Особенности развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста. На протяжении ряда лет основные усилия отечественных учёных, исследовавших познавательные процессы детей дошкольного возраста, были сосредоточены на изучение двух проблем. Одна из них - это проблема развития процессов восприятия. Вторая проблема - это проблема формирования понятийного мышления. Вместе с тем значительно меньше разработана проблема развития наглядно-образного мышления дошкольников.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование развития наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте
1.1 Сущность мышления
1.2 Возрастные особенности развития мышления у дошкольников
1.3 Развитие наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте
Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте
2.1 Изучение уровня развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте
2.2 Анализ рекомендаций воспитателей по развитию у дошкольников наглядно-образного мышления
Заключение
Список литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

наглядно-образное мышление.doc

— 824.00 Кб (Скачать файл)

       Из таблицы видно, что 50% детей имеют очень высокий уровень сформированности образных представлений о явлениях природы и временах года (Никита А., Катя В.,Маша Л., Павел Е., Илья Т.). Во время исследования эти дети за отведенное время совершенно верно назвали и связали все картинки с временами года, указав на каждой из них достаточное количество признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года.40% детей имеют высокий уровень сформированности образных представлений о явлениях природы и временах года: правильно назвали и связали с нужными временами года все картинки, указав при этом несколько признаков, обосновывающих правильность их ответа.

       На следующем этапе изучения нами наглядно-образного мышления у дошкольников детям предлагалась методика «Матрица Равена» (см. Приложение №3). 
       Эта методика предназначается для оценивания наглядно-образного мышления. Здесь под наглядно-образным мышлением понимается такое, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач.

Баллы

Показатели

Уровень развития

10 баллов

за отведенное время ребенок правильно назвал детали,подходящие к нужной матрице.

Очень высокий

8-9 баллов

за отведенное время ребенок не правильно решил 1-2 матрицы.

Высокий

4-7 баллов

ребенок правильно решил 4-7 матриц за отведенное время.

Средний

2-3 баллов

ребенок правильно решил 2-3 матрицы.

Низкий

0-1 балла

ребенок не смог правильно решить матрицу,либо совсем не справился с заданием.

Очень низкий


        Результаты изучения сформированности наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста (методика № 3)

 

Имя ребенка

Уровни  сформированности наглядно-образного мышления

   

Очень  
высокий

Высокий

Средний

Низкий 

Очень низкий

1

Никита А.

         

2

Катя В.

         

3

Артем П.

         

4

Маша Л.

         

5

Женя К.

         

6

Настя А.

         

7

Андрей П.

         

8

Павел Е.

         

9

Денис П.

         

10

Илья Т.

         

       Как видно из таблицы 30% детей имеют высокий уровень развития наглядно-образного мышления, 60%- средний уровень развития и 10%- низкий уровень развития.                                                                      

       После изучения развития отдельных свойств наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста мы составили таблицу, позволившую нам сделать вывод о развитии данного вида мышления дошкольников. 
       Сводная таблица результатов изучения развития наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте:

 

Имя ребенка

Изучение  сформированности  
образных представлений об  
окружающем мире

Изучение  
сформированности  
 образных представлений  
о явлениях природы и  
временах года

Изучение сформированности наглядно-образного мышления

Уровень развития  
 наглядно-образного  
мышления

1

Никита А.

       

2

Катя В.

       

3

Артем П.

       

4

Маша Л.

       

5

Женя К.

       

6

Настя А.

       

7

Андрей П.

       

8

Павел Е.

       

9

Денис П.

       

10

Илья Т.

       

 

       Как показывают результаты исследования, уровень образного мышления у испытуемых достаточно высок.К ним относятся:Никита А.,Катя В.,Маша Л., Павел Е.,Денис П.,Илья Т.

       Учитывая, что образное мышление играет важную роль, воспитателю необходимо обратить пристальное внимание на этот факт.

