Особенности развития личности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. «Переходный», «трудный», «критический» возраст - эти слова стали обычными, их произносят часто, желая подчеркнуть, насколько сложно протекает развитие личности в годы перехода от детства к взрослости, насколько трудно бывает воспитателям, родителям и педагогам найти правильную линию поведения по отношению к подросткам, принять правильное решение в той или иной ситуации.

Содержание

Введение
Особенности развития личности
Общая характеристика представлений о личности
Формирование личности. Классический подход к пониманию подросткового кризиса
Приоритетные направления воспитательной и развивающей работы
с подростками
Интеллектуальное воспитание подростков
Половое воспитание подростков
Возрастные особенности личности
Особенности развития познавательных процессов подростков
Развитие познавательных процессов в переходном возрасте
Интеллектуальное развитие в подростковом возрасте
Воображение и творчество подростков
Особенности социально-эмоционольного развития подростков
Психология подростка
Подросток и семья
Подросток и сверстники
Подросток в школе
Общая характеристика адаптационного процесса у подростков
Этапы организации адаптационного периода
Подростковый кризис
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по возрастной психологии подростки..doc

— 321.50 Кб (Скачать файл)

         Активность. Личность всегда деятельна, иначе она не может существовать в окружающей её социальной и природной среде. Только в процессе социально обусловленной деятельности человек превращается в личность: в зависимости от характера (типа), содержания деятельности и способов её выполнения и формируются свойственные личности социально-психологические черты и особенности. Личность проявляет себя только через деятельность, и только в деятельности выражается присущее личности качество активности.

Взаимосвязь с социальной средой. Являясь активным членом общества, человек всегда находится  в определённых связях и отношениях с окружающими его людьми и обществом в целом – семейных, бытовых, производственно-трудовых и т.д. Вне этих объективных связей и отношений он не может существовать и действовать как член общества. Эти связи и отношения неизбежно отражаются в различных формах его поведения и деятельности, определяют истинную сущность человека. Её нельзя понять, если рассматривать человека как отдельное существо, изолировании (абстрактно) от общества [26].

          Психология рассматривает личность как психологическую характеристику человека, который вступает в социальные связи и владеет речью. Личность обладает социальными средствами взаимодействия и познания. Посредством них личность совершенствует себя, корректирует по идеальному своему замыслу – какой бы хотела быть.

          Научная психология называет личность некоторой целостностью, которая присуща человеку с определённого возраста и возникает в ходе его взаимодействия с другими людьми. Если ребёнок развивается вне социума, из него не получится личность [1].

           Люди с психическими заболеваниями тоже частично теряют способность выступать как личность в социальном плане. В некоторых обстоятельствах здоровый человек тоже порой теряет способность выражать себя как личность (в условиях паники).

           В психологии имеются разные  подходы к изучению личности. Определений личности столько же, сколько и попыток её описать. Ребёнок становясь личностью, идёт от первичной связанности с окружающими к обретению независимости и ответственности за свои поступки и решения. Причём способность к самостоятельности заложена для него в социальных условиях, которые распредмечивает, раскрывает ребёнок, реализуя свои способности стать личностью. Автономность личности не представляет собой абсолютный отрыв от других людей, поскольку человек просто усваивает накопленное ими, повторяет, по-новому воспроизводит.

           Наряду с понятием личность  употребляются термины индивид, индивидуальность. Индивид и личность могут не различаться, потому что указывают на конкретного человека, с его индивидуальными особенностями. Отличие этих понятий существует. А.Н. Леонтьев писал: «Когда имеется в виду отдельный субъект…мы говорим…если хотим подчеркнуть его отличия от других представителей вида, индивид.

           Понятие «индивид» выражает неделимость,  целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие…на ранних ступенях развития жизни. …чем выше мы поднимаемся по лестнице биологической эволюции, чем сложнее становятся жизненные проявления индивидов и их организация, тем более выраженными становятся различия в их прирождённых и прижизненно приобретаемых особенностях, …индивиды индивидуализируются». Индивид – это врождённое и прижизненно складывающееся в человеке.

