Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:02, курсовая работа
Актуальность исследования. «Переходный», «трудный», «критический» возраст - эти слова стали обычными, их произносят часто, желая подчеркнуть, насколько сложно протекает развитие личности в годы перехода от детства к взрослости, насколько трудно бывает воспитателям, родителям и педагогам найти правильную линию поведения по отношению к подросткам, принять правильное решение в той или иной ситуации.
Введение
Особенности развития личности
Общая характеристика представлений о личности
Формирование личности. Классический подход к пониманию подросткового кризиса
Приоритетные направления воспитательной и развивающей работы
с подростками
Интеллектуальное воспитание подростков
Половое воспитание подростков
Возрастные особенности личности
Особенности развития познавательных процессов подростков
Развитие познавательных процессов в переходном возрасте
Интеллектуальное развитие в подростковом возрасте
Воображение и творчество подростков
Особенности социально-эмоционольного развития подростков
Психология подростка
Подросток и семья
Подросток и сверстники
Подросток в школе
Общая характеристика адаптационного процесса у подростков
Этапы организации адаптационного периода
Подростковый кризис
Заключение
Список литературы
Вывод: Особое значение для подростка возрасте 12-15 лет имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служит их активному самовыражению и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самостоятельной организации классных дел, вступления в диалог со старшими, со сверстниками, принятия самостоятельных решений. Также в работу психолога можно включить психологическую подготовку старших подростков к браку и семье, частью которого является половое просвещение старшеклассников. Образно говоря, организуя работу с учащимися, классный руководитель и психолог должны выступать не в роли исполнителей, а в роли дирижера оркестром по имени «класс».
Основная
разница между маленьким
В центре развития мышления в эпоху полового созревания стоит образование понятий. Этот процесс знаменует собой действительно революционные изменения как в области содержания, так и в области форм мышления. Именно высшие формы мышления, в частности логическое мышление, раскрываются в своём значении перед подростком.[3]
Ум подростка, скорее тяготится конкретным, и конкретные науки: естествознание, ботаника, зоология, отходят у подростка на задний план, уступая место философским вопросам естествознания, происхождения мира, человека и т.п. Точно так же отходит на второй план интерес к обильным историческим конкретным рассказам.
Таким образом, наглядное мышление подростка включает в себя абстрактное мышление, мышление в понятиях. Он упорядочивает видимую действительность, не соотнося её с прежде установленными комплексами, а с помощью выработанных в мышлении понятий. Категориальное восприятие возникает только в переходном возрасте. Можно сказать, что и ребенок, и подросток одинаково соотносят воспринимаемое с системой связей, скрытой за словом, но сама эта система связей, в которую включается воспринимаемое, глубок, различна у ребёнка и подростка, так же как различны комплекс и понятие. Грубо говоря, ребёнок, воспринимая, больше вспоминает, подросток - больше мыслит.[5]
Аналогичные изменения обнаруживает в переходном возрасте и память подростка. Если у ребёнка интеллект - это функция памяти, то у подростка память - функция интеллекта.[20] Так же как примитивное мышление ребёнка опирается на память, память подростка опирается на мышление. Как у ребёнка за видимой словесной формой понятия скрывается конкретно-образное и практически-действенное содержание, так у подростка за внешней видимостью образов памяти скрывают истинные понятия постепенное сближение памяти и интеллекта лежит в основе развития памяти. В этом возрасте рост логической памяти происходит не только количественно, не только со стороны содержания. Память заполняется не столько образами конкретных предметов, сколько их понятиями, связями, отношениями. Происходит и рост качественного характера самой функции запоминания со стороны её развития изменяется коренным образом. Отсюда понятно, что и вербализация памяти, запоминание с помощью речевых записей существенно изменяются от школьного к переходному возрасту.[5]
Можно сказать, что ребёнок, становясь подростком, переходит к логической памяти, или внутренней форме опосредованного запоминания. Этот переход извне вовнутрь, связанный с мощным развитием внутренней речи, требует, однако, более подробного выяснения, так как он составляет общую черту в развитии всех интеллектуальных функций переходного возраста и относится в такой же мере к вниманию, как и к памяти.[29]
В эпоху полового созревания происходит и изменение внимания. Проблема возникновения высшего синтеза и совместного действия ряда более элементарных функций, новое сложное сочетание, новая сложная структура, характеризуется своими особыми закономерностями. Ключ к пониманию этой проблемы нужно искать во взаимоотношениях и взаимозависимостях внимания и других функций.
Элементарная функция внимания, как она проявляется в наиболее чистом виде в раннем детстве, входит в качестве подчиненной инстанции в новый сложный синтез с интеллектуальными процессами. Внимание интеллектуализируется, как и память. И если для детского возраста наиболее характерно отношение зависимости мышления от внимания, то сейчас, по правильному указанию П.П.Блонского, вместе с наступлением господства произвольного внимания эти отношения меняются на обратные. Произвольное внимание характеризуется, прежде всего, связью с мышлением. [13]
Касаясь
всех стадий, из которых складывается
процесс развития внимания в целом,
остановимся только на двух основных стадиях:
первая охватывает школьный, вторая переходный
возраст. В общей форме можно сказать,
что первая из этих стадий является стадией
внешнего овладения собственными психическими
функциями - памятью, вниманием, вторая
- стадией внутреннего овладения теми
же процессами. Переход от внешнего овладения
к внутреннему и составляет самую существенную
черту, отличающую подростка от ребенка.
[25]
Интеллектуальное развитие в подростковом возрасте
Переход из начальной школы в основную – это сложная для ученика жизненная ситуация, адаптация к которой может вызывать у некоторых школьников негативные изменения в их личности и привести к обострению типичных для подросткового возраста проблем. В частности, повышаются требования к подростку со стороны взрослых, в первую очередь учителей, усложняется характер его учебной деятельности, изменяется характер общения со сверстниками, появляются новые «вызовы» его самооценке и т.д.
В исследовании В.Н. Петровой показано, что усложнение условий жизни в этом возрасте является пусковым механизмом формирования психической ригидности как реакции на наличие стойкой психотравмирующей ситуации. Ригидность – это свойство личности сопротивляться любым изменениям в своём ментальном мире, сопровождающееся появлением фиксированных форм поведения. Полученные ею факты при обследовании 390 учащихся младшего подросткового возраста свидетельствуют о том, что у учащихся 5-6 классов – по сравнению с учащимися 3-х классов – отмечается рост проявления ригидности (и как психического состояния, и как свойства личности). При этом различия по ригидности между 5-м и 6-м классами отсутствуют. Одновременно у школьников на этом этапе обучения наблюдается нарастание тревожности. В целом, по её данным, у 73% учащихся 5-6 классов отмечаются либо частичные, либо устойчивые проявления ригидности, что может служить одной из причин снижения учебной мотивации и успешности учебной деятельности.[19]
Переходный возраст не зря
называют «переходным» или «
Центральной отличительной чертой подросткового возраста является процесс формирования понятийной познавательной деятельности.[11]
Согласно Выготскому, начиная с 11-12 лет у подростка развивается способность к теоретическому мышлению: значение слов обобщается в такой мере, что мысль школьника может двигаться от частного к общему и от общего к частному; видовые понятия осмысливаются как примеры родовых понятий; каждое отдельное понятие включается в систему разнообразных связей с другими понятиями; стратегии мыслительной деятельности становятся всё более вариативными; понятийный опыт приобретает качества осознанности, произвольности и системности.[11]
В исследованиях Пиаже
Подростковый возраст – это своего рода сензитивный период по отношению к действию факторов, влияющий на рост индивидуальных интеллектуальных ресурсов: развиваются формальное мышление как основа усвоения научных понятий, готовность строить гипотезы, искать и обсуждать противоречия, стремление использовать разнообразные подходы к проблемной ситуации, индуктивно-дедуктивный строй мышления, интерес к будущему, интеллектуальная независимость, направленность на самообразование.
В то же время отмечается, что подростки отличаются резким снижением познавательной мотивации, низким уровнем сформированности учебной деятельности, ухудшением показателей учебной успешности, нарастанием проявлений ригидности, отсутствием инициативы и творческого отношения к учёбе.[19]
В исследовании А.В. Кирьяковой было показано, что в подростковом возрасте имеет место низкий уровень ценности познания: среди младших подростков 66% отвечают, что учиться необходимо, и только 30,3% - что учиться им интересно, нравиться; среди старших подростков уже 75,3% считают, что они учатся, потому что это необходимо, и только 8,1% отмечают, что им интересно учиться.[11]
Выявлена гетерохронность и
Аналогичные результаты
В исследовании Н.В. Балобановой обнаружено резкое снижение показателей продуктивности интеллектуальной деятельности в возрасте 13-14 лет. По её данным, «наиболее высокие темпы интеллектуального развития, особенно показателей осведомлённости, умения обобщать и комбинаторных способностей (индуктивное мышление) отмечаются в интервале 12-13 лет, что позволяет рассматривать его в качестве сензитивного периода в интеллектуальном развитии подростков»[3]. Следующим по темпам интеллектуального развития является возраст 11-12 лет, где наибольший прирост дают вербальные показатели: умение приводить аналогии, обобщать и осведомлённость. Наименьший прирост даёт интервал 13-14 лет, в отношении умения обобщать и комбинаторных способностей в этом возрасте наблюдаются регрессивные тенденции. Аналогичные результаты получены в работе И.В. Дубровиной.[1]
В исследовании Е.Г. Будриной описан «синдром 7-го класса» в виде снижения в этом возрастном периоде показателей креативности и категориального обобщения при группировке слов, а также нарастание проявлений импульсивного стиля переработки информации [7]. Эти данные позволяют говорить о неравномерности интеллектуального развития в подростковом возрасте.
Информация о работе Особенности развития личности подростков