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ рекомендаций воспитателей по развитию у дошкольников наглядно-образного мышления

       Мы проанализировали рекомендации воспитателей ДОУ «Солнышко» г.Покрова, которые представляют собой игры и упражнения, направленные на развитие наглядно-образного мышления(см.Приложение №4). 
       Подобранные игры и упражнения могут проводиться по подгруппам, состоящим из 2-7 детей. Взрослый должен объяснить условия и правила игры, раздать материал. Во время детской игры взрослому необходимо наблюдать за действиями детей и при необходимости вмешиваться в ход игры, оказывая помощь. 
       Рекомендованные задания имеют игровую форму или предлагаются в виде интересных упражнений. Они могут быть предъявлены без предварительного обучения. 
       Одним из заданий на развитие у детей способности мысленно перегруппировывать элементы объекта и планировать свои действия в уме является игра «Головоломка с палочками».

       Среди игр на развитие способности ориентироваться в простой план-схеме пространства предлагается игра «Где сидит попугай?». Для ориентации в план-схеме важно определить место, где стоит сам ребёнок. Для разнообразия игры детям можно предложить детскую площадку, на которой они играют, групповую комнату, музыкальный зал. 
На развитие способности «читать» и создавать схемы объектов может быть использована игра «Прогноз погоды».                                 

       Развивает умения ориентироваться в схематическом изображении предмета и способность к конструированию игра «Собери по схеме». Материалом для игры служит строительный конструктор.                   

       В среднем и старшем дошкольном возрасте также можно использовать игру «Созвездие», направленную на формирование умения соотносить схематическое изображение предмета с художественным.               

       После того, как дети достаточно хорошо справляются с данными играми, можно перейти к заданиям, связанным с формированием у детей умения создавать план-карту знакомого им пространства, например своей площадки, где они играют. 
       При составлении план-карты у ребенка могут возникнуть следующие ошибки: упускается из виду важные детали планировки, не отображаются некоторые предметы, искажаются размеры отображаемых предметов. (Например, меньшие по размеру предметы обозначаются большими фигурками, а большие предметы - меньшими). Но такого рода ошибки вполне естественны в этом возрасте. Главное, чтобы взрослые обращали внимание на эти ошибки и объясняли детям, почему это является ошибкой.    Необходимо также стараться, чтобы дети самостоятельно или с помощью взрослого исправляли эти ошибки. 
       Необходимо также помнить о том, что развитие наглядно-образного мышления происходит и в обычных видах детской деятельности. Это прежде всего сюжетно-ролевая игра, которая учит детей не только замещению, но и моделированию взаимоотношений взрослых. Наглядное моделирование проявляется и в детской конструктивной деятельности. Сделанный из строительного материала домик - объемная модель реального здания, передающая при помощи заместителей (деталей) отношения между его основными частями. Что касается детского рисования, то одной из его отличительных особенностей является схематизм. Рисуя по собственному замыслу, ребенок передает не столько общий внешний вид предметов, сколько то, что он знает об их строении, отношениях между основными частями. 
       Использование заместителей и моделирование в игре, конструировании, рисовании (а также в лепке, аппликации и т.п.) и служит источником развития внутренних форм замещения и наглядного моделирования. 
       Мы согласны с данными рекомендациями, так как эти игры и упражнения направлены на то, чтобы обучить детей действиям замещения и наглядного моделирования. Они могут использоваться воспитателями на занятиях по ознакомлению с окружающим, математике, развитию речи, конструированию и вне занятий; родителями - в повседневной жизни ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

       Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблемой развития наглядно-образного мышления дошкольников занимались А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, П.П.Поддъяков, Б.Г. Ананьев, Ж. Пиаже, и др. 
Как отечественные так и зарубежные исследования показывают, что развитие наглядно-образного мышления - это сложный и длительный процесс.

