Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 12:38, реферат
Память – процесс запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта.
Бурное развитие характеристик памяти ребёнка, происходящее в школьные годы, связано прежде всего с процессом обучения. Процесс усвоения новых знаний ребёнком предполагает развитие у него произвольной памяти. В отличие от дошкольника, школьник вынужден запоминать и воспроизводить не тогда, когда захочет, и не то, что ему интересно, а то, что даёт и требует от него школьная программа.
1. Введение с. 3
2. Литературный обзор с. 5
2.1. Что такое память с. 5
2.2. Память как одно из основных свойств личности с. 6
2.3. Особенности памяти детей младшего школьного возраста с. 18
3. Практическая часть с. 21
3.1 Методика проведения исследований с. 21
3.2. Результаты исследования с. 24
3.3. Рекомендации учащимся по развитию памяти с. 25
4. Выводы с. 26
5. Список литературы с. 28
Сохранение – это процесс удержания заученного в памяти. С физиологической точки зрения это поддержание ранее установленных связей в мозгу путем подкреплений. Забывание – исчезновение, выпадение из памяти, т.е. процесс угасания, ликвидации, затормаживания связей. Эти два процесса, противоположные по характеру – характеристики одного процесса: о сохранности материала в памяти говорят, когда нет забывания, а забывание – это плохое сохранение материала в памяти.
Забывание – целесообразный, естественный и необходимый процесс и не всегда должен оцениваться отрицательно. Забывание дает возможность мозгу освобождаться от избыточной информации. Но человек, к сожалению, часто забывает то, что ему важно помнить. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса.
Воспроизведение и узнавание – это процессы актуализации ранее воспринятого материала. При воспроизведении актуализация происходит без повторного восприятия. При узнавании актуализация осуществляется при повторном восприятии.
Узнавание, более простой процесс, чем воспроизведение, т.к. узнать легче, чем воспроизвести. Узнавание не может быть показателем прочности запоминания, и при оценке эффективности запоминания надо ориентироваться на воспроизведение. Ученик читает материал по учебнику повторно, и ему всё знакомо. Знакомо – значит, усвоено, считает ученик. Но учитель требует от ребенка не узнавания, а воспроизведения. Поэтому при заучивании необходимо проверять себя на воспроизведение и считать материал усвоенным только тогда, когда можешь при закрытом учебнике безошибочно рассказать содержание.
Воспроизведение, как и запоминание, бывает непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным). При непроизвольном воспроизведении образы, мысли, слова и чувства вспоминаются без усилия (например, на основе ассоциаций), при произвольном – в результате активного и сознательного намерения. Воспроизведение текста при непреднамеренном запоминании менее точно, чем при преднамеренном запоминании.
В тех случаях, когда ученик не четко усвоил материал или давно не повторял его и произвольно воспроизводить его трудно, прибегают к припоминанию. Припоминание – активное воспроизведение, связанное с напряжением и требующее определенных волевых усилий. Процесс припоминания протекает успешно, когда забытый факт воспроизводится не изолированно, а в связи с другими фактами, событиями, обстоятельствами и действиями, сохранившимися в памяти. Таким образом, успех припоминания зависит от понимания того, в какой логической связи забытый материал находится с остальным материалом, сохранившимся в памяти.
Скорость заучивания у людей также разная. Есть быстро заучивающие и медленно заучивающие предлагаемый материал. Второй группе людей для запоминания такого же объёма информации потребуется втрое больше времени, но помнят они значительно дольше.
Различными бывают и основные свойства каждого вида памяти: объём (сколько информации человек может сохранить), прочность и точность памяти (насколько долго человек сохраняет воспринятое и насколько правильно его воспроизводит).
Люди различаются и тем, какой материал они лучше запоминают. Так, музыкант успешно запоминает музыку, у него развита слуховая память. Художник или охотник имеют высокоразвитую зрительную память. А у спортсменов развита память на движения (двигательная). В связи с этим будут иметь место и разные виды памяти.
Степень владения человеком своей памятью так же различна.
Мы говорим, что у человека хорошая память, если он отличается:
1) быстротой запоминания, 2) прочностью сохранения, 3) точностью воспроизведения, 4) готовностью памяти, т.е. способностью припоминать то, что необходимо в нужный момент.
Учитывая индивидуальные особенности человека, следует рекомендовать ему использовать преимущественно тот или иной материал для запоминания, а также тот или иной способ введения информации и каждого ребенка надо научить способам, обеспечивающим наилучшие результаты запоминания, а так же применения сохраненного памятью в жизни.
Таким образом, мы видим, что память, как одно из основных свойств личности, является необходимым условием для развития интеллектуальных способностей. Индивидуальные особенности памяти людей зависят от целого ряда факторов: особенностей высшей нервной деятельности, уровня развития отдельных процессов памяти, особенностей воспитания и обучения, характера профессиональной деятельности. Каждой возрастной группы (для дошкольников, младших школьников, подростков) характерны свои особенности памяти.
Педагогу важно знать индивидуальные
особенности памяти своих учеников: это
даст ему возможность, с одной стороны,
опираться на более сильные стороны их
памяти, а с другой – целеустремленно
работать по совершенствованию слабых
сторон памяти учащихся.
2.3 Особенности памяти детей младшего школьного возраста
Примерно на 4 месяце жизни у ребенка начинает проявляться начальная форма образной памяти – узнавание знакомых лиц и предметов. В возрасте от 1 до 3 лет развивается способность непроизвольного запоминания. Произвольно дети начинают запоминать с 3 – 4 лет в связи с активным участием в играх, требующих сознательного запоминания каких-либо предметов, действий, слов и в связи с постепенным привлечением их к посильному труду по самообслуживанию и выполнению поручений старших.