           Понятие индивида охватывает  как момент единичности, отдельности,  так и характеристику биологическую, которая определяет диапазон формирования психических свойств в условиях взаимодействия с окружающим миром.

           Понятие личности отличается  тем от понятия индивида, что оно используется для обозначения не каждого человека. Если с рождения человек выступает индивидом, то личность возникает позже, индивидуальные особенности, даже приобретённые пожизненно, ещё не указывают на личность. Личность выступает более поздним продуктом общественно-исторического развития и развития индивидуального.

           Индивид обозначает как отдельного представителя, в этом индивид противопоставлен общности, так и биологическую данность, основу, в этом представлении индивид противопоставлен личности.

           Индивидуальность выражает неповторимое  своеобразие психики и личности, характеризует человека и его социально значимых отличиях от других людей. Индивидуальность характеризует и индивида и личность. Индивидуальность на уровне индивида выражает биологические отличия человека от других. Темперамент относят, в целом, к индивидуальному уровню. Темперамент характеризует индивидуальность личности в её биологически обусловленных проявлениях. Индивидуальность на личностном уровне выражает социально ценные личностные различия, такие, как характер, особенности направленности, мотивации, способности.

           Личность включает как индивидуальное, так и социально типичное. Понятие личности и индивидуальности не совпадают, но имеют общее – индивидуальность личности.

           Социально типичное обусловлено  сходством личности с другими людьми. Человек сходен со всеми живущими людьми данного уровня цивилизации, культуры, в которой он живёт, в малых группах, в которые он интегрирован, и т.п.

           Социально типичное позволяет  найти сходство и идентифицироваться  человеку. Социум ценит индивидуальность, но не всегда однозначно воспринимает. Индивидуальность противоречива, она способствует гармонии отношений с другими и препятствует ей.

           Те индивидуальные свойства, которые  вовлечены в социальные контакты, облегчают и затрудняют их, порой тормозят, порой активнейшим образом влияют на развитие личности. Пока ребёнок ничем не отличается от других по своим индивидуальным свойствам, он вместе с другими включается в социальные контакты, когда он демонстрирует свои незаурядные индивидные характеристики, он становится объектом социальных реакций.

           Проблема связи индивида и  личности вызывает различные  дискуссии как в психологии, так  и среди представителей других  наук. Этот вопрос имеет значение  потому, что затрагивает самые сущностные проблемы развития личности. С индивидом связывают обычно те предпосылки, которые являются основой в развитии личности. Существуют в целом две позиции в вопросах детерминации развития личности со стороны биологических факторов.

           Первая состоит в том, что естественный отбор считается действующим и в сфере личностного развития и дифференциации. Это позиция социал-дарвинизма, которая утверждает, что развитие подчинено естественному отбору в его биологической форме. Человек представляет собой такой же вид, как и другие, и потому закономерности его развития сходны с другими.

           Вторая позиция противоречит  первой и возникла в дискуссиях  с ней. Согласно её положениям, естественный отбор, закономерности  развития животного мира исчезают применительно к возникновению человека. Вторая позиция смешивает морфофизиологическую эволюцию с эволюцией образа жизни и потому ведёт к полному отрицанию естественных законов развития в историческом становлении человека. Первая точка зрения называется биологизаторской, вторая – социологизаторской; первая утверждает, что индивидные свойства обусловливают личность, вторая – что личность независима от индивидных свойств.

           Историко-эволюционный подход, разработанный  Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и др., представляет социально-исторический образ жизни личности как фактор закономерностей биологической эволюции и развития высших психических функций, сознания человека.

           В проблеме влияния биологического фактора на развитие личности отечественные психологи высказываются достаточно близко к идее рассеивающегося отбора, которую предложил В.П. Алексеев. Суть его состоит в том, что этот отбор, не тождественный биологическому у животных, не отвергает вариации, акцентуации, которые возникают в ходе эволюции, но поддерживает их и создаёт большие адаптивные способности человека. Рассеивающий отбор есть результат исторического становления человека, совершенствования его потенциальных возможностей [17].