       Главным изменением процесса мышления в дошкольном возрасте является переход от внешнего действия во внутренний план, что обеспечивает к концу дошкольного детства способность действовать в уме, через образ. 
       Многие авторы рассматривают возникновение наглядно-образного мышления как узловой момент в умственном развитии ребенка. Однако условия формирования наглядно-образного мышления у дошкольников, механизмы его осуществления изучены далеко не полностью. 
       Исследования ученых и полученные результаты опытно-экспериментального изучения наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста позволили нам выделить следующие особенности развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте: 
-наглядно-образное мышление - основной вид мышления ребенка дошкольника. Уже в среднем дошкольном возрасте дети могут овладеть многими возможностями связанными с этим видом мышления, (мысленно преобразовывать образы реальных предметов, строить наглядные модели, планировать свои действия в уме); 
-возникновение наглядно-образного мышления - узловой момент в умственном развитии ребенка; 
-начальные этапы развития наглядно-образного мышления вплотную примыкают к развитию процессов восприятия; 
-задания, в которых связи существенные для достижения цели можно обнаружить без проб, дети старшего дошкольного возраста обычно решают в уме, а затем уже выполняют безошибочно практическое действие; 
-успешность перехода от внешнего к внутреннему плану действий у детей дошкольного возраста определяется уровнем ориентировочно-исследовательской деятельности, направленной на выявление существенных связей ситуации. 
       На основе полученных результатов мы проанализировали рекомендации воспитателей по развитию у дошкольников наглядно-образного мышления.  
Рекомендации направлены на развитие у детей способности мысленно перегруппировать элементы объекта; ориентироваться в простой план-схеме пространства; умения ориентироваться в схематическом изображении предмета и способности к конструированию; умению мысленно преобразовывать предмет, «читать» и создавать простые схематические изображения различных объектов; планировать свои действия в уме. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.Барташников И.А., Барташникова А.А. Учись играя. - Харьков,1999 г. 
2.Безруких М.М. Ступеньки к школе - М., 2001г. 
3.Венгер Л. А, Мухина B. C. Психология - М., 1988г. 
4. Венгер Л. А, Мухина B. C. Развитие мышления дошкольника //Дошкольное               воспитание –М.,2002г., №7 
5.Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста - М., 1999г. 
6.Венгер Л.А., Ибатуллина А.А. Соотношение обучения, психического развития и функциональных особенностей созревающего мозга // Вопросы психологии – М.,1989, №20. 
7.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Гамезо, М.В. Матюхиной - М., 2001г. 
8.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии - СПб., 2004г.                                          9. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования -М.,1956г., стр.257.                                                                                                                    10.Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем мышление - М., 2000г.                         11. Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии -М.,1998г.          12.Глуховеря Н. Познавательная деятельность детей ее особенности // Дошкольное воспитание -М.,2003г., №11 
13.Гурова Л.Л. Функция наглядно-образных компонентов в решении задач. // Вопросы психологии- М.,1998г., №5 
14.Детская практическая психология / Под ред. Т.Д. Марцинковской - М., 2004г. 
15.Детская психология / Под ред. Я.Л. Копошинского, Е.А. Панько - Минск, 1998г. 
16.Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Под редакцией Венгера Л.А. - М., 1989г.

17. Ишмуратова Е.М. Развитие познавательных функций у детей раннего возраста в различных видах продуктивной деятельности // Логопед в детском саду- М.,2008г., № 6,стр. 30-37.                                                                                        18.Колесникова Е. В.500 игр для коррекционно-развивающего обучения - Ярославль, 2000г. 
19.Колесникова Е.В. Слушай, смотри, делай. - М., 2000г. 
20.Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка - М., 1999г. 
21.Люблинская А.А. Детская психология - М., 1971г.                                                  22. Малеева З.П. Развитие наглядно-образного мышления у дошкольников с нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушением развития –М., 2009г.,№ 1, стр. 27-33.                                                                                     23.Мухина B. C. Возрастная психология - М., 2003г.                                                             24.Немов Р.С. Психология Кн. 3. Психодиагностика –М.,2001г., 4-е изд.,с.97-101,с.210.                                                                                                                      25.Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. - М., 1999г. 
26.Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления - М., 1999г. 
27. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника - М., 1999г. 
28. Поддьяков Н.Н. Умственное воспитание дошкольников - М.: Педагогика, 1972г.,стр.261.                                                                                                    29.Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие - М., 1957г.           30. Попенова, Н.Е. Словесно-логические игры в развитии детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения – М.,2008г.,№ 12,стр. 61-65.                                                            31.Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко - СПб., 2002г. 
32.Проскура Е.Ф. Развитие познавательных способностей дошкольника - Киев, 2001г.                                                                                                                          33. Психологический словарь, .3-е изд.,- М.: Феникс. 2004г.,стр.268.

Информация о работе Особенности развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста