Особенности развития младшего школьника. Стили общения в семье и школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 10:54, реферат

Краткое описание

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям, ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью, на уроках ребенку с первых дней обучения необходимо в течение длительного времени сохранять повышенное внимание, быть достаточно усидчивым, воспринимать и хорошо запоминать все то, о чем говорит учитель.

Содержание

* Введение. Три основные задачи для педагога. Стр. 2
* Место ребенка в системе общественных отношений. Стр. 4
* Речевое и эмоциональное общение.
Стили построения отношений. Стр. 6
Умственное развитие младшего школьника
* Устная и письменная речь. Стр. 8
* Сенсорное развитие. Стр. 11
* Развитие мышления. Стр. 12
* Развитие внимания. Стр. 14
* Развитие памяти. Стр. 15
* Развитие воображения. Стр. 16
*игра и ученье в младшем школьном возрасте. Стр. 18
Стили общения в семье и школе
* Стили общения в семье. Стр. 20
* Стили общения с учителем. Стр. 22
* Список используемой литературы. Стр. 27

Вложенные файлы: 1 файл

Младший школьный возраст.Стили общения в семье и школе..doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

Попытки приспособить детей  к учебной деятельности через  игру, игровые формы, внося в занятия  элементы сюжетных или дидактических игр, себя не оправдывают. Такое «обучение» привлекательно для детей, но оно не содействует переходу к собственно учебной деятельности, не формирует у них ответственного отношения к выполнению учебных заданий, не развивает произвольных видов управления действиями.

 В условиях учебной  деятельности ребенка следует  подводить к пониманию того, что  это совсем иная деятельность, чем игра, и она предъявляет  к нему настоящие, серьезные  требования, чтобы он научился  реально изменять самого себя, а не символически, «понарошку». Дети должны научиться различать игровые и учебные задания, понимать, что учебное задание в отличие от игры обязательно, его необходимо выполнять независимо от того, хочет ребенок это сделать или не хочет. Игра сама по себе не должна устраняться из сферы активной жизни ребенка. Неправильно указывать ребенку на то, что он уже стал большим и заниматься игрушками «как маленький» теперь уже должно быть стыдно.

 Игра в младшем  школьном возрасте не только  не теряет своего психологического значения как желаемая деятельность, но продолжает развивать психические функции ребенка, прежде всего воображение, навыки общения в играх с правилами, в интеллектуальных играх. Кроме того, игра как свободная деятельность доставляет ребенку релаксирующее его чувство свободного волеизъявления. Дети в младшем школьном возрасте упиваются игрой, наслаждаясь чувством владения многими игровыми действиями. В первые месяцы и даже годы продвижением в учебной деятельности ребенка может руководить исключительно игровой мотив. В этом случае важно проконтролировать характер мотивов и организовать условия для формирования учебных мотивов. Ребенок должен усвоить, что каждый человек умеет учиться, для этого он должен захотеть изменять себя в ученье и постепенно становиться таким же, как все современные взрослые люди.

Когда ребенок приходит в школу, мотив его деятельности часто свободен от содержания учебной  деятельности. Он может исполнять  указания учителя из чувства несвободы  вдали от мамы, из игрового мотива и др. Лишь постепенно учитель и семья подводят ребенка к пониманию того, что ученье должно осуществляться так, чтобы его мотив соответствовал содержанию, которому ребенка учат.

Для формирования учебных  действий очень важно учить ребенка  на освоенных видах деятельности, например на рисовании. Занятия должны строиться таким образом, чтобы постепенно переводить внимание ребенка с результата выполняемых действий на способ получения этого результата, т.е. от практических действий к учебным. Для этого следует организовать совместное выполнение заданий двумя или несколькими детьми и осуществлять контроль за результатом действия. Дети должны освоить действия контроля как учебные действия. Учебный мотив, стремление овладеть способами учебной деятельности, контроль и другие учебные действия постепенно становятся достоянием ребенка, и он психологически входит в учебную деятельность. Когда ребенок явно «перерастает» игру, начинает предпочитать выполнение учебных заданий и чтение книг, следует возвратить ему игру как ценность человеческой культуры на новом уровне его развития.

Не следует забывать релаксирующего значения игры. В учебной  деятельности могут быть использованы игровые моменты, что помогает ребенку  не только передохнуть, снять чувство  давящей напряженности, но и научиться отличать особенности, разницу игровой и учебной деятельности. Игра - не только сугубо детская деятельность. Это и занятие, служащее для развлечения, для заполнения досуга людей всех возрастов. Обычно ребенок постепенно начинает понимать значение игры в условиях его нового места в системе социальных отношений людей, при этом неизменно и страстно любит играть.

В этом возрасте важно, чтобы  младший школьник был обеспечен  достаточным количеством развивающих  игр в школе и дома и имел время для занятий ими. -Игра в этом возрасте продолжает занимать второе место после учебной деятельности как ведущей и существенно влиять на развитие детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Стили общения в семье и школе

 

                               Стили общения в семье

 

 

В период, когда ребенок  начинает ходить в школу, новая социальная ситуация, в которую он попадает, приводит к тому, что сложившийся  в семье стиль общения с  ребенком обретает новые нюансы.

 

Стили общения  в семье:

          

           1)Авторитарный стиль.

 Подразумевающий жесткое  руководство, подавление инициативы  и принуждения, находит себе  оправдание в необходимости подчинить  ребенка школьной дисциплине. Окрики  и физические наказания являются  типичной формой, выражающей власть  взрослого над ребенком. При этом не исключается любовь к ребенку, которая может выражаться достаточно экспрессивно. В таких семьях вырастают или неуверенные в себе, невротизированные люди, или агрессивные и авторитарные - подобие своих родителей. В школе эти черты личности проявляются уже в отношениях со сверстниками.

 

2)Либерально-попустительский  стиль.

 Подразумевает общение  с ребенком на принципе вседозволенности. Такой ребенок не знает иных  отношений, кроме утверждения  себя через требования «Дай!»,  «Мне!», «Хочу!», капризы, демонстрируемые обиды и т.п. Попустительство приводит к тому, что он не может развиваться в социально зрелую личность. Здесь отсутствует самое главное, что необходимо для правильного социального развития ребенка, - понимание слова «надо». В подобной семье формируется недовольный окружающими людьми эгоист, который не умеет вступать в нормальные взаимоотношения с другими людьми, - он конфликтен и труден. В школе ребенок из такой семьи обречен на провал в общении - ведь он не приучен уступать, подчинять свои желания общим целям. Его социальный эгоцентризм не дает возможности нормально овладевать социальным пространством человеческих отношений.

 

3)Гиперопекающий  стиль.

 Изначально лишает  ребенка самостоятельности в  физическом, психическом и социальном  развитии. В этом случае семья полностью фиксирует свое внимание на ребенке: из-за возможной угрозы несчастного случая или тяжелой болезни; из-за стремления компенсировать свои неудачи будущими успехами ребенка; из-за оценки своего ребенка как вундеркинда и др. В такой семье родители растворяются в ребенке, посвящают ему всю свою жизнь. Добровольное жертвоприношение невротизирует родителей, они начинают надеяться на благодарность своего ребенка в будущем, не видя благодарности в настоящем, страдают, не понимая, что растят инфантильного, неуверенного в себе, также невротизированного человека, полностью лишенного самостоятельности. Такой ребенок постоянно прислушивается к своим ощущениям: не болит ли «головка», «животик», «горлышко»? Уменьшительно-ласкательные названия частей своего тела еще долго останутся в его лексиконе и будут вызывать ироническое отношение сверстников. А инфантильное и зависимое поведение лишит его возможности общаться с ними на равных. Он займет подчиненную позицию, найдя себе покровителя среди одноклассников.

Ценностное отношение  к ребенку с высокой рефлексией и ответственностью за него - наиболее эффективный стиль воспитания. Здесь  ребенку выражают любовь и доброжелательность, с ним играют и разговаривают  на интересующие его темы. При этом его не сажают себе на голову и предлагают считаться с другими. Он знает, что такое «надо», и умеет дисциплинировать себя. В такой семье растет полноценный человек с чувством собственного достоинства и ответственности за близких. В школе ребенок из такой семьи быстро обретает самостоятельность, он умеет строить отношения с одноклассниками, сохраняя чувство собственного достоинства и знает, что такое дисциплина.

 

 

4)Отчужденный  стиль.

 Подразумевает глубокое  безразличие взрослых к личности  ребенка. В такой семье родители или «не видят» своего ребенка, или активно избегают общения с ним и предпочитают держать его на расстоянии (психологическая дистанция). Незаинтересованность родителей развитием и внутренней жизнью ребенка делает его одиноким, несчастным. Впоследствии у него возникает отчужденное отношение к людям или агрессивность. В школе ребенок из подобной семьи неуверен в себе, невротизирован, он испытывает затруднения во взаимоотношениях со сверстниками.

 

Описанные стили отношений  к ребенку в семье показывают, сколь тернист путь развивающейся детской личности. В реальной жизни все еще более сложно, чем в любой классификации. В семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку: отец, мать, бабушки и дедушки могут конфликтовать друг с другом, отстаивая каждый свой стиль и т.д. Кроме стилей отношений, обращенных непосредственно к ребенку, на его воспитание оказывает безусловное влияние стиль взаимоотношений взрослых членов семьи.

 В современном мире  существуют также такие проблемы  как агрессивные отношения в семье, алкоголизация семей, неполная семья, «новый папа», приемная семья и т.д. Все это очень влияет на развитие ребенка.