В дошкольном возрасте словесно-логическая память развита ещё слабо, основное значение имеет наглядно-образная и эмоциональная память.
В связи с поступлением в школу происходит перестройка и развитие памяти. Память постепенно становится все более организованной, регулируемой и управляемой психической деятельностью. Процессы памяти постепенно приобретают произвольный характер, развивается и совершенствуется словесно-логическая память, но в младшем школьном возрасте продолжает сохранять большое значение наглядно-образная память.
Не смотря на то, что память младших школьников по сравнению с памятью дошкольников более сознательна и организованна, однако в ней имеются недостатки.
Как говорилось выше, у младших школьников более развита память наглядно-образная, чем смысловая. Лучше они запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. Это связано с преобладанием первой сигнальной системы. Во время обучения в начальных классах дается очень много конкретного, фактического материала, что развивает наглядную, образную память.
Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, учитель способствует развитию их мышления.
К недостаткам памяти младших школьников относится неумение правильно организовать процесс запоминания, неумение разбить материал для запоминания на разделы или подгруппы, выделять опорные пункты для усвоения, пользоваться логическими схемами.
У младших школьников имеется потребность в дословном запоминании, что связано с недостаточным развитием речи. Педагоги, родители должны поощрять смысловое запоминание и бороться с неосмысленным запоминанием.
Следует также отметить некритичность детской памяти, с которой сочетается неуверенность в заучивании материала. Именно неуверенностью часто объясняются случаи, когда младшие школьники предпочитают дословное запоминание пересказу.
От класса к классу в начальном звене память детей становиться лучше. Чем больше знаний, тем больше возможностей образовывать новые связи, тем больше навыков заучивания, следовательно, и прочнее память. Учителям начальной школы и родителям надо много работать над совершенствованием памяти детей, побуждая их к организованности и осмысливанию учебного материала.
В процессе обучения в начальном звене массовой школы «память ребёнка становиться мыслящей» (Эльконин Д. Б.). Под влиянием обучения в младшем школьном возрасте память развивается в двух направлениях:
- усиливается
роль и увеличивается удельный
вес словесно-логического,
- ребёнок
овладевает возможностью
И всё же в начальной школе у детей лучше развита механическая память. Младшие школьники часто склонны воспроизводить материал дословно. Это объясняется тем, что младший школьник не умеет дифференцировать задачи запоминания (что надо запомнить дословно, а что в общих чертах), они не умеют пользоваться разными приёмами запоминания (они читают материал несколько раз подряд, пока он не запомнится), не владеют развернутой речью и не умеют воспроизводить материал своими словами.
Младшие школьники ещё не владеют приёмом осмысленного запоминания – группировкой материала в процессе заучивания, т.к. не умеют выделить существенное и главное в каждой части, плохо умеют анализировать текст, но если учащихся специально обучать смысловой группировке текста как приёму запоминания, то даже ученики 1 класса справятся с этой задачей.
Среди младших школьников массовых школ нередко встречаются дети, которым для запоминания материала достаточно один раз прочитать раздел учебника или внимательно прослушать объяснение учителя. Эти дети не только быстро запоминают, но и длительно сохраняют заученное, легко его воспроизводят.
Есть и такие дети, которые быстро запоминают учебный материал, но и так же быстро забывают выученное. Обычно на второй – третий дань они уже плохо воспроизводят выученный материал. У таких детей прежде всего нужно формировать установку на длительное запоминание, приучать контролировать себя.
Наиболее трудный случай – медленное запоминание и быстрое забывание учебного материала. Этих детей надо терпеливо учить приёмам рационального запоминания. Иногда плохое запоминание связано с переутомлением, поэтому необходим специальный режим, разумная дозировка учебных занятий.
Очень часто плохие результаты запоминания зависят не от низкого уровня памяти, а от плохого внимания.
Таким образом, основное направление развития памяти младших школьников массовой школы – это возрастание роли и удельного веса словесно-логического, смыслового запоминания и развитие способности сознательно управлять памятью и регулировать её проявления (произвольная память).
К переходу в среднее звено у учащихся должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений. Очень важно научить учащихся правильно ставить цели для запоминания. Если ученик запоминает материал с установкой, что этот материал понадобиться в скором времени, то материал запомнится быстрее, будет помниться дольше, воспроизводиться точнее.
Таким образом, из литературных источников
установлено, что уровень развития
памяти, и то, какой вид памяти является
доминирующим в данный возрастной период,
влияет на процесс обучения, уровень усвоения
изучаемого материала. Мы сформулировали
рабочую гипотезу: к концу обучения
в начальной школе у учащихся преобладает
комбинированная и моторно-слуховая память.
3.
Практическая часть
Для подтверждения рабочей гипотезы было
проведено исследование, включающее метод
наблюдения и тестирование, с учащимися
начальной школы в течение трех лет для
выявления преобладающего типа
памяти.
3.1
Методика проведения
исследований
1.
Провести тестирование
с учащимися
класса с помощью
школьного психолога.
Опыт №1
Экспериментатор
четко, с интервалом 3 секунды читает
испытуемому слова для
Инструкция испытуемому: « Я буду читать Вам слова. Слушайте их внимательно и запоминайте. После паузы, когда я скажу: « Пишите!»,- на листе бумаги запишите то, что Вы запомнили. Если всё понятно приготовьтесь слушать и запоминать».
Информация о работе Особенности развития памяти учащихся начальной школы