается настоящий расцвет идей «маленьких философов». Строя свою картину мира, ребёнок выдумывает, изобретает, воображает.
Воображение, является одним из самых важных новообразований в период дошкольного возраста. У воображения и памяти есть много общего и в том и в ином случае ребенок совершает действия в плане представлений и образов. Память в определенном смысле можно рассмотреть в качестве «воспроизводящего воображения». Воображение помогает ребенку не только воспроизводить образы прошлого опыта, но и создавать и строить что-то новое, то чего раньше не было в его опыте. И хотя предпосылки и элементы воображения формируются ещё в раннем возрасте, именно в дошкольном возрасте оно достигает наивысшего своего расцвета.
В этом периоде еще одним важным новообразованием является появление произвольного поведения. Поведение ребенка в дошкольном возрасте из непосредственного и импульсивного становится опосредованным правилами и нормами поведения. Впервые здесь встает вопрос о том, как необходимо себя вести, т.е. формируется предварительный образ своего поведения, который выступает как регулятор. Дети начинают овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с образцом.
Подобное сравнение с образом является осознанием своего поведения и от-ношения к нему с точки зрения этого образца. Одним из главных новообразований в дошкольном возрасте является начало личностного самосознания и осознание своего поведения. Дошкольник старшего возраста начинает понимать, что он умеет, а что нет, он знает своё ограниченное место в системе взаимоотношений с остальными людьми, осознаёт помимо своих действий и свои внутренние переживания-предпочтения, желания, настроения. В возрасте дошкольника ребёнок проходит путь от «Я сам», от отделения себя от взрослого к открытию своего внутреннего мира, который и является составляющим сути личного самосознания.
Именно в сюжетно-ролевой игре, которая является ведущей деятельности дошкольного возраста, зарождаются и первоначально развиваются все эти важные новообразования (приложение 1). Сюжетно-ролевая игра, представляет собой деятельность, в которой ребенок берет на себя определенные функции взрослых и в специально созданных ими воображаемых, игровых условиях моделируют или воспроизводят отношения между взрослыми и их деятельность. С наибольшей эффективностью в подобной игре формируются все психические особенности и качества личности ребёнка.
1.1 Игровая деятельность
Игровая деятельность оказывает влияние на формирование произвольности в поведении и всех процессов психики от самых простых до самых сложных. Во время выполнения игровой роли, ребёнок свои импульсивные и сиюминутные действия подчиняет этой задаче. Дети больше запоминают и лучше сосредотачиваются в игровых условиях, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель – запомнить что-то, сосредоточится, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего ребенком выделяется в игре.
На умственное развитие ребенка дошкольного возраста игра оказывает сильное влияние. Действуя с предметами-заместителями, дети начинают оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель выступает в5 качестве опоры для мышления. Со временем игровых действий становится меньше, и ребёнок начинает совершать действия во внутреннем, умственном плане. Так, игра способствует переходу ребенка к мышлению в плане образов и представлений. Кроме этого, выполняя разнообразные роли в игре, ребенок, становясь на разные точки зрения предмет, начинает видеть с разных сторон. Это способствует развитию важной мыслительной способности человека, которая позволяет представить другую точку зрения и другой взгляд.
В развитии воображения ролевая игра имеет решающее значение. Игровые действия происходят в воображаемой, мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; дети берут на себя роли воображаемых персонажей. В воображаемом пространстве данная практика действий способствует приобретению у детей способностей к творческому воображению.
Общение ребенка дошкольного возраста со сверстниками главным образом в процессе совместной игры. Во время совместной игры, дети начинают учитывать желания и действия другого, реализовывать и строить совместные планы, отстаивать свою точку зрения. Поэтому в этот период на развитие общения детей игра оказывает огромное влияние.
Различные виды деятельности ребенка, приобретающие в дальнейшем самостоятельное значение, складываются в игре. Такие продуктивные виды деятельности ка конструирование, рисование на первоначальном этапе тесно связанны с игрой. Во время рисования дети разыгрывают тот или иной сюжет. Лишь к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности начинает приобретать самостоятельное значение и освобождаться от игры.
Центральным моментом в ролевой игре является роль, которую ребенок берет на себя сам. Во время этого он не только называет себя именем соответствующего взрослого человека («Я - док-тор», «Я - мама», «Я - космонавт»), а, самое главное, совершает действия как взрослый человек, роль которого он взял на себя и этим как бы сравнивает себя с ним. Выполняя игровую роль, ребенок связывает себя с миром взрослых.
Для роли наиболее характерным моментом является то, что вне практического игрового действия она осуществляться не может. Игровое действие выступает как способ осуществления роли. Знакомство ребенка с деятельностью и жизнью взрослого является главным источником ролевых игр. В случае, когда ребенок плохо знаком с миром людей, которые его окружают, он мало играет, его игры будут однообразны и ограничены.
Исследователи, которые изучали игру, единогласно отмечали, что игра является наиболее непринужденной, свободной, которая приносит максимальное удовольствие деятельностью ребёнка дошкольного возраста. В игре он совершает действие только то, которое он хочет сам. Не только в свободном выборе сюжетной игры выражается непринужденный характер, но и в том, что действия его с предметами совершенно свободны от их «правильного», обычного использования.
Однако в развитой форме игровая роль не возникает сразу и один момент. В возрасте дошкольника ей приходится пройти существенный путь своего развития. На каждом из этапов дошкольного возраста при наличии одного и того же сюжета содержание игры совершенно различно.
В дошкольном возрасте содержание игр меняется от предметных действий людей к отношениям между ними, затем к выполнению правил, которые регулируют отношения и поведения людей.
Как уже отмечалось выше, любая роль предполагает в поведение определенные правила, т.е. диктует, что можно, а чего нельзя делать. В это же время любое правило имеет за собой определенную роль, к примеру, роль догоняющего и убегающего, роль прячущегося и ищущего. Поэтому определения на игры с правилами и ролевые игры достаточно условны. Но в играх ролевых в ка-кой-то степени правило скрыто за ролью, оно скорее чувствуется ребенком, чем проговаривается специально. В играх с правилами происходит все наоборот - правило здесь должно быть открытым, т.е. чётко формулироваться и осознаваться всеми участниками, роль в это же время может носить скрытый характер. В дошкольном возрасте развитие игры в происходит от игр с ролью от-крытой и скрытым правилом к играм с правилом открытым и ролью скрытой. Помимо сюжетно-ролевой игры, являющейся в деятельности дошкольника ведущей и главной, выделяют так же игры с правилами, такие как настольные и подвижные. Какой-то определенной роли игры с правилами не предполагают. Действия, совершаемые ребенком, отношения его с другими участниками игры здесь определяются правилами, которые все должны выполнять. Примером подвижных игр с правилами могут выступать игры, такие как салочки, прятки, скакалки, классики и пр. Настольно-печатные игры, получившие в настоящее время широкое распространение, тоже являются играми с правилами. Все эти игры чаще носят характер соревновательный, чем и отличаются от игры с ролью, в которых есть проигравшие и выигравшие. Основной задачей подобных игр является неукоснительное выполнение правил. Поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, формируют его в свою очередь. Подобные игры в основном характерны для старших дошкольников.
Информация о работе Особенности психического развития в дошкольный период