Лишь нормальные, здоровые психически, любящие родители обеспечивают ребенку чувство защищенности, доверия  и условия для нормального существования.

 

 

 

 

                               Стили общения с учителем

 

Ребенок младшего школьного  возраста находится в большой  эмоциональной зависимости от учителя. Так называемый эмоциональный голод - потребность в положительных эмоциях значимого взрослого, а учитель именно такой  взрослый, - во многом определяет поведение ребенка. Стиль общения учителя с детьми определяет их поведение в классе во время урока, в игровой комнате и в других местах, отведенных для занятий и развлечений.

Учитель на уроке имеет возможность воздействия на класс и каждого ребенка в отдельности через те принятые формы, которые предписаны традициями и правилами школы. Обычно учитель стоит перед учениками класса, а дети должны сидеть и внимать учителю, когда он объясняет. Учитель ходит между рядами и контролирует работу каждого, когда дети пишут, считают, рисуют и т.д. Учитель занят на уроке выполнением рабочего плана обучения детей. При всем единообразии внешней стороны работы учителя в классе можно выделить ряд типичных стилей его воздействия на учеников:

1)Императивный (авторитарный) стиль.

 Требует безусловного, неукоснительного подчинения, поэтому  его называют жестким стилем. Ребенку отводится пассивная  позиция: учитель стремится манипулировать  классом, ставя во главу угла задачу организации дисциплины.

Он подчиняет детей  своей власти в категорической форме, не разъясняет необходимости нормативного поведения, не учит управлять своим  поведением, оказывает психологическое  давление.

Императивный стиль  ставит учителя в отчужденное положение от класса или отдельного ученика. Эмоциональная холодность, лишающая ребенка близости, доверия, быстро дисциплинирует класс, но вызывает у детей психологическое состояние покинутости, незащищенности и тревоги. Этот стиль способствует достижению учебных задач, но разъединяет детей, так как каждый испытывает напряжение и неуверенность в самом себе.

Императивный стиль  лишает ребенка возможности осознать свои обязанности и права как  школьника, подавляет инициативу и  не развивает мотивации целенаправленного управления своим поведением. Дети, поведение которых регулируется императивным стилем, оставшись в классе без надзора учителя и не имея навыков саморегуляции поведения, легко нарушают дисциплину.

Императивный стиль  руководства говорит о твердой воле учителя, но не несет ребенку любви и спокойной уверенности в хорошем отношении учителя к нему. Дети фиксируют свое внимание на негативных проявлениях авторитарного учителя. Они начинают бояться его. Все переживания, связанные с резкими формами проявлений взрослого, западают в душу ребенка, остаются в его памяти на всю жизнь.

Императивный стиль  общения взрослого с ребенком в своем крайнем выражении  антипедагогичен и потому недопустим в практике общественного воспитания детей.

2)Демократический стиль.

 Обеспечивает ребенку  активную позицию: учитель стремится  поставить учеников в отношения  сотрудничества при решении учебных  задач. При этом дисциплинированное  поведение выступает не как  самоцель, а как средство, обеспечивающее  успешную работу. Учитель разъясняет детям значение нормативного дисциплинированного поведения, учит управлять своим поведением, организуя условия доверительности и взаимопонимания.

Демократический стиль  ставит учителя и учеников в позицию  дружественного взаимопонимания. Этот стиль вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности и обеспечивает радость при достижении успеха. Этот стиль объединяет детей: постепенно у них появляется чувство «Мы», ощущение причастности к общему делу. В то же время именно этот стиль придает значение особой важности личной деятельности - каждый хочет сам выполнять задание учителя, сам дисциплинировать самого себя.

Демократический стиль  не исключает отчуждения как временного приема работы учителя с классом. Но это именно временный элемент работы на фоне взаимной доброжелательности. Этот стиль предполагает включение всех детей в контроль за общим порядком. Он призван' обеспечить активность позиции, нравственных установок ребенка, дает ему возможность осознать свои права и обязанности, предполагает развитие мотивации целенаправленного управления своим поведением. Демократический стиль создает благоприятные условия для успешного развития целенаправленной дисциплинированности, учебной мотивации. Этот стиль дает опыт самоуправления при мотиве создания и сохранения ценимой среды - рабочего состояния всего класса. Дети, воспитываемые в условиях демократического стиля общения, оставшись в классе без надзора учителя, стараются дисциплинировать себя сами.

Демократический стиль  руководства говорит о высоком  профессионализме учителя, его позитивных нравственных качествах и любви  к детям. Этот стиль требует от учителя больших душевных напряжений, но именно он является самым продуктивным условием развития личности ребенка. Именно в условиях демократического стиля руководства у ребенка развивается чувство ответственности.

Информация о работе Особенности развития младшего школьника. Стили общения в семье и школе