Особенности психического развития детей с нарушением интеллекта, воспитывающихся в условиях детского дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы — выявить психологическую специфику детей, воспитывающихся в детском доме, в сравнении с их сверстниками, живущими в семье.
Задачи работы:
• Обобщить научно-теоретические источники и практическое состояние проблемы психологического развития детей в условиях детского дома.
• Выявить особенности уровня психологического развития и личности детей, воспитывающихся в детском доме.
• Определить особенности эмоциональной сферы детей, воспитывающихся в детском доме.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей психического развития детей с нарушением интеллекта……………………………………..6
1.1 Особенности развития эмоциональной сферы и ее динамики у детей с нарушением интеллекта, живущих в детском доме…………………………..6
1.2 Психологические особенности социальной депривации детей с нарушением интеллекта ………………………………………………………….9
1.3 Причины психологического нарушения социально-эмоционального развития детей, воспитывающихся в условиях детского дома …………… 12
1.4 Сравнительный анализ детей, растущих в семье и интернатного типа…13
Выводы………………………………………………………………………….22
Глава 2. Современные представления об отклонениях в развитии детей….25
2.1 Теоретическая основа современных представлений детей с нарушениями развития …………………………………………………………………………25
2.2 Функциональная концепция В.И.Лубовского …………………………….28
Выводы ………………………………………………………………………….33
Заключение …………………………………………………………………....35
Список литературы …………………………………………………………….37

Вложенные файлы: 1 файл

Дошкольная специальная психология II курс (1).docx

— 86.45 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В подходе к проблеме воспитания детей в детских домах наблюдается  две крайности. С одной стороны, существует представление, что дети из детских домов и школ интернатов – совершенно обычные, ничем не отличаются от растущих в семьях, и все проблемы, которые связаны с ними, можно решить улучшением материального положения, привлечением спонсоров, созданием хороших условий обучения и воспитания. С другой стороны, также распространена точка зрения, что сейчас в детских домах и интернатах практически нет здоровых детей, все воспитанники имеют соматические и психические заболевания, которые обусловлены, прежде всего, тяжёлой наследственностью.

В определённом смысле и то и другое правильно. Действительно, известен опыт лучших детских домов и интернатов, где детям хорошо, выпускники которых  сравнительно успешно вступают во взрослую жизнь – учатся в высших учебных  заведениях,имеют семью, работают, всю жизнь вспоминая интернат как родной дом.

Но вместе с тем никуда не уйти от фактов другого рода. Уже ни для  кого не секрет, что большинство  воспитанников детских домов  отнюдь не сироты. В основном это  дети, родители которых живы, но они  лишены родительских прав. В нашей  стране ежегодно родительских прав лишаются около 40 000 семей. Многие дети оказываются в таких учреждениях сразу после рождения.

Выше сказанное означает, что  с точки зрения соматического  и психического здоровья, с учётом отягчённой наследственности, неблагоприятного протекания пренатального развития, тяжёлых условий жизни в раннем возрасте, дети, родившиеся и выросшие в таких семьях, составляют по существу «группу риска».

Данная проблема – считать детей, которые воспитываются вне семьи, здоровыми или больными – чрезвычайно  сложная и острая. Однако обе эти  крайние позиции игнорируют принципиально  важное обстоятельство – специфику психического развития детей в учреждениях интернатного типа, специфику, которая не определяется по критерию «норма-патология»

Исследования, которые были проведены во многих странах мира, говорят о том, что вне семьи развитие ребёнка идёт по особому пути и у него формируются особенные черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, лучше они или хуже, чем у обычного ребёнка, - они просто другие. И более того, есть основания полагать, что именно психологический фактор является причиной не только психологических, но и соматических отклонений таких детей. Об этом нельзя забывать. Таким детям обязательно требуется помощь педагогов и психологов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.Авдеева, Н. Н. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трёх лет в семье и доме ребёнка/ Н. Н. Авдеева.– Москва, 2003.– 173с.

2.Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте/ Л. И. Божович.– Москва, 1968.– 367с.

3.Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе/ Л. И. Божович//Вопросы психологии, №2, 1979.– с.23-41.

4.Буянов, М. И. Ребёнок из неблагополучной семьи/ М. И. Буянов.– Москва, 1988.– 268с.

5.Возрастные особенности психического развития детей/ под ред. М. И. Лисиной.– Москва, изд-во «Просвещение», 1982.– 264с.

6.Вы решили усыновить ребёнка/ под ред. Г. С. Красницкой.– Москва, 2001.– 157с.

7.Залкинд, А. Б. Детская беспризорность и детский дом/ А. Б. Залкинд.– Москва, 1926.– 247с.

8.Залысина, И. А., Смирнова, Е. О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи/ И. А. Залысина, Е. О. Смирнова// Вопросы психологии, №4, 1985.– с.31-37.

9.Крайг, Г. Психология развития/ Г. Крайг.– Санкт – Петербург, 2004.– 738с.

10.Краткий психологический словарь/ под ред. А. В. Петровского.– Изд-во Политиздат, 1985.– 431с.

11.Лангмейер, Й., Матейчек, З. Психическая депривация в детском возрасте/ Й.Лангмейер, З. Матейчек.– Прага, 1984.– 358с.

12.Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия / под ред. В.С. Мухиной. – Москва, изд-во «Просвещение», 1991.– 223с.

13.Мухина, В. С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа/ В. С. Мухина// Вопросы психологии, №1, 1989.– с. 32-39.

14.Новейший психологический словарь/ Под редакцией В. Б. Шапаря.– Изд-во «Феникс», 2005.– 808 с.

15.Прихожан, А. М., Толстых Н. Н. Младший школьник. Психическое развитие воспитанников детского дома/ А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых.– Москва, 1990.– 89с.

16.Прихожан, А. М., Толстых Н. Н., Юферева, Т. И. Подростковый возраст. Психическое развитие воспитанников детского дома/ А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, Т. И. Юферева. – Москва, 1991.– 112с.

17.Прихожан, А. М., Толстых Н. Н. Дети без семьи/ А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. – Москва, 1991.– 338с.

18.Прихожан, А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства/ А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых.– Изд-во «Питер», 2005.– 400с.

19.  Проблемы социального сиротства / под ред. Л.И. Смагиной. – Минск, 1999.– 327с.

20.Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности/ под ред. В. С. Мухиной.– Москва, изд-во «Просвещение», 1989.– 158с.

21.Психическое развитие воспитанников детского дома/ под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской.– Москва, 1990.– 327с.

22.Раттер, М. Помощь трудным детям/ М. Раттер.– Москва, 1987.– 265с.

23.Сергиенко, Е. А., Пугачёва, А. Н. Представление о гендерной роли у девушек, выросших в семье и в детском доме/ Е. А. Сергиенко, А. Н. Пугачёва// Мир детства, №3, 2002.– с. 40-47.

24.Сиротство как социальная проблема / под ред. Л.И. Смагиной. – Минск, изд-во «Спектр-Диалог», 1999.– 243с.

25.Славина, Л. С. Трудные дети/ Л. С. Славина.– Воронеж, 1998.– 348с.

26.Хоментаускас, Г. Т. Семья глазами ребёнка/ Г. Т. Хоментаускас.– Москва, 1989.– 286с.

 


Информация о работе Особенности психического развития детей с нарушением интеллекта, воспитывающихся в условиях детского дома