           Структура личности представляется различно  в разных подходах. В каждом из них выделяются как особые стороны личности, так и их связи.

          Б.Г. Ананьев выдвигает идею, что  структура личности отдельного  индивида должна анализироваться  на основе всех характеристик  человека как вида. Полный набор характеристик (он может быть не наличествующий у отдельного индивида) становится основой для анализа структуры его личности.

           Б.Г. Ананьев ввёл иерархический  принцип структурирования свойств  личности, а также говорил о  корреляционном принципе её взаимосвязанных свойств.

          В.С. Мерлин выделил в структуре  личности следующие подсистемы:

          1) индивидуальных свойств организма; 

          2) индивидуальных психических свойств, включая психодинамические

              свойства (темперамент), психические свойства;

          3) социально-психологических индивидуальных  свойств, включая социальные 

              роли в социальной группе и  коллективе, социальные роли в  исторических 

              общностях.

           Учёный выделил критерий разделения разноуровневых свойств. Внутри подсистем существуют инвариантные одно-однозначные и одно-многозначные связи, равноуровневые свойства связаны более сложно.

           Д.А. Леонтьев в структуре личности  выделяет три взаимосвязанных  иерархических уровня, уровни несколько условны, т.к. существует взаимодействие разных сторон личности и её свойств (схема 1).

           Высший (первый) уровень личности выражает ядерные подструктуры личности, психологический скелет, основу, на которую налагаются её остальные черты и особенности.

           На высшем уровне человек выражает  способность к самообусловливанию, самоопределению, обладает свободой и ответственностью, проявляет способность к выбору и созданию оптимальных вариантов выбора, которые способствуют наилучшим способам действия.

           Высший уровень указывает на  экзистенциальный уровень становления  человека. Экзистенциальные проблемы  связаны с определением человеком  смысла жизни, смерти, возможности  самостоятельного решения, понимая  другого и понимания другими. Экзистенциальные проблемы связаны с чувством одиночества, непринятия, непонимания, потери индивидуальности и неповторимости. Экзистенциальный уровень проявляется в детстве, когда ребёнок с одной стороны имеет возможность самостоятельного решения и поступка, а с другой – получает принятие и эмоциональное подтверждение от взрослых. Высший уровень развивается как автономизация личности и в то же время связывание её с другими на основе высших переживаний. Автономизируясь, личность вместе с тем чувствует свою причастность к другим. Человек, который переживает отдалённость, отгороженность от других не выступает как самостоятельная личность, поскольку не становится автономным без поддержки окружающих людей.

           Второй уровень в структуре личности, по Д.А. Леонтьеву, выражает внутренний мир человека, его содержательные характеристики в связях с другими. Эти связи характеризуются в своём содержании теми смыслами, потребностями, которые человек выстраивает в процессе взаимодействия и освоения социальных регуляторов, установлений и нормативов.

           Внутренний мир личности не  оторван от внешнего, согласно Д.А. Леонтьеву, он включает в себя своеобразно-преломлённый, обобщённый и иногда искажённый внешний мир. Внутренний мир составляет присущие человеку как индивиду, с его индивидуальным складом, смыслы и оценки окружающего. Смыслы восходят к конструктам, потребностям и ценностям, которые и выступают источником смысловых переживаний.

          Третий уровень личности называется внешней оболочкой личности. Согласно Д.А. Леонтьеву, он включает характер, способности и роли – те средства, которые не   определяют содержание действий, но выступают вспомогательными в ходе выбора человеком вариантов поступков. Личность способна иметь ту или другую оболочку, но сама этими особенностями не исчерпывается и даже способна их оценивать и корректировать.

          Нередко гипотетическая структура  личности подкрепляется разработкой  подтверждающих её психодиагностических  средств. Психодиагностический тест (ПДТ), который предложил В.М. Мельников, Л.Т. Ямпольский основан на таком представлении о структуре личности, которое включает факторы верхнего уровня – обобщённые и факторы нижнего уровня – необобщённые.

Информация о работе Особенности развития личности